Использование
исторического материала при изучении величин на уроках математики начальных классов
курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИЧИН В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1. Сущность понятия величины и признаки ее проявления______________6
1.2. История возникновения и совершенствования
мер. Метрическая система мер,
время________________________________________________________13
1.3. Методика обучения измерению величин
в начальных классах_________17
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТЬ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИЧИН МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Опытно – экспериментальная работа по
изучению младшими школьниками
величин______________________________________________27
2.2. Результаты
опытно-экспериментального исследования_______________43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________47
ЛИТЕРАТУРА_____________________________________________________48
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа освещает проблему изучения величин на уроках
математики в начальных классах. В начальных классах рассматриваются величины: длина, площадь, масса, емкость, время и др. Учащиеся должны получить конкретные
представления об этих величинах» ознакомиться с единицами их измерения,
овладеть умениями измерять величины, научиться выражать результаты измерения в
различных единицах, выполнять арифметические действия над именованными
числами.
Изучение величин имеет большое значение, так
как понятие величины является важнейшим понятием математики. Каждая изучаемая
величина — это некоторое обобщенное свойство реальных
объектов окружающего мира. Упражнения в измерениях развивают пространственные
представления, вооружают учащихся важными практическими навыками, которые
широко применяются в жизни. Следовательно, изучение величин —это
одно из средств связи обучения с жизнью.
Величины рассматриваются
с I по III класс в тесной связи с изучением целых чисел и дробей: обучение измерению связывается
с обучением счету; новые единицы измерения вводятся
вслед за введением соответствующих счетных единиц;
образование, запись и чтение именованных чисел изучается параллельно с
нумерацией отвлеченных чисел; арифметические действия
выполняются над отвлеченными и над именованными
числами. Измерительные и графические работы как
наглядное средство используются при решении задач. Таким образом, изучение величин
способствует усвоению многих вопросов курса математики.
В связи с этим, тема данной курсовой работы: «Использование
исторического материала при изучении величин на уроках математики начальных классов» представляется актуальной.
Разработка данной темы
представляется важной для
педагогической деятельности и недостаточно изученной, методической литературы
мало, а проблема достаточно серьёзная, специалисты образовательных учреждений
нуждаются в опоре на эффективные способы, приёмы для организации учебно –
воспитательного процесса. По новому оценивается роль,
которую играет исторический материал в
процессе изучения величин в рамках
общеобразовательной программы.
В работах М.А.Бантовой, Н.Б. Истоминой, Г.В.
Бельтюковой, А.М. Полевщиковой и других
исследователей рассматриваются вопросы особенностей изучения величин в
начальных классах.
М.А.Бантова в «Методике преподавания математики в начальных классах» даёт
теоретическое описание и практические рекомендации по работе на этапе изучения
величин.
В журналах «Начальная школа» опубликованы статьи Н.Н. Паболковой,
Г.Г. Шмыревой, С.М. Нестерович
и др., в которых достаточно подробно описывается работа на каждом этапе
изучения величин, даны примерные варианты построения деятельности учителя по
работе над теми или иными величинами.
Но, следует отметить, что при этом, не все методисты выделяют значимость
использования исторического материала в процессе обучения младших школьников.
В процессе изучения величин
учащиеся знакомятся с важными в познавательном отношении фактами. Тем
самым расширяются их кругозор и устанавливается тесная
связь между изучаемым материалом и
жизнью. Изучив методическую, математическую литературу, исходя
из актуальности темы была определена цель работы: выделить приемы использования исторического материала при изучении
величин, способствующие наиболее эффективному усвоению знаний младших
школьников по обозначенной теме.
Объект
исследования – процесс изучения величин
младших школьников.
Предметом
исследования является использование
исторического материала при изучении величин.
Учитывая всё вышесказанное, можно сформулировать следующие задачи
исследования:
1. Теоретический анализ изученной математической, методической и
психолого – педагогической литературы по теме.
2. Выделить приёмы, способствующие эффективному усвоению знаний при
изучении величин.
3. Разработать систему уроков по
изучению величин, с использованием
исторического материала.
4. Проверить разработанную методику
экспериментально.
Эти задачи направлены на проверку следующей гипотезы:
Использование
исторического материала при изучении величин,
может способствовать эффективному обучению младших школьников.
При проведении исследования были использованы
следующие методы: изучение и анализ литературы по математике, методике
математики, анализ содержания программ, опыт учителей, наблюдение, эксперимент,
анализ и обобщение полученного материала.
Наша
опытно-экспериментальная работа посвящена разработке и проведению серии учебных
занятий, направленных на использование исторического материала при
изучении младшими школьниками величин.
Исследование проводилось на базе 2 классов \\\ начальной школы.
Структура работы: введение, две
главы, заключение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе проводилось исследование на тему: «Использование
исторического материала при изучении величин на уроках математики младших
классов»
В ходе работы была поставлена
цель: выделить приемы использования исторического
материала при изучении величин, способствующие наиболее эффективному усвоению
знаний младших школьников по обозначенной теме.
Задачи, поставленные в ходе исследования, были выполнены: Был проведен анализ изученной математической, методической и
психолого – педагогической литературы по теме исследования. Были выделены
приёмы, способствующие эффективному усвоению знаний при изучении величин. Разработана
система уроков по изучению величин,
с использованием исторического материала. Было экспериментально
проверено и подтверждено гипотетическое
предположение о том, что использование исторического материала при изучении
величин может способствовать
эффективному обучению младших школьников
При проведении исследования были использованы следующие методы: изучение
и анализ литературы по математике, методике математики, анализ содержания
программ, опыт учителей, наблюдение, эксперимент, анализ и обобщение
полученного материала.
В ходе исследования подтвердилась
актуальность данной темы, ее практическая значимость
для педагогической деятельности.
1.
Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие
для студентов вузов.- М.: Академия, 1997 – 638 с.
2.
Аргинская И. И.
Математика 3 класс. – Самара, « Корпорация» Федоров»,
1997 – 88 с.
3.
Бабанский Ю. К.
Оптимизация процесса обучения. Общедидактический
аспект. – М.: Педагогика, 1977 – 254 с.
4.
Бахир В. К.
Развивающее обучение // Начальная школа – 1997 - №5 – с. 26 – 31.
5.
Виленкин Н.Я. О понятии величины.// Математика в школе.
1973. №4. С.4-7.
6.
Волкова С.И. Столярова Н.Н.
Развитие познавательных способностей детей на уроках математики Начальная
школа 1992 –7,8; 1993-7
7.
Глейзер Г.И. История математики в школе. Изд-во
«Просвещение». М., 1964. -375 с.
8.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986 – 239 с.
9.
Давыдов В. В. Содержание и строение учебной
деятельности
школьников. – М., 1978 – 321 с.
10. Депман И.Я.
История арифметики. Учпедгиз. М.,1959. – 124 с.
11. Зимняя И. А.
Педагогическая психология. – Ростов на
Дону: Феникс, 1997 – 476 с.
12.
Корчемлюк О.М. Задания для развития памяти и внимания
на уроках математики Начальная школа 1994-8. С. 5-9.
13.
Леонтьев Л. Н. Деятельность. Сознание. Личность – 2 –
е изд. – М., 1977 . 356 с.
14.
Лебег Г. Об измерении величин / Под ред Колмогорова А.Н. М., 1983.
-241 с.
15.
Моро М.И. Пышкало А.М.
Методика преподавания математики в
начальных классах М 1985. -336 с.
16. Особенности
психического развития детей 6 – 7 летнего возраста/Под
ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера
– М.: Педагогика, 1988 – 137 с.
17. Познавательные
процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1996 – 168 с.
18. Паболкова Н.Н. О
понятии величины и признаках ее проявления.
//Начальная школа. 2004. №3. с.9- 12.
19. Педагогика под ред. Щукиной М 1966
20. Репкин В.В.
Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Начальная школа
– 1999 - №7 – с.19 – 24
21. Репкина Г.В., Заика
Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993 –
62 с.
22. Сорокин П.И.
Занимательные задачи по математике в начальных классах М 1985. 127 с.
23. Талызина
Н.Ф. Педагогическая психология – М.: Академия, 1998.451 с.
24. Талызина
Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.:
Просвещение, 1988 – 374 с.
25.
Труднев В.П. Считай, смекай,
отгадывай. Санкт-Петербург 1997. - 78 с.
Тихоненко
А.В. Изучение мер времени.//Начальная школа.
1998. №1. с.96-98.
26.
Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти золушку М 1994. – 385 с.
27.
Фридман Л.М., Кулагина М.Ю. Психологический справочник
учителя. – М.: Просвещение, 1991 – 287 с.
28.
Эльконин Д.Б.
Избранные психологические труды. – М., 1995, - 342 с.
29.
Эльконин Д.Б. К
проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы
психологии – 1971, - №4 – с. 57 – 61.