Дипломная  работа

Особенности  саморегуляции и самоконтроля подростков в стрессовых ситуациях

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме саморегуляции и самоконтроля подростков в стрессовых ситуациях

 

1.1.                                Проблема саморегуляции и самоконтроля в психолого-педагогической литературе

1.2.                                Сущность, причины, виды  стресса и способы компинг-поведения

1.3.                                Особенности саморегуляции и самоконтроля подростков в стрессовых ситуациях

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей саморегуляции и самоконтроля подростков в стрессовых ситуациях

      2.1. Организация и методы исследования

2.2. Результаты экспериментального исследования

 

Заключение

Библиография

 

 

Введение

В настоящее время в стремительно меняющихся социально- экономических условиях, в условиях интенсификации объемов получаемой информации наблюдается рост нервно-психической напряженности во всех сферах деятельности человека, что сопровождается повышенными требованиями к психической устойчивости и адаптивности человека. Поэтому большое значение приобретают проблемы поведения людей в стрессовых ситуациях, степени их активности и адаптивности и одновременно защищенности, проявляемой, в частности, в активной позиции индивида. В связи с этим все большее внимание уделяется проблемам психической регуляции и саморегуляции активности индивида.

Значимость проблемы саморегуляции возрастает в экстремальных или критических ситуациях деятельности, когда на основе сформированных систем и механизмов осознанной психической саморегуляции происходит раскрытие и мобилизация внутренних резервов, обеспечивающих адаптацию человека.  В жизни подростков встречается огромное количество  стрессовых ситуаций. Стрессогенными факторами выступают отношения с окружающими (семья, сверстники), учебный процесс, физиологические изменения и др.

В современном мире каждый подросток должен знать, что ему предстоит всего добиваться в жизни самому и зачастую в очень жестких условиях.  Несформированность саморегуляции и самоконтроля, неумение им воспользоваться или нежелание к нему обратиться, пренебрежение их результатами - все это неминуемо влечет за собой неудачи в жизни, профессиональной деятельности и может привести к асоциальному поведению.

 Поэтому проблема  саморегуляции подростков в стрессовых ситуациях является актуальной.

Проблемами саморегуляции занимались такие учёные психологи, как И.П. Павлов, П.К. Анохин, И.М. Семенов, В.Е. Клочко. Огромная заслуга в постановке и раскрытии важных аспектов проблемы психической саморегуляции принадлежит научной школе В.М. Бехтерева, а также его учеников и последователей, таких как А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и др.

Среди работ по изучению психической саморегуляции особенно выделяются многочисленные исследования активности человека в стрессовых ситуациях. Эти исследования проводились в контексте общих проблем деятельности человека, где особое место уделялось в основном изучению психофизиологических состояний (Р.Лазарус, Л.А. Ф.Б.Березин, Л.Г.Дикая и др.), а также вопросам влияния стрессогенных факторов среды на работоспособность и надежность в профессиональной деятельности человека.

Но проблема саморегуляции и самоконтроля подростков в стрессовых ситуациях остается практически неизученной.

Возникает противоречие между важностью проблемы формирования самоконтроля и саморегуляции подростков в стрессовых ситуациях и неразработанностью данной проблемы как в теоретическом, так и в практическом направлениях.

Обозначенное противоречие обусловило выбор темы курсовой работы «Особенности  саморегуляции и самоконтроля подростков в стрессовых ситуациях».

Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая  заключается в выявлении стилевых особенностей саморегуляции и  совладающего  поведения подростков в стрессовых ситуациях.

Цель нашего исследования выявить зависимость выбора стратегии совладания со стрессовыми ситуациями от уровня сформированности саморегуляции и самоконтроля подростка.

Объектом исследования является саморегуляция и самоконтроль личности.

Предмет исследования – особенности совладания со стрессовыми ситуациями подростков с разными уровнями сформированности саморегуляции и самоконтроля.

Задачи исследования.

1. Проанализировать  состояние проблемы саморегуляции и самоконтроля подростков в стрессовых ситуациях в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить возрастные особенности саморегуляции и самоконтроля подростков в стрессовых ситуациях.

3. Экспериментально исследовать особенности стратегии совладания со стрессовыми ситуациями подростков с разными уровнями сформированности саморегуляции и самоконтроля.

 Гипотеза исследования: Мы предположили, что выбор стратегии совладания со стрессовыми ситуациями находится в зависимости от уровня сформированности саморегуляции и самоконтроля подростка. А именно:

- подростки с высоким и средним  уровнем саморегуляции и самоконтроля будут использовать продуктивные стратегии преодоления стресса (активное преодоление стресса, поиск решения проблемы, эмоциональное сосредоточение);

- подростки со средним  уровнем саморегуляции и самоконтроля будут использовать относительно продуктивные стратегии преодоления стресса (обращение за помощью к близким людям и друзьям, принятие сочувствия и понимание со стороны, обсуждение проблемы с кем-то, чтобы прийти к определенному решению);

- подростки с низким  уровнем саморегуляции будут ориентироваться на избегание и уход от разрешения проблем как стратегии преодоления стресса.

Методологическую основу исследования составили: исследования, посвященные психологии саморегуляции в отечественной и зарубежной науке (К.А.Абульханова-Славская, А. Адлер, А.Н.Леонтьев, Джиллер, С.Л.Рубинштейн и др.); концепция индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека В.И.Моросановой;  психологические труды, рассматривающие личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека (Б.Г.Ананьев, А.А.Асмолов, А.А.Бодалёв, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн и др.).

Методы исследования: теоретические методы (анализ, обобщение теоретических положений науки по теме исследования); эмпирические методы (тестирование, анкетирование); методы количественной и качественной обработки результатов исследования; методы описания результатов исследования (графическое представление результатов).   

База исследования: исследование проводилось в ИГОЛ им. Е.Г. Лукьянец г. Ишима Тюменской области с включением 22 учащихся подросткового возраста (16 лет).

Исследование осуществлялось в три этапа:

 I этап – поисково – теоретический.  Изучение и анализ литературы, определение проблемы, цели, объекта, предмета исследования, гипотезы. Разработка программы экспериментального  исследования, подбор диагностического материала.

 II этап – опытно – экспериментальный. Диагностика уровня саморегуляции и самоконтроля  подростков, диагностическое исследование особенностей совладающего поведения в стрессовых ситуациях  у подростков с разным уровнем саморегуляции и самоконтроля.

III этап – заключительно – обобщающий. Обработка и систематизация материала, формулировка выводов и оформление курсовой   работы.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.

 

Заключение

В ходе работы подтвердилась актуальность исследуемой проблемы. В жизни подростков встречается огромное количество  стрессовых ситуаций. Стрессогенными факторами выступают отношения с окружающими (семья, сверстники), учебный процесс, физиологические изменения и др.  Несформированность саморегуляции и самоконтроля, неумение им воспользоваться или нежелание к нему обратиться, пренебрежение их результатами - все это неминуемо влечет за собой неудачи в жизни, профессиональной деятельности и может привести к асоциальному поведению.

В ходе выполнения курсовой работы мы экспериментально изучали специфические особенности совладающего поведения трех групп подростков – с низким, средним и высоким уровнем саморегуляции и самоконтроля. Изначально мы предполагали, что саморегуляция  и совладающее поведение связаны следующим образом:

- подростки с высоким и средним  уровнем саморегуляции и самоконтроля будут использовать продуктивные стратегии преодоления стресса (активное преодоление стресса, поиск решения проблемы, эмоциональное сосредоточение);

- подростки со средним  уровнем саморегуляции и самоконтроля будут использовать относительно продуктивные стратегии преодоления стресса (обращение за помощью к близким людям и друзьям, принятие сочувствия и понимание со стороны, обсуждение проблемы с кем-то, чтобы прийти к определенному решению);

- подростки с низким  уровнем саморегуляции будут ориентироваться на избегание и уход от разрешения проблем как стратегии преодоления стресса.

А в результате проведенного нами эмпирического исследования, оказалось, что наша гипотеза подтвердилась частично: предположение о том, что подростки с высоким уровнем саморегуляции и самоконтроля будут использовать продуктивные стратегии преодоления стресса (активное преодоление стресса, поиск решения проблемы, эмоциональное сосредоточение), а подростки с низким  уровнем саморегуляции будут ориентироваться на избегание и уход от разрешения проблем как стратегии преодоления стресса подтвердилось. Относительно подростков со средним уровнем по разрешению проблемы гипотеза не нашла подтверждения, поскольку наибольший балл по разрешению проблемы набран у подростков со средним уровнем саморегуляции и самоконтроля.

 

 

 

 

Библиография

1.     Абульханова-Славская, К.А. О субъекте психической деятельности [Текст]/          К.А.  Абульханова-Славская. - М.: Психология, 1973.

2.     Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем[Текст]/П.К. Анохон. - М.: Просвещение, - 1988.

3.     Бодалев. А. Психология личности[Текст]/А.А. Бодалев. - М.Психология, 1998.

4.     Боришевский, М.И. Влияние позиций подростка на саморегуляцию поведения[Текст] М.И.          Боришевский //Вопросы психологии 2009 №5 стр. 121

5.     Бояринцев, В.П. Проблемы психологии и психофизиологии активности и саморегуляции личности [Текст]/В.П. Бояринцев. . Логос, 2007.

6.     Дикая, Л.Г. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования [Текст]/ Л.Г.        Дикая, А.В. Махнач // Психол. журнал. -2006.-Т.17.-№3.-С. 137-147.

7.     Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]/ И.А. Дикая. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

8.     Кабанов, М. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике[Текст]/ М. М. Кабанов,  А. Е. Личко, В. М. Смирнов. -  М.: Инфра, 2009.

9.     Клочко, В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование [Текст] / В.Е. Клочко. - М.: Психология, - 2001.

10.                       Конопкин, О.А. Саморегуляция деятельности в условиях временной неопределенности используемых сигналов [Текст]/ О.А.  Конопкин, В.И. Степанский //Вопросы психологии, 2007,  №4. - С100.

11.                       Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс. [Текст]/    Р.   Лазарус. .: Альфа, 2007.

12.                       Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст]/ А. Н. Леонтьев. - М.: Психологоя, 1975.

13.                       Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А. Е. Личко. – СПб: Питер, 2007.

14.                       Либин, А.В. Стили или реагирования на стресс: психологическая защита совладание со сложными обстоятельствами.  [Текст]/ А.В. Либин, Е.В. Либина. – М.: Смысл, 2008.

15.                       Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст]/        А.Р.Лурия.- М.: Педагогика,1974.

16.                       Лупьян, Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс... [Текст]/ Я. А. Лупьян. - Ростов-на-Дону, 2008.

17.                       Миславский, Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте[Текст] / Ю.А. Миславский.-  М.: ЛОГОС -2004.

18.                       Мясищев, В. Н. Личность и неврозы [Текст] / В. Н. Мясищев. – СПб.: Омега, 2009.

19.                       Меерсон, Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. [Текст] /Ф.З. Меерсон. - М.: Наука, 2003.

20.                       Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека [Текст]/Г.С. Никифоров. – СПб:  Учение, 2010.

21.                       Прохоров, А.О. Функциональная структура регуляции психических состояний [Текст]/ А.О. Прохоров // Комплексное изучение человека. Психология. Педагогика/ Вестник Росс. Гумм, научонда.- 2003.

22.                       Реан, А. А. Социальная педагогическая психология [Текст]/ А. А.Реан, Я. Л. Коломинский. - СПб.: Питер, 2009.

23.                       Рубинштейн, С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности [Текст]/         С. Л. Рубинштейн // Психология личности. Тексты. - М.: Просвещение, 1992.

24.                       Селье, Г. Стресс без дистресса. [Текст]/ Г.      Селье. - М.: Професс, 2009.

25.                       Столяренко, Л. Д. Основы психологии[Текст]/        Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

26.                       Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. [Текст]/ Е.Н.  Туманова – Саратов: Луч, 2007.

27.                       Хорни, С.В. Ваши внутренние конфликты: конструктивная теория невроза[Текст] / С.В. Хорни. - СПб.: Лань, 2008.

28.                       Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).  [Текст]/ Л.      Хьелл, Д. Зиглер - СПб.: Питер Пресс, 2007.

29.                       Шибутани, Т. Социальная Психология[Текст] /       Т. Шибутани. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

30.                       Юркевич, В.С. Индивидуальные различия в саморегуляции и обучаемости [Текст] / В.С. Юркевич // Вопросы психологии, 2004, №4. - С.84.

31.                       Якобсон, П. Н. Мотивация деятельности человека[Текст]/ П. Н. Якобсон. - М.: Прогресс, 1999.

32.                       Ялтонский, В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. [Текст]/В.М. Ялтонский, Н.А.  Сирота // Обозр. психиатр. и мед. психол. – 2004. – №1. С. 63 – 64.