Личностные особенности тревожных детей старшего дошкольного возраста и их коррекция

Дипломная работа

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………...3

  Глава 1. Проблема изучения личностных особенностей тревожных  

                 детей дошкольного возраста в психолого-педагогической 

                 литературе……………………………………………………….8

1.1.     Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте………8

1.2.    Понятие тревожности, ее причины и формы..……..……...24

1.3.    Возможности  коррекции  личностных особенностей тревожных детей дошкольного возраста…………………..38

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по изучению  

               личностных особенностей тревожных  детей старшего 

               дошкольного возраста…………………………………………53

 2.1.Организация и методика экспериментального  

        исследования……………………………………..........…….53

2.2. Результаты  изучения личностных особенностей тревожных детей         старшего дошкольного возраста………………...67

             2.3. Коррекционная работа с тревожными  детьми старшего 

                     дошкольного возраста и  анализ ее результатов………….83

Заключение…………………………………………………….………….95

Библиография…………………………………………..…………………97

 

Приложения

 

 

Введение

Для  развития личности огромное значение имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. В современной культуре, как отмечают многие исследователи, наиболее патогенной зоной становится эмоциональная сфера, поскольку возрастает частота и интенсивность эмоциональных нагрузок на личность под воздействием нестабильных социально-экономических условий жизнедеятельности. Современная жизнь предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости человека и такая черта, как тревожность, все чаще становится устойчивым личностным образованием, одной из форм эмоционального неблагополучия. Экспериментально доказано, что высокая тревожность является деструктивной личностной чертой и неблагоприятно влияет на личность  человека и его деятельность.

Особо острую необходимость приобретает изучение изменений, происходящих в эмоциональной сфере детей в настоящее время. Так, в последние десятилетия, согласно данным A.M. Прихожан, отмечается устойчивый рост тревожности и страхов у детей; примечателен тот факт, что количество тревожных детей в 90-е годы XX века превысило в 5 раз показатели, принятые ранее за возрастную норму [39]. Исследования Г.М. Бреслава, В.И. Гарбузова, А.С. Спиваковской позволяют сделать вывод о том, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, девиантному поведению, эмоциональным нарушениям личностного развития [5].

Проблеме тревожности посвящено достаточно большое количество исследований, причем их число с каждым годом увеличивается.  Во второй половине XX века роль понятия «тревожность» настолько высоко оценивается некоторыми исследователями, что И. Сарасон, Р. Мэй  характеризуют его как центральную проблему теории личности, или даже как «наиболее значительную психологическую характеристику современной цивилизации»[34]. Это обуславливает актуальность данной проблемы.

Проблема личностной тревожности в психологической литературе рассматривается как в общетеоретическом плане (В.М. Астапов, Ф.Б. Березин,  Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова,  Г.Ш. Габдреева,  В.Р. Кисловская, Н.Д. Левитов,  И.А. Мусина и др.), так и с позиций особенностей становления ее как личностного свойства в процессе онтогенеза (Е.Ю. Брель, И.Ю. Гаранькова, А.С. Гормин, А.К. Дусавицкий,  А.И. Захаров,  A.M. Прихожан и др.).

Но, несмотря на достаточную изученность теоретического аспекта вопроса тревожности  детей дошкольного возраста, в практической деятельности дошкольных учреждений отсутствует систематическая и целенаправленная работа по выявлению психологических особенностей личности тревожных детей и их коррекции.   Возникает определенное противоречие между необходимостью выявления личностных особенностей тревожных детей  для эффективной организации коррекционной работы и  отсутствием технологии организации данного процесса в дошкольных учреждениях.   Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: изучение психологических особенностей личности тревожных детей старшего дошкольного возраста и возможностей их коррекции.

Цель работы: изучить личностные особенности тревожных детей старшего дошкольного возраста  и возможности  их коррекции.

Возникшее противоречие и актуальность  данного вопроса обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Личностные особенности тревожных детей старшего дошкольного возраста и их коррекция».

Объект исследования: тревожные дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: личностные особенности тревожных детей старшего дошкольного возраста и способы их коррекции.

Гипотеза:

- тревожность у детей старшего дошкольного возраста, возможно, связана с  такими личностными особенностями, как тип темперамента, характер самооценки;

 - коррекция  тревожности у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно если коррекционная работа будет построена с учетом общевозрастных и специфических особенностей  тревожных детей старшего дошкольного возраста; будет проводиться комплексно в нескольких направлениях (с использованием литературы, рисования, игры,   а также работы с родителями).

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:

1)                Проанализировать основные теоретические подходы к разработке проблемы тревожности применительно к старшему дошкольному возрасту.

2)                Выявить общевозрастные и личностные особенности тревожных детей старшего дошкольного возраста.

3)                Разработать и экспериментально апробировать психолого-педагогические направления коррекции личностных особенностей тревожных детей  старшего дошкольного возраста.

Медологические позиции исследования были определены на основе: достижений современной психологии в области изучения объективных законов развития психики человека, специфики возрастного развития психики дошкольника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.); принципа интериоризации социального опыта (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); изучения  тревожности и ее возрастного аспекта (А.И. Захаров, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, Р. Мэй, A.M. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер и др.).

В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования использовались следующие методы: теоретический анализ психологических исследований по рассматриваемой проблеме; психолого-педагогический эксперимент; наблюдение; методы математической обработки и качественный анализ полученных данных.

      Исследование проводилось на базе ДОУ №21 города Ишима с участием 40 детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный  - включал в себя формулировку цели, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создание программы исследования, теоретической части исследования (март – декабрь 2008 г.);

2 этап - собственно экспериментальный   – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов (январь – май 2009 г.);

3 этап – заключительный  -  характеризовался оформлением выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями ГОСТа (апрель – май 2009 г.).

Научная  новизна работы заключается в обобщении,  систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам тревожности и  ее коррекции у   ребенка дошкольного возраста; выявлении личностных  особенностей  тревожных детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов коррекционными педагогами и психологами при создании программ, направленных на профилактику и коррекцию  тревожности у детей дошкольного возраста; в практике консультирования и психологической помощи проблемным детям; в лекционно-популяризаторской работе с родителями и работниками дошкольных образовательных учреждений.

ВКР включает  введение, две главы,  заключение,  библиографию (57 источников), приложения. Работа иллюстрирована двумя диаграммами и десятью таблицами. Общий объем работы – 101 страница  без приложения.

 

Заключение

Приступая к работе по теме нашей выпускной квалификационной работы, мы поставили перед собой ряд задач, которые решались на протяжении всего исследования.

Нами было изучено состояние проблемы тревожности дошкольников в  психолого-педагогической  литературе. На основе теоретических знаний нами были подобраны методики по выявлению уровней тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Определив объект исследования, его предмет, нами было выдвинута  гипотеза исследования.

Для проверки гипотезы мы подобрали комплекс психологических методик, направленных на снижение уровня тревожности детей дошкольного возраста, который включал  в себя:

1.          Методики, основанные на использовании игрового метода.

2.           Методики, основанные на использовании изотерапии.

3.          Методики, основанные на использовании сказкотерапии.

4.           Для коррекции детской тревожности  мы также проводили работу с родителями.

Результаты экспериментального исследования показали, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась частично:

- предположение о том, что  тревожность у детей старшего дошкольного возраста, возможно, связана с  такими личностными особенностями, как тип темперамента, характер самооценки, подтвердилось лишь в отношении связи типа темперамента и тревожности,  по связи  характера самооценки и отношения к себе и тревожности гипотеза подтверждения не получила.

- предположение коррекция  тревожности у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно, если коррекционная работа будет построена с учетом общевозрастных и специфических особенностей  тревожных детей старшего дошкольного возраста; будет проводиться комплексно в нескольких направлениях (с использованием литературы, рисования, игры,   а также работы с родителями) подтверждена полностью.

Выявив уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе на констатирующем  и контрольных этапах, мы определили, в контрольной группе уровень тревожности испытуемых практически не изменился. В экспериментальной группе после проведения коррекционной работы уровень тревожности дошкольников изменился в сторону понижения.

В исследовании были сформированы следующие выводы:

1. тревожность у детей старшего дошкольного возраста связана с такими типами темперамента, как холерики, меланхолики и флегматики. В результате исследования  не выявлено ни одного тревожного ребенка сангвинистического типа темперамента;

2. тревожные дети старшего дошкольного возраста не отличаются от нетревожных детей по характеру самооценки;

3. эффективность коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста определяется комплексностью воздействий, то есть применением различных методов коррекции и вовлечением родителей.

Научная  новизна работы заключается в обобщении,  систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам тревожности и  ее коррекции у   ребенка дошкольного возраста; выявлении личностных особенностей  тревожных детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов коррекционными педагогами и психологами при создании программ, направленных на профилактику и коррекцию тревожности у детей дошкольного возраста; в практике консультирования и психологической помощи проблемным детям; в лекционно-популяризаторской работе с родителями и работниками дошкольных образовательных учреждений; в возможности использования  разработанного нами комплекса коррекционных занятий в практике воспитателей  и психологов детских садов.

Дальнейшая разработка по теме исследования  возможна в следующих направлениях:

-       Изучение возможных связей тревожности с другими личностными особенностями;

-       Разработка и внедрение программы коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Библиография

1.              Анастази, А. Психологическое тестирование. В 2 т. [Текст] / А.  Анастази. — М.: Педагогика, 1982.- 285 с.

2.              Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. [Текст]/Б.Г. Ананьев.  — М.: Педа­гогика, 1980. – 317 с.

3.              Анциферова, Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии [Текст] / Л.И. Анциферова, М.Г.   Ярошевский. - М.: Просвящение, 1974. - 271 с.

4.              Большой толковый психологический словарь [Текст] / перевод с англ. Ребер Артур. – М.: АСТ, Вече, 2001. – 560 с.

5.              Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст]/ Г.М.  Бреслав. - М.: Педагогика, 1990.- 327 с.

6.              Вайзман, Н.  Реабилитационная педагогика [Текст]/ Н.Вайзман.   - М.: Наука, 1996. – 247 с.

7.              Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов [Текст]/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. .: Просвещение, 1979. -288с.

8.              Введение в психологию [Текст]/ Под. ред. А.В.Петровского. – М.: Академия, 1998. – 576 с.

9.              Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов. [Текст]/ сост. и научный ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Академия, 2000. – 624 с.

10.         Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений [Текст]/ В. К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1976.- 187 с.

11.         Гарбузов, В. И. Нервные дети: Советы врача [Текст]/ В. И. Гарбузов. - Л.: Медицина, 1990. -176с.

12.         Гонкова–Ямпольская, Р.В.  Воспитателю о ребенке дошкольного возраста [Текст]/ Р.В. Гонкова–Ямпольская, Т.Л.   Черток. - М.: Просвещение, 1987. – 187 с.

13.         Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х кн., кн. 4. [Текст]/ В. Даль. – М.: Русский язык, 1982. -987 с.

14.         Дубровина, И.В. и др. Психология: учебник для студентов средних педагогических заведений [Текст]/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 1999. – 573 с.

15.         Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие [Текст]/  И.В. Дубровина– М.: Академия, 1998.- 352 с.

16.         Детская психология: Учеб. Пособие [Текст]/ Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – М.: Университетское, 1988. -399с.

17.         Дьяченко, О.М. Психолог в дошкольном учреждении [Текст]/ О.М. Дьяченко. – М.: Гном и Д, 2002. – 379 с.

18.         Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. В двух томах [Текст]/ А.В. Запорожец. .: Просвещение,1986.- 497 с.

19.         Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. [Текст]/ А.И. Захаров.  – СПб: Союз, 1997. -224с.

20.         Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей [Текст]/ А.И. Захаров.   – М.: Педагогика, 1986. – 112 с.

21.         Кочубей, Б. Ярлыки для тревожности. [Текст]/ Б.Кочубей, Е.Новикова//Семья и школа. 1988.№ 9. – С. 17-19.

22.         Кочубей, Б.  Снимем маску с тревоги. [Текст]/ Б.Кочубей, Е.Новикова//Семья и школа. 1988.№ 9. – С. 21-22.

23.         Изард, К. Эмоции человека: пер. с анг. [Текст]/под ред. Л.Я. Гозмана, М.С.Егоровой; вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:  МГУ, 1980. – 326 с.

24.         Климанова, Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи [Текст]/ Ю.Климанова.// Семья и школа. – 1999. - № 9. – С. 22 – 24.

25.         Коломинский, Я. Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст]/ Я. Л. Коломинский,  Е. А.  Панько. –Минск: Унiверсiтэцкае, 1997. – 347 с.

26.         Краткий психологический словарь [Текст]/ сост. Л.А.Карпенко; под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.:Психология, 1999. – 195 с.

27.         Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним [Текст]/ В.Г. Крысько. - М.: Харвест, 1999. - 384 с.

28.         Лешли, Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: кн. для воспитателей дет. сада [Текст]/ Дж.   Лешли. – М.: Просвещение,1991. – 117 с.

29.         Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. [Текст]/ А.Н.  Леонтьев.– М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

30.     Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 2001.

31.         Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад [Текст]/ Л.В.  Макшанцева // Психологическая наука. – 1998. - №2.- С. 39-43.

32.         Мухина, В.С. Детская психология: учеб. для пед. ин-тов [Текст]/ В.С. Мухина; под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985. -416 с.

33.         Мельников, В.М.  Введение в эксперименталь­ную психологию личности [Текст] / В.М. Мельников, Л.Т.  ЯмполъскийМ.: наука, 1989.-447 с.

34.         Мэй, Р. Искусство психологического консультиро­вания [Текст]/ Р.   МэйМ.: Класс, 1994.-186 с.

35.         Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. - 2-е изд. [Текст]/ Р. С.   Немов. .: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -576с.

36.         Овчарова, Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. [Текст] /Р.Ф. Овчарова. .: ЛОГОС, 1996.-247 с.

37.          Осипова, А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы [Текст] / А.А. Осипова. - М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЕК, 2000.-426 с.

38.          Помощь родителям в воспитании детей. пер. с английского [Текст] / под ред. В.Я. Пилиповского. - М.: Педагогика, 1992.- 217 с.

39.          Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. .: Психология, 2000.- 361 с.

40.         Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А.М. Прихожан. // Психологическая наука и образование. – 1998. - №2. - С.24-29.

41.         Психология страха: Популярная энциклопедия [Текст] / .: Психология,1999.- 213 с.

42.         Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) [Текст] /сост. Е.В. Доценко. – Волгоград: Учитель, 2008. - 279 с.: ил.

43.         Практическая психология: учебно-методическое пособие [Текст] /под. ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. – М.: Психология, 1997. -212с.

44.         Психологический практикум  [Текст] /под ред. К.К. Платонова. — М.: Педагогика, 1980. -324 с.

45.         Практикум по общей и экспериментальной психологии [Текст]/ под общей ред. А.А.Крылова.  — Л.: Книга, 1987.-421 с.

46.         Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В.  Петровский - М.: Академия, 1995.-342 с.

47.         Понамарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. [Текст]/ Я.А.  Понамарев.– М.: Наука, 1983. – 336 с.

48.         Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности [Текст]/ под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996.-144с.

49.         Психология. Словарь [Текст] / под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.-468 с.

50.         Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие [Текст]/ Е. И.  Рогов. .: ВЛАДОС, 1996.

-529 с.

51.         Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии [Текст]/ С.Я. Рубинштейн. - М.: Наука,1970.- 423 с.

52.         Спиваковская, А. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. [Текст]/ А. Спиваковская.- М.: ООО Апрель Пресс, ЭКСМО - Пресс, 2000. – 430 с.

53.         Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст]/З. Фрейд. - М.: Психология, 1989. – 296 с.

54.         Чиркова, Т.И. Психологическая служба в детском саду: учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. [Текст]/ Т.И. Чиркова. – М.: Педагогическое общество России,  1998. – 284 с.

55.         Шанина, Н.П. Тревожные дети [Текст]/ Н.П. Шанина // Дошкольное воспитание.–1996.-  №4. - С.19-21.

56.         Эльконин, Д.Б. Психологические игры [Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Прогресс, 1978. -327 с.

57.         Эберлейн, Г. Страхи здоровых детей [Текст]/   Г. Эберлейн. – М.: Знание, 1981. – 192 с.

58.         Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии [Текст]/ В.В. Юрчук. – М.: Элайда, 2000. – 704 с.