Организационные формы обучения информатике в
начальных классах школы
Дипломная работа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы возможности
организации обучения информатике младших
школьников
1.1.
Психологические
особенности развития детей младшего школьного
возраста…………………………………………………………………………7
1.2.
Основы изучения информатики в начальных классах
школы………19
1.3.
Формы обучения детей
младшего школьного возраста…………….24
1.4.
Методические подходы к изучению
информатики в начальной школе………………………………………………………………………….30
Глава 2.
Возможные организационные формы обучения информатике младших школьников
2.1. Из
опыта учителей начальных классов по организации обучения информатике младших
школьников……………………………………….36
2.2. Возможный
вариант организации обучения информатике младших
школьников…………………………………………………………………..43
2.3. Ход и
результаты
эксперимента………………………………….…..51
Заключение………………………………………………………………….62
Библиография……………………………………………………………….63
Приложения
Введение
Сегодня информатика рассматривается как важнейший компонент общего
образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования.
Курс обучения информатике в начальной школе построен в соответствии с
требованиями, предъявляемыми государственным образовательным стандартом и
решает задачи развивающего, мировоззренческого и технологического характера. По
сравнению с другими школьными дисциплинами этот курс имеет ряд специфических
особенностей, обусловленных содержанием изучаемого материала. Основная
реализуемая идея данного курса состоит не только в изучении фундаментальных
понятий информатики, но и в освоении независимых от компьютера популярных видов
деятельности, для которых компьютер выступает, как правило, в качестве
инструмента.
Обучение в начальной школе – это тот фундамент, на котором будет
строиться вся дальнейшая деятельность человека. Важно научить ребенка младшего школьного возраста за короткий промежуток
времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности
большие объемы информации.
Уроки информатики для младших школьников содержат кроме традиционных
элементов урока для данной возрастной группы, работу на персональном компьютере
с обязательным использованием клавиатуры и манипулятора “мышь”, а также
использование огромного количества различных игровых компьютерных программ:
обучающих, развивающих, контролирующих. Использование компьютерных игр на уроке
позволяет сделать процесс обучения мобильным, индивидуальным и
дифференцированным. Компьютер служит средством для развития ребенка,
для формирования у него качественно новых практических знаний и умений.
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с
игровой на учебную, что происходит зачастую очень
болезненно и сопровождается известными психологическими проблемами.
Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с
дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение
обратной связи между учебной программой и ребёнком, широкие возможности
поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т. д.) в связи с
этим представляется актуальной темой исследования.
Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят
уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках информатики нужно
как можно шире применять нетрадиционные формы. Надо заботиться о том, чтобы на
уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и
использовать это как отправную точку для возникновения и развития
любознательности, познавательного интереса. К таким нетрадиционным формам
организации урока относят игровые технологии.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и
непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети
свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно
организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками,
появляются неимитационные игры. Одной из
основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей
деятельности ребенка с игровой на учебную.
Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с
игровыми потребностями ребенка, и очень болезненно
воспринимается им. Для плавного перехода от преимущественно игровой
деятельности к учебной можно использовать возможности игровых форм организации
обучения, поскольку одной из основных проблем обучения в начальной школе
является резкая смена ведущей игровой деятельности ребенка
на учебную, что происходит зачастую очень болезненно и сопровождается известными
психологическими проблемами. К психологическим особенностям учащихся
младших классов относится их высокая степень эмоциональности, что значительно
сдерживается строгими рамками учебного процесса на традиционных уроках. Занятия
же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат и на
других уроках. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с
игровыми потребностями ребенка, и очень болезненно
воспринимается им. Учитывая, что основным видом деятельности детей 7 – 9 лет
является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром
возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить многие задачи.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы выпускной
квалификационной работы «Организационные
формы обучения информатике в начальных классах школы».
Проблема исследования: существует ли необходимость использования игр,
в том числе компьютерных, на уроках информатики в начальной школе. Способствует
ли использование в учебном процессе начальной школы игр, программ с игровой
компонентой эффективному обучению информатике младших школьников.
Решение указанной проблемы является целью исследования, а именно
выявить формы обучения информатике, способствующие повышению эффективности
усвоения предмета в начальном курсе
информатики.
Объект исследования: Процесс обучения
информатике учащихся начальных классов.
Предмет исследования: формы обучения
информатике в начальных классах.
Гипотеза исследования. Если на уроках информатики использовать игровые формы на всех этапах
урока, то обучение информатике младших
школьников будет проходить наиболее эффективно.
Задачи исследования:
1)
Изучить
теоретические основы организации обучения информатике в младших школьников.
2)
Проанализировать
методические подходы к изучению информатики в
начальной школе.
3)
Выявить
эффективные формы организации обучения информатике младших школьников.
4)
Разработать
комплекс игр с компьютерной поддержкой по обучению информатике младших школьников.
5)
Экспериментально проверить эффективность игровых форм
обучения, используемых в комплексе уроков.
Методы исследования. Теоретическое изучение и анализ
психолого-педагогической и методической литературы,
анализ программ и учебников, опыта учителей начальных классов по проблеме
исследования; наблюдение и анализ учебного процесса на уроках информатики; обобщение материала; количественная и
качественная обработка данных, полученных в ходе экспериментального
исследования.
Теоретическая значимость
исследования состоит в том, что теоретически обоснована эффективность
применения игровых форм обучения информатики в начальной школе и выявлены методические основы применения
игровой формы на уроках информатики.
Практическая
значимость. Разработанный комплекс игр, включающий
компьютерную поддержку, может быть использованы учителями начальных классов в
практической деятельности.
Научная новизна. Выявлены и
научно обоснованы формы обучения информатике младших школьников (использование
специально разработанных компьютерных программ, игр, тестов), способствующие
эффективному усвоению предмета в начальном курсе информатики.
Работа по данной теме исследования осуществляется в три этапа:
На первом этапе мы определили проблему и в связи с ней сформировали
тему нашего исследования, цель, объект, предмет, выдвинули гипотезу, определили
задачи работы.
На втором этапе организовали и
провели педагогический эксперимент с целью апробации комплекса игр для уроков
информатики с использованием компьютерной поддержки и проверки их
эффективности.
На третьем этапе
систематизировали данные, сделали заключительные выводы, оформили
выпускную квалификационную работу.
Исследование проводилось на базе \\\\\ средней школы Ишимского района Тюменской области с включением 40 учащихся вторых классов.
Структура работы включает введение, 2 главы,
заключение, библиографический список и приложения.
Заключение
В ходе работы над темой исследования подтвердилась актуальность проблемы выявления эффективных форм организации обучения
информатике младших школьников.
Информатизация образования, основанная на
использовании средств новых информационных технологий, направлена на интенсификацию
процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование
форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от
механического усвоения фактологических знаний к
овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. При таком подходе
знакомство с информационными технологиями и их применением в учебной
деятельности, а также учет психолого-педагогических
аспектов информатизации учебного процесса будут способствовать развитию
информатики в начальной школе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что
информатика при должном уровне интеграции в процесс начального образования
способна внести бесценный вклад в обучение детей рациональным (экономическим по
затрате сил и времени, а потому сберегающим детское здоровье) технологиям и приемам работы с информацией, каких бы информационных
источников это не касалось. Немаловажная роль при этом уделяется использованию
игр и компьютерных игровых программ, с целью не только развития интеллекта, но
и для приобщения естественным путем младших
школьников к новым
информационным технологиям, к оперированию знаковыми формами мышления, если они
органически включены в ведущую деятельность предыдущей ступени развития ребенка – игру.
Библиография
Антипов, И.Н. О преподавании информатики в
младших классах. [Текст]/ И.Н. Антипов // Информатика и образование. –
1993. №
5. – С. 46–51.
1. Баракина, Т.В. Интеллектика для малышей. Информатика
в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 4. - 2007.
[Текст]/ Т.В. Баракина, И.И. Раскина - М.: Образование и Информатика,
2007. - 95 с.
2. Баракина, Т.В. Информатика в начальных классах (в таблицах и рисунках).
[Текст]/ Т.В. Баракина - Омск: ОмГПУ,
2007. - 25 с.
3. Баракина, Т.В. Сборник упражнений по информатике для младших школьников:
Учебно-методическое пособие. [Текст]/ Т.В. Баракина
С.В. Поморцева. - Омск: Изд-во ОмГПУ,
2008. - 67 с
4. Баракина Т. В. Школа юного разведчика, или Пособие начинающего криптографа [Текст] / Т. В. Баракина
// Информатика в школе. — 2010. — N 4. — С. 3-42 :
табл., рис.
5. Баракина, Т.В. Возможности использования компьютерных игр для развития
младшего школьника [Текст] / Т.В. Баракина // Начальная школа плюс До и После. – 2009. - №9.-
С. 66-69.
6. Белавина, И.Г. Восприятие ребенком
компьютера и компьютерных игр. [Текст]/ И.Г.
Белавина // Вопросы психологии. – 2003.
№ 3. – С. 51–53.
7.
Бешенков, С.А. Моделирование и формализация.
Методическое пособие,
[Текст]/ С.А. Бешенков. - М.:
Лаборатория Базовых Знаний, 2002 – 243 с.
8.
Буцин, Е.С. Обучение младших школьников началам информатики. [Текст]/ Е.С. Буцин //Информатика и образование. - 2001. - №3. – С21-24.
9.
Варченко, В.И. ПМК "Радуга в компьютере" - технология
игрового обучения в начальной школе. [Текст]/ В.И. Варченко //Информатика и образование. - 2001.
- №3. – С.34.-35.
10.
Владимирова,
Н.А. Дидактические игры на уроках информатики. [Текст]/ Н.А. Владимирова // Информатика и образование. –
2005. № 4. – С. 48–51.
11.
Вопросы
психологии учебной деятельности младших школьников. [Текст]/ Под ред. Эльконина Д.Б.,
Давыдова В.В. - М.: Психология, 1962. – 120 с.
12.
Грамолин, В.В.
Обучающие компьютерные игры. [Текст]/ В.В.
Грамолин // Информатика и образование. – 2004.
№ 4. – С. 63–65.
13.
Горячев
А.В. Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя.
[Текст]/ А.В. Горячев - М.: БАЛЛАС, 2006. – 268 с.
14.
Зубрилин, А.А.
Игровой компонент в обучении информатике. [Текст]/ А.А. Зубрилин
// Информатика в начальном образовании. – 2001.
№ 3. – С. 3–78.
15.
Калинина,
Т.М. Современные методы и организация форм обучения младших школьников [Текст]
/ Т.М. Калинина // http://scool31novochek.narod.ru/nachalka/metod_rab_Kalinina.doc
16.
Камалов,
Р.Р. Компьютерные игры как элемент школьного курса информатики. [Текст]/ Р.Р. Камалов // Информатика и образование. –
2004. № 5. – С. 76–78.
17.
Клейман, Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. [Текст]/ Т.М. Клейман. -М.: Радио и связь, 2001.
18.
Макасер, И.Л.
Игра как элемент обучения. [Текст]/ И.Л.
Макасер // Информатика в начальном
образовании. –2001. № 2. – С. 71– 77.
19.
Методическая копилка для учителей начальных классов:
Учебное пособие/ [Текст]/
Автор – составитель В.П. Шульгина. Изд.
2-е, Ростов Н.Дону: издательство «Феникс», 2002. –
187 с.
20.
Могилева,
В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером[Текст]
/ В.Н. Могилева. – М.: Академия 2007.
-272 с.
21.
Могилев
А.В. Мир информатики: Рабочая тетрадь для третьего года обучения [Текст] / Под
ред. А.В.Могилева. - Смоленск: Ассоциация XXI век,
2005. - 64 с
22.
Овчинникова,
С.А. Игра на уроках информатики. [Текст]/ С.А.
Овчинникова // Информатика и образование. –
2003. № 11. – С. 89–93.
23.
Первин, С.П.
Дети, компьютеры и коммуникации. [Текст]/ С.П. Первин
// Информатика и образование. – 2001. № 4. – С. 17–20.
24.
Пидкасистый,
П.И. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие [Текст] / Пидкасистый П.И., Хайдаров
Ж.С. - Москва, 1996. -468 с.
25.
Разепина, Н. В. Использование
информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе [Текст] /
Н. В. Разепина // Информатика в школе. — 2010. — N 4. — С. 43-56
26.
Репкин, В.В.
Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте[Текст]/
В.В. Репкин //Начальная школа – 2006 - №7 – С.19 – 24
27.
Ромашкина, О. П.
Преподавание информатики в начальных классах[Текст]/ О. П. Ромашкина// http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,8901/Itemid,118
28.
Сапрыкина. Г.А. Методика проведения
испытаний педагогических программных средств (ППС. // Тезисы докл. республиканского совещания-семинара: использование
ЭВМ в научно-исследовательской работе студентов. [Текст]/ Г.А. Сапрыкина -Новосибирск.|| http://www.websib.ru/ites/2000/01-03.htm-1988.
29.
Суворова, Н.И. Информационное моделирование. Величины,
объекты, алгогритмы. [Текст]/ Суворова Н.И. М.:
Лаборатория Базовых Знаний, 2006 //http://festival.1september.ru/articles/508466/
30.
Струтинская-Федорова, Л.А. Мастер-класс «Интерактивная доска на уроке»
[Текст] / Л.А. Струтинская-Федорова//
http://festival.1september.ru/articles/504736/
31.
Ускова, Н.Н. Конспекты уроков для учителя информатики,
Начальная школа
[Текст]/ Н.Н. Ускова.
- М.: ВЛАДОС, 2004. – 246 с.
32.
Усвоение знаний и развитие
младших школьников [Текст]/ Под ред. Л. В. Занкова.
- М.: Просвещение, 1965.-347 с.
33.
Федорова, Н.Н.
Внедрение и эффективное использование интерактивной доски [Текст]/ Н.Н. Федорова // http://webconf.irro.ru/statyi/shablon_uch.php?id=608
34.
Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический
справочник учителя [Текст]/ Л.И.
Фридман, И.Ю. Кулагина.- М. Просвещение, 1991 - 161 с.
35.
Цветкова,
М.С. Методические материалы по начальной школе. [Текст]/ М.С. Цветкова //
Методический вестник. – 2002. № 10/2. –
С. 39–43.
36.
Шапкин,
А.С. Компьютерная игра: новая область психологических исследований. [Текст]/
А.С. Шапкин // Психологический журнал. –
2002. № 1. – С. 79–82.