Тревожность детей старшего дошкольного возраста и ее коррекция

Дипломная работа

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….………3

ГЛАВА 1. Проблема коррекции тревожности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

1.1Проблема тревожности в отечественной и зарубежной психологии………………………………………..…….…………………..7

1.2Особенности возникновения и проявления тревожности у детей дошкольного возраста………………………………………..…………….17

1.3Возможности коррекции тревожности у детей дошкольного возраста……………………………………………………..……………….26

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по преодолению и снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Организация и методики экспериментального исследования..……...…37

2.2. Результаты  диагностики тревожности детей старшего  дошкольного возраста…………………………………………………………………….……47

2.3. Коррекционная работа по  коррекции тревожности  у  детей старшего дошкольного возраста и  анализ ее результатов……..……………………….57

Заключение…………………………………………………………………..….68

Библиография………………………………………………………………..….70

Приложения

 

 

Введение

В отечественной психолого – педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности.

Так, Р.С. Немов тревожность рассматривает преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях. В. С. Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента. В их исследованиях получены статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы (слабостью, инертностью). В.Р. Кисловская рассматривает тревожность как социально – обусловленное свойство личности. Её экспериментальные материалы показывают, что на проявление тревожности у детей большое влияние оказывает социализация, интенсивно протекающая в детских садах. Во всех возрастах (дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский). В.Р. Кисловская  делает вывод о том, что «… тревожность в очень значительной мере является функцией социального общения».

Проблеме тревожности посвящено достаточно большое количество исследований, причем их число с каждым годом увеличивается.  Во второй половине XX века роль понятия «тревожность» настолько высоко оценивается некоторыми исследователями, что И. Сарасон, Р. Мэй  характеризуют его как «центральную проблему теории личности», или даже как «наиболее значительную психологическую характеристику современной цивилизации»[34].

У детей, не способных адаптироваться к новым социальным условиям, возникают негативные психические проявления. Одним из таких проявлений является тревожность, которая формирует у ребёнка негативные личностные установки такие, как неуверенность в себе, в своих силах, возможностях, а в целом – полное недоверие к себе. В последние годы количество детей с устойчивой тревожностью в нашей стране существенно увеличилось. Это обуславливает актуальность данной проблемы.

Проблема личностной тревожности в психологической литературе рассматривается как в общетеоретическом плане (В.М. Астапов, Ф.Б. Березин,  Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова,  Г.Ш. Габдреева,  В.Р. Кисловская, Н.Д. Левитов,  И.А. Мусина и др.), так и с позиций особенностей становления ее как личностного свойства в процессе онтогенеза (Е.Ю. Брель, И.Ю. Гаранькова, А.С. Гормин, А.К. Дусавицкий,  А.И. Захаров,  A.M. Прихожан и др.).

Но, несмотря на достаточную изученность теоретического аспекта вопроса тревожности  детей дошкольного возраста, в практической деятельности ДОУ отсутствует систематическая и целенаправленная работа по выявлению и  коррекции тревожности детей.   Возникает определенное противоречие между необходимостью выявления тревожности детей  для эффективной организации  ее коррекции и  отсутствием эффективной технологии организации данного процесса в ДОУ. Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: выявление возможностей коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы: выявить особенности проявления и возможности коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Возникшее противоречие и актуальность  данного вопроса обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Тревожность детей старшего дошкольного возраста и ее коррекция».

Объект исследования:  тревожность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: способы коррекции тревожности детей  старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы предполагаем,  коррекция  тревожности у детей старшего дошкольного возраста может проходить более эффективно, если коррекционная работа будет построена с учетом возрастных особенностей  тревожных детей старшего дошкольного возраста; будут проводиться комплексно тренинги-упражнения по коррекции тревожности в нескольких направлениях.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:

1) Изучить  психолого – педагогическую литературу по теме исследования.

           2)  Провести диагностику  тревожности  у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.

        3)  Разработать и экспериментально апробировать комплекс игр и занятий, направленных на коррекцию тревожности детей старшего дошкольного возраста.

 4) Провести контрольную диагностику дошкольников с целью выявления эффективности проведенной коррекционной работы и проверки гипотезы исследования.

Методологическая основа: исследования  Я.Л. Коломинского, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, Е.И. Рогова, С.Я. Рубинштейна и др. по проблеме тревожности детей; изучения личностной тревожности и ее возрастного аспекта (А.И. Захаров, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, Р. Мэй, A.M. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин и др.).

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: качественный  анализ психолого–педагогической литературы; диагностика,  наблюдение, методы исследования с использованием психолого-педагогических методик, методы математической обработки и качественный анализ полученных данных.

         Исследование проводилось на базе детского сада № 2 города Ишима с участием 40 детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный  - включал в себя формулировку целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания программы исследования, теоретической части исследования (май – сентябрь 2009 г.);

2 этап - собственно экспериментальный   – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов (октябрь – декабрь 2009 г.);

3 этап – заключительный  -  характеризовался оформлением выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями ГОСТа (январь  – июнь 2010 г.).

Научная новизна работы заключается в обобщении,  систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам тревожности и  ее коррекции у   ребенка дошкольного возраста.

Практическая значимость представляется возможностью использовать данное исследование в практике воспитателями ДОУ, также работа представляет практическую значимость для  практических  психологов.

Структура работы:  введение, первая, вторая глава, заключение,  библиография.

 

Заключение

Приступая к работе по теме нашей выпускной квалификационной работы, мы поставил перед собой ряд задач, которые решались на протяжении всего исследования.

Нами была изучено состояние проблемы тревожности дошкольников в  психолого-педагогической  литературе. На основе теоретических знаний нами были подобраны методики по выявлению уровней тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Определив объект исследования, его предмет, нами было выдвинута  гипотеза исследования.

Для проверки гипотезы мы подобрали комплекс психологических методик, направленных на снижение уровня тревожности детей дошкольного возраста, который включал  в себя:

1.          Методики, основанные на использовании игрового метода.

2.           Методики, основанные на использовании изотерапии.

3.          Методики, основанные на использовании сказкотерапии.

4.           Для коррекции детской тревожности  мы также проводили работу с родителями.

Результаты экспериментального исследования показали, что гипотетическое предположение, что коррекция  тревожности у детей старшего дошкольного возраста будет проходить  более эффективно если коррекционная работа будет построена с учетом общевозрастных и специфических особенностей  тревожных детей старшего дошкольного возраста; будет проводиться комплексно в нескольких направлениях (с использованием литературы, рисования, игры,   а также работы с родителями) подтверждено полностью.

Выявив уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе на констатирующем  и контрольных этапах, мы определили, в контрольной группе уровень тревожности испытуемых практически не изменился. В экспериментальной группе после проведения коррекционной работы уровень тревожности дошкольников изменился в сторону понижения.

Научная  новизна работы заключается в обобщении,  систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам тревожности и  ее коррекции у   ребенка дошкольного возраста; выявлении личностных особенностей  тревожных детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов коррекционными педагогами и психологами при создании программ, направленных на профилактику и коррекцию тревожности у детей дошкольного возраста; в практике консультирования и психологической помощи проблемным детям; в лекционно-популяризаторской работе с родителями и работниками дошкольных образовательных учреждений; в возможности использования  разработанного нами комплекса коррекционных занятий в практике воспитателей  и психологов детских садов.

 

 

                                  

Библиография

Анастази, А. Психологическое тестирование. В 2 т. [Текст] / А.  Анастази. — М.: Педагогика, 1982.- 285 с.

Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. [Текст]/Б.Г. Ананьев.  — М.: Педа­гогика, 1980. – 317 с.

Анциферова, Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии [Текст] / Л.И. Анциферова, М.Г.   Ярошевский. - М.: Просвящение, 1974. - 271 с.

Большой толковый психологический словарь [Текст] / перевод с англ. Ребер Артур. – М.: АСТ, Вече, 2001. – 560 с.

Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст]/ Г.М.  Бреслав. - М.: Педагогика, 1990.- 327 с.

Вайзман, Н.  Реабилитационная педагогика [Текст]/ Н.Вайзман.   - М.: Наука, 1996. – 247 с.

Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов [Текст]/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. .: Просвещение, 1979. -288с.

Введение в психологию [Текст]/ Под. ред. А.В.Петровского. – М.: Академия, 1998. – 576 с.

Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов. [Текст]/ сост. и научный ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Академия, 2000. – 624 с.

Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений [Текст]/ В. К. Вилюнас. - М.: МГУ, 1976.- 187 с.

Гарбузов, В. И. Нервные дети: Советы врача [Текст]/ В. И. Гарбузов. - Л.: Медицина, 1990. -176с.

Гонкова–Ямпольская, Р.В.  Воспитателю о ребенке дошкольного возраста [Текст]/ Р.В. Гонкова–Ямпольская, Т.Л.   Черток. - М.: Просвещение, 1987. – 187 с.

Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х кн., кн. 4. [Текст]/ В. Даль. – М.: Русский язык, 1982. -987 с.

Дубровина, И.В. и др. Психология: учебник для студентов средних педагогических заведений [Текст]/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 1999. – 573 с.

Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие [Текст]/  И.В. Дубровина– М.: Академия, 1998.- 352 с.

Детская психология: Учеб. Пособие [Текст]/ Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – М.: Университетское, 1988. -399с.

Дьяченко, О.М. Психолог в дошкольном учреждении [Текст]/ О.М. Дьяченко. – М.: Гном и Д, 2002. – 379 с.

Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. В двух томах [Текст]/ А.В. Запорожец. .: Просвещение,1986.- 497 с.

Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. [Текст]/ А.И. Захаров.  – СПб: Союз, 1997. -224с.

Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей [Текст]/ А.И. Захаров.   – М.: Педагогика, 1986. – 112 с.

Кочубей, Б. Ярлыки для тревожности. [Текст]/ Б.Кочубей, Е.Новикова//Семья и школа. 1988.№ 9. – С. 17-19.

Кочубей, Б.  Снимем маску с тревоги. [Текст]/ Б.Кочубей, Е.Новикова//Семья и школа. 1988.№ 9. – С. 21-22.

Изард, К. Эмоции человека: пер. с анг. [Текст]/под ред. Л.Я. Гозмана, М.С.Егоровой; вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:  МГУ, 1980. – 326 с.

Климанова, Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи [Текст]/ Ю.Климанова.// Семья и школа. – 1999. - № 9. – С. 22 – 24.

Коломинский, Я. Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст]/ Я. Л. Коломинский,  Е. А.  Панько. –Минск: Унiверсiтэцкае, 1997. – 347 с.

Краткий психологический словарь [Текст]/ сост. Л.А.Карпенко; под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.:Психология, 1999. – 195 с.

Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним [Текст]/ В.Г. Крысько. - М.: Харвест, 1999. - 384 с.

Лешли, Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: кн. для воспитателей дет. сада [Текст]/ Дж.   Лешли. – М.: Просвещение,1991. – 117 с.

Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. [Текст]/ А.Н.  Леонтьев.– М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад [Текст]/ Л.В.  Макшанцева // Психологическая наука. – 1998. - №2.- С. 39-43.

Мухина, В.С. Детская психология: учеб. для пед. ин-тов [Текст]/ В.С. Мухина; под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985. -416 с.

Мельников, В.М.  Введение в эксперименталь­ную психологию личности [Текст] / В.М. Мельников, Л.Т.  ЯмполъскийМ.: Наука, 1989.-447 с.

Мэй, Р. Искусство психологического консультиро­вания [Текст]/ Р.   МэйМ.: Класс, 1994.-186 с.

Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. - 2-е изд. [Текст]/ Р. С.   Немов. .: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -576с.

Овчарова, Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. [Текст] /Р.Ф. Овчарова. .: ЛОГОС, 1996.-247 с.

 Осипова, А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы [Текст] / А.А. Осипова. - М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЕК, 2000.-426 с.

 Помощь родителям в воспитании детей. пер. с английского [Текст] / под ред. В.Я. Пилиповского. - М.: Педагогика, 1992.- 217 с.

 Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. .: Психология, 2000.- 361 с.

Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А.М. Прихожан. // Психологическая наука и образование. – 1998. - №2. - С.24-29.

Психология страха: Популярная энциклопедия [Текст] / .: Психология,1999.- 213 с.

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) [Текст] /сост. Е.В. Доценко. – Волгоград: Учитель, 2008. - 279 с.: ил.

Практическая психология: учебно-методическое пособие [Текст] /под. ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. – М.: Психология, 1997. -212с.

Психологический практикум  [Текст] /под ред. К.К. Платонова. — М.: Педагогика, 1980. -324 с.

Практикум по общей и экспериментальной психологии [Текст]/ под общей ред. А.А.Крылова.  — Л.: Книга, 1987.-421 с.

Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В.  Петровский - М.: Академия, 1995.-342 с.

Понамарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. [Текст]/ Я.А.  Понамарев.– М.: Наука, 1983. – 336 с.

Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности [Текст]/ под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996.-144с.

Психология. Словарь [Текст] / под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.-468 с.

Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие [Текст]/ Е. И.  Рогов. .: ВЛАДОС, 1996.

-529 с.

Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии [Текст]/ С.Я. Рубинштейн. - М.: Наука,1970.- 423 с.

Спиваковская, А. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. [Текст]/ А. Спиваковская.- М.: ООО Апрель Пресс, ЭКСМО - Пресс, 2000. – 430 с.

Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст]/З. Фрейд. - М.: Психология, 1989. – 296 с.

Чиркова, Т.И. Психологическая служба в детском саду: учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. [Текст]/ Т.И. Чиркова. – М.: Педагогическое общество России,  1998. – 284 с.

Шанина, Н.П. Тревожные дети [Текст]/ Н.П. Шанина // Дошкольное воспитание.–1996.-  №4. - С.19-21.

Эльконин, Д.Б. Психологические игры [Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Прогресс, 1978. -327 с.

Эберлейн, Г. Страхи здоровых детей [Текст]/   Г. Эберлейн. – М.: Знание, 1981. – 192 с.

Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии [Текст]/ В.В. Юрчук. – М.: Элайда, 2000. – 704 с.