Использование проблемного метода на уроках иностранного языка
Курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические вопросы
использования проблемного метода
обучения на уроках иностранного языка
1.1.
Методические задачи изучения иностранного
языка на среднем этапе обучения
1.2. Вопросы проблемного обучения в
мировой педагогической практике
1.3. Сущность и основные элементы современной
технологии проблемного обучения
ВЫВОДЫ
Глава 2. Экспериментально-
методическое исследование по применению
метода проектов на уроках немецкого языка
2.1. Методика организации экспериментального
исследования
2.2. Анализ влияния проблемного метода на уровень обученности учащихся
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Основная задача общего
образования состоит в том, чтобы помочь ребенку
выработать и развить те способности, которые позволили бы ему максимально
реализовать себя. Роль школы состоит в создании системы благоприятных условий
для осуществления процесса личностного самоопределения по отношению к природе,
культуре, обществу, самому себе.
Достижение этого связано со значительной перестройкой
всей организации жизни школы и ее уклада. Без таких
изменений при сохранении традиционного подхода
к школе невозможно эффективно влиять на процесс развития индивидуальности у
детей. Построенная по однолинейному иерархическому и программному принципу,
массовая школа подменяет проблему развития индивидуальности, задачей учета индивидуальных особенностей при усвоении учебного
материала.
Учитель вынужден на уроке варьировать трудность учебного материала по
формальному признаку «труднее-легче» и изменять его
объем. Но этот путь малоэффективен по двум причинам:
во-первых, он очень трудоемок для учителя и поэтому
реализуется лишь частично; во-вторых, он не учитывает качественных особенностей
способностей учащихся, иными словами, учитель не изменяет содержания учебного
материала, определяемого способностями ученика, типом его мышления, а приспосабливает
к взрослым целям, приобщает к знаниям взрослого поколения с наибольшей
эффективностью.
Применению свободных принципов организации образования препятствуют и
недостаточно развитое понимание их сути педагогами и родителями, и консерватизм
большинства управленцев, и мифы об «избыточности» свободного воспитания. Идея последовательной
демократизации (и общей либерализации) образования уже принята педагогическим
сообществом. Возникающие в связи с этим вопросы становятся все более
актуальными. Фактически сама практика образования переросла прежние
авторитарно-ограничительные рамки стандартного обучения. Все чаще ученики
выбирают разные дополнительные курсы, пользуются пособиями по самообразованию,
а родители вкладывают деньги в репетиторство, покупают компьютеры и новейшие
компьютерные программы. Использование этих форм даже в традиционном
образовательном процессе значительно снижает отрицательное воздействие
массового обучения. Именно индивидуальные формы самообразования дают
возможность учащемуся выбрать наиболее оптимальный режим обучения, исходя из
собственных психофизических особенностей. Благодаря этому у него резко
снижается вероятность возникновения конфликтных ситуаций
как с преподавателями, так и с соучениками.
Дети с
иными способностями развития и возможностями могут полностью удовлетворить
собственные образовательные возможности. Меняется и роль родителей в
образовании. Они становятся заказчиками образования для своих детей и партнерами педагогов. Родители быстрее и острее, чем учителя,
осознают физические, психологические, культурные различия детей, особенности их
интересов, возможностей и потребностей.
Сейчас
существуют разные концепции и подходы к индивидуализации
Учебного процесса:
- идея
пересмотра стандартов образования и индивидуализации части их содержания;
- дифференциация учащихся;
- реализация
индивидуального подхода;
- концепция личностно-ориентированного подхода
обучения;
- предложения по изменению содержания учебного
процесса, отказа от массовых способов учебной работы . [11 стр.81]
Проблемное обучение – это такая организация учебных
занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной
ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в
результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями,
умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.
Основная идея проблемного метода при всех
различиях в его трактовках лежит в русле личностно ориентированного
образовательного процесса - творческая самореализация учащихся, развитие его
способностей путем вовлечения каждого ученика в
активный познавательный, творческий процесс, развития сотрудничества в
обучении, развития ответственности школьника за свое
обучение. Говоря о проблемном обучении как о методе, имеют в виду не просто
практический результат той или иной деятельности, а обобщенную
модель определенного способа достижения поставленной
образовательной цели, систему приемов, определенную технологию образовательной деятельности
школьника. Проблемный метод создает и другие
возможности для личностного развития школьников. Он удачно сочетает различие
дивергентного мышления, необходимого для творческой деятельности, и
конвергентного мышления, необходимого для принятия решений. Сочетание этих
разнонаправленных способностей позволяется выбирать стратегию для разрешения
конкретной задачи.
Проблемный метод позволяет реализоваться тем
способностям детей, которые не раскрываются в теоретико-познавательных занятиях.
Многие дети узнают о своих способностях именно через решение проблемных задач.
Актуальность
исследования заключается в недостаточно активном применении педагогами в
практической деятельности методик, направленных на применение проблемного
метода обучения на уроках немецкого языка. В связи с прогрессивным развитием общества в
последние годы наблюдается все больший интерес к иностранному языку. Стремление
изучать этот предмет объясняется многими причинами. Одна из которых – желание
путешествовать по миру, обогащать свои
знания в общении с
представителями различных стран
и культур, а без знания хотя бы одного
иностранного языка это сделать очень трудно.
Проблема изучения иностранного
языка уже была изучена некоторыми психологами
(Артемов В.А., Беляев Б.В., Зимняя И.А., Клычникова З.И.) и методистами
(Бим И.Л., Гез Н.И., Ляховицкий
М.В.).
Не всегда желание школьников говорить и знать язык
совпадает с их способностями к нему. Одним язык дается
легко, другим - трудно. В работе будет рассмотрен вопрос о том, какие
трудности возникают у школьников при изучении иностранного языка (в
данном случае немецкого и каким образом применение проблемного метода может влиять на преодоление этих трудностей.
В основе нового типа социально-культурного заказа на
образование и профессиональную подготовку лежит индивидуальная модель
способностей. Она предполагает способность к самостоятельной деятельности
инновационного характера и непрерывному саморазвитию. Теоретически заказ на
подобное образование укореняется в обществе, но еще
не осознан педагогами полностью и в их практике не реализуется. Возникает ситуация противоречия между
государственным и общественным заказами на формы и содержание образования, с
одной стороны, и невозможностью массовой школы преодолеть многочисленные
нестыковки модернизации с другой. В
настоящее время наблюдается также
противоречие между необходимостью и потребностью общества в личностно-ориентированном
(в частности проектном) обучении с одной
стороны и реальным состоянием образования, а именно включенности данного явления в учебный
процесс - с другой.
Наличие возникших вопросов и противоречий позволяют говорить о
существовании проблемы, которую можно сформулировать следующим образом: «Каковы теоретические основания и
методические положения применения проблемного метода в современных условиях
обучения иностранному языку в общеобразовательных школах».
В связи с обозначенной проблемой, мы
определили тему исследования: «Использование проблемного метода на уроках иностранного языка».
Теоретическое и опытно-экспериментальное изучения проблемы составило
цель исследования: рассмотреть теоретические основания проблемного метода обучения на уроках немецкого
языка на среднем этапе обучения.
Гипотеза: в основу исследования положено гипотетическое предположение,
согласно которому процесс обучения иностранному языку будет более эффективным,
если будет использоваться в процессе
обучения проблемный метод.
Объект
исследования: учебная деятельность на
уроке иностранного языка учащихся шестого класса средней школы.
Предмет исследования:
использование проблемного метода
на уроках иностранного языка.
Исходя из объекта, цели, предмета
исследования можно выделить следующие задачи исследования:
1.
проанализировать литературу по проблеме
исследования;
2.
определить
совокупность положений составляющих методологическую основу проблемного метода
обучения на уроках немецкого языка;
3.
разработать
практические рекомендации по реализации проблемного метода на уроках немецкого
языка.
4.
рассмотреть
структуру, содержание данного понятия проблемного обучения в
психолого-педагогической и методической
литературе.
Для
решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
теоретический анализ психолого– педагогической и методической литературы; наблюдения за учебной деятельностью детей; эксперимент;
количественная и качественная обработка результатов.
Методологической основой работы
послужили труды В.Оконь, И.Я. Лернера,
М.И. Махмутова, Т.В. Кудрявцева, В.А.Артемова,
Б.В. Беляева, Н.В, Елухиной, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней и др.
Практическая значимость работы
заключается в определении эффективности применения проблемного метода на уроках немецкого языка на среднем этапе обучения. Результаты нашего
исследования могут быть применены в практике работы учителей иностранного
языка.
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении определяется актуальность, проблема, цель,
предмет, объект, задачи исследования, выдвигается гипотетическое предположение.
В Главе 1
рассматриваются теоретические
вопросы использования проблемного
метода обучения на уроках иностранного
языка на среднем этапе обучения.
В Главе 2 приводится экспериментально- методического
исследование по применению проблемного метода на уроках немецкого языка.
В заключении делаются выводы по проведенному исследованию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной
работе мы рассмотрели вопросы, связанные с использованием проблемного
метода на уроках иностранного языка. В ходе работы подтвердилась актуальность исследования, обозначенная
нами выше как недостаточно активное применении педагогами в практической
деятельности методик, направленных на решение проблемных задач на уроках
иностранного языка.
Согласно определенной в
начале работы темы исследования:
«Использование
проблемного метода на уроках иностранного языка», мы провели анализ
психолого-педагогической и методической литературы, который позволил выявить
основные понятия, необходимые при изучении темы исследования и содержание которых раскрывается и
используется в процессе работы.
В
результате нами была достигнута цель исследования: рассмотреть теоретические
основания проблемного метода на уроках
немецкого языка.
В работе мы выполнили следующие
задачи исследования:
1.
проанализировали литературу по проблеме
исследования;
2.
определили
совокупность положений составляющих методологическую основу проблемного метода
на уроках немецкого языка;
3.
разработали
практические рекомендации по использованию проблемного метода на уроках
немецкого языка.
4.
рассмотрели
структуру, содержание понятия «проблемное обучение» в
психолого-педагогической и методической
литературе.
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том,
что процесс обучения
иностранному языку будет более эффективным, если будет использоваться в процессе обучения проблемный метод.
Новизна нашей работы заключается не только в
определении эффективности проблемного
обучения на среднем этапе обучения иностранному языку, но и в выделении и
определении основных рекомендаций по использованию проблемного метода. В
дальнейшем мы планируем провести данное исследование в старших классах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Анохина, Г.Н.
Личностный рост учащихся как результат адаптивного обучения. [Текст]/ Г.Н. Анохина // Инновации в образовании. 2003 . №1
с 94-103.
2.
Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения
детьми чтением и письмом. [Текст]/ Б.Г.
Ананьев //Известия Академии пед.наук РСФСР, вып. 70,1955.
3. Артемов,
В.А. Психология обучения иностранному языку, [Текст]
/ В.А. Артемов. М.; Просвещение,1969.
4. Ауэрбах, Т.Д. Зачем и как изучать иностранный язык, [Текст] / Т.Д. Ауэрбах М.;
Знание,1961.
5. Беляев,
Б.В. Очерки по психологии обучения
иностранному языку. [Текст] / Б.В. Беляев М.; Просвещение, 1965.
6. Беляев, Б.В.
Психология владения иностранным языком; Докт.
Диссертация, [Текст] / Б.В. Беляев МГПИИЯ,
1960, стр. 552.
7. Бим, И.Л.
Обучение устной речи младших школьников, [Текст]/
И.Л. Бим //ИЯШ, 1961, №3.
8.
Богданова, И.И., Бурлак Ю.А. Причины ошибок в речи
учащихся и пути их исправления, [Текст]/ И.И. Богданова //Сов. Педагогика,1966, №7.
9.
Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии, [Текст] / Д.Н. Богоявленский
М.; Просвещение,1966.
10.
Вопросы порождения речи и обучения языку (сб. статей),
под ред. Леонтьва и Рябовой, [Текст]
/ М.; изд. Моск. Университета,1967.
11.
Вопросы теории и методики преподавания иностранного
языка (сб. статей, под ред. Андреева), [Текст] / Саратов, 1969.
12.
Выготский, Н.В. Психологические особенности обучения
письму детей младшего школьного
возраста, [Текст] / //Вопросы психологии, 1998,№6.
13.
Валицкая А.П.
Современная стратегия образования; варианты выбора/ [Текст]
/ Педагогика 1997 №2 с 3-8.
14.
Вериникина, И М Лозовцева В Н Учебная
деятельность подростка [Текст] / // Советская
педагогика 1990 №3 с 29-33.
15.
Владимирская, О Д
Как организовать индивидуальное обучение[Текст] / // Шк технологии
2002 №1 с 63-76.
16.
Возрастная педагогическая психология; Учебник для
студентов пединститутов / В В
Давыдов, Т В Драгунова, Л Б Итальсон и др.: под ред.
А В Петровского 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / – М.: Просвещение , 1979. – 288 с.
17.
Гордеева, Н Н Индивидуализация обучения; опыт, реалии,
перспективы. [Текст] / // Педагогика 2002 №2 с
32-38.
18.
Елухина, Н.В. Преодоление основных трудностей
понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно
общаться, [Текст] / //ИЯШ,1996, №4.
19.
Дистервег А.
Избранные педагогические сочинения. [Текст] / – М.:
Просвещение, 1956.
20.
Елухина, Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его
организации. [Текст] / //ИЯШ, 1995, №2, стр.4.
21.
Жинкин, Н.И. Механизмы
речи, [Текст] / М.; Просвещение, 1958.
22.
Жинкин, Н.И.
Психологические особенности спонтанной речи, [Текст]
/ М.; Просвещение, 1967.
23.
Жинкин, Н.И.
Развитие письменной речи учащихся 3-4ых классов[Текст] /,
//Известия АПН РСФСР, вып.78, М.1956.
24.
Зимняя, И.А.
Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке, [Текст] / М.; 1985.
25.
Зимняя, И.А. Психология обучения иностранному языку в
школе. [Текст] / М.; Просвещение,1991.
26.
Загвязинский, В И Проектирование региональных образовательных
систем. [Текст] / // Педагогика 1999 №5 с 8-13.
27.
Загвязинский, В И Теория обучения: Современная интерпретация. Учеб пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. [Текст] / - М.: Изд. Центр «Академия»
2001. – 192с.
28.
История педагогики. Часть 2 С XVII в. до
середины XX в.: Учебное
пособие для университетов[Текст] / А.И. Пискунова. –
М.: ТЦ Сфера, 1998.
29.
Каменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения.
Том 1. Великая дидактика. [Текст] / – М., 1978.
30.
Кузнецов, М Е Педагогические основы личностон-
ориентированного образовательного процесса в школе. Монография. [Текст] /:
Новокузнецк, 2000.- 342с.
31.
Лернер, И.Я. Проблемное обучение. [Текст] /– М.: Знание,
1974. – 164 с.
32.
Махмутов, М.И.
Проблемное обучение: Основные вопросы теории. [Текст] /– М.: Педагогика, 1975.
– 368 с.
33.
Монахов, В М
Как управлять вероятностью успешного достижения учащимися
образовательного стандарта[Текст] / // Шк технологии 2002 №1 с35-46.
34.
Мухина, В.С. Детская психология[Текст] / Москва.
35.
Методика обучения иностранным языкам, под ред. Н.И. Гез, М.В. Ляховицкого, [Текст] / М.; Высшая школа, 1982.
36.
Никифорова, О.А. Анализ ошибок в письменных работах по
иностранному языку, [Текст] / //ИЯШ,1954, №2.
37.
Общая методика обучения иностранным языкам, под ред.
А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлина. М.; [Текст] / Просвещение, 1967.
38.
Олкинуор, Е.
Психологический анализ трудностей в учебной деятельности школьников, [Текст] / //Вопросы психологии, 1983, №4.
39.
Оконь В. Основы
проблемного обучения. – М.: Просвещение, 1968.
368 с.
40.
Педагогика: Учеб пособие для
студентов пед учеб
заведений/ В А Сластенин, И Ф Исаев, А И Мищенко Е Н Шиянов .
[Текст] / - 3-е изд – М.: Школа – Пресс,
2000.- 512с .
41.
Педагогическая энциклопедия. Том 1. [Текст] / – М., 1968.
42.
Разноуровневое обучение //
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред Е С Полат
[Текст] / – М.: 2000- с110-143.
43.
Руссо, Жан-Жак. Эмиль, или о воспитании. [Текст] / –
СПб, 1955.
44.
Талызина, Н Ф
Педагогическая психология: учеб пособие для
студентов сред пед учеб
заведений [Текст] / – М.: «Академия» 1998
-288с
45.
Тубельский, А Н Для чего и как мы
учим: Школа как система условий для развития
индивидуальности ребенка и способности к
самоопределению[Текст] / // Шк технологии 2001 № 6 с 27-30
46.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собрание
сочинений. Том 1. [Текст] / – М., 1979.
47.
Холодная М А
Формирование персонального познавательного стиля учения как одно из
направлений индивидуализации обучения// [Текст] / Шк технологии 2000 №4 с 12-16
48.
Шадриков, В Д Индивидуализация содержания образования[Текст]
/ // Шк
технологии 2000 №2 с 53-66.
49.
Якиманская, И С Разработка технологий личностно- ориентированного обучения[Текст]
/ // Вопросы психологии 1995 № 2