Методические требования
к организации уроков биологии на современном этапе развития средней школы
курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ
УРОКОВ БИОЛОГИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
1.1.
Урок как основная форма организации обучения. Функции и структура
уроков
1.2. Особенности и специфика методики проведения уроков биологии
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ
СОВРЕМЕННОГО УРОКА БИОЛОГИИ
2.1.
Анализ
опыта передовых учителей и методистов
2.2.
Методика
проведения современного урока биологии и анализ его эффективности
Заключение
Библиография
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Классно-урочная система обучения была впервые введена в середине XVII в. Я. А.
Коменским, в России она применялась уже М.В.Ломоносовым
за 30 лет до школьной реформы 1786 г. С тех пор урок биологии эволюционировал
вместе со всей классно-урочной системой. История школьного естествознания
свидетельствует, что сначала разрабатывались структура, содержание школьного
учебного предмета и способы его преподавания. И только В.В. Половцов в 1907 г. впервые дает некоторые рекомендации: обращает внимание на необходимость сочетания на уроке различных методов, на правильность формирования вопросов в ходе использования эвристического метода, способствующего развитию мыслительной деятельности учащихся. Он отмечает важность учета
возрастных особенностей школьников
при подготовке к уроку.
Основной формой обучения урок стал считаться после
1931 г. Определение ему дал Н.М.Верзилин: «Урок — основная
форма организации учебной работы учителя с классом — постоянным однородным по
возрасту и подготовке коллективом детей — по государственной программе, твердому расписанию и в школьном помещении». В определении
четко обозначены все организационные
особенности урока: возраст и уровень подготовки учащихся класса, соответствие
содержания урока программе, режим уроков по каждому школьному предмету и место его проведения.
Урок биологии выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную,
развивающую. За последние десятилетия функции урока биологии расширились, все большее
значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.
Многие десятилетия учитель на уроке был основным источником знаний для
учащихся. Он объяснял учебный материал, демонстрировал
объекты природы или их изображения,
добивался от учащихся повторения изучаемых понятий и т.д. Все усилия учащихся
сводились к запоминанию сообщаемой
информации.
Образовательная функция современного урока
биологии требует от учителя иной организации учебной деятельности учащихся: учитель
организует работу учащихся с учебником, натуральными и разнообразными
изобразительными средствами наглядности, которые выступают источниками
знаний. В ходе этой деятельности школьники
приобретают знания и преобразуют их в умения и навыки. Иначе говоря,
на современном уроке реализуется деятельностный подход в
обучении.
Средства биологического содержания обладают
потенциальными возможностями для решения всех воспитательных задач. Однако для осуществления воспитательной
функции урока биологии необходима целенаправленная продуманная деятельность
учителя в системе уроков темы, раздела, предмета в целом. За воспитание школьников отвечают не только содержание предмета, но и методы, и средства, и сама личность учителя, его
стиль общения с учащимися.
Развивающая функция урока должна обеспечивать развитие у школьников таких личностных психологических
особенностей, как память, внимание,
мышление, речь, наблюдательность,
любознательность и др. Эта функция урока ориентирует учителя биологии не только на организацию
репродуктивной учебной деятельности
учащихся, но и на выработку поисковых,
исследовательских и творческих навыков и умений.
Самообразовательная функция урока биологии связана с вооружением учащихся методами изучения основ
науки, умениями наблюдать объекты природы,
ставить простейшие опыты, овладевать приемами работы
с учебником, справочной литературой и
другими источниками знаний.
И, наконец, стимулирующая
функция современного урока
способствует формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждает школьников к дальнейшему познанию, к выработке потребности постоянно пополнять, обновлять, развивать свои знания. Для выполнения этой функции учитель биологии может пользоваться разными стимулами: особенностями
содержания предмета, новыми научными
фактами, разнообразными средствами обучения, в том числе ТСО. Стимулом
может быть и сама личность учителя, богатство его внутреннего мира, его коммуникабельность.
Таким образом, особенности содержания предмета
биологии и разнообразие учебно-воспитательных
задач, стоящих перед школой, востребованность педагогического знания в
меняющейся системе образования, обусловливают актуальность вопроса изучения особенностей урока биологии
на современном этапе развития образовательной системы.
Подтверждением
актуальности исследования являются анализ ситуации, сложившейся в настоящее
время в образовании, когда
накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую
педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и
законов науки новой гуманистической образовательной парадигмы, при
недостаточном использовании этих знаний в педагогической деятельности. На
современном этапе развития педагогической теории и практики возникло
противоречие между объективными требованиями, предъявляемыми в настоящее
время к современному уроку и существующими подходами в организации учебного
процесса в практике учителей.
Данное противоречие
обусловило выбор темы нашей курсовой
работы: «Методические требования к
организации уроков биологии на современном этапе развития средней школы».
Целью исследования является анализ
методик организации уроков биологии.
Объект исследования: процесс обучения биологии.
Предмет исследования:
методические требования к организации уроков биологии на современном
этапе развития средней школы.
При работе над вопросом нашего
исследования мы руководствовались гипотетическим предположением, согласно
которому методически верный выбор формы проведения урока, соответствующей поставленным
учебно-воспитательным целям, способствует эффективности усвоения знаний
учащимися на уроках биологии.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами
были поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучить
психолого-педагогическую и
методическую литературу по теме
исследования.
2) Выявить методические
особенности организации урока биологии.
3) Организовать опытно-педагогическую работу
по организации урока биологии, отвечающего современным
требованиям развития образования.
Для решения поставленных
задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ
психолого–педагогической литературы; изучения опыта передовых учителей и
методистов; наблюдения за участниками
эксперимента; опытно-
методический эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.
Исследование проводилось на базе средней
школы №2 с участием 25 учащихся
контрольного класса «А» и 25 учащихся экспериментального класса «Б».
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап - подготовительный включал в себя определение
целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме
исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание
чернового варианта первой главы);
2 этап - собственно экспериментальный – проведение эксперимента, анализ и
обработка полученных данных, формулировка выводов;
3 этап заключался в оформлении курсовой работы в
соответствии с требованиями ГОСТа.
Методологической
основой
являются научные труды по теме исследования психологов, педагогов и методистов: Н.М.Верзилина, В.М. Корсунской, В.С.
Конюшко, В.С. Кучменко, Ю.Б. Зотова, В. И. Загвязинского, М.И.Махмутова и др.
Теоретическая значимость работы заключается в
обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и
зарубежной психологии и педагогике по вопросам организации современного урока биологии.
Практическая значимость
представляется возможностью использовать данную работу в практике учителей
биологии при организации учебного процесса.
Структура работы: введение,
глава 1, глава 2, заключение, библиография.
Заключение
Образовательная функция современного урока
биологии требует от учителя иной организации учебной деятельности учащихся: учитель
организует работу учащихся с учебником, натуральными и разнообразными
изобразительными средствами наглядности, которые выступают источниками
знаний. На современном уроке
реализуется деятельностный подход в обучении.
Особенности содержания предмета биологии и разнообразие учебно-воспитательных задач, стоящих
перед школой, востребованность педагогического знания в меняющейся системе
образования, обусловливают актуальность вопроса изучения
особенностей урока биологии на современном этапе развития
образовательной системы.
В ходе работы над темой исследования был проведен анализ методических требований, предъявляемых
к уроку современному уроку биологии, таким образом, цель, поставленная нами в
начале работы, была достигнута.
Задачи, поставленные нами начале
исследования:
1) Изучить
психолого-педагогическую и
методическую литературу по теме
исследования.
2) Выявить методические
особенности организации урока биологии.
3) Организовать опытно-педагогическую работу
по организации урока биологии, отвечающего
современным требованиям развития образования.
- были выполнены
Результаты эксперимента подтвердили гипотезу
исследования, согласно которому методически верный выбор
формы проведения урока, соответствующей
поставленным учебно-воспитательным целям, способствует эффективности усвоения
знаний учащимися на уроках биологии.
Теоретическая значимость работы заключается в
обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и
зарубежной психологии и педагогике по вопросам организации современного урока биологии.
Практическая значимость
представляется возможностью использовать данную работу в практике учителей
биологии при организации учебного процесса.
Библиография
1.
Анастасова,
Л. П., Кучменко В. С. Биология. Сборник заданий для проведения устного экзамена
по биологии за курс средней школы. [Текст] /
Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко. —
М., 2000.- 278 с.
2.
Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический
аспект. [Текст] / Ю.К. Бабанский – М.: Педагогика, 1977 – 254 с.
3.
Бобровникова В.
К. Педагогические идеи и деятельность М.В. Ломоносова. - М.: - Изд-во
АПН РСФСР, 1961.- 214 с.
4.
Бунеев, Р. Н. Личностно –
ориентированное образование[Текст] / Р. Н Бунеев. // Нач. шк. Плюс до
и после 2003 №2. с 3-4.
5.
Валицкая, А.П. Современная стратегия образования; варианты выбора[Текст] / А.П. Валицкая. // Педагогика 1997 №2 с 3-8.
6.
Верзилин, Н.М., Корсунская
В.М. Общая
методика преподавания биологии. [Текст] /Н.М. Верзилин, В.М.
Корсунская — М., 1983. – 306 с.
7.
Верзилин
Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. [Текст] /Н.М. Верзилин. - М., 1974. – 378 с.
8.
Воскресенская,
Н.М. Великобритания: Стратегические направления развития образования. [Текст]
/Н.М. Воскресенская //Педагогика -
9.
Возрастные
возможности усвоения знаний. [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина,
В.В. Давыдова. М., 1966. – 347 с.
10.
Гол и к о
в а, Т.В. Обучение учащихся приемам логического
мышления. Учебное пособие. [Текст] /Т.В. Гол и к о в а —
Красноярск: РИО КГПУ. 2002. - 275 с.
11.
Давыдов,
В. В. Содержание и строение учебной деятельности школьников. [Текст] / В.В.
Давыдов – М., 1978 – 321 с.
12.
Дидактика
средней школы. 2-е изд. [Текст] - М., 1982. – 227 с.
13.
Зотов,
Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителей [Текст] / Ю.Б. Зотов
/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.. Наука, 2000. -144
с.
14.
Загвязинский, В. И. Теория
обучения: Современная интерпретация. Учеб пособие для
студ. высш. пед. уч.
заведений. [Текст]/ В. И. Загвязинский - М.: Изд. Центр «Академия» 2001. – 192с.
15.
Колеченко, А.К.
"Энциклопедия педагогических технологий".[Текст] / А.К. Колеченко СПб., 2002. -
367 с.
16.
Конюшко, В.С. Методика
обучения биологии. [Текст]/В.С.
Конюшко. -
Минск,2004. – 246 с.
17.
Кучменко, В.С. Проблемы модернизации биологического
образования.
[Текст] / В.С. Кучменко // Биология
в школе, 2003, № 5. – С.85-88.
18.
Кучменко, В. С. Оценка качества
подготовки выпускников основной школы по биологии. [Текст] / В.С. Кучменко
— М., 2000. – 347 с.
19.
Кыверялг, А.А. Вопросы
методики педагогических исследований. [Текст] / А.А. Кыверялг. – Таллин:
Валгус, 1971.- 354 с.
20.
Монахов,
В. М. Как управлять вероятностью
успешного достижения учащимися образовательного стандарта [Текст] / В. М. Монахов. // Шк
технологии, 2002. №1- С.35-46.
21.
Махмутов, М.И. Современный
урок. 2-е изд, [Текст]
/М.И. Махмутов.
- М., 1985. – 369 с.
22.
Мухина,
В.С. Детская психология [Текст] / В.С.
Мухина. – М., 1985.- 530 с.
23.
Немов, Р. С. Психология: Учеб для студентов высш пед учеб заведений: в 3 кн – 4-е изд. [Текст] / Р. С. Немов–М.:
Гумманит изд
центр ВЛАДОС, 2001.- кн
2 : Психология образования.- 608с.
24.
Новоселова,
А. Учет индивидуальных свойств личности [Текст]/
А. Новоселова // Воспитание школьников. 1989 №7 С.49-55.
25.
Пакулова, В.М. Особенности
современного урока биологии. [Текст]/В.М.
Пакулова //Биология в школе, 2005., №8. -
с.22-26.
26.
Педагогика:
Учеб. пособие для студентов пед.
учеб заведений [Текст] / В. А. Сластенин,
И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов .- 3-е изд – М.: Школа – Пресс, 2000.-
512с .
27.
Пивоварова, Л.
В., Корженевская, Т. Г. Модели обучения ингегративной биологии. [Текст]/ Л. В.Пивоварова, Т. Г. Корженевская. // Биология в
школе. 2002, №6.
28.
Разноуровневое обучение [Текст]/Под ред
Е.С. Полат//Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования. – М.: 2000- 143с.
29.
Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. Текст]/ М.Н. Скаткин. – М., 1971-
349 с.
30.
Талызина,
Н. Ф. Педагогическая психология: учеб пособие для студентов сред пед
учеб заведений. [Текст] / Н. Ф. Талызина. – М.: «Академия» 1998. -288 с.
31.
Тубельский, А. Н. Для чего и как
мы учим: Школа как система условий для развития индивидуальности ребенка и способности к самоопределению [Текст] / Тубельский, А. Н.
// Шк технологии 2001 № 6 С. 27-30
32.
Фридман,
Л.М., Кулагина, М.Ю. Психологический справочник учителя. [Текст] / Л.М.
Фридман, М.Ю. Кулагина–
М.: Просвещение, 1991 – 287 с.
33.
Хрестоматия
по методике преподавания биологии
[Текст] / Сост. И.Д.
Карцева. - М.: Просвещение. 1984.- 462 с.