Тревожность детей младшего школьного возраста и пути ее преодоления

Курсовая работа

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..……………..3

Глава 1. Проблема преодоления тревожности детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе

1.1. Проблема тревожности в отечественной и зарубежной психологии…………….…..7

1.2. Причины возникновения и особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста………………………………………….13

1.3. Пути преодоления  тревожности у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….22

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста

2.1. Организация и методики экспериментального исследования…………..25

2.2.    Результаты  диагностики   уровня тревожности детей  младшего школьного возраста……………………………………………………………..32

2.3. Коррекционная работа по  преодолению тревожности  у  детей младшего школьного возраста и  анализ ее результатов………………….…………….37

Заключение……………………………………………………………………...43

Библиография…………………………………………………………………..43

 

 

 

Введение

Актуальность проблемы школьной тревожности обусловлена тем, что одной из главных целей школьного образования на современном этапе  является создание и поддержание психологических уровней, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Если человек находится в ситуации дискомфорта, то первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, что в свою очередь вызывает тревожность как ответную реакцию на стрессовую ситуацию. Устойчивая тревожность порождает вегетативные, неврозоподобные и психические нарушения.

Дети испытывают стрессы в разных школьных ситуациях: общая тревожность в школе; переживание социального стресса; фрустрация потребности в достижении успеха; страх самовыражения; страх ситуации проверки знаний; страх несоответствия ожиданиям окружающих; низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; проблемы и страхи в отношении с учителем.

Школьная тревожность - это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

В отечественной психолого – педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности.

Так,  Р.С. Немов тревожность рассматривает преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях. В. С. Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента. В их исследованиях получены статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы (слабостью, инертностью). В.Р. Кисловская рассматривает тревожность как социально – обусловленное свойство личности. Её экспериментальные материалы показывают, что на проявление тревожности у детей большое влияние оказывает социализация, интенсивно протекающая в детских садах. Во всех возрастах (дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский). В.Р. Кисловская  делает вывод о том, что «… тревожность в очень значительной мере является функцией социального общения».

У детей, не способных адаптироваться к новым социальным условиям, возникают негативные психические проявления. Одним из таких проявлений является тревожность, которая формирует у ребёнка негативные личностные установки такие, как неуверенность в себе, в своих силах, возможностях, а в целом – полное недоверие к себе. В последние годы количество детей с устойчивой тревожностью в нашей стране существенно увеличилось.

Исследованием проблемы тревожности детей занимались многие психологи: Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, Л.Я.Гозман, Р. С Немов, Рубинштейн С.Я  и др.

Но, несмотря на достаточную изученность теоретического аспекта вопроса тревожности  детей младшего школьного возраста, в практической деятельности учителей начальных классов отсутствует систематическая и целенаправленная работа по выявлению и  преодолению тревожности детей.  

Возникает определенное противоречие между необходимостью выявления тревожности детей для эффективной организации воспитательного процесса и отсутствием эффективной технологии организации данного процесса в общеобразовательной школе.  

Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: выявление путей преодоления тревожности детей младшего школьного возраста.

Цель работы: выявить особенности проявления и пути преодоления тревожности детей младшего школьного возраста.

Возникшее противоречие и актуальность  данного вопроса обусловила выбор темы курсовой работы: «Тревожность детей младшего школьного возраста и пути ее преодоления».

Объект исследования:  дети  младшего школьного возраста.

Предмет исследования: пути преодоления тревожности детей  младшего школьного возраста.

Гипотеза: мы предполагаем,  что  преодоление тревожности у детей младшего школьного возраста будет проходить наиболее эффективно при условии использования в коррекционной работе специально разработанного  комплекса занятий, направленных на преодоление  тревожности.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:

1)                Изучить  психолого – педагогическую литературу по теме исследования.

           2)  Провести диагностику  тревожности  у детей младшего школьного возраста экспериментальной группы.

 3)  Разработать и экспериментально апробировать комплекс занятий, направленных на преодоление  тревожности детей младшего школьного возраста.

 4) Провести повторную диагностику школьников с целью выявления эффективности проведенной работы по преодолению тревожности и проверки гипотезы исследования.

Методологическая основа: исследования  Я.Л. Коломинского, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, Е.И. Рогова, С.Я. Рубинштейна и др. по проблеме тревожности детей.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; психологическое исследование,  наблюдение, методы исследования с использованием психолого-педагогических методик, количественная и качественная обработка результатов.

 Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №4  города Ишима с участием 20 детей младшего школьного возраста: десяти детей экспериментальной группы и десяти детей контрольной группы.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный  включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап - собственно экспериментальный   – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап  заключался в оформлении курсовой работы в соответствии с требованиями ГОСТа.

Научная  значимость работы заключается в обобщении,  систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам тревожности и  ее коррекции у   ребенка младшего школьного возраста.

Практическая значимость представляется возможностью использовать данное исследование в практике учителями начальных классов, также работа представляет практическую значимость для  практических  психологов.

Структура работы:  введение, первая, вторая глава,  заключение,  библиография.

Библиография  включает 35 источников. Общий объем работы – 47 страниц.

 

 

Заключение

Приступая к работе по теме нашей курсовой работы, мы поставил перед собой ряд задач, которые решались на протяжении всего исследования.

Нами была изучено состояние проблемы тревожности младших школьников в  психолого-педагогической  литературе. На основе теоретических знаний нами были подобраны методики по выявлению уровней тревожности у детей младшего школьного возраста.

Определив объект исследования, его предмет, нами было выдвинуто следующее гипотетическое положение: мы предполагали, что преодоление тревожности у детей младшего школьного возраста будет проходить наиболее эффективно при условии использования в коррекционной работе комплекса занятий, направленных на снижение тревожности.

 Для проверки гипотезы мы разработали  и апробировали комплекс коррекционных занятий, направленных на преодоление тревожности детей младшего школьного возраста.

Выявив уровень тревожности у детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе на констатирующем этапе, мы определили, что одного ребенка  в данной группе наблюдается высокий уровень тревожности, у троих детей – средний и у пятерых – низкий.

В результате  контрольного этапа эксперимента мы выявили следующее: после проведения комплекса игр в экспериментальной группе уровень  тревожности у одного ребенка снизился с высокого до среднего, и в контрольной группе, где не проводилась коррекционная работа,  уровень тревожности детей остался на прежнем уровне.

Из полученных данных можно сделать вывод, что использование специальных занятий по преодолению тревожности способствовало  снижению уровня тревожности у детей.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Поставленные перед нами задачи исследования были решены.

Дальнейшее изучение данной проблемы возможно при разработке более систематизированного комплекса средств, направленного на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного нами комплекса коррекционных занятий в практике учителей   и школьных психологов.

 

                                  

                                     

Библиография

1.     Анастази, А. Психологическое тестирование. В 2 т. [Текст] / А.  Анастази. — М.: Логос, 1982.- 285 с.

2.     Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. [Текст]/Б.Г. Ананьев.  — М.: Педа­гогика, 1980. – 317 с.

3.       Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. [Текст]/ Г.М.  Бреслав. - М.: Педагогика, 1990.- 327 с.

4.     Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. [Текст]/ Вилюнас В. К. - М.: Изд-во МГУ, 1976.- 187 с.

5.     Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов[Текст]/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1979. -288с.

6.     Гарбузов, В. И. Нервные дети: Советы врача. [Текст]/ В. И. Гарбузов. - Л.: Медицина, 1990. -176с.

7.     Детская психология: Учеб. Пособие [Текст]/ Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – М.: Университетское, 1988. -399с.

8.     Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. [Текст]/ А.В. Запорожец. .: Просвещение,1986.- 497 с.

9.     Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр[Текст]/  – СПб: Союз, 1997. -224с.

10.                       Кочубей, Б., Новикова, Е. Ярлыки для тревожности. [Текст]/ Б.Кочубей, Е.Новикова//Семья и школа. 1988.№ 9.

11.                       Кочубей, Б., Новикова, Е. Снимем маску с тревоги. [Текст]/ Б.Кочубей, Е.Новикова//Семья и школа. 1988.№ 8.

12.                       Изард, К. Эмоции человека: (Пер. с анг.) [Текст]/Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.: Изд-во МГУ, 1980. – 326 с.

13.                       Коломинский, Я. Л. Панько, Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: [Текст]/ Я. Л. Коломинский,  Е. А.  Панько. –Минск: «Унiверсiтэцкае», 1997. – 347 с.

14.                       Краткий психологический словарь[Текст]/ Сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М., 1999. – 195 с.

15.                       Лешли, Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Кн. Для воспитателей дет. сада: [Текст]/ Дж.   Лешли. – М.: Просвещение,1991. – 117 с.

16.                       Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. [Текст]/ А.Н.  Леонтьев.– М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

17.                       Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. Для пед. ин-тов [Текст]/ В.С. Мухина; Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985. -416 с.

18.                       Мельников, В.М.  Введение в эксперименталь­ную психологию личности [Текст] / В.М. Мельников, Л.Т.  ЯмполъскийМ., 1989.-447 с.

19.                       Мэй, Р. Искусство психологического консультиро­вания [Текст]/ Р.   МэйМ.: НФ «Класс», 1994.-186 с.

20.                       Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. [Текст]/ Р. С.   Немов. .: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -576с.

21.                       Овчарова, Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. [Текст] /Р.Ф. Овчарова. ., 1996.-247 с.

22.                        Осипова, А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. [Текст] / А.А. Осипова.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.-426 с.

23.                        Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского [Текст] / под ред. Пилиповского В.Я..-М., 1992.- 217 с.

24.                        Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. [Текст] / А.М. Прихожан. .,2000.- 361 с.

25.                       Психология страха: Популярная энциклопедия. [Текст] / .,1999.- 213 с.

26.                       Практическая психология: Учебно-методическое пособие [Текст] /Под. ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. – М. 1997. -212с.

27.                       Психологический практикум  [Текст] /Платонов, К.К.— М., 1980. -324 с.

28.                       Практикум по общей и экспериментальной психологии. [Текст]/ Под общей ред. А.А.Крылова [Текст]/ А.А.Крылов — Л., 1987.-421 с.

29.                       Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В.  Петровский - М.: Издательский центр “Академия”, 1995.-342 с.

30.                       Понамарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. [Текст]/ Я.А.  Понамарев.– М.: Наука, 1983. – 336 с.

31.                       Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности [Текст]/Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996.-144с.

32.                       Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / А.В.Петровский, М.Г.Ярошенко. - М.: Политиздат, 1990.-468 с.

33.                       Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. [Текст]/ Е. И.  Рогов, .: ВЛАДОС, 1996. -529с.

34.              Эльконин, Д.Б. Психологические игры. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Прогресс, 1978. -327 с.