Обучение   младших школьников навыку поиска решения составных задач

курсовая работа

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                         3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОИСКУ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ.                                            6

   1.1. Подготовительная работа к решению  математических задач            6

   1.2. Методы и приемы поиска  решения составных  задач                        14

ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПОИСКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ                                                                                           28

    2.1. Опытно – экспериментальная работа по обучению младших        

            школьников поиску решения задач                                                     28

    2.2. Результаты опытно-экспериментального исследования                    40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 47

ЛИТЕРАТУРА                                                                                                   48

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа освещает проблему обучения детей поиску решения составных задач.

В процессе решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном отношении фактами. Тем самым расширяются их кругозор и устанавливается тесная связь между общением и жизнью. Большое значение оказывает решение задач на умственное развитие школьников, формируя их умение анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать.

Тема данной курсовой работы актуальна, так как важна для педагогической деятельности и недостаточно изучена, методической литературы мало, а проблема достаточно серьёзная, специалисты образовательных учреждений нуждаются в опоре на эффективные способы, приёмы для организации учебно – воспитательного процесса. По новому оценивается роль, которую играют задачи в процессе обучения математике, в связи с этим меняются содержание соответствующей работы. В этих условиях перестройке подвергается процесс обучения поиску решения составных задач.

В работах М.А.Бантовой, Н.Б. Истоминой и других исследователей рассматриваются вопросы особенностей обучения поиску решения составных задач.

В «Методике обучения математике в 1-3 классах» М.И.Моро, А.М. Пышкало выделяют этап составления плана решения задачи, а отдельно этапа – поиск решения в процессе работы над задачей не выделяют.

М.А.Бантова в «Методике преподавания математики в начальных классах» даёт теоретическое описание и практические рекомендации по работе на этапе поиска решения составной задачи.

А.А.Столяр в «Методике преподавания математики в начальных классах» в плане работы учащихся над математической задачей выделяет этап поиска решения задачи и составление плана решения, даётся творческое описание работы на этом этапе.

В журналах «Начальная школа» опубликованы статьи С.Е Царёвой, Н.Б.Истоминой и др., в которых достаточно подробно описывается работа на каждом этапе решения задачи, даны примерные варианты построения деятельности учителя по работе над теми или иными задачами.

Таким образом, не все методисты выделяют этап поиска решения как самостоятельной, некоторые включают в этап установления связи между данными и искомыми (составление плана решения). Но все же большинство методистов выделяют этап поиска решения задачи отдельным, самостоятельным в процессе работы над задачей.

Изучив методическую, математическую литературу, исходя из актуальности темы была выдвинута цель работы: выделить приемы, способствующие формированию навыка поиска решения составных задач.

Объект исследования – процесс обучения младшего школьника решению  составных задач.

Предметом исследования является  обучение младших школьников навыку поиска решения составных задач.

Учитывая всё вышесказанное, можно сформулировать следующие задачи исследования:

1. Теоретический анализ изученной математической, методической и психолого – педагогической литературы по теме.

2. Выделить приёмы, способствующие формированию навыка поиска решения составных задач.

3. Разработать задания, направленные на формирование навыка поиска решения составных задач.

4. Проверить разработанную методику  экспериментально.

Эти задачи направлены на проверку следующей гипотезы:

Если будем использовать в системе приёмы, способствующие формированию навыка поиска решения составных задач, то обучение младших школьников решению задач будет эффективнее.

При проведении исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ литературы по математике, методике математики, анализ содержания программ, опыт учителей, наблюдение, эксперимент, анализ и обобщение полученного материала.

Базой исследования \\\\\\ школа – сад «Золотой ключик».

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе проводилось исследование на тему: «Обучение младших школьников поиску решения составных задач»

 В ходе работы была поставлена цель: выделить приемы, способствующие формированию навыка поиска решения составных задач.

 Задачи, поставленные в ходе исследования, были выполнены: Был проведен анализ изученной математической, методической и психолого – педагогической литературы по теме исследования. Были выделены приёмы, способствующие формированию навыка поиска решения составных задач. Разработаны  задания, направленные на формирование навыка поиска решения составных задач.

Было экспериментально проверено и  подтверждено гипотетическое предположение о том, что если  использовать в системе приёмы, способствующие формированию навыка поиска решения составных задач, то обучение младших школьников решению задач будет эффективнее.

При проведении исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ литературы по математике, методике математики, анализ содержания программ, опыт учителей, наблюдение, эксперимент, анализ и обобщение полученного материала.

В ходе исследования подтвердилась актуальность данной темы, ее практическая значимость для педагогической деятельности.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Академия, 1997 – 638 с.

2.     Аргинская И. И. Математика 3 класс. – Самара, « Корпорация» Федоров», 1997 – 88 с.

3.     Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 1977 – 254 с.

4.     Берцфаи Л. В.. Специфика учебного действия контроля //Вопросы психологии – 1987, - №4 – с. 55 - 60

5.     БадмаГаряева М. В. Развитие вычислительных навыков у учащихся 1 класса // Начальная школа – 1999 - №11 – с.21 – 23

6.     Бантова М. А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа – 1993 - №11 – с. 38 - 43

7.     Батий Ю. Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий // Начальная школа – 1979 - №4 – с.41 – 43

8.     Бахир В. К. Развивающее обучение // Начальная школа – 1997 - №5 – с. 26 – 31

9.     Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики Начальная школа

      1992 –7,8; 1993-7

10.           Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.  – М.: Педагогика, 1986 – 239 с.

11.Давыдов В. В. Содержание и строение учебной деятельности  школьников. – М., 1978 – 321 с.

12.Емельяненко М. В.  Система развивающих заданий по теме « Умножение многозначного числа на однозначное» // Начальная школа – 1996 - №12 – с. 47 – 50

13.Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов  на Дону: Феникс, 1997 – 476 с.

14.           Корчемлюк О.М.         Задания для развития памяти и внимания на уроках математики    Начальная школа        1994-8

15.           Леонтьев Л. Н. Деятельность. Сознание. Личность – 2 – е изд. – М., 1977 – 364 с.

16.Моро М.И. Пышкало А.М. Методика преподавания математики в начальных классах М 1985

17.Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возрастаод ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера – М.: Педагогика, 1988 – 137 с

18.Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1996 – 168 с.

19.           Педагогика         под ред. Щукиной       М 1966

20.           Психологическое развитие младших школьников/ Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990 – с.22—103

21.           Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Начальная школа – 1999 - №7 – с.19 – 24

22.           Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993 – 62 с.

23.           Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классах М 1985

24.           Самоконтроль младших школьников в процессе решения арифметических задач: Методические рекомендации / Сост. Г.М. Соснина. – Иркутск, 1983 – 34с.

25.           Талызина Н.Ф. Педагогическая психология – М.: Академия, 1998 – 497 с.

26.           Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988 – 374 с.

27.           Труднев В.П.      Считай, смекай, отгадывай.  Санкт-Петербург 1997

28.           Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти золушку     М 1994

29.           Фридман Л.М., Кулагина М.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991 – 287 с.

30.           Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1995, - 342 с.

31.           Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии – 1971, - №4 – с. 57 – 61.