дипломная работа 

Подготовка детей к обучению в школе (на материале эмоционально-нравственного компонента)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                   

Введение

Глава 1.  Подготовка детей к обучению в школе, как психолого-педагогическая проблема (на материале эмоционально-нравственного компонента)

1.1. Понятие готовности к обучению в школе

1.2. Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного   

 возраста (на материале  эмоционально --нравственного компонента.)

1.3. Механизм эмоционально- нравственной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе

Глава 2. Опытно- экспериментальная работа.

2.1. Диагностика уровня эмоционально-нравственной готовности

дошкольников

2.2. Комплекс занятий, направленный на повышение уровня эмоционально

нравственной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.

 

Заключение

Литература

Приложения

 

 

 

Введение

Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу. Среди многих задач , связанных с подготовкой детей к школе, важное место занимает задача воспитания эмоционально-нравственной готовности. Здесь имеется в виду воспитание эмоционально-нравственных качеств, развитие правильных представлений о деятельности учения, которая связана с преодолением трудностей, формирование мотивов учения, умение управлять своими действиями. Необходимость особого внимания к эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников обусловлена тем, что оно является стержнем приобщения ребёнка к культуре. С его помощью обеспечивается овладение номами и правилами взаимодействия с природой и окружающими людьми. Поэтому, если ребёнок активно развивается в нравственном плане, то его вхождение в мир культуры происходит значительно легче, а его трудовое, умственное, эстетическое воспитание доставляет взрослым гораздо меньше хлопот.

Как пишет Дубровина И.В., эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Кондратенко Т.Д., Котырло В.К., Ладывир С.Л. считают, что эмоционально-нравственная готовность к школе включает в себя способность детей устанавливать и поддерживать деловые и личностные отношения со взрослыми и сверстниками, соблюдать нравственные нормы и правила поведения в коллективе.

Нечаева В.Г. полагает, что необходимым условием для перехода к более высокой ступени деятельности — к учению в школе — является воспитание у ребёнка готовности систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания.


 

А.П. Усова в своих исследованиях утверждала, что «можно не превышая возможности ребёнка, путём организации игр, занятий и трудовой деятельности лучше подготовить его к школе, формируя эмоционально-нравственную готовность к обучению».

Запорожец А.В. писал, что воспитание нравственных чувств тесно связало с развитием у детей старшего дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему, в частности к учебной деятельности. Развитие эмоциональной сферы ребёнка и воспитание их этой основе его чувств является первостепенной задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума.

Несмотря на научно-теоретическую обоснованность данной проблемы, отсутствует единая технология создания условий, способствующих лучшей эмоционально-нравственной подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе. Поэтому проблемой исследования является выявление влияния эмоционально-нравственного компонента на общую подготовку детей к обучению в школе.

Учитывая    всё    вышеуказанное,    определяем    цель    исследования: поиск механизма эмоционально- нравственной подготовки детей к школе.

 Тема исследования: «Подготовка детей к обучению в школе (на материале эмоционально-нравственного компонента)».

Объект исследования: процесс подготовки детей к обучению в школе. Предмет исследования: условия эмоционально-нравственной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.

 Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической  литературе по данной проблеме.

2.      Определить содержание и сущность эмоционально-нравственной готовности детей к школе.

3.   Разработать  комплекс  занятий,  направленный  на  повышение  уровня эмоционально-нравственной готовности.

Гипотеза: формирование эмоционально-нравственной готовности будет проходить успешно, если использовать комплекс занятий, направленный на повышение уровня эмоционально-нравственного развития.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, метод наблюдения, создание игровых ситуаций, психолого-педагогический эксперимент, метод количественной и качественной обработки данных.

Исследование проходило на базе детского дошкольного учреждения № 21 в старшей группе.

Исследование проходило в три этапа

На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, определена проблема, цель, задачи исследования, гипотетическое предположение. Был проведен констатирующий эксперимент с целью определения уровня эмоционально- нравственной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.

  На втором этапе нами была организована опытно - экспериментальная работа, разработан комплекс занятий, направленный на повышение уровня эмоционально- нравственной готовности детей к школе.

   На третьем этапе были систематизированы  и обобщены данные опытно-экспериментальной работы. Оформлена выпускная  квалификационная работа.

  Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

Заключение.

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы.

В параграфе 2.1. описан эксперимент, с помощью которого был выявлен уровень эмоционально-нравственного развития. В испытуемой группе оказалось три ребёнка с высоким уровнем, три ребёнка со средним уровнем и двое детей с низким уровнем эмоционально-нравственного развития. Затем нами был разработан комплекс занятий, направленный на повышение уровня нравственного развития и проведён с детьми экспериментальной группы.

Таки образом, можно сделать вывод, что эмоционально-нравственный компонент имеет большое влияние на общую готовность детей к обучению, так как он включает в себя способность детей устанавливать и поддерживать деловые и личностные отношения со взрослыми и сверстниками, соблюдать нравственные нормы и правила поведения в коллективе, оценивать своё поведение и поведение других, а также умение адекватно реагировать на ситуации. Необходимость особого внимания к эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников обусловлена тем, что оно является стержнем приобщения ребёнка к культуре. Поэтому, если ребёнок активно развивается в нравственном плане, то его вхождение в мир культуры происходит значительно легче, а его трудовое, умственное, эстетическое воспитание доставляет взрослым гораздо меньше хлопот.

Считаем, что рассмотренную нами проблему эмоционально-нравственной готовности детей к обучению в школе необходимо изучать в дальнейшем.


Литература.

1.  Буре Р.С. Готовим детей к школе. .: Просвещение, 1987. -с.3-5;

2.          Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребёнок идёт в школу. .: Педагогика, 1985.
-с.3-18, 131-137;

3.          Безруких М. «Портрет» будущего первоклассника. «Готов ли ребёнок к
школе?»//Дошос., 2003. -№2. -с.47-51; №3. -с.53-59;

4.          Бородина В.Г. Готов ли ребёнок к школе? //Нач.шк.: плюс - минус, 2002.
-№5.-с.4-10;

5.          Борисова   Н. О нравственном воспитании дошкольников.//Дошое.,1988.
-№5. -с.9-12 (воспитание и обучение);

6.          Венгер Л. Как «измерить» готовность к школе.//Дошос.,  1995. -№10.
-с.70-78;

7.          Волосова   Е.    Эмоциональное       воспитание   ребёнка   в   повседневной
жизни.//Дошос., 1991. -№10. -с.69-72;

8.          Воспитание      нравственных      чувств      у      стошкольников./Подед.
Виноградовой А.М. -М.: Просвещение, 1989. -с.3-6;

9.          Гладышева Н. Всё в первый раз: о проблемах адаптации первоклассников к
школе.//Нач.шк.: Прил. к газ. «Первое сентября», 1995. -№44. -с.8;

Ю.Григорович    Л.    К    вопросу    о    готовности    детей    к    обучению    в

школе.//Дошос., 1995. -№4. -с.68-70; И.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? Готовимся к школе. -

М.: Знание, 1994.-с.3-16;

12.Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребёнка к школе.//Нач.шк., 2000.-№12.-с. 8

13.3агин   Л.   Воспитать   нравственного   человекаУ/Дошос.,    1994.   -№11.

-с.65-68; 14.Алексеенко Е.В. Познакомим детей со школой и учителем.//Начос., 1994.

-№11.-с.69;


 

15.Кардашенко  В.Н.,   Стромская  Е.П.   Подготовка ребёнка  к  школе.  .:

Медицина, 1968;

16.Ковалёва Л.В. Готовим детей к школе./УНач.шк., 2000. -№1. -с.21-22; 17.Кравцов   Г.,   Котарина   Л.   Царевна   Несмеяна   и   др.,   или   Воспитание

произвольностиУ/Дошос., 1991. -№11.-с.61-65;

18.Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе (Из цикла статей «Беседа о воспитании личности ребёнка»).//Дошос., 1991. -№7. -с.81-84; 19.КарповаС.Н., Мурзинова Н.И.  Роль игровой и учебной деятельности в

усвоении нравственной нормы взаимопомощи детьми 6-7 лет.//Вестноск.

ун-таер. М.: Психология, 1988. -№2. -с.43-48;

20.Козлова С. Нравственное воспитание дошкольниковУ/Дошос., 1986. -№5.-с.8-13;

21.Лебедев В.А. Как помочь ребёнку стать самостоятельным: (из опыта работы

с первоклассниками).//Нач.шк., 1994. -№4. -с.5-9;

22.Люблинская  А.А.   Формирование   нравственной   позиции   начинается   в

детствеУ/Нач.шк., 1984. -№4. -с.30-33;

23.Нижегородцева Н.В., Шадринов В.Д, Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. .: Владос, 2001. -с.4-7;

24.Меренкова и др. Формирование нравственных качеств как важный аспект

подготовки к школеУ/Дошос., 2001. -№8. -с.27-34; 25.Марцинковская   Г.   Готовимся   к   школе.//Нач.шк.:   Прил   газ.   «Первое

сентября», 1995. -№44. -с.8;
26. Островская           Л.Руководить            нравственным            воспитанием

дошкольникаУ/Дошос., 1988. -№4. -с.17-19; 27.Психолого-педагогические проблемы дош.воспитания и подготовки детей к

школе.//Тезисы докладов. .: Просвещение, 1973;

 28.Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. -Минск: Вышэйшая школа, 1982. -с. 185-198;

29.Рыбина   Э.   Готов   ли   ребёнок   к   школьному   обучению?:   Из   опыта работы.//Дош.вос., 1995. -№8. -с.25-28;

 

ЗОинягина  Н,  Чирковская  Е.   Школа  задолго  до   1   сентября  или  когда

интересно учиться:  о подготовке ребёнка к школе.//Нарбразов.,   1996.

-№4/5. -с. 113-127;

31.Смирнова    Е.О.    Психология    ребёнка.    осква:    школа-пресс,    1997.-с.237-380;

32.Уруктаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. . -М.:Просвещение, 1995.-с.58-98;

33.Фокина С.Д. Начало нравственности.//Нач.шк., 1992. -№5/6. -с.3-4; 34.Формирование        нравственного        здоровья        дошкольников./Подед.

Боровковой Е.Б, Водиной Н.И. и др. .: Сфера, 2002. -с.63;

35.Штиммер Э.В., Рыжикова С.Е. Формирование нравственной сферы детей 6-ти лет.//Нач.шк., 1988. -№4. -с. 17-19;

Збляхтина Т. Подготовка детей к обучению в школе.//Дошое., 1998. -№11.-с.39-41;

37.Шадриков В.Д. О подготовке детей к школеУ/Нач.шк., 1998. -№2. -