Методические требования к организации уроков биологии на современном этапе развития средней школы

 курсовая работа

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ БИОЛОГИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

 1.1.   Урок как основная форма  организации обучения. Функции и  структура  уроков 

1.2. Особенности и специфика методики проведения уроков биологии

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА БИОЛОГИИ

2.1.         Анализ опыта передовых учителей  и методистов

2.2.         Методика проведения современного урока биологии и анализ его эффективности

Заключение

Библиография

Приложения

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Классно-урочная система обучения была впер­вые введена в середине XVII в. Я. А. Коменским, в России она применялась уже М.В.Ломоносовым за 30 лет до школьной реформы 1786 г. С тех пор урок биологии эволю­ционировал вместе со всей классно-урочной системой. История школьного естествознания свидетельствует, что сначала разрабатывались структура, содержание школьно­го учебного предмета и способы его преподава­ния. И только В.В. Половцов в 1907 г. впер­вые дает некоторые рекомендации: обращает внимание на необходимость сочетания на уроке различных методов, на правильность формиро­вания вопросов в ходе использования эвристиче­ского метода, способствующего развитию мыс­лительной деятельности учащихся. Он отмечает важность учета возрастных особенностей школь­ников при подготовке к уроку.

Основной формой обучения урок стал считаться после 1931 г. Определение ему дал Н.М.Верзилин: «Урок — основная форма организации учебной работы учителя с классом — постоян­ным однородным по возрасту и подготовке коллективом детей — по государственной программе, твердому расписанию и в школь­ном помещении». В определении четко обозначены все орга­низационные особенности урока: возраст и уровень подготов­ки учащихся класса, соответствие содержания урока програм­ме, режим уроков по каждому школьному предмету и место его проведения.

Урок биологии выполняет определен­ные функции: образовательную, воспита­тельную, развивающую. За последние десятилетия функции урока биологии расшири­лись, все большее значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.

Многие десятилетия учитель на уроке был основным источником знаний для уча­щихся. Он объяснял учебный материал, де­монстрировал объекты природы или их изображения, добивался от учащихся по­вторения изучаемых понятий и т.д. Все усилия учащихся сводились к запомина­нию сообщаемой информации.

Образовательная функция современно­го урока биологии требует от учителя иной организации учебной деятельности уча­щихся: учитель организует работу учащих­ся с учебником, натуральными и разнообразными изобразительными средствами наглядности, которые выступают источни­ками знаний. В ходе этой деятельности школьники приобретают знания и преоб­разуют их в умения и навыки. Иначе гово­ря, на современном уроке реализуется деятельностный подход в обучении.

Средства биологического содержания обладают потенциальными возможностя­ми для решения всех воспитательных за­дач. Однако для осуществления воспита­тельной функции урока биологии необхо­дима целенаправленная продуманная деятельность учителя в системе уроков те­мы, раздела, предмета в целом. За воспита­ние школьников отвечают не только содержание предмета, но и методы, и сред­ства, и сама личность учителя, его стиль общения с учащимися.

Развивающая функция урока должна обеспечивать развитие у школьников та­ких личностных психологических особен­ностей, как память, внимание, мышление, речь, наблюдательность, любознатель­ность и др. Эта функция урока ориентиру­ет учителя биологии не только на органи­зацию репродуктивной учебной деятель­ности учащихся, но и на выработку поисковых, исследовательских и творчес­ких навыков и умений.

Самообразовательная функция урока биологии связана с вооружением учащих­ся методами изучения основ науки, умени­ями наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты, овладевать приемами работы с учебником, справочной литерату­рой и другими источниками знаний.

И, наконец, стимулирующая функция современного урока способствует форми­рованию устойчивого интереса к изучае­мому, побуждает школьников к дальнейше­му познанию, к выработке потребности постоянно пополнять, обновлять, разви­вать свои знания. Для выполнения этой функции учитель биологии может пользо­ваться разными стимулами: особенностя­ми содержания предмета, новыми научны­ми фактами, разнообразными средствами обучения, в том числе ТСО. Стимулом мо­жет быть и сама личность учителя, богат­ство его внутреннего мира, его коммуника­бельность.

Таким образом, особенности содержа­ния предмета биологии и разнообразие учебно-воспитательных задач, стоящих пе­ред школой, востребованность педагогического знания в меняющейся системе образования, обусловливают актуальность  вопроса  изучения особенностей урока биологии на современном этапе развития образовательной системы.

Подтверждением актуальности исследования являются анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда
накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки новой гуманистической образовательной парадигмы, при недостаточном использовании этих знаний в педагогической деятельности. На современном этапе развития педагогической теории и практики возникло противоречие между объективными требованиями, предъявляемыми в настоящее время  к современному уроку и  существующими подходами в организации учебного процесса в практике учителей.

Данное противоречие обусловило выбор темы нашей курсовой работы: «Методические требования к организации уроков биологии на современном этапе развития средней школы».

Целью  исследования является анализ методик организации уроков биологии.

Объект исследования:   процесс обучения биологии.

Предмет исследования:  методические требования к организации уроков биологии на современном этапе развития средней школы.

При работе над вопросом нашего исследования мы руководствовались гипотетическим предположением, согласно которому методически верный выбор формы проведения урока,  соответствующей поставленным учебно-воспитательным целям, способствует эффективности усвоения знаний учащимися на уроках биологии.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:

1) Изучить психолого-педагогическую и  методическую  литературу по теме исследования.

2) Выявить методические особенности  организации урока биологии.

 3) Организовать опытно-педагогическую работу по  организации урока биологии, отвечающего современным требованиям развития образования.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; изучения опыта передовых учителей и методистов; наблюдения за   участниками эксперимента;  опытно- методический эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.

    Исследование проводилось на базе средней школы №2 с участием  25 учащихся контрольного класса «А» и 25 учащихся экспериментального класса «Б».

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап - собственно экспериментальный   – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап  заключался в оформлении курсовой работы в соответствии с требованиями ГОСТа.

Методологической основой  являются  научные труды по теме исследования  психологов, педагогов и методистов: Н.М.Верзилина,  В.М. Корсунской,  В.С. Конюшко,  В.С. Кучменко, Ю.Б. Зотова,  В. И. Загвязинского,  М.И.Махмутова  и др. 

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии и педагогике по вопросам организации  современного урока биологии.

Практическая значимость представляется возможностью использовать данную работу в практике  учителей  биологии при организации учебного процесса.

Структура работы: введение,  глава 1, глава 2, заключение, библиография.

 

 

 

Заключение

Образовательная функция современно­го урока биологии требует от учителя иной организации учебной деятельности уча­щихся: учитель организует работу учащих­ся с учебником, натуральными и разнообразными изобразительными средствами наглядности, которые выступают источниками знаний. На  современном уроке реализуется деятельностный подход в обучении.

Особенности  содержа­ния предмета биологии и разнообразие учебно-воспитательных задач, стоящих пе­ред школой, востребованность педагогического знания в меняющейся системе образования, обусловливают актуальность  вопроса  изучения особенностей урока биологии на современном этапе развития образовательной системы.

В ходе работы над темой исследования был проведен  анализ методических требований, предъявляемых к уроку современному уроку биологии, таким образом, цель, поставленная нами в начале работы, была достигнута.

Задачи, поставленные нами начале исследования:

1) Изучить психолого-педагогическую и  методическую  литературу по теме исследования.

2) Выявить методические особенности  организации урока биологии.

 3) Организовать опытно-педагогическую работу по  организации урока биологии, отвечающего современным требованиям развития образования.

- были выполнены

 Результаты эксперимента подтвердили гипотезу исследования, согласно которому методически верный выбор формы проведения урока,  соответствующей поставленным учебно-воспитательным целям, способствует эффективности усвоения знаний учащимися на уроках биологии.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии и педагогике по вопросам организации  современного урока биологии.

Практическая значимость представляется возможностью использовать данную работу в практике  учителей  биологии при организации учебного процесса.

 

 

 

Библиография

1.                Анастасова, Л. П., Кучменко В. С. Биология. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы. [Текст] /  Л.П. Анастасова, В.С.  Кучменко. — М., 2000.- 278 с.

2.                Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. [Текст] / Ю.К. Бабанский  – М.: Педагогика, 1977 – 254 с.

3.                Бобровникова   В. К.   Педагогические идеи  и деятельность М.В. Ломоносова. - М.: - Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 214 с.

4.                Бунеев, Р. Н.  Личностно – ориентированное образование[Текст] /  Р. Н Бунеев.  // Нач. шк. Плюс до и после 2003 №2. с 3-4.

5.                Валицкая, А.П. Современная стратегия образования; варианты выбора[Текст] / А.П.  Валицкая. // Педагогика 1997 №2 с 3-8.

6.                Верзилин, Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания био­логии. [Текст] /Н.М.  Верзилин, В.М. Корсунская — М., 1983. – 306 с.

7.                Верзилин Н.М. Пробле­мы методики преподавания биологии. [Текст] /Н.М.  Верзилин. - М., 1974. – 378 с.

8.                Воскресенская, Н.М. Великобритания: Стратегические направления развития образования. [Текст] /Н.М. Воскресенская  //Педагогика - 1996 г. №4 -  С. 91-98

9.                Возрастные возможности усвоения знаний. [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966. – 347 с.

10.           Гол и к о в а, Т.В. Обучение учащихся приемам логического мышления. Учебное пособие. [Текст] /Т.В. Гол и к о в а — Красноярск: РИО КГПУ. 2002. -  275 с.

11.           Давыдов, В. В. Содержание и строение учебной деятельности школьников. [Текст] / В.В. Давыдов – М., 1978 – 321 с.

12.           Дидактика средней школы. 2-е изд. [Текст] - М., 1982. – 227 с.

13.           Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителей [Текст] / Ю.Б. Зотов /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.. Наука, 2000. -144 с.

14.           Загвязинский, В. И.  Теория обучения: Современная интерпретация. Учеб пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. [Текст]/ В. И.  Загвязинский - М.: Изд. Центр «Академия» 2001. – 192с.

15.           Колеченко, А.К. "Энциклопедия педагогических технологий".[Текст] /  А.К. Колеченко СПб., 2002. -  367 с.

16.           Конюшко, В.С. Методика обучения биологии. [Текст]/В.С. Конюшко. -  Минск,2004. – 246 с.

17.           Кучменко, В.С. Проблемы модернизации биологического
образования. [Текст] / В.С. Кучменко  // Биология в школе, 2003, № 5. – С.85-88.

18.           Кучменко, В. С. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. [Текст] /  В.С. Кучменко — М., 2000. – 347 с.

19.           Кыверялг, А.А. Вопросы методики педаго­гических исследований. [Текст] / А.А. Кыверялг.Таллин: Валгус, 1971.- 354 с.

20.           Монахов, В. М.  Как управлять вероятностью успешного достижения учащимися образовательного стандарта [Текст] / В. М.  Монахов. // Шк технологии, 2002. №1- С.35-46.

21.           Махмутов,  М.И. Совре­менный урок. 2-е изд, [Текст] /М.И.  Махмутов. - М., 1985. – 369 с.

22.           Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С.  Мухина. – М., 1985.- 530 с.

23.           Немов, Р. С.  Психология: Учеб для студентов высш пед учеб заведений: в 3 кн – 4-е изд. [Текст] / Р. С. Немов–М.: Гумманит изд центр  ВЛАДОС, 2001.- кн 2 : Психология образования.- 608с.

24.           Новоселова, А. Учет индивидуальных свойств личности [Текст]/ А.   Новоселова  // Воспитание школьников. 1989 №7 С.49-55.

25.           Пакулова, В.М.  Особенности современного урока биологии. [Текст]/В.М.  Пакулова //Биология в школе, 2005., №8. - с.22-26.

26.           Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов .- 3-е изд – М.: Школа – Пресс, 2000.- 512с .

27.           Пивоварова,  Л. В.,    Корженевская, Т. Г. Модели обучения ингегративной биологии. [Текст]/ Л. В.Пивоварова,      Т. Г. Корженевская. // Биология в школе.  2002, №6.

28.           Разноуровневое обучение [Текст]/Под ред Е.С. Полат//Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: 2000- 143с.

29.           Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. Текст]/ М.Н. Скаткин. – М., 1971- 349 с.

30.           Талызина, Н. Ф.  Педагогическая психология: учеб пособие для студентов сред пед учеб заведений. [Текст] / Н. Ф.  Талызина. – М.: «Академия» 1998. -288 с.

31.           Тубельский, А. Н.  Для чего и как мы учим: Школа как система условий для развития индивидуальности ребенка и способности к самоопределению [Текст] / Тубельский, А. Н.    // Шк технологии 2001 № 6 С. 27-30

32.           Фридман, Л.М., Кулагина, М.Ю. Психологический справочник учителя. [Текст] / Л.М. Фридман, М.Ю.  Кулагина– М.: Просвещение, 1991 – 287 с.

33.           Хрестоматия   по   методике   преподавания   биологии   [Текст] / Сост. И.Д. Карцева. - М.: Просвещение. 1984.- 462 с.