Формирование  адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста

Курсовая работа

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………… ………..3

Глава 1. Проблема формирования  самооценки у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе

1.1.         Сущность понятия и структура  самооценки  в психологической  литературе………………………………………………………………..…6

1.2.         Особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста…………………………………………………….….17

1.3.         Психолого-педагогические  факторы и условия формирования самооценки……………………………………………………………….…27

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию самооценки детей младшего школьного возраста

2.1.  Организация  исследования по диагностике самооценки  детей младшего школьного возраста………………………………….….34

2.2. Коррекционная работа по формированию самооценки детей младшего школьного возраста………………………………………….38

Заключение………………………………………………………………45

Библиография ……………………………………….…………………...46

Приложения

 

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становле­ние ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая явля­ется частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразова­ния. Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный  выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уро­вень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержатель­ной. Сензитивным периодом для ста­новления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому пред­ставляется   необходимым   начинать    формирование объективной самооценки именно в этом возрасте. Данное  обстоятельство позволило сформулировать  проблему исследования, которая заключается в   особенности формирования  самооценки младших школьников.

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил нам выявить существующее  противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и недостаточно адекватным уровнем ее сформированности в млад­шем школьном возрасте. Данное противоречие обусловило выбор темы курсовой работы «Формирование  адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста»

Цель исследования - выявить особенности формирования  самооценки младших школьников.

Объект исследования - процесс формирования  самооценки детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования- условия и факторы, влияющие на формирование  адекватной самооценки детей младшего школьного возраста.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:

1)     Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2) Выявить психологические особенности формирования самооценки  детей младшего школьного возраста.

3) Организовать коррекционную работу по   формированию адекватной самооценки детей экспериментальной группы.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; наблюдения за   участниками эксперимента, тестирование; эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.

   В нашем исследовании мы руководствовались гипотетическим предположением, согласно которому формирование самооценки младших школьников  будет проходить успешно при  реализации следующих условий:

-     культура общения педагога и уча­щегося, учеников друг с другом, роди­телей с ребенком;

-   формирование учебной самостоя­тельности младшего школьника;

-   создание ситуации успеха в про­цессе организации учебной деятельности;

-   использование   разнообразных форм и методов обучения при органи­зации учебной деятельности;

- обучение младших, школьников приемам самоконтроля;     

- обучение младших школьников приемам самооценивания и взаимооценивания, способам корректировки полученного результата;

-    осуществление целенаправленной работы с родителями.

       Исследование проводилось на базе средней школы №31 с участием 18 человек.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап (сентябрь- ноябрь  г.) - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап (декабрь– февраль г.)  - собственно экспериментальный   – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап (март- апрель г.) заключался в оформлении курсовой работы в соответствии с требованиями ГОСТа.

1.       Методологической основой  являются  научные труды по теме исследования психологов и педагогов: Л.Ю. Фоминой, Т.Ю. Андрущенко, А.В. Захаровой, Л.М Фридмана,  Ш.А. Амонашеили, Е.И. Рогова и др.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам формирования самооценки  и особенностям ее формирования в  младшем школьном возрасте.

Практическая значимость представляется возможностью использовать данную работу в практике  учителей и психологов при  организации учебно-воспитательного процесса.

Структура работы: введение,  глава 1, глава 2, заключение, список литературы, приложения. Объем работы – 40 страниц печатного текста

 

 

Заключение

В процессе работы подтвердилась актуальность темы  исследования. Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный  выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уро¬вень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Сензитивным периодом для ста-новления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому пред¬ставляется   необходимым   начинать    формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.

    Для  организации  психологических условий формирования классного коллектива, как сплоченной группы, учитель   должен  учитывать, что формирование сплоченности класса будет проходить более эффективно при условии выявления индивидуальных психологических особенностей учащихся, их темперамента и восприятия индивидом группы и осуществлении учителем  учебно-воспитательной работы с учетом выявленных особенностей каждого ученика класса.

     Полученные в ходе нашего исследования  данные убеждают  в  необходимости   проведения  специально  организованной психологической коррекционной  работы по формированию самооценки детей младшего школьного возраста.  Формирование самооценки  младших школьников требует  организации систематической  многоплановой работы как с детьми, так и с родителями школьников. 

    В ходе проделанной работы была подтверждена теоретическая и практическая значимость темы исследования.

Была проведена диагностика  детей экспериментальной группы и коррекционная работа по формированию  самооценки младших школьников.

Цели и задачи, поставленные в ходе работы, были выполнены. Гипотеза исследования была подтверждена.

 

 

Список литературы

 

1.      Амонашвили, Ш.А. Размышления об оценочной основе педагогического процесса // Размышления о гуманной педаго¬гике. [Текст]/ Ш.А.   Амонашвили - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001.- 274 с.

2.      Анастази, А. Психологическое тестирование. В 2 т. [Текст] / А.  Анастази. — М.: Просвещение, 1982.- 285 с.

3.      Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. [Текст]  — М.: Педа¬гогика, 1980. – 317 с.

4.        Андрущенко, Т.Ю., Захарова А.В. Ис¬следование самооценки младшего школьника в учебной деятельности[Текст]/  Т.Ю.  Андрущенко//Вопр. психол. 1980. № 4. С. 91-99.  

5.      Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. [Текст] / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г.  Лидере.— М.: Изд. МГУ, 1990.- 257 с.

6.      Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В.Дубровиной, М.И. Лисиной. [Текст] / М.И. Лисина — М.: Просвещение, 1982.-457 с.

7.      Гайда, В.К. Психологическое тестирование [Текст] / В.К. Гайда, В.П.  Захаров. — Л.: Логос, 1982.- 266 с.

8.      Диагностическая и коррекционная работа школьного психо¬лога [Текст]  — М.: Педа¬гогика, 1987.- 146 с.

9.      Дубровина, И.В. Индивидуальные особенности школьников [Текст]./ И.В Дубровина— М., 1975.- 284 с.

10.    Зимняя, И. А. Педагогическая психология—2-е изд., доп., испр. и перераб. [Текст]./ И. А Зимняя - М.: Логос, 2001.-346 с.

11.    Крупенин, А. Л. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов [Текст]/ А. Л Крупенин, И. М Крохина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- 237 с.

12.    Липкина, А.И. Самооценка Школьника. [Текст]/ А.И. Липкина. - М.: Знание, 1976. – 347 с.

13.    Липкина, А.И., Рыбак, Л.А. Критичность и самооценка в учебной

деятельности. [Текст]/ А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. - М.: Педа¬гогика, 1968.- 223 с.

14.    Мельников, В.М.  Введение в эксперименталь¬ную психологию личности [Текст] / В.М. Мельников, Л.Т.  ЯмполъскийМ.: Знание, 1989.-447 с.

15.    Мэй, Р. Искусство психологического консультиро¬вания [Текст]/ Р.   МэйМ.: НФ «Класс», 1994.-186 с.

16.    Психологический практикум  [Текст] /Платонов, К.К.— М.: Логос, 1980. -324 с.

17.    Практикум по общей и экспериментальной психологии. [Текст]/ Под общей ред. А.А.Крылова [Текст]/ А.А.Крылов — Л.: Призма, 1987.-421 с.

18.    Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В.  Петровский - М.: Академия, 1995.-342 с.

19.    Программа педагогизации сознания родителей «Содружество» [Текст]/  / Автор-сост.Т.В. Кружилина. - Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 87 с.

20.    Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / А.В.Петровский, М.Г.Ярошенко. - М.: Политиздат, 1990.-468 с.

21.    Реан, А. В. Психология педагогической деятельности [Текст]/ А. В Реан. — Ижевск: Колос, 1994.- 114 с.

22.    Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в обра-зовании [Текст] / Е.И.  Рогов— М.: Педа¬гогика, 1995.-476 с.

23.    Фридман, Л.П.  Изучение личности учащегося и учениче¬ских коллективов [Текст]/ Л.П. Фридман. — М.: Знание, 1988.- 254 с.

24.    Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник  учителя [Текст]/ Л.И. Фридман, И.Ю.   Кулагина.- М.  Просвещение, 1991 - 161 с.

25.    Фридман Л.М- Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. [Текст]/ Л.И. Фридман.  - М.: Просвещение, 1987.  – 324 с.    

26.    Фомина, Л.Ю. Что влияет на форми¬рование самооценки младших «школьни¬ков[Текст]/ Л.Ю Фомина.-//Начальная школа плюс До и После.2003. №10. С. 99-102.