Методические
особенности проведения
первых уроков
геометрии в 7 классе
Курсовая работа
Содержание
Введение…………………………………………………………………….2
1.
Из истории развития
школьного курса геометрии..…………………..6
2.
Содержание
курса геометрии 7 класса……………………………….16
3.
Методические
особенности проведения первых уроков геометрии
в 7 классе……………………………………………………………… 20
4.
Заключение……………………………………………………………...35
5.
Список используемой
литературы…………………………………….37
Введение
Исключительно
важной для школы остается проблема развития
интеллектуальных и творческих способностей учащихся. За всю историю
человечества пока не найдено лучшего способа развития интеллектуальных и
творческих способностей человека, чем при помощи геометрии.
Геометрия
родилась для удовлетворения практических потребностей, с одной стороны. С
другой стороны, геометрия (равно как и поэзия, живопись, скульптура, музыка)
есть порождение таинственной потребности человека в познании, в духовности, в
стремлении его к красоте и совершенству.
Пуанкаре
писал: “Доказывают при помощи логики, изображает при помощи интуиции”.
Геометрия, как, пожалуй, никакой другой предмет, способствует развитию обоих
качеств, поскольку логический и интуитивный аспекты в этом предмете
переплетаются наиболее тесно. Диалектическое единство двух противоречивых
тенденций, которые наблюдаются в геометрии, и которых нет сегодня ни в одном
школьном предмете, как раз и делают эту дисциплину уникальным и необходимым
предметом изучения на более высоком уровне.
В
конце столетия встал вопрос об обновлении содержания геометрического
образования. Появляются разнообразные учебники и методические пособия. Книга А.Н.Острогорского “Материалы по методике геометрии” была
важнейшим событием в методике геометрии. В этой книге автор выдвинул ряд
положений, имевших и общедидактическое значение:
например, обязательность повторения материала, необходимость самостоятельной
работы учащихся и ее правильной организации,
руководящей роли учителя в процессе обучения. Многие идеи из наследия XIX века
актуальны и прогрессивны даже сегодня.
Для
изучения предмета на более высоком уровне без увеличения учебного времени были
определены следующие приоритетные направления совершенствования геометрического
образования:
1.
Преемственность в обучении геометрии, обеспечивающая подготовку детей к
изучению систематического курса геометрии.
2.Увеличение
удельного веса заданий практического содержания.
3.Дифференциация
обучения геометрии, т.е. обучение каждого на уровне его возможностей и
способностей.
4.Гуманизация
геометрического образования - его ориентация на развитие личности.
И как
итог этого - повышение качества подготовки ученика, с помощью выдвижения на первый план задач
интеллектуального и творческого развития личности.
Данная
курсовая работа посвящена поиску возможных методических
приёмов проведения первых уроков геометрии в 7-х классах средней
общеобразовательной школы.
Поскольку
основной курс геометрии начинается именно с 7 класса, то на первые уроки
геометрии ложится очень большая нагрузка. Учитель должен с первого момента
привить интерес к геометрии, представив её с лучших сторон, рассказав о целях и
задачах науки геометрии. Таким образом, первые уроки наиболее важные не только
для учеников, но и для учителей. В работе нами
рассматриваются цели изучения всего курса геометрии, его особенности, а
затем более подробно рассматриваются особенности проведения первых уроков
геометрии в 7 классе, как фундамента всего курса.
Таким
образом, объектом нашего исследования является учебно-воспитательный процесс по
геометрии в 7-х классах средней общеобразовательной школы.
Предметом
исследования являются возможности совершенствования процесса изучения
геометрического материала на первых уроках геометрии в 7 классе.
Целью
данной работы являются поиск методических рекомендаций к изучению
геометрического материала по геометрии в 7-х классах средней общеобразовательной
школы.
В
процессе достижения поставленной цели нами решались следующие задачи
исследования:
1.
изучить
имеющуюся по теме исследования учебную и методическую литературу;
2.
выявить
При проведении
исследования нами использовались такой метод, как:
·
анализ
литературы по теме исследования;
Теоретическая
значимость работы, на наш взгляд, состоит в том, что в ней рассмотрена история
развития школьного курса геометрии и
подобраны методические рекомендации к изучению материала по геометрии.
Заключение
В ходе
курсовой работы мы столкнулись с тем что геометрия изучается с давних времен,
но до сих пор ведутся споры по выбору наиболее эффективного способа
преподавания геометрии, а так же что нужно изучать на первых уроках в 7 классе.
В последнее время стали издаваться новые
методические пособия для учителей. Математики ищут наиболее эффективные
способы преподавания геометрии, разрабатывают методики преподавания геометрии.
Всё это делается чтобы уроки проходили более интереснее, а изучаемый материал был
прост для учащихся. До сих пор большинство школ предпочитает либо геометрию по
учебнику Атанасяна,
либо по Погорелову.
Мы знаем что на первых уроках изучения геометрии
в 7 классе закладываются основы курса планиметрии: вводятся основные понятия и
свойства простейших
геометрических фигур, позволяющие осуществить построение всего курса. Введение основных свойств геометрических фигур
проводится на основе систематизации
и обобщения знаний и представлений учащихся о геометрических фигурах, накопленных ими в процессе изучения математики в 1-6-х классах и жизненного опыта учащихся.
Однако не зависимо от учебников, в результате изучения начальных понятий геометрии учащиеся должны ознакомиться с тем, что изучает геометрия, какие разделы геометрии называются планиметрией и стереометрией;
знать:
1) определения: отрезка,
луча, угла, равных фигур, равных
отрезков, равных углов, биссектрисы угла,
смежных и вертикальных
углов, перпендикулярных прямых;
2) терминологию,
связанную с описанием взаимного расположения точек и прямых на
плоскости, с описанием взаимного расположения точек на прямой;
3) формулировки
основных свойств: через любые две точки можно провести прямую, и притом толь ко одну, основные
свойства измерения отрезков и
углов, основного
свойства взаимного расположения точек на плоскости; формулировки и доказательства: теоремы
о сумме смежных углов и теоремы
о равенстве вертикальных углов; теоремы о перпендикулярности прямых;
уметь:
1)обозначать точки и прямые на рисунке, распознавать на рисунке отрезки, лучи, углы, биссектрисы углов, смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые;
2) изображать на рисунке отрезки, лучи, углы, биссектрисы углов, перпендикулярные прямые; строить угол, смежный с данным, строить вертикальные углы;
В ходе написания курсовой работы был исследован материал по изучению первых уроков
геометрии, и были отобраны методические
рекомендации к изучению материала по учебнику Атанасяна.
Надеемся, что результаты нашего
исследования будут полезны для учителей, для студентов, которые решили
преподавать геометрию.
Список
использованной литературы
1.
Методика преподавания математики./ В.П. Демидов, Г.И.Саранцев.
- Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева,
1976.- 192 ст.
2. Из
опыта обучения геометрии в 6 классе по учебному пособию «Геометрия, 6-10» А.В.
Погорелова / В.В.Пикан, Г.А. Ястрибинецки,
В.М. Миллер, А.Г.Баханский – М.: Просвещение.
1983.-46 с., ил.
3.
Методика преподавания математики в восьмилетней школе./под редакцией С.Е. Ляпина – М.:
Просвещение. 1995.
4.
Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика./ В.И. Мишин – М.: Просвещение. 1987.
5.
Методика обучения геометрии./ Под редакцией профессора В.А.Гусева
– М.: Академия.2004.
6.
Геометрия./ А.В.Погорелов- М.: Просвещение.1992.
7.Геометрия,
7-9: Учебник для образовательных учреждений/Л.С. Атанасян,
В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.-13-е изд.-М.:
Просвещение, 2003.-384 с.:ил.
8.
Специальная методика обучения геометрии в средней школе: Курс лекций: Учебное
пособие для студентов физ-мат. спец. пед. вузов.-
Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева. 2002.-138с.
9. Т.Мищенко. Первые уроки геометрии 7 класс// приложение
Первое сентября. Математика №23. 2004.
10. Т.Мищенко. Первые уроки геометрии 7 класс// приложение
Первое сентября. Математика №25-26. 2004