Ознакомление
младших школьников с величинами с учетом их
индивидуальных особенностей
Дипломная работа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИЧИН
В НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССАХ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
1.1. Сущность понятия величины и признаки ее проявления________10
1.1.1.Историческое развитие понятия величин___________________10
1.1.2. Аксиометрическое
определение скалярной величины и
операции ее
измерения_______________________________________17
1.2. История
возникновения и совершенствования мер.
Метрическая
система мер,
время_______________________________________________26
1.3. Критерии индивидуальных особенностей младших школьников_____30
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ВЕЛИЧИНАМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ИХ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
2.1. Методика обучения измерению
величин в начальных классах______46
2.2. Опытно– экспериментальная работа по изучению
младшими школьниками
величин_________________________________57
2.3. Результаты
опытно-экспериментального исследования____________74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________78
ЛИТЕРАТУРА_________________________________________________80
ВВЕДЕНИЕ
Последнее десятилетие минувшего века стало
для нашей страны периодом стремительного наверстывания
упущенных возможностей. Было создано множество экспериментальных школ, лицеев,
гимназий, цель которых организация обучения на повышенном уровне качества
образования, приближенного к личности обучаемого.
Каждый человек обладает особой
индивидуальной сущностью, предзаданностью, которую он
реализует в процессе своей жизни. Поэтому основная задача общего образования
состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать и
развить те способности, которые позволили бы ему максимально реализовать себя.
Роль школы состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления
процесса личностного самоопределения по отношению к природе, культуре,
обществу, самому себе.
Достижение этого связано со значительной перестройкой всей организации
жизни школы и ее уклада. Без таких изменений при сохранении традиционного подхода к школе
невозможно эффективно влиять на процесс развития индивидуальности у детей.
Построенная по однолинейному иерархическому и программному принципу, массовая
школа подменяет проблему развития индивидуальности, задачей учета
индивидуальных особенностей при усвоении учебного материала.
Учитель вынужден на уроке
варьировать трудность учебного материала по формальному признаку «труднее-легче» и изменять его объем. Но
этот путь малоэффективен по двум причинам: во-первых, он очень трудоемок для учителя и поэтому реализуется лишь частично;
во-вторых, он не учитывает качественных особенностей способностей учащихся,
иными словами, учитель не изменяет содержания учебного материала, определяемого
способностями ученика, типом его мышления, а приспосабливает к взрослым целям,
приобщает к знаниям взрослого поколения с наибольшей эффективностью.
Конечно, элементы
вариативности демократического самоуправления, педагогической поддержки,
личностно-ориентированного обучения существуют в практике российских школ. Но
они не систематизированы и слабо влияют на всю систему образования.
Применению свободных принципов
организации образования препятствуют и недостаточно развитое понимание их сути
педагогами и родителями, и консерватизм большинства управленцев, и мифы об
«избыточности» свободного воспитания.
Идея последовательной демократизации (и общей либерализации) образования уже
принята педагогическим сообществом. Возникающие в связи с этим вопросы
становятся все более актуальными. Фактически сама практика образования
переросла прежние авторитарно-ограничительные рамки стандартного обучения. Все
чаще ученики выбирают разные дополнительные курсы, пользуются пособиями по
самообразованию, а родители вкладывают деньги в репетиторство, покупают
компьютеры и новейшие компьютерные программы. Использование этих форм даже в
традиционном образовательном процессе значительно снижает отрицательное
воздействие массового обучения. Именно индивидуальные формы самообразования
дают возможность учащемуся выбрать наиболее оптимальный режим обучения, исходя
из собственных психофизических особенностей. Благодаря этому у него резко
снижается вероятность возникновения конфликтных ситуаций
как с преподавателями, так и с соучениками.
Дети с иными способностями
развития и возможностями могут полностью удовлетворить собственные
образовательные возможности. Все это свидетельствует о
становлении нового типа социально-культурного заказа на образование и
профессиональную подготовку в основе которых лежит
индивидуальная модель способностей. Она предполагает способность к
самостоятельной деятельности инновационного характера и непрерывному
саморазвитию. Теоретически заказ на подобное образование укореняется в
обществе, но еще не осознан педагогами полностью и в
их практике не реализуется.
Возникает ситуация
противоречия между государственным и
общественным заказами на формы и
содержание образования, с одной стороны, и невозможностью массовой школы
преодолеть многочисленные нестыковки модернизации с другой.
Сейчас существуют разные
концепции и подходы к индивидуализации
Учебного процесса:
- идея пересмотра стандартов
образования и индивидуализации части их содержания;
- дифференциация учащихся;
- реализация индивидуального
подхода;
- концепция личностно-ориентированного подхода обучения;
- предложения по изменению содержания учебного процесса, отказа от массовых
способов учебной работы.
Многие разработки в этой или иной форме содержат общие
принципы. Например, дифференциация по своей сути представляет собой попытку
групповой индивидуализации, основанной
не на учете особенностей каждого ученика, а на
учете особенностей групп, организуемых по сходным
качествам учеников. В «чистом виде» индивидуальное образование сегодня выглядит
часто как заочное обучение и экстернат. Но в основе
индивидуального образования лежит не «быстрое» и «вне класса» обучение, а учеба «своим темпом» и «повсеместная».
Обеспечение индивидуальности
вовсе не означает, что ребенка надо изолировать от
одноклассников. Наоборот, предполагается, что учителя могут совершенствовать
методы занятий в разновозрастных группах, учитывая свободный выбор детей
отдельных форм и способов работы соответствующих их
индивидуальным возможностям. В условиях
массовой школы можно дифференцировать не школьников, а учебный материал;
организовать образовательное пространство так, чтобы создать разнообразную
среду, где каждый ученик может реализовать себя в соответствии с присущими ему
познавательными потребностями, используя все условия для индивидуального
развития.
Данная выпускная квалификационная работа освещает проблему изучения
величин на уроках математики в начальных
классах с учетом их индивидуальных особенностей. В начальных классах рассматриваются величины: длина, площадь, масса, емкость, время и др. Учащиеся должны получить конкретные
представления об этих величинах» ознакомиться с единицами их измерения,
овладеть умениями измерять величины, научиться выражать результаты измерения в
различных единицах, выполнять арифметические действия над именованными
числами.
Изучение величин имеет большое значение,
так как понятие величины является важнейшим понятием математики. Каждая
изучаемая величина — это некоторое обобщенное
свойство реальных объектов окружающего мира. Упражнения в измерениях развивают
пространственные представления, вооружают учащихся важными практическими
навыками, которые широко применяются в жизни. Следовательно, изучение величин —это одно из средств связи обучения с жизнью.
Величины рассматриваются
с I по III класс в тесной связи с изучением целых чисел и дробей: обучение измерению
связывается с обучением счету; новые единицы
измерения вводятся вслед за введением соответствующих счетных
единиц; образование, запись и чтение именованных чисел изучается параллельно с
нумерацией отвлеченных чисел; арифметические действия
выполняются над отвлеченными и над именованными
числами. Измерительные и графические работы как
наглядное средство используются при решении задач. Таким образом, изучение величин
способствует усвоению многих вопросов курса математики.
Актуальность исследования
заключается в недостаточно активном применении педагогами в практической
деятельности методик, направленных на
проектирование учебной деятельности
подростков в условиях личностно-ориентированного обучения.
Основное противоречие
видится между необходимостью и потребностью общества в
личностно-ориентированном обучении с
одной стороны и реальным состоянием образования- с другой.
Наличие возникших
вопросов и противоречий позволяют говорить о существовании проблемы, которую
можно сформулировать так:
« Каковы теоретические основания и
методические положения проектирования учебной деятельности младших школьников в
условиях личностно-ориентированного обучения».
Выявленные противоречия позволяют определить тему исследования: «Ознакомление
младших школьников с величинами с учетом их
индивидуальных особенностей».
Разработка данной темы
представляется важной для
педагогической деятельности и недостаточно изученной, методической литературы мало,
а проблема достаточно серьёзная, специалисты образовательных учреждений
нуждаются в опоре на эффективные способы, приёмы для организации учебно –
воспитательного процесса. По новому оценивается роль,
которую играет исторический материал в
процессе изучения величин в рамках
общеобразовательной программы.
Теоретическое и опытно-экспериментальное изучения
проблемы составило цель исследования: Рассмотреть теоретические основания проектирования учебной деятельности младших
школьников с учетом их индивидуальных
особенностей, выделить приемы и
методы, способствующие наиболее
эффективному усвоению знаний младших школьников по обозначенной теме.
Объект
исследования – процесс изучения величин
младших школьников в условиях
личностно-ориентированного обучения.
Предметом исследования методы
проектирования учебной деятельности
подростков в условиях личностно-ориентированного обучения при изучении величин
в начальных классах.
Исходя из объекта,
цели, предмета исследования можно
выделить следующие задачи исследования:
1. Теоретический
анализ изученной математической, методической и психолого – педагогической
литературы по теме.
2. Определить совокупность положений составляющих методологическую основу
учебной деятельности учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения; выделить приёмы, способствующие
эффективному усвоению знаний при изучении величин.
3. Разработать систему уроков по
изучению величин, с учетом
индивидуальных особенностей учащихся.
4. Проверить разработанную методику экспериментально.
Эти задачи направлены на проверку следующей гипотезы,
согласно
которой, необходимым условием для
эффективного проектирования учебной деятельности младших школьников в условиях
личностно-ориентированного обучения
является всестороннее изучение личностно – психологических особенностей
каждого ребенка, выявление мотиваций и наклонностей. При этом
необходимо соблюдение ряда условий:
-
если педагог имеет достаточно
высокий уровень компетенции и внутреннее стремление к подготовке образованной
личности школьника;
- актуализируется потребность
школьников в образовании;
-
проектирование учебной деятельности целенаправленный процесс;
Методологической основой
исследования явились работы
М.А.Бантовой, Н.Б. Истоминой, Г.В. Бельтюковой, А.М. Полевщиковой и других исследователей, в которых рассматриваются вопросы особенностей изучения
величин в начальных классах.
При проведении исследования были использованы
следующие методы: изучение и анализ литературы по математике, методике
математики, педагогике и психологии; анализ содержания программ, опыт учителей,
наблюдение, эксперимент, анализ и обобщение полученного материала.
Наша
опытно-экспериментальная работа посвящена разработке и проведению серии учебных
занятий, направленных на изучение величин в начальных классах в условиях ЛОО.
Исследование
проводилось в три этапа:
На первом этапе () была
изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, определена
проблема, цель, задачи исследования, гипотетическое предположение.
На втором этапе (.) нами была организованна
опытно-экспериментальная работа. Разработан комплекс уроков по ознакомлению младших школьников с величинами
с учетом их индивидуальных особенностей
На третьем этапе (.) были
систематизированы и обобщены данные опытно-экспериментальной работы. Оформлена
выпускная квалификационная работа.
Исследование проводилось на базе 2 классов \\\\ начальной школы.
Структура работы: введение, две
главы, заключение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной выпускной квалификационной
работе проводилось исследование по
проблеме изучения величин на уроках математики в начальных классах с учетом
их индивидуальных особенностей.
В ходе работы была поставлена цель: рассмотреть
теоретические основания проектирования
учебной деятельности младших школьников с учетом их
индивидуальных особенностей, выделить приемы
и методы, способствующие наиболее
эффективному усвоению знаний младших школьников по обозначенной теме.
Задачи, поставленные в ходе
исследования, были выполнены: Был проведен анализ
изученной математической, методической и психолого – педагогической литературы
по теме исследования. Были выделены приёмы, способствующие эффективному
усвоению знаний при изучении величин.
Разработана система уроков по
изучению величин, с учетом
индивидуальных особенностей учащихся. Было экспериментально проверено и подтверждено гипотетическое предположение о
том, что необходимым условием для эффективного
проектирования учебной деятельности младших школьников в условиях личностно-ориентированного
обучения является всестороннее изучение
личностно – психологических особенностей каждого ребенка,
выявление мотиваций и наклонностей. При этом необходимо соблюдение ряда условий:
-
если педагог имеет достаточно высокий
уровень компетенции и внутреннее стремление к подготовке образованной личности
школьника;
- актуализируется потребность
школьников в образовании;
-
проектирование учебной деятельности целенаправленный процесс;
При проведении исследования были использованы следующие методы: изучение
и анализ литературы по математике, методике математики, анализ содержания
программ, опыт учителей, наблюдение, эксперимент, анализ и обобщение
полученного материала.
В ходе исследования подтвердилась актуальность
данной темы, ее практическая значимость для
педагогической деятельности.
1.
Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие
для студентов вузов.- М.: Академия, 1997 – 638 с.
2.
Аргинская И. И. Математика
3 класс. – Самара, « Корпорация» Федоров», 1997 – 88
с.
3.
Бабанский Ю. К.
Оптимизация процесса обучения. Общедидактический
аспект. – М.: Педагогика, 1977 – 254 с.
4.
Бахир В. К.
Развивающее обучение // Начальная школа – 1997 - №5 – с. 26 – 31.
5.
Виленкин Н.Я. О понятии величины.// Математика в школе.
1973. №4. С.4-7.
6.
Волкова С.И. Столярова Н.Н.
Развитие познавательных способностей детей на уроках математики Начальная
школа 1992 –7,8; 1993-7
7.
Глейзер Г.И. История математики в школе. Изд-во
«Просвещение». М., 1964. -375 с.
8.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986 – 239 с.
9.
Давыдов В. В. Содержание и строение учебной
деятельности
школьников. – М., 1978 – 321 с.
10.
Депман И.Я.
История арифметики. Учпедгиз. М.,1959. – 124 с.
11.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов на Дону: Феникс, 1997 – 476 с.
12.
Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности
как педагогическая проблема. -Казань, 1992.-124 с.
13.
Климов Е.А.
Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от
типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
14.
Конев А.Н.
Индивидуально – типологические особенности младших
школьников как основа дифференцированного обучения. М., 1968.
15.
Кларин М.В.
Индивидуализация образования в буржуазной педагогике XX века //Сов. педагогика. - 1987 г. - №47 -
120-126 с.
16.
Корчемлюк О.М. Задания для развития памяти и внимания
на уроках математики Начальная школа 1994-8. С. 5-9.
17.
Леонтьев Л. Н. Деятельность. Сознание. Личность – 2 –
е изд. – М., 1977 . 356 с.
18.
Лебег Г. Об измерении величин / Под ред Колмогорова А.Н. М., 1983.
-241 с.
19.
Моро М.И. Пышкало А.М.
Методика преподавания математики в
начальных классах М 1985. -336 с.
20.
Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего
возраста/Под ред. Д.Б.Эльконина,
А.Л.Венгера – М.: Педагогика, 1988 – 137 с.
21.
Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.:
Просвещение, 1996 – 168 с.
22.
Паболкова Н.Н. О
понятии величины и признаках ее проявления.
//Начальная школа. 2004. №3. с.9- 12.
23.
Педагогика под
ред. Щукиной М 1966
24.
Репкин В.В.
Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Начальная школа
– 1999 - №7 – с.19 – 24
25.
Репкина Г.В., Заика
Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993 –
62 с.
26.
Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в
начальных классах М 1985. 127 с.
27.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология – М.:
Академия, 1998.451 с.
28.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности
младших школьников. – М.: Просвещение, 1988 – 374 с.
29.
Труднев В.П. Считай, смекай,
отгадывай. Санкт-Петербург 1997. - 78 с.
Тихоненко
А.В. Изучение мер времени.//Начальная
школа. 1998. №1. с.96-98.
30.
Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти золушку М 1994. – 385 с.
31.
Фридман Л.М., Кулагина М.Ю. Психологический справочник
учителя. – М.: Просвещение, 1991 – 287 с.
32.
Эльконин Д.Б.
Избранные психологические труды. – М., 1995, - 342 с.
33.
Эльконин Д.Б. К
проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы
психологии – 1971, - №4 – с. 57 – 61.