Возможности компьютерной поддержки
при изучении темы «Доли и дроби»
Диплом
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1.
Теоретические основы изучения темы «Доли
и дроби» в начальном курсе математики
1.1.
Математические основы изучения темы «Доли и дроби» в
начальных классах……………………………………………………………..6
1.2.
Методические подходы
к формированию представлений у младших школьников о долях и
дробях……………………………………..13
1.3.
Использование компьютерной поддержки на уроках математики в начальной
школе……………………………………………….25
Глава 2.
Опытно-методическая работа по ознакомлению младших школьников с долями и
дробями…………………………………………………………….30
2.1Организация уроков
математики с компьютерной поддержкой по теме «Доли и
дроби»………………………………………………..31
2.2.
Анализ результатов
эксперимента……………………................40
Заключение……………………………………………….……………………48
Библиография………………………………………………………………….50
Приложения
Введение
В соответствии с программой по математике,
в начальных классах должна быть проведена подготовка к изучению дробей в средних классах. Это значит, в начальных
классах надо создать конкретное представление о доле и дроби. С этой целью
предусматривается во 2 классе ознакомить детей с долями, их записью, научить
сравнивать дроби, решать задачи на нахождение доли числа и числа по доле; в 3
классе ознакомить с дробями, их записью, научить сравнивать дроби, научить решать задачи на нахождение дроби
числа. Получая знания об обыкновенных
дробях, школьники расширяют свои представления о числе и границы вычислительных
возможностей. На примере изучения дробей они узнают то общее, что свойственно
всем числам, и то особенное, что свойственно только дробным числам. Это способствует развитию аналитико-синтетической
деятельности, внимания учащихся,
формированию у них логического мышления, умения находить причинно-следственные
связи, способствует развитию их познавательной деятельности в целом. Изучение
дробей служит развитию речи, обогащению словаря учащихся. Многие методисты и
учителя отмечают важность изучения обыкновенных дробей в общеобразовательной школе.
В методических пособиях,
создана достаточно стройная система,
разработаны методы и приемы, наглядные средства
изучения обыкновенных дробей в младших классах общеобразовательной школы. На
основе этих пособий разработаны учебники, в которых содержится большое
количество разнообразных упражнений заданий, используются оригинальные приемы изучения обыкновенных дробей.
Анализ
психолого-педагогической литературы, программ
и учебников, а так же проведенный нами анализ
опыта работы учителей показали, что при обучении школьников начальных классов
обыкновенным дробям недостаточно учитываются трудности детей в усвоении дробей,
а именно деление целого на части (равные и неравные), а также получение целое
из частей. Кроме того не разработаны подходы применения новых обучающих
технологий для преподавания темы «Доли и дроби» в начальной школе, в частности нет рекомендаций по
использованию компьютерной поддержки на уроках математики при изучении темы
«Доли и дроби».
Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность позволила нам определить
тему исследования - «Возможности
компьютерной поддержки при изучении темы «Доли и дроби» на уроках математики в
начальных классах».
Проблема исследования.
Какие формы компьютерной поддержки позволяют
повышать эффективность
ознакомления с долями и дробями в начальной школе?
Решение указанной
проблемы является целью исследования, а именно выявить формы компьютерной поддержки,
способствующие повышению эффективности ознакомления с долями и дробями в
начальном курсе математики.
Объект исследования: Процесс
ознакомления учащихся начальных классов с долями и дробями на уроках
математики.
Предмет исследования:
формы компьютерной поддержки (тесты, использование компьютерных программ,
специально разработанных по теме, презентация в форме слайд-шоу) при
ознакомлении с долями и дробями.
Гипотеза исследования.
Если на уроках математики при изучении темы «Доли и дроби» использовать
комплекс фрагментов уроков опирающейся
на компьютерное иллюстрирование, то это
позволит повысить эффективность освоения данной темы учащимися.
Задачи исследования:
1)
Изучить
теоретические основы изучения темы «Доли и дроби» в начальном курсе математики.
2)
Проанализировать
методические подходы к формированию представлений
у младших школьников о долях и дробях.
3)
Разработать комплекс уроков математики с
компьютерной поддержкой по ознакомлению
с долями и дробями.
4)
Экспериментально проверить эффективность форм компьютерной
поддержки, используемых в комплексе уроков.
Методы исследования.
Теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ программ и
учебников, опыта учителей начальных классов по проблеме исследования;
наблюдение и анализ учебного процесса на уроках математики; и обобщение
материала; количественная и качественная обработка данных, полученных в ходе
экспериментального исследования.
Теоретическая
значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснована
необходимость изучения долей и дробей и
выявлены математические и методические основы изучения долей и дробей в курсе
математики начальных классов.
Практическая
значимость. Разработанный комплекс уроков ознакомления младших школьников с
дробями и долями, включающий новые средства обучения, в частности компьютерную
поддержку, могут быть использованы учителями начальных классов в практической
деятельности.
Научная новизна. Выявлены и научно обоснованы формы
компьютерной поддержки (использование специально разработанных по теме
компьютерных программ, презентаций в форме слайд-шоу), способствующие
эффективному ознакомлению с долями и дробями в начальном курсе математики.
Работа по данной теме
исследования осуществляется в три этапа:
На первом этапе – мы
определили проблему и в связи с ней сформировали тему нашего исследования,
цель, объект, предмет, выдвинули гипотезу, определили задачи работы. Выполнили
курсовую работу, которая явилась основой данного исследования.
На втором этапе –
организовали и провели педагогический эксперимент с целью апробации комплекса
фрагментов уроков по математике с использованием компьютерной поддержки и
проверки их эффективности.
На третьем этапе –
систематизировали данные, сделали заключительные выводы, оформили выпускную
квалификационную работу.
Исследование проводилось
на базе средней школы №5 с включением
46 учащихся третьих классов.
Структура работы включает
введение, 3 главы, заключение, список литературы и приложения.
Заключение
В соответствии с Программой
по математике в начальных классах должна быть проведена подготовка
к изучению дробей в IV и V классах. Это значит, что
в начальных классах надо создать конкретные
представления о доле и дроби. С этой целью предусматривается во II классе ознакомить детей с долями, их записью, научить сравнивать доли, решать задачи на
нахождение доли числа и числа по
доле; в III классе ознакомить с дробями, их записью, научить сравнивать дроби, научить
решать задачи на нахождение дроби
числа. Все названные вопросы раскрываются
на наглядной основе.
Ознакомить детей с долями — значит
сформировать у них конкретные представления о долях, т. е.
научить детей образовывать доли практически. Для формирования правильных
представлений о долях надо использовать
достаточное количество разнообразных наглядных пособий. Как показал эксперимент, наиболее эффективными пособиями являются мультимедийные программы.
Использование на уроке
таких элементов способствует формированию у школьников умений работать с
различной информацией, критического к ней отношения, развивает логическое
мышление, обеспечивает информационную и эмоциональную насыщенность уроков,
способствует повышению интереса учащихся к предмету, обеспечивает связь
учебного материала с окружающей жизнью. Мультимедийные уроки помогают решить
следующие дидактические задачи:
×
усвоить
базовые знания по предмету;
×
систематизировать
усвоенные знания;
×
сформировать
навыки самоконтроля;
×
сформировать
мотивацию к учению;
×
оказать
учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным
материалом.
Учеников привлекает
новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков
создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить
мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к
изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся
учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по
предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого
результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При
выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
Результаты экспериментального исследования
подтвердили гипотезу, согласно которой ознакомление младших школьников с долями
и дробями будет проходить наиболее эффективно при условии использования
компьютерной поддержки на уроках математики. Усовершенствование методики ознакомления с дробями и долями, опирающейся на компьютерное иллюстрирование
преобразований и действий с обыкновенными дробями, позволяет повысить
эффективность освоения данной темы учащимися.
Разработанные система и
методика ознакомления младших школьников с дробями и долями, включающая новые
средства обучения, в частности компьютерную поддержку, повысили эффективность обучения школьников по данному разделу и могут быть
использованы учителями начальных классов в практической деятельности.
Библиография
1.
Аргинская,
И. И. Математика 3 класс. [Текст]/ И. И.
Аргинская. – Самара: Корпорация «Федоров»,
1997 – 88 с.
2.
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в
начальных классах. - М.: Просвещение,
1984.- 324с.
3.
Белошистая,
А.В. Методика обучения математики в начальной школе. [Текст]/ А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2005.-455 с.: ил.
4.
Болтянский,
В.Г. Простые дроби и вычислительная техника [Текст]/ В.Г. Болтянский
// Математика в школе 1998, №5. - С. 41
5.
Буденная,
Л.В. Сложение и вычитание дробных чисел. [Текст]/ Л.В. Буденная // газета
Математика 2004. №17 с.27
6.
Волкова,
С.И. Развитие познавательных
способностей детей на уроках математики. [Текст]/ С.И. Волкова, Н.Н. Столярова // Начальная школа 2004 – С38-42.
7.
Воспитание
учащихся при обучении математике: Кн. Для учителя: Из опыта работы /Сост. Л.Ф. Пичурин.-М.:Просвещение,1987.
8.
Глейзер, Г.И. История математики в
школе. [Текст]/ Г.И. Глейзер.- М.:
Просвещение, 1964. -375 с.
9.
Дворецкая,
А.В. Основные типы компьютерных технологий/ А.В. Дворецкая//
Школьные технологии. – 2004. - №3 – с.201
10.
Дорохов, Т.С. Дроби и проценты [Текст]/
Т.С. Дорохов // газета Математика 2001. № 30. - С.3
11.
Дробышева, И. Изучение темы Дроби 3
класс [Текст]/ И. Дробышева // газета
Математика 1999, №44 С.23
12.
Жикалкина, Т.К.
Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. [Текст]/
Т.К. Жикалкина. - М.
Сфера, 2006 – 147 с.
13.
Ивашова, И. Все действия с обыкновенными
дробями [Текст]/ И. Ивашова // газета
Математика 2000. №2. - С.16
14.
Иванова, Л.С. Нахождение числа по доле
[Текст]/ Иванова Л.С. // Начальная
школа, 2006. №8 - С. 2-6.
15.
Истомина
Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. Учебное пособие.- М.:
ACADEMA, 2000.
16.
Истомина,
Н.Б. Математика./ Н.Б. Истомина прогр. для нач. кл. «Гармония»- М.: Ассоциация ХХ1
век, 2005. – с.43
17.
Методика
начального обучения математике. Под общей редакцией А.А. Столяра и В.Л. Дрозда. Минск: “Высшая
школа”, 1988.-242с.
18.
Мельник Н.В. Развитие логического мышления при изучении
математики. //Начальная школа.1997. - №5. – С. 60 – 62.
19. Моро, М.И.
Методика преподавания математики в
начальных классах [Текст]/ М.И.Моро, А.М. Пышкало. –М,: Просвещение, 1985.
-336 с.
20. Моро, М.И.
Математика./ М.И. Моро прогр. для нач. кл. «Школа России»- М.: Просвещение, 2005. – с.56
21. Петерсон,
Л.Г. Математика./ Л.Г. Петерсон прогр.
для нач. кл. «Школа 2000».-М.: Ювента,
2005. – с.34
22.
Проблемы
диагностики умственного развития учащихся. [Текст]/ Под ред. Н. А. Менчинской. -М.: Просвещение,
1961. - 116 с.
23. Пименова, О.В.
Изучение темы Доли. [Текст]/ О.В. Пименова //Начальная школа 1999. №5. - С. 34
24.
Попова, В.И. Игра помогает учиться. [Текст]/ В.И. Попова
//Начальная школа, №2, 1987 –С.39- 40.
25.
Репкин,
В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте[Текст]/ В.В. Репкин //Начальная
школа – 2006 - №7 – С.19 – 24
26. Романова, Т. Путешествие в страну Дроби[Текст]/Т.
Романова // газета Математика 1999,. №44
-С. 6
27.
Севостьянова, Л.В. Любимые игрушки
помогают изучать обыкновенные дроби [Текст]/ Л.В. Севостьянова // газета Математика 1999. № 2. - С. 13
28.
Стойлова Л.П., Виленкин Н.Я., ЛавроваН.Н. Математика. Часть I.-М.: Академия, 1990. –
216с.
29.
Стойлова
Л.П. Математика.- М.: Академия ,1999. – 337-360с
30.
Симонова, Л.В. Сложение обыкновенных
дробей [Текст]/ Л.В. Симонова // газета
Математика 2003. №10. С. 25
31. Сорокин, П.И.
Занимательные задачи по математике в начальных классах [Текст]/ П.И. Сорокин. – М:
ИНФРА, 2005. - 127 с.
32. Самкова,
В.Т. Правильные и неправильные дроби[Текст]/ В.Т. Самкова // Начальная школа, 1999. №1. -С.104-106
33.
Тонких А.П. Математика. – Кн.1. - М.:
Книжный дом «Универт», 2002. – с. 333 – 361
34. Труднев
В.П. Считай, смекай,
отгадывай. [Текст]/ В.П.Труднев.
0 СПб: Эола,2007. - 78 с.
35. Усвоение знаний
и развитие младших школьников/ [Текст]/ Под ред. Л. В. Занкова. - М.: Просвещение, 1965.-347 с.
36. Шидова,
Н.В. Из истории возникновения дробей [Текст]/ Н.В. Шидова // газета
Математика, 2006. № 10. -С. 15
37.
Фридман,
Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. [Текст]/ Л.
М. Фридман. - М.: Педагогика, 1983. – 278 с.