Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное благополучие дошкольников

Дипломная роабота

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1.  ПРОБЛЕМА  ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ  БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1.         Понятие «эмоциональное благополучие»  ребенка дошкольного возраста……………………………………………………………………..…..8

1.2. Семья как фактор эмоционального благополучия…….……..…………15

1.2.         Факторы семейной ситуации, влияющие на эмоциональную сферу дошкольника………………………………………………………….………..23

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ  ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1.Организация и обоснование методов исследования…………………….36

2.2. Анализ результатов проведенного исследования……………………….41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………57

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………58

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Формирование и развитие эмоциональной сферы человека – одна из актуальных проблем психологической науки. Невозможно переоценить то значение, какое имеют эмоции для индивидуального развития человека, становления личности ребенка и его социализации. Установлено, что социальное поведение детей зависит от общей социальной ситуации и, особенно, от эмоционального комфорта в отношениях с близкими взрослыми и сверстниками. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от общей семейной атмосферы. Важность семьи в этом вопросе  обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора развития эмоциональной сферы и личности ребенка.  Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.  И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей для гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности.

Поэтому актуальность проблемы влияния семьи на развитие эмоциональной сферы детей  остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.

Значительный вклад в решение вопроса о природе, механизмах возникновения, функциях, классификации эмоций внесли многие отечественные и зарубежные исследователи (В.К. Вилюнас, К.Э. Изард, Л.И. Куликов, П.В. Симонов,  П.М. Якобсон, и др.).

Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Т.А. Маркова и др.)

Установлено, что социальное поведение детей зависит от общей социальной ситуации и, особенно, от эмоционального комфорта в отношениях с близкими взрослыми и сверстниками (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Л.С. Выготский, Н.А. Кряжева и др.).

Проблема родительско-детских отношений также занимает в последние десятилетия одно из ключевых мест в современной психологии. В многочисленных научных и практических исследованиях отражены различные аспекты, связанные с изучением: становления эмоционального характера в семье (О.А.Карабанова); специфики условий, определяющих родительско-детские отношения, стили семейного воспитания (В.М. Минияров); нежелательных стилей родительского поведения и результатов их применения в семье (А.Адлер, Э.Эриксон, Д.М.Леви, В.Н.Мясищев, Е.К.Яковлева и др.); типов отношений родителей к детям, лежащих в основе возникновения аффективных переживаний (Л.Г.Сагатовская); влияния жестокого обращения и эмоционального отвержения родителей на формирование у ребенка акцентуаций характера (Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкис); эмоциональной стороны родительско-детских отношений (А.Я.Варга); параметров воспитательного процесса и патогенных типов воспитания (А.И.Захаров); родительских стилей дисгармоничных семей (А.С.Спиваковская); причин психического неблагополучия в детстве (Л.Ф.Шевцова).

Однако, несмотря на достаточную теоретическую разработанность вопросов эмоционального развития и феноменологии родительских отношений (пози­ций), стилей воспитания, а также их следствий — форми­рования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющего­ся поведения, вопрос влияния семейных ситуаций на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста  исследован не достаточно полно.

Таким образом, возникает противоречие между безусловной значимостью факторов семейной ситуации в процессе эмоционального развития дошкольников и недостаточному вниманию  данной проблемы в практике работы дошкольных учреждений.

Возникшее противоречие и актуальность данной проблемы позволило определить выбор темы выпускной квалификационной работы: «Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное благополучие дошкольников».

Проблема исследования  заключается в изучении зависимости эмоционального благополучия дошкольников от факторов семейной ситуации.

Цель: Установить взаимосвязь между семейной атмосферой и эмоциональным благополучием ребенка.

Объект: Эмоциональное благополучие.

Предмет: Влияние на эмоциональное благополучие дошкольника факторов семейной ситуации.

В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2.  Выявить особенности эмоциональной сферы дошкольников

3. Определить сущность понятия «эмоциональное благополучие»

4. Экспериментально выявить влияние особенности семейной ситуации на эмоциональное благополучие дошкольников.

Гипотеза: мы предполагаем, что эмоциональное благополучие ребенка зависит от факторов семейной ситуации. А именно: при благоприятной семейной атмосфере наблюдается благополучное эмоциональное состояние ребенка и наоборот, в  семьях, характеризующихся семейной тревожностью, напряженностью, отсутствием эмоционального тепла, будут выявлены признаки эмоционального  неблагополучия детей, такие, как тревожность, агрессия, неуверенность, боязливость, напряженность и др..

Теоретической основой исследования являются научные труды по теме исследования психологов и педагогов: Л.С. Выгодского, Л.С, Григорьевой,   Даниловой Н.Н., Крыловой А.Л., Изарда К., В.С.Мухиной, Комаровой Т.С.  и др. 

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: анализ литературы по теме исследования, метод наблюдения, психологический эксперимент, статистическая обработка данных экспериментального исследования.

Исследование проходило на базе детского дошкольного учреждения «Елочка»  г. Ишима, в старшей группе с включением двенадцати детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

          Исследование проводилось в три этапа:

I – поисково – теоретический (сентябрь – октябрь 2010 г): посвящен изучению и анализу психолого- педагогической литературы по данной теме, формулированию проблемы, темы, цели, гипотезы, задач исследования, подбору методов и планированию экспериментов исследования.

II - опытно – экспериментальный (октябрь- декабрь 2010 г.): проведение  экспериментального исследования; проверка гипотетического предположения; обработка полученных результатов.

III – заключительно – обобщающий (декабрь 2010 – январь 2011 г.): обработка и систематизация материала; формулировка выводов и оформление выпускной квалификационной  работы.

         Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что проблема влияния факторов семейной ситуации на эмоциональное благополучие рассматривалась с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. В работе обобщены подходы учёных к проблеме и сущности семейных факторов, влияющих на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Осуществлён отбор методов диагностики эмоциональной сферы дошкольников.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных  в практической деятельности воспитателей детских садов и в   процессе психологического сопровождения дошкольников, в консультативной работе психолога с родителями и воспитателями.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами было проведено исследование по изучению влияния семейных факторов на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста.

В исследовании принимали участие 20 детей старшей группы детского сада с включением  20 родителей.

В ходе исследования мы провели  диагностику эмоционального благополучия  ребенка и семейной ситуации. Для выявления  эмоциональных особенностей и семейной ситуации  каждого из детей, мы в своем исследовании использовали рисуночную  методику  «Рисунок семьи», используя метод Кормана и метод Бернса; метод наблюдения эмоциональных проявлений Г. Степановой и   тест  А.И. Захарова на оценку эмоционального состояния детей.

 Далее была проведена интерпретация  полученных результатов для проверки гипотезы, выдвинутой нами в начале исследования.

Результаты экспериментального исследования показали, что при благоприятной семейной атмосфере наблюдается благополучное эмоциональное состояние ребенка. В семьях же, характеризующихся тревожностью, напряженностью, отсутствием эмоционального тепла, эмоциональное неблагополучие детей проявляется в тревожности, агрессии, неуверенности, боязливости, напряженности и даже неврозах.

Таким образом, данные, полученные нами в ходе экспериментального исследования, служат подтверждением гипотезы о влиянии факторов семейной ситуации на эмоциональное благополучие  дошкольников.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.          Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. [Текст]/ Ю.П. Азаров. - 2-е изд., переработ, и доп. - М.: Политиздат, 1985. - 238 с.

2.                                               Бёрдов, В.И. Аннотированная программа по психологии человека: Методические рекомендации [Текст] / В.И.  Бёрдов.  -Ишим:ИГПИ, 1995.-29с.

3.                                               Бёрдов, В.И., Кислицына, В.А. Лабораторный практикум по возрастной психологии.  [Текст] / В.И.  Бёрдов [Текст] / В.И.  Бёрдов, В.А. Кислицина.  – Ишим: ИГПИ, 1995. – 33с.

4.                                               Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. [Текст] /Г.М. Бреслав. – М., 1990. – 230с.

5.                                               Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. Уч-щ. [Текст] / Л.А. Вегнер, В.С. Мухина. .: Просвещение, 1988. – 298с.

6.          Выготский, Л. С. Проблемы развития психики [Текст]/ Л.С. Выготский.- собр. Соч.: В 6т.-М: 1983 т.4.-432с.

7.                      Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст]/Л.С, Выготский.- СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224с.

8.                      Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст]/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с.

9.                      Детская психология. Учеб. Пособие. [Текст] /под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.

10.                                          Детская психология: типы семейных отношений [Электронный ресурс] – режим доступа: http://azps.ru

11.           Доскин, В., Печора, К. Рисунки детей. Психологический анализ[Текст] /В. Доскин, К. печора. //Дошкольное воспитание, №12, 2000. – С.78- 81.

12.      Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб, заведений. - 2-е; стереотип. [Текст] /О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М.: Академия, 2000. - 160 с.

13.      Изард, К. Эмоции человека: Пер. с англ. [Текст] /К. Изард. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.-440 с.

14.      Каптерев, П.Ф. О семейном воспитании. Учеб. пос. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений [Текст] /П.Ф. Каптерев/ Сост. и авт. коммент. Н. Н. Андреева. - М.: Академия, 2000. - 168 с.

15.      Крутетский, В.А. Психология. Учеб.для учащихся пед. Уч-щ. [Текст] / В.А. Крутетский. -М.: Просвещение, 1986. – 341с

16.      Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. [Текст] / Н.Л. Кряжева. -Ярославль: Академия развития, 2000. – 160 с.

17.      Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). [Текст] / В.М. Минияров. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с.

18.      Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа   с   гиперактивными,   агрессивными,   тревожными   и   аутичными  детьми. [Текст]/   Г.Б Монина.- М.: Генезис, 2000. - 192 с.

19.      Немов,  Р.С. Психология. Учеб. для студ. Высш. Пед. Заведений. В 3 кн.-4-е изд. [Текст] /Р.С. Немов. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-Кн 1. Общие основы психологии. – 688 с.

20.      Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования [Текст] /Сост. Е.И. Рогов.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 547 с.

21.           Обухова, Л. Ф.  Возрастная психология. [Текст] / Л.Ф. Обухова.  -  М.,  1996.- 427 с.

22.           Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. [Текст] / Р.В. Овчарова.– М.:Психология, 2003- 257 с.

23.           Психология. Словарь[Текст] /Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. И доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

24.           Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. [Текст]  .: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 376с.

25.           Рогов,  Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. пособие: В 2 кн.-2-е изд., перераб. и доп. [Текст] /Е.И. Рогов –М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС , 1998.-Кн 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с.

26.           Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. [Текст] /Е.С. Романова, С.Ф. Потемкина. .: Дидакт, 1992. – 327 с.

27.                                          Рейковский,  Я. Экспериментальная психология эмоций. [Текст] / Я Рейковский . -  М.:Прогресс, 1999 . – 412 с.

28.                                          Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. [Текст].  М: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001.

29.                                          Смирнова, Е. О. Структура и динамика родительского отношения [Текст] / Е.О. Смирнова.//Вопросы психологии. 2000, № 3. – С.18.

30.           Степанов, С.С. Психологический словарь для родителей. [Текст] /С.С. Степанов. –М.: Издательский центр «Академия»,  – 160с.

31.           Спиноза, Б.О происхождении и природе аффектов \ Психология эмоций: Тесты. [Текст] /Б.О. Спиноза. ., 1990 – 271 с.

32.           Столяренко, Л.Д. Основы психологии. [Текст] /Л.Д. Столяренко. остов-на-Дону: Логос, 1995. – 646с.

33.             Хрестоматия.   Дети   с   нарушениями   развития.   Учебное   пособие   для студентов   и   слушателей   спецфакультетов:   [Текст]/ Сост.   В.Астапов.   -   М.: Международная педагогическая академия, 1995. -  264 с.

34.           Хрипкова,  А.   Г.,   Запорожец,  А.В.   Мир   детства.   Дошкольник  [Текст]/ А.   Г.   Хрипкова,  А.В.   Запорожец.   -   М.: Педагогика. - 1979. - 19с.

35.           Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст]/ Д.Б. Эльконин.-Воронеж.1995, 458 с.

36.              Эльконин, Д.Б. О психологии [Текст]/ Д.Б. Эльконин.// Вестник Моск. Унив. Серия 14,  2000. №2. С 9.

37.           Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.,1960. – 457 с.

38.                                          Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. [Текст] / подед. В.В. Лебединского. – М.: Педагогика, 1990. -254 с.

39.                                          Эйдемиллер, Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.Н. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, Н.И. Никольская.– СПб.: Омега, 2003. – 478 с.