Формирование
умений самостоятельной работы у младших школьников
Курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.
1.1 Сущность понятий «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность»
в психолого- педагогической литературе
1.2.Виды самостоятельной работы и особенности ее
организации в начальной школе.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Опытно- экспериментальное
исследование
2.2. Формирующий эксперимент по внутриклассной
индивидуализированной самостоятельной
работе учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
При обучении младших школьников реализация
дифференцированного подхода обеспечивает
оптимальное сочетания двух образовательных парадигм:
аффективно – эмоционально – волевой и когнитивной. Создает
благоприятные условия для максимального развития задатков и способностей
младших школьников, развития самостоятельности, целеустремленности, как психологических качеств личности.
Поэтому формирование навыка самостоятельной работы в начальной
школе с учетом вариантов методических приемов – важна не только как общеметодическая,
но и как педагогическая задача. Вариантность дидактического материала
упражнений с учетом трудностей, с которыми
сталкиваются учащиеся - общий методический вопрос. Изучение существующих
вариантов самостоятельных работ помогает нам выяснить суть затруднений
учащихся. В таком случае затруднения учащихся получают точную и конкретную
характеристику. Упражнения для самостоятельной работы, составленные с учетом трудностей, какие возникают у учащихся при изучении
программного материала, будут способствовать основательному закреплению знаний
учащихся по теоретическому курсу грамматики и овладению речевыми навыками и
навыками правописания, а также, что не менее важно, умению преодолевать
трудности, добиваться поставленных целей. Поэтому тема нашей работы «Формирование умений самостоятельной работы
у младших школьников» представляется нам актуальной.
Цель исследования:
Выявить развивающие
возможности самостоятельной работы для детей младшего школьного возраста.
Изучить методику проведения самостоятельной работы учащихся начальных классов с
учетом опыта ведущих Российских педагогов.
Задачи:
1. Изучить теоретические
основы данного вопроса:
а) изучить педагогико
– психологическую литературу, раскрывающую теоретические понятия
«самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность»;
б) рассмотреть виды самостоятельных работ,
применяемых в начальных классах;
в) рассмотреть примеры
практического применения методов организации самостоятельной работы в начальной школе, изучив опыт учителей
начальных классов;
2. Выявить
психолого-педагогические основы формирования практического навыка самостоятельной работы в начальной школе.
3. Выявить методы и
условия эффективной организации самостоятельной работы младших школьников.
Гипотеза:
если будем изучать тему с учетом
существующего опыта лучших учителей начальных классов, то это поможет выяснить,
как рациональнее всего организовать самостоятельную работу детей младшего
школьного возраста с учетом возрастных особенностей.
А это, в свою очередь, будет способствовать тому, что учащиеся с меньшей
затратой времени и сил освоят приемы самостоятельной
работы и овладеют необходимыми навыками.
Объект исследования –
процесс обучения в начальных классах с использованием различных видов
самостоятельных работ.
Предмет исследования –
методы самостоятельных работ в классе, условия их эффективности.
Методы исследования:
Теоретический: - анализ психологической, педагогической и
методической литературы по теме курсовой работы с целью выяснения объективной
картины в исследуемой нами области.
Структура работы:
введение, первая глава, вторая глава, заключение, список литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Рассмотрев в нашей работе
теоретические и практические аспекты развития самостоятельности младших
школьников в процессе обучения, хотелось бы подвести итог всему вышесказанному.
Самостоятельность можно определить как качественную сторону волевой,
мыслительной и практической деятельности. Она не рождается сама по себе, она
воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная
школа. Младший школьный возраст - особый период, в котором развиваются
важнейшие качества личности.
Способность детей этого возраста к подражанию помогает им, с одной
стороны, усвоить пример, образец поведения, с другой - сдерживает их самостоятельность, сковывает ребенка.
Нередко младший школьник хочет стать самостоятельным, но недостаточно развитая воля, импульсивность,
склонность действовать под влиянием различных эмоций не позволяют выполнить
задуманное и желаемое. Не меньшее значение имеют и индивидуальные особенности ребенка, которые, в свою очередь, активизируют или
тормозят, затрудняют проявление его самостоятельности. Например, неуверенность
в своих силах сдерживает самостоятельность, а смелость, решительность помогают
безбоязненно высказывать свое мнение, браться за
новое дело.
Значение самостоятельной работы в учебном процессе трудно переоценить.
Самостоятельная работа, как работа по заданию, может успешно осуществляться
только тогда, когда дети ясно осознают ее цель и у
них есть стремление к достижению этой цели.
Целенаправленность делает самостоятельную работу сознательной,
осмысленной, вызывает интерес к ней. Наличие уже сформированных умений и
навыков составляет ту техническую основу, те механизмы, при помощи которых
ученики идут к достижению поставленной цели.
Необходимо, чтобы задания, предлагаемые учащимся для самостоятельного
выполнения, были посильны для них и давались в определенной
системе. Основой этой системы должно стать совершенствование ранее приобретенных ЗУН. Эти работы ставили
перед детьми не новые задачи, а подобные тем, которые они выполняли под
непосредственным руководством учителя.
Однако учащимся вполне доступна самостоятельная работа, направленная на
изучение и усвоение новых знаний. При такой работе учитель продумывает план. Он
может быть записан на доске, большом листе бумаги или карточках. В нем
предусматриваются и разъясняются цель работы и пути ее
достижения. План делится на два основных раздела: что ученик должен сделать,
чтобы получить новое знание; что надо знать (узнать) и уметь рассказать.
В такой работе все ее структурные элементы заданы
учителем в готовом виде. Поэтому уровень самостоятельности учеников здесь
недостаточно высок.
К самостоятельной работе, требующей выполнения новой задачи, учащихся необходимо
готовить: учить самостоятельно читать задание в
учебнике, на доске или карточке; разбираться в последовательности предстоящей
работы; выполнять ее и делать нужный вывод. По мере
того как ученики овладевают этими умениями, им следует предоставлять больше самостоятельности
в нахождении способов выполнения задания, планировании работы..
Самостоятельная работа только тогда достигает наибольшего успеха, когда
школьники осознают результат своих достижений. Большую роль в этом играет проведенный учителем анализ работы учащихся.
Теория и практика обучения показывают, что выбор метода учебной работы
зависит от нескольких факторов:
- общей цели и содержания образования;
- дидактической цели урока;
- содержания учебного материала, который должен быть предметом изучения на
данном уроке;
- возрастных особенностей учащихся, уровня их знаний и навыков;
- подготовки учителя (его мастерство также может оказывать некоторое
влияние на выбор метода учебной работы).
Условием наибольшей эффективности
развития самостоятельности младших школьников является индивидуализация
и дифференциация подхода к учащимся с учетом их
индивидуальных когнитивных и
аффективных качеств учащихся.Каждому учителю необходимо работать над совершенствованием своего
педагогического мастерства и использовать на практике методы, соответствующие
требованиям жизни, использовать комплексно, во взаимодействии, реализуя
образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения.
Не все дети рождаются творческими личностями. Однако при создании определенных условий, к числу которых можно отнести
развитие самостоятельности, предоставление возможности для творчества,
самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена
мнениями, последует движение вперед по пути познания или
творчества.
Таким образом, самостоятельная
работа учащихся находит свое выражение в целой
системе отдельных заданий, направленных на разрешение тех или иных задач. В
этой системе дети постепенно продвигаются вперед,
становясь все более самостоятельными.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М.,
1968.
2.Баранов М. Т. Ознакомление
учащихся IV класса с орфограммой и
первоначальный этап формирования орфографического навыка. -М., 1970
3. Богоявленский Д. Н. Психология
усвоения орфограмм. - М., 2-е изд., 1966.
4.Власенков А. И. Развивающее
обучение русскому языку. - М., 1983.
5.Воспитание и развитие детей в
процессе обучения природоведению.
Сост. Л.Ф. Мельчаков. М., 1981. .
6. Возрастные возможности усвоения знаний.Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В.
Давыдова. М., 1966.
7.Возрастные и индивидуальные особенности младших
подростков. Под.
ред. Д.Б. Эльконина, Т.В.
Драгуновой М., 1967
8.Громцева А.К. Формирование у
школьников готовности к
самообразованию.- М., 1983.
9.Давыдов
В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
10.Есипов Б.П. Самостоятельная работа
учащихся на уроках.- М.,1961.
11.Индивидуальные варианты развития младших
школьников. Под. ред. Л.В.Занкова, М.В.
Зверевой. М., 1973.
12.Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. - М., "Просвещение", 1977.
13.Матюхина М. В. Психология младшего школьника. - М., "Просвещение", 1976.
14.Онищук В. А. Урок в современной школе. Пособие для учителя. -
М., "Просвещение", 1981.
15. Кабанова – Меллер
Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.
М., 1968..
16. Казанский
Н.Г., Назарова Т.С. Методы и формы организации учебной
работы в младших классах. М., 1974
17. Кирсанов А.А. Индивидуализация
учебной деятельности как педагогическая
проблема. Казань, 1982.
18. Климов Е.А. Индивидуальный стиль
деятельности в зависимости от
типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
19. Конев А.Н. Индивидуально –
типологические особенности младших школьников как основа
дифференцированного обучения. М., 1968.
20. Махмутов
М.И. Об индивидуализации обучения
Народное образование.1964.№2.
21.Махмутов М.И. Современный урок:
вопросы теории. М., 1981.
22.Люблинская А. А. Учителю о психологии
младшего школьника. - М.,
"Просвещение", 1977
23. Матюхина М. В. Психология младшего
школьника. - М.,
"Просвещение", 1976.
24. Онищук В. А. Урок в современной школе. Пособие для учителя.
- М., "Просвещение", 1981.
25. Программа
средней общеобразовательной школы. Начальные классы
М:, Просвещение, 1996.
26. Рабужский Е.С. Индивидуальный подход в процессе
обучения школьников. М., 1975.
27. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность
учащихся.- М., 1972.
28. Суворова Г.Ф.
Особенности индивидуального подхода при
обучении Начальная школа. 1986.№11