Выявление стиля поведения педагогов в конфликтной ситуации
Курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3
ГЛАВА
1. Вопросы конфликтов и стилей их
разрешения в психологической литературе
1.1.
Теоретические основы
изучения стилей поведения в конфликтных
ситуациях………………………………………………………………..7
1.2.
Типология и
причины конфликтов………………………………...12
1.3.
Стилевые характеристики поведения учителей в конфликтных
ситуациях………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2.
Опытно-экспериментальное исследование по диагностике и коррекции стилей поведения учителя в
конфликтных ситуациях
2.1. Определение стилей
поведения учителей в конфликтных ситуациях………………………………………………………………………33
2.2. Коррекционная работа по овладению навыками и умениями управления
конфликтными ситуациями………………………….……..38
2.3.
Проверка эффективности коррекционной работы
по управлению конфликтами…………………………………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….50
ВВЕДЕНИЕ
В истории
человечества всегда существовали, существуют и будут
существовать конфликты, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений.
Возможность возникновения
конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются на почве ежедневных
расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд,
побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей.
Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в
сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые
нарушают личностное или межличностное спокойствие.
Многолетний опыт психологов и педагогов позволяет утверждать, что
зачастую педагог является источником проблем, которые затем обнаруживаются у ребенка. Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир
и гармония, конфликты неизбежны. Каждый педагог должен обладать умением эффективно улаживать
споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым
конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать
общие интересы.
Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко
пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на
возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт
как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.
Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в
последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что
привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет
узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт
людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению
конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать
конфликта.
Все вышеизложенное свидетельствует
об актуальности изучения конфликта, как социально-психологического
явления.
Вопросом изучения сущности, природы конфликта и способов его конструктивного разрешения занимались
такие видные психологи, философы, социологи и педагоги, как Г. Спенсер, Г. Зиммель, Л. Козер, М. Вебер, Г. Скотт, Р.
Фишер, К.У. Томас, Е.И. Рогов, И.М. Марковская, Б.В
Кулагин, М.Н.
Князева, И.М.Юсупов и др.
Ключ решения этой проблемы состоит в
том, чтобы взглянуть на конфликт, как на задачу, которая должна быть решена: в
первую очередь определить причину конфликта, а затем - применить
соответствующую технику решения конфликтных проблем.
Но, несмотря
на достаточную изученность проблемы, данный вопрос представляется недостаточно разработанным в области
изучения взаимодействия в
конфликтных ситуациях профессиональных педагогов. Значимость данного вопроса
определяется спецификой профессии педагога, ее
влиянием на формирование мировоззрения и психологических установок
подрастающего поколения. Возникает противоречие между достаточной теоретической
изученностью данного вопроса и
отсутствием в психолого-педагогической практике системной работы по выявлению и
коррекции стилей разрешения конфликтных ситуаций педагогами.
Данное противоречие обусловило выбор темы нашей курсовой работы: «Выявление стиля поведения
педагогов в конфликтной ситуации», и позволило сформулировать проблему
исследования: выявление специфики особенностей стилей
поведения педагогов в конфликтной ситуации. Решение данной проблемы является целью
исследования.
Объект исследования: конфликтная ситуация
Предмет исследования: поведение педагогов в конфликтной ситуации.
При
работе над вопросом нашего исследования мы руководствовались гипотетическим предположением,
согласно которому выявление
стилевых характеристик учителей позволяет наметить коррекционную работу с ними,
которая, в свою очередь, позволит развить навыки и умения управления
конфликтными ситуациями.
В соответствии с проблемой,
объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую
и специальную литературу по теме
исследования.
2) Выявить особенности стилей
решения конфликтных ситуаций у пе6дагогов экспериментальной группы.
3) Организовать коррекционную работу
по овладению методами
разрешения конфликта.
Для решения поставленных задач был
использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической
литературы; наблюдения за деятельностью педагогов; эксперимент; тестирование,
количественная и качественная обработка результатов.
Исследование проводилось на базе
средней школы №8 с участием 10 преподавателей, вошедших в экспериментальную группу.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап - подготовительный включал в себя определение
целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме
исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание
чернового варианта первой главы);
2 этап - собственно
экспериментальный – проведение
эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;
3 этап заключался в
оформлении курсовой работы в соответствии с требованиями ГОСТа.
Методологической
основой являются научные труды по теме исследования психологов
и педагогов: М.Н. Князевой, Е. Мелибруды, А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко, Е.И Рогова,
И.М. Юсупова, Л.С. Григорьевой, и
др.
Теоретическая
значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов,
существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам сущности
конфликта и стилей и методов его
решения.
Практическая значимость представляется
возможностью использовать данную работу в практике психологов при работе с
педагогами.
Структура работы: введение, глава 1, глава 2, заключение, список
литературы, приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать
мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый педагог должен обладать умением эффективно
улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с
каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и
развивать общие интересы.
Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко
пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на
возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать
конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.
Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в
последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что
привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет
узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт
людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению
конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать
конфликта.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность
темы нашего исследования.
В ходе проделанной работы была
подтверждена, теоретическая и практическая значимость темы исследования.
Была
проведена диагностика предпочитаемых стилей разрешения конфликтных ситуаций
педагогами экспериментальной группы.
Цели и
задачи, поставленные в ходе работы, были выполнены. Гипотеза исследования была
подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесов, С.В. Тесты в социологическом исследовании [Текст] / С.В.
Аванесов. — М., 1982.-320 с.
2. Анастази,
А. Психологическое тестирование. В 2 т. [Текст] / А. Анастази. — М., 1982.- 285 с.
3. Аэндрет,
Г. А. Игровая терапия: искусство отношений. [Текст] / Г. А. Аэндрет.— М.: Междунар.
педаг. академия, 1994.- 264 с.
4. Бурлачук,
Л. Ф. Исследования личности в клинической психологии. [Текст] / Л. Ф. Бурлачук— Киев, 1979.- 497 с.
5. Гайда,
В.К. Психологическое тестирование [Текст] / В.К. Гайда, В.П. Захаров.
— Л., 1982.- 266 с.
6. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога [Текст] — М., 1987.- 146 с.
7. Князева,
М.Н. Конфликт, [Текст] / М.Н Князева. ЭКО,
1992, №2. – С17-32.
8. Кулагин, Б.В. Основы профессиональной
психодиагностики [Текст] / Кулагин,
Б.В.— Л., 1984.-358 с.