Формирование  коммуникативных способностей   учащихся

Курсовая работа

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития коммуникативных способностей  у детей младшего школьного возраста

1.1.         Понятие «коммуникативные способности» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….7

1.2.         Особенности  формирования коммуникативных способностей  у детей младшего школьного возраста…………………………………………13

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию коммуникативных способностей

2.1. Экспериментальное исследование по определению  уровня сформированности коммуникативных способностей у  школьников…….18

2.2. Коррекционная работа по формированию коммуникативных способностей  школьников…………………………………………………..25

2.3.         Анализ и результаты  экспериментального исследования………….30

Заключение …………………………………………………………………..33

Библиография………………………………………………………………..34

 

 

Введение

Проблема формирования коммуникативных способностей учащихся является одной из значимых на данном этапе развития системы образования России. За последнее время интерес к данной проблеме увеличился. Сейчас много говорится о так называемом «кризисе общения», растущей «некоммуникабельности» людей. Изменение материальных условий жизни, условий образования, быстрое распространение компьютерной сети во всех сферах и других технических средств массовой коммуникации, расширение «дистантного общения», - все это способствует изменению форм общения, их глубины и диапазона, ставят вопрос о необходимости целенаправленного воспитания коммуникативной культуры человека, культуры речевого поведения.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. Современное научное знание демонстрирует всевозрастаю­щий интерес к проблеме общения. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема за­нимает центральное положение и анализируется в  психологическом   и   во многих других аспектах.

Первые наблюдения над социальным поведением зафиксированные еще в античности в философских трудах древнегреческих мыслителей Платона и Аристотелям, позднее в период Просвещения - у Дидро, Руссо, Гельвеция, Монтескье. Психологи Г. Зиммель и Ч. Кули в своих работах впервые стали рассматривать личность не абстрактно, а связывали ее черты и особенности с процессами взаимодействия людей внутри групп и с группами.

Вопросам общения посвящены многие исследования психологов и педагогов, как: Немов Р.С, Андреева Г.М, Зимняя И.А., Ломов Б.Ф,   Ломов Б.Ф. , Э. Дюркгейм и др.

Самой проблеме общения посвящали работы выдающиеся педагоги и психологи С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, А. А. Бодалев, И. А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, В. А. Лабунская и другие. Для данной проблемы исходным определением общения является положение И. А. Зимней о том, что «общение представляет собой форму общественно-коммуникативной деятельности, где «вербальное общение» является специфически человеческой формой взаимодействия членов общественности».

Но, несмотря на достаточную изученность теоретического аспекта данного вопроса,  в практической деятельности  общеобразовательной  школы отсутствует систематическая работа по формированию  коммуникативных способностей  учащихся  с учетом возрастного  фактора.   Проблема общения относится к числу важнейших для ребенка сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании ребенка. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблем общения становится весьма актуальным. Ее актуальность значительно возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

Возникает определенное противоречие между необходимостью формирования  коммуникативных способностей учащихся и  отсутствием эффективной технологии ее формирования в условиях общеобразовательного учреждения.    Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: выявление эффективных условий формирования коммуникативных способностей учащихся младшего школьного возраста.

Цель работы: изучить особенности формирования коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. 

Возникшее противоречие и актуальность  данного вопроса обусловила выбор темы проекта: «Формирование  коммуникативных способностей   учащихся»

Объектом исследования являются коммуникативные способности школьников.

Предметом исследования является процесс формирования коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.

При работе над вопросом нашего исследования мы руководствовались гипотетическим предположением, согласно которому  формирование коммуникативных способностей учащихся младшего школьного возраста  будет осуществляться более эффективно, при соблюдении следующих условий:

1.                               Планомерном осуществлении диагностики уровня сформированности  коммуникативных умений школьников.

2.                               Разработке комплекса тренинговых занятий по формированию культуры общения  у учащихся.

           В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:

1)                Исследовать  психолого – педагогическую литературу по теме исследования.

  2) Выявить особенности формирования коммуникативных способностей  у детей младшего школьного  возраста.

3) Разработать и экспериментально апробировать комплекс  тренинговых занятий по формированию коммуникативных способностей  у учащихся.

Методологическая основой исследования послужили труды, посвященные проблеме исследования таких выдающихся психологов и  педагогов, как: Р.С Немов, Г.М Андреева, И.А. Зимняя, Б.Ф. Ломов,   С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, А. А. Бодалев, И. А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, В. А. Лабунская, В.С. Мухина,  Е.И. Рогов, и др.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ  психолого–педагогической литературы; наблюдения за деятельностью детей;  эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.

Исследование осуществлялось на базе Маслянской средней общеобразовательной школы Абатского района с включением десяти учащихся первого класса.

Исследования проводились в три этапа.

На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, определена проблема, цель, задачи исследования, гипотетическое предположение. Был проведен констатирующий   эксперимент, с целью определения уровня сформированности  коммуникативных  способностей  у  детей младшего школьного возраста.

На втором этапе   нами была организованна опытно-экспериментальная работа. Разработан комплекс коррекционных занятий, направленный на формирование коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.

На третьем этапе  были систематизированы и обобщены данные опытно-экспериментальной работы. Оформлена курсовая  работа.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам формирования коммуникативных способностей у  детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость представляется возможностью использовать данную работу учителями средних общеобразовательных школ, а также работа представляет практическую значимость для  практических  психологов.

Структура работы:  введение, первая, вторая глава,  заключение,  библиография.

 

Заключение

В проведенном нами исследовании по теме:  «Формирование коммуникативных способностей у учащихся» объектом исследования являлся процесс формирования коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста; предметом - условия эффективного формирования коммуникативных способностей  у детей младшего школьного возраста в игровой  деятельности.

Результаты констатирующего эксперимента   показали   недостаточный уровень  сформированности  коммуникативных способностей у    испытуемых  младших школьников.

В работе с детьми экспериментальной группы использовался комплекс коррекционных занятий для формирования коммуникативных способностей.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента уровень развития коммуникативных способностей  оказался значительно выше, чем на констатирующем этапе эксперимента.

Таким образом, подтвердилось гипотетическое предположение, выдвинутое нами в начале исследования, подтвердилось.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам формирования коммуникативных способностей у младших школьников.

Практическая значимость состоит в том, что школьные психологи и  учителя -практики могут использовать в своей работе разработанные тренинговые занятия.

 

Библиография

1.     Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.,1988.-568 с.

2.    Выготский, Л.С. Проблема развития в структурной психологии. || Основы психологического развития. [Текст] / Выготский Л.С.  -М.,1934. – 469 с.

3.    Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. [Текст] / Л.С.  Выготский - М.,1960.

4.       Газман, О.С. Социальные аспекты развития. [Текст] / О.С.  Газман // Советская педагогика, 1988 г., №5. – с.87-94.

5.    Годовикова, Д.Б. Влияние общения со сверстниками на общение детей со сверстниками,  Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. [Текст] / Д.Б.  Годовикова/под редакцией М.И. Лисиной .1980.-427 с.

6.    Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения от года до семи лет. [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О.  Смирнова -М.1992. – 217 с.

7.       Давыдов, В.В., Зинченко, В.П. Принцип развития в психологии [Текст] /  В.В. Давыдов, В.П.  Зинченко. // Вопросы философии", 1980., №12. - с. 47 – 60.

8.    Зимняя, И. А. Педагогическая психология—2-е изд., доп., испр. и перераб. [Текст]./ И. А Зимняя - М.: Логос, 2001.-346 с.

9.    Ильина, Т.А. Педагогика: Курс лекций.. Учебное пособие для студентов  педн-тов. [Текст]/  Т.А. Ильина – М., 1984.-496 с.

10.  Игровое моделирование: методология и практика. Сб.пук. Ладенко И.С. [Текст] / И.С. Ладенко -Новосибирск: Наука, 1987. -312 с.

11.         Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. [Текст]/ В. А.  Кан-Калик. - М.: Просвещение. 1987 - 190 с.

12.    Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. [Текст] / Н.В. Клюева,  Ю.В. Касаткина -Ярославль. 1996. – 247 с.

13.         Крупенин, А. Л. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов [Текст]/ А. Л Крупенин, И. М Крохина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- 237 с.

14.         Коломенский, Я. С., Панько, Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Книга для учителя. [Текст]/ Я. С. Коломенский, Е. А. Панько. - М.: Просвещение. 1988 - 190 с.

15.         Кривченко, Т. А. Коммуникативная культура человека, как объект специального формирования в воспитании [Текст]/ Т. А.  Кривченко// Классный руководитель. 2002, № 5. – С.132-142.

16.  Ладенко, И.С. Игровое моделирование методологии и практики. [Текст] / И.С.  Ладенко -Новосибирск, изд-во Наука, 1987.- 249 с.

17.    Леонтьев, А.А. Деятельность и общение [Текст] А.А. Леонтьев // Вопросы философии.1979 г.№1- с.64-69.

18.    Лисина, М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова. -М., 1980. – 314 с.

19.    Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / М.И.  Лисина М., 1986.- 362 с.

20.    Ломов, Б.Ф. Методологические проблемы социальной психологии. [Текст] /  Б.Ф. Ломов, -М.1975. -  280 с.

21.    Мелибруда, Е. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения./ Пер. с польс. [Текст] / Е.  Мелибруда - Мрогресс,1986-174 с.

22.  Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. [Текст] / - Л.Ф. Обухова. М.,95.-146 с.

23.    Реан, А. В. Психология педагогической деятельности [Текст]/ А. В Реан. — Ижевск, 1994.- 114 с.

24.    Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в обра­зовании [Текст] / Е.И.  РоговМ., 1995.-476 с.

25.    Рабинович, Ф.М., Баллер, Э.Э., Голубенко, Е.С. и др.
Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению. [Текст] / Ф.М. Рабинович, Э.Э. Баллер, Е.С. Голубенко, О.К.  Крылова. -ИЯ-
ИЯШ 1983. №6 – с.24-51.

26.         Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л.  Рубинштейн -М.1946. – 643 с.

27.    Урунтаева Г. Л., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. [Текст] / Г. Л. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М., Просвещение. 1995 -291 с.

28.    Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности. [Текст] / Л.Крайнева // Дошкольное воспитание, 1984 № 10. – С. 86-89.

29.         Фридман, Л.И., Кулагина, И.Ю. «Психологический справочник  учителя» [Текст]/ Л.И. Фридман, И.Ю.   Кулагина.- М.  Просвещение, 1991 - 161 с.

30.   Чуракова, Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх. Сболевых игр. [Текст] / Р.Г.  Чуракова. -М.,91. – 167 с.

31.  Эльконин, Д.Б. Психологические игры. [Текст] / Д.Б.   Эльконин - М.: Педагогика, 1978. – 427 с.

32.    Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б.   Эльконин (Под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко) - М.1989. - 643 с.

33.    Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст] / Д.Б.   Эльконин - Воронеж.1995. – 486 с.

34.    Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания [Текст] / И.М. Юсупов - Казань: Татарское книжное издательство, 1991.-317 с.