Методическое наследие О.Ю.
Богдановой
курсовая работа
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Наследие О.Ю.
Богдановой в современной методической
науке
1.1. Теоретические проблемы
современной методической науки
1.2. Методы и приемы
изучения литературы в школе
1.3.
Методическое наследие О.Ю. Богдановой
ГЛАВА 2. Опытно-
педагогическая работа по разработке и
проведению уроков литературы с опорой на творческое наследие О.Ю.
Богдановой
2.1. Структура и типология уроков литературы по
О.Ю. Богдановой
2.2. Опытно-педагогическая
работа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о том, что составляет основу
содержания методики преподавания литературы, вызывает оживленные
споры и давно является объектом пристального внимания не только педагогов-словесников,
но и литературоведов, психологов, представителей других научных дисциплин.
Для одних методика
преподавания литературы — это прикладное литературоведение; другие называют ее искусством учить; третьи ищут в ней лишь советы,
помогающие в проведении уроков; четвертые ценят в методике, прежде всего,
такую организацию процесса обучения, которая опирается на данные психологии о
читателе-школьнике, о периодах его развития и особенностях восприятия им
произведений художественной литературы.
Работа с учащимися по
литературе имеет особенности, связанные с характером отражения
действительности художником слова и со спецификой ученического восприятия. При
всем многообразии функций литературы как искусства слова ее
роль в формировании личности учащегося определяется идейной направленностью
произведения, своеобразием авторской концепции
человека и целостностью картины мира, показанной в свете мировоззрения
писателя.
Вопрос о том, как читать
и изучать литературу, по существу комплексный, ибо он касается содержания и
принципов обучения, формирования мышления, мировоззрения, нравственных идеалов
учащихся, воспитания чувства слова, стиля, проблем развития речи, и, наконец,
основ творческой активности и самостоятельности молодежи.
Обладая могучими средствами воздействия на духовное развитие общества,
искусство, в том числе искусство слова, формирует нравственные принципы
современной молодежи, ее
жизненную позицию.
Методика преподавания литературы призвана
помочь развитию творческих начал личности словесника, сформировать у учителей представление о литературном
развитии школьников, об исторической смене методов и приемов
преподавания литературы, о наиболее характерных видах профессиональной
деятельности учителя. Особое значение имеет при этом формирование нового типа
взаимоотношений между учителем и учеником, подготовка учащихся к самостоятельному творческому поиску.
Актуальность темы курсовой работы: «Методическое наследие О.Ю.
Богдановой» обусловлена тем, что решение практических задач преподавания
литературы является отражением требований, которые предъявляет современная
жизнь к школе в обществе, в условиях ускоряющего научно-технического прогресса.
Необходимы поиски новых путей совершенствования процесса
изучения литературы. Важнейшим из них является определение условий,
способствующих развитию взаимосвязанных сторон мышления учащихся. Реализация
этой задачи в изучении литературы помогает усилить методологическую
направленность процесса обучения литературе, определить в ходе анализа произведений
системные связи курса литературы и способствует воспитанию активной мыслящей
личности.
О.Ю. Богданова в своих трудах раскрывает актуальные проблемы методики
литературы, важные для решения задач дальнейшего совершенствования литературного
образования. В первую очередь, это вопросы,
касающиеся формирования мировоззрения и активной жизненной позиции. Эти задачи,
по мнению О.Ю. Богдановой, решаются
комплексно, в единстве воспитания и обучения, на всех этапах и во всех звеньях
учебного процесса.
В работах, посвященных вопросам методики преподавания литературы в
школе О.А. Богданова уделяет особое
внимание ключевым проблемам
методики, истории ее
развития, вопросам взаимосвязи восприятия и анализа литературного произведения,
изучения литературы с учетом специфики рода и жанра,
а также изучения истории и теории литературы в школьном курсе, проведения
уроков литературы, внеклассной работы и факультативных занятий, организации
внеклассного чтения. Такие важные проблемы, как обучение
сочинениям, наглядность, формирование умений и навыков, также находят отражение в ее
работах. Опираясь в своих работах
на конкретные примеры из опыта
лучших учителей-словесников, О.Ю. Богданова подчеркивает,
что при этом имеет в виду не рецептурность и информативность, а концептуальность и
вариативность.
Рассматривая ближайшие перспективы
развития методики преподавания литературы, О.Ю. Богданова отмечает, что это: гуманизация учебно-воспитательного процесса, дифференциация
обучения, интеграция предметов и конкретных методик, приближение уровня
преподавания к уровню развития современной науки и культуры, создание новых
технологий уроков, вариативных программ, интенсификация методов преподавания
литературы, поиск новых форм обучения.
Совершенствование
преподавания литературы в школе, по мнению О.Ю. Богдановой, предполагает
усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия
литературного произведения на читателя-школьника, определение системных связей
школьного курса литературы на разных этапах литературного образования,
воспитание самосознания и самостоятельности, развитие читательского восприятия
и интереса к чтению и изучению литературы, развитие воображения и чувства
прекрасного, формирование творческого подхода к литературе.
Цель работы: Изучить творческое наследие
О.Ю. Богдановой – доктора педагогических
наук, заведующей кафедры методики преподавания литературы МГПИ имени
В.И. Ленина, учителя, методиста, автора многих программ и научных трудов,
одного из крупных организаторов деятельности средней и высшей школы, раскрыть
разработку О.Ю. Богдановой теоретических
основ методики преподавания литературы, задачи которой она осмысливала на общем
историческом и культурном фоне.
Творческие интересы Оксаны Юрьевны
Богдановой на редкость многоплановы. Она
исследует методы преподавания литературы и создает
одну из жизнестойких классификаций, в основе которой лежит процесс совместной
деятельности учителя и ученика (лекционный метод, метод литературной беседы,
метод самостоятельной работы). Виды уроков по литературе подразделяются ей в
зависимости от стадии учебного процесса: вступительные занятия, чтение,
ориентировочная беседа, анализ текста, изучение дополнительных материалов,
подведение итогов, учет. Ценны работы Оксаны Юрьевны по изучению истории отечественной
методической мысли для развития советской педагогической науки в целом.
В рамках курсовой работы не представляется возможным осветить все аспекты творческого наследия
О.Ю. Богдановой, поэтому мы остановимся на
следующих вопросах: вклад О.Ю. Богдановой в разработку и решение
теоретических и практических проблем
современной методической науки.
Предмет работы: Методические аспекты
образовательного процесса при изучении
литературы в школе.
Объект: Методическое наследие О.Ю. Богдановой.
При написании работы нами были определены
следующие задачи:
1.
Изучить литературу по теме исследования.
2.
Провести анализ методического наследия О.Ю. Богдановой.
3.
Разработать и апробировать уроки
литературы, построенные с учетом методических
рекомендаций О. Ю. Богдановой.
Методологической основой работы являются труды О.Ю.
Богдановой, Ф.И.
Буслаева, В.В. Виноградова, В.В. Голубкова, В.Я. Стоюнина, Н.И. Кудряшева, М.Г. Качурина, М.И. Махмутова,
В.А. Никольского, С.А. Смирнова
Р.Р. Маймана, и др.
Структура работы: введение, две главы, заключение,
список литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решение
практических задач преподавания литературы является отражением требований, которые
предъявляет современная жизнь к школе в обществе, в условиях ускоряющего
научно-технического прогресса. Необходимы поиски новых путей
совершенствования процесса изучения литературы. Важнейшим из них является
определение условий, способствующих развитию взаимосвязанных сторон мышления
учащихся. Реализация этой задачи в изучении литературы помогает усилить
методологическую направленность процесса обучения литературе, определить в ходе
анализа произведений системные связи курса литературы и способствует
воспитанию активной мыслящей личности.
В ходе исследования подтвердилась актуальность темы курсовой работы.
Цель работы: изучить творческое наследие
О.Ю. Богдановой, раскрыть разработку О.Ю. Богдановой теоретических основ методики преподавания литературы,
задачи которой она осмысливала на общем историческом и культурном фоне – была
достигнута.
В работе был проведен анализ методического наследия О.Ю. Богдановой, разработаны и апробированы уроки литературы, построенные
с учетом методических рекомендаций О. Ю. Богдановой.
Задачи, поставленные в
данной работе были выполнены.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверинцев С.С. Поэтика
ранневизантийской литературы. — М., 1977.
2. Богданова
О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на
уроках литературы. М., 1973.
3. Богданова
О.Ю. и др. Методика преподавания литературы/ О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. - М., 2002.
4. Богданова.
О.Ю. Творческое наследие В.В. Голубкова сегодня.
//Литература в школе. №1 1990.
5. Богданова
О.Ю. Особенности изучения эпических произведений // Методика преподавания
литературы в средних специальных учебных заведениях / Под ред. А.Д.Жижиной. — М., 1987.
6. Богданова О.Ю., Овчинникова
Л.В., Романичева B.C. Экзамен по
литературе: от выпускного — к вступительному / под
ред. О.Ю.Богдановой. — М., 1997.
7. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных
произведений в процессе изучения литературы в школе / Под
ред. О.Ю.Богдановой. — М.,
1984.
8. Блонский
П.П. Избранные педагогические
произведения. — М., 1964.
9. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. —
М., 1844.
10.
Виноградов В. В.
Поэтика и ее отношение к лингвистике и теории литературы // Вопр.
языкознания. — 1962. — № 5.
11.
Водовозов В.И.Словесность
в образцах и разборах. СПб., 1868.
12.
Вопросы методики преподавания литературы / Под ред. Н.И.Кудряшева. - М.,
1961.
13.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Ч. I. — М., 1956.
14.
Голубков В.В.
Методика преподавания литературы. — М., 1962.
15.
Ионин Г.Н. Школьное литературоведение:
Учебное пособие к спецкурсу. — Л., 1986.
16.
О прогрессе в
литературе / Под ред. А.С.Бушмина. — Л., 1977
17.
Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. - М.; Л., 1966.
18.
Каган М.С.
Человеческая деятельность (Опыт системного
анализа). — М., 1974.
19.
Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках
литературы. М., 1988.
20.
Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. — М., 1981
21.
Леонтьев А.А.
Искусство как форма общения (К проблеме предмета
психологии искусства) // Психологические исследования. — Тбилиси, 1973.
22.
Леонтьев А.А.
Поэтический язык как способ общения искусством // Вопросы
литературы, 1973, № 6
23.
Литература: Русская
классика (избранные страницы). IX класс: Учебник-практикум для общеобразовательных
учреждений / Под ред. Г.И.Беленького. — М., 1997.
24.
Махмутов М.И. Современный урок и пути его реализации. — М., 1978.
25.
Маиман P.P. Практикум по методике преподавания литературы. — М., 1985.
26.
Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой — 2-е изд. — М, 2001
27.
Методика преподавания
литературы / Под ред. З.Я.Рез.
— М., 1985.
28.
Методика
преподавания литературы: Учеб. для пед. вузов / Под ред. О.Ю.Богдановой, В.Г.Маранцмана: В
2 ч. — М., 1994.
29.
Методика преподавания
литературы в средних специальных учебных заведениях / Под ред. А.Д.Жижиной. — М.,
1987.
30.
Никольский В.А.
Методика преподавания литературы в средней
школе. — М., 1971.
31.
Поэтика
художественного текста на уроках литературы / Отв.
ред. О.Ю.Богданова. — М., 1997.
32.
Проблемы анализа
художественного произведения в школе: Метод, рекомендации для студентов. — М.,
1996.
33.
Рыбникова М.А. Очерки
по методике литературного чтения. — М.,
1985.
34.
Российская педагогическая энциклопедия: В
2 т. — Т. 1 / Гл. ред. В.В.Давыдов. — М., 1993.
35.
Рубинштейн С.Л.
Проблемы общей психологии. — М., 1973.
36.
Смирнов С.А.
Преподавание литературы в V—VIII классах. — М., 1962.
37.
Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. СПб., 1864,
38.
Урок литературы:
Пособие для учителя / Сост. Т.С.Зепалова,
Н. Я. Мещерякова. — М., 1993.
39.
Урок литературы в
средней школе /Под ред. Т.Ф.Курдюмовой.
— М., 1984.
40.
Шаталов С.Е. Проблемы
поэтики И.С.Тургенева. — М., 1969.
41.
Школьное литературоведение: Учебное
пособие к спецкурсу. — Л., 1986.