Тревожность детей старшего дошкольного возраста и возможности ее коррекции

Курсовая работа

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Вопросы коррекции тревожности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

1.1.Проблема тревожности в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………….7

1.2.  Причины возникновения и особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста………………………………………………13

1.3.Влияние коррекционной работы на понижение тревожности у детей дошкольного возраста……………………………………………………..18

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по преодолению и снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Организация и методики экспериментального исследования…………24

2.2.    Результаты  диагностики   уровня тревожности детей  дошкольного возраста…………………………………………………………………………..30

2.3. Коррекционная работа по  преодолению тревожности  у  детей старшего дошкольного возраста и  анализ ее результатов……………………………36

Заключение……………………………………………………………………..42

Библиография……………………………………………………………44

 

 

Введение

В отечественной психолого – педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности.

Так,  Р.С. Немов тревожность рассматривает преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях. В. С. Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента. В их исследованиях получены статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы (слабостью, инертностью). В.Р. Кисловская рассматривает тревожность как социально – обусловленное свойство личности. Её экспериментальные материалы показывают, что на проявление тревожности у детей большое влияние оказывает социализация, интенсивно протекающая в детских садах. Во всех возрастах (дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский). В.Р. Кисловская  делает вывод о том, что «… тревожность в очень значительной мере является функцией социального общения».

У детей, не способных адаптироваться к новым социальным условиям, возникают негативные психические проявления. Одним из таких проявлений является тревожность, которая формирует у ребёнка негативные личностные установки такие, как неуверенность в себе, в своих силах, возможностях, а в целом – полное недоверие к себе. В последние годы количество детей с устойчивой тревожностью в нашей стране существенно увеличилось. Это обуславливает актуальность данной проблемы.

Исследованием проблемы тревожности детей занимались многие психологи: Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, Л.Я.Гозман, Р. С Немов, Рубинштейн С.Я  и др.

Но, несмотря на достаточную изученность теоретического аспекта вопроса тревожности  детей дошкольного возраста, в практической деятельности ДОУ отсутствует систематическая и целенаправленная работа по выявлению и  коррекции тревожности детей.   Возникает определенное противоречие между необходимостью выявления тревожности детей  для эффективной организации воспитательного процесса и  отсутствием эффективной технологии организации данного процесса в ДОУ.   Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: выявление возможностей коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы: выявить особенности проявления и возможности коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Возникшее противоречие и актуальность  данного вопроса обусловила выбор темы курсовой работы: «Тревожность детей старшего дошкольного возраста и возможности ее коррекции».

Объект исследования:  дети  старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: способы коррекции тревожности детей  старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы предполагаем,  что  коррекция  тревожности у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно при условии использования в коррекционной работе специально разработанного  комплекса игр и занятий, направленных на снижение тревожности.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:

1)      Изучить  психолого – педагогическую литературу по теме исследования.

           2)  Провести диагностику  тревожности  у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.

        3)  Разработать и экспериментально апробировать комплекс игр и занятий, направленных на коррекцию тревожности детей старшего дошкольного возраста.

 4) Провести повторную диагностику дошкольников с целью выявления эффективности проведенной коррекционной работы и проверки гипотезы исследования.

Методологическая основа: исследования  Я.Л. Коломинского, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, Е.И. Рогова, С.Я. Рубинштейна и др. по проблеме тревожности детей.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; психологическое исследование,  наблюдение, методы исследования с использованием психолого-педагогических методик, количественная и качественная обработка результатов.

      Исследование проводилось на базе детского сада «Звездочка» города Ишима с участием 20 детей старшего дошкольного возраста: десяти детей экспериментальной группы и десяти детей контрольной группы.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный  включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап - собственно экспериментальный   – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап  заключался в оформлении курсовой работы в соответствии с требованиями ГОСТа.

Научная  значимость работы заключается в обобщении,  систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам тревожности и  ее коррекции у   ребенка дошкольного возраста.

Практическая значимость представляется возможностью использовать данное исследование в практике воспитателями ДОУ, также работа представляет практическую значимость для  практических  психологов.

Структура работы:  введение, первая, вторая глава,  заключение,  библиография.

Библиография  включает 35 источников. Общий объем работы – 47 страниц.

 

 

Заключение

Приступая к работе по теме нашей курсовой работы, мы поставил перед собой ряд задач, которые решались на протяжении всего исследования.

Нами была изучено состояние проблемы тревожности дошкольников в  психолого-педагогической  литературе. На основе теоретических знаний нами были подобраны методики по выявлению уровней тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Определив объект исследования, его предмет, нами было выдвинуто следующее гипотетическое положение: мы предполагали, что дети снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно при условии использования в коррекционной работе комплекса игр и занятий, направленных на снижение тревожности.

 Для проверки гипотезы мы разработали  и апробировали комплекс коррекционных занятий, направленных на снижение уровня тревожности детей дошкольного возраста.

Выявив уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе на констатирующем этапе, мы определили, что одного ребенка  в данной группе наблюдается высокий уровень тревожности, у троих детей – средний и у пятерых – низкий.

В результате  контрольного этапа эксперимента мы выявили следующее: после проведения комплекса игр в экспериментальной группе уровень  тревожности у одного ребенка снизился с высокого до среднего, и уровен, где не проводилась коррекционная работа,  уровень тревожности детей остался на прежнем уровне.

Из полученных данных можно сделать вывод, что использование специальных средств (игр) по преодолению тревожности способствовало  снижению уровня тревожности у детей.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Поставленные перед нами задачи исследования были решены.

Дальнейшее изучение данной проблемы возможно при разработке более систематизированного комплекса средств, направленного на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного нами комплекса коррекционных занятий в практике воспитателей  и психологов детских садов.

 

                                  

                                     

 

 

Библиография

1.      Анастази, А. Психологическое тестирование. В 2 т. [Текст] / А.  Анастази. — М., 1982.- 285 с.

2.      Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. [Текст]/Б.Г. Ананьев.  — М.: Педа¬гогика, 1980. – 317 с.

3.        Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. [Текст]/ Г.М.  Бреслав. - М.: Педагогика, 1990.- 327 с.

4.      Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. [Текст]/ Вилюнас В. К. - М.: Изд-во МГУ, 1976.- 187 с.

5.      Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов[Текст]/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1979. -288с.

6.      Гарбузов, В. И. Нервные дети: Советы врача. [Текст]/ В. И. Гарбузов. - Л.: Медицина, 1990. -176с.

7.      Детская психология: Учеб. Пособие [Текст]/ Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – М.: Университетское, 1988. -399с.

8.      Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. [Текст]/ А.В. Запорожец. .: Просвещение,1986.- 497 с.

9.      Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр[Текст]/  – СПб: Союз, 1997. -224с.

10.    Кочубей, Б., Новикова, Е. Ярлыки для тревожности. [Текст]/ Б.Кочубей, Е.Новикова//Семья и школа. 1988.№ 9.

11.    Кочубей, Б., Новикова, Е. Снимем маску с тревоги. [Текст]/ Б.Кочубей, Е.Новикова//Семья и школа. 1988.№ 9.

12.    Изард, К. Эмоции человека: (Пер. с анг.) [Текст]/Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.: Изд-во МГУ, 1980. – 326 с.

13.    Коломинский, Я. Л. Панько, Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: [Текст]/ Я. Л. Коломинский,  Е. А.  Панько. инск, «Унiверсiтэцкае», 1997. – 347 с.

14.    Краткий психологический словарь[Текст]/ Сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М., 1999. – 195 с.

15.    Лешли, Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Кн. Для воспитателей дет. сада: [Текст]/ Дж.   Лешли. – М.: Просвещение,1991. – 117 с.

16.    Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. [Текст]/ А.Н.  Леонтьев.– М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

17.    Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. Для пед. ин-тов [Текст]/ В.С. Мухина; Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985. -416 с.

18.    Мельников, В.М.  Введение в эксперименталь¬ную психологию личности [Текст] / В.М. Мельников, Л.Т.  ЯмполъскийМ., 1989.-447 с.

19.    Мэй, Р. Искусство психологического консультиро¬вания [Текст]/ Р.   МэйМ.: НФ «Класс», 1994.-186 с.

20.    Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. [Текст]/ Р. С.   Немов. .: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -576с.

21.    Овчарова, Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. [Текст] /Р.Ф. Овчарова. ., 1996.-247 с.

22.    Осипова, А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. [Текст] / А.А. Осипова.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.-426 с.

23.    Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского [Текст] / под ред. Пилиповского В.Я..-М., 1992.- 217 с.

24.    Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. [Текст] / А.М. Прихожан. .,2000.- 361 с.

25.    Психология страха: Популярная энциклопедия. [Текст] / .,1999.- 213 с.

26.    Практическая психология: Учебно-методическое пособие [Текст] /Под. ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. – М. 1997. -212с.

27.    Психологический практикум  [Текст] /Платонов, К.К.— М., 1980. -324 с.

28.    Практикум по общей и экспериментальной психологии. [Текст]/ Под общей ред. А.А.Крылова [Текст]/ А.А.Крылов — Л., 1987.-421 с.

29.    Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В.  Петровский - М.: Издательский центр “Академия”, 1995.-342 с.

30.    Понамарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. [Текст]/ Я.А.  Понамарев.– М.: Наука, 1983. – 336 с.

31.    Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности [Текст]/Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996.-144с.

32.    Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / А.В.Петровский, М.Г.Ярошенко. - М.: Политиздат, 1990.-468 с.

33.    Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. [Текст]/ Е. И.  Рогов, .: ВЛАДОС, 1996. -529с.

34.    Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. Эльконин Д.Б., "Психологические игры", Москва, 1978 С.Я. Рубинштейн. - М.,1970.- 423 с.

35.    Эльконин, Д.Б. Психологические игры[Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Прогресс, 1978. -327 с.