Роль
дидактических игр при обучении младших школьников арифметическим действиям
курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ
МАТЕМЕТИКИ
1.1.
Возрастные особенности детей
младшего школьного возраста…………………………………………………………..
1.2.
Сущность и классификация дидактической игры. Методика
проведения дидактических игр………………………………………………………………
1.3.
Методика обучения
младших школьников сложению и
вычитанию……………………………………………………...
ГЛАВА 2. ОПЫТНО
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА
УРОКАХ МАТЕМЕТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СМЫСЛА СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ
2.1. Исследование
уровня сформированности навыка вычислительных действий …………………………………………….
2.2. Комплекс дидактических игр при обучении арифметическим
действиям……………………………………………………………………
2.3. Результаты экспериментального
исследования……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Игра имеет особое
значение в жизни детей младшего
школьного возраста. С.А.Шацкий, высоко оценив значение игры, писал: "Игра,
эта жизненная лаборатория детства дающая тот аромат, ту атмосферу
молодой жизни, без которой пора её была бы бесполезна для
человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое
здоровое ядро разумной школы детства."
Щедровицкий Г.П. пишет, что игра есть:
1.особое отношение ребёнка к окружающему миру;
2.особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная
деятельность;
3.социально заданный и усвоенный ребёнком вид деятельности
4.деятельность,
в ходе которой происходит усвоение
самого разнообразного содержания
и развитие психики ребёнка;
5.социально-педагогическая
форма организации всей детской жизни. Д.Б.Эльконин даёт
такое определение игры: "Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются
социальные отношения между людьми
вне условий непосредственно утилитарно деятельности." Также игра - одно из важнейших
средств умственного и нравственного воспитания детей.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться,
мыслить самостоятельно развивается
внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают,
что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают
фантазию. Даже
самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не
подвести товарищей по игре.
Из всего существующего многообразия различных видов
игр именно дидактические игры
самым тесным образом связаны с учебно- воспитательным процессом. Они используются
в качестве одного и способов обучения различным предметам в начальной школе, в
том числе особое место данные
игры занимают на уроках математики. Формированию представлений об арифметических
действиях уделяется большое внимание в начальном курсе математики. Формирование вычислительных навыков начинается уже с
первых уроков в первом классе. Но, при переходе из дошкольного
в школьный возраст, глее ведущей является учебная деятельность – процесс
сложный и продолжительный. В развитии
младших школьников еще довольно большое
значение имеет игровая
деятельность.
Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельность
занимаясь которой, дети
учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности,
которой занимаются дети:
она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством развития
умственной активности детей, она
активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.
В ней дети преодолевают
значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать
любо учебный материал
увлекательным, вызывает у учеников глубоко удовлетворение, создаёт радостное
рабочее настроение, облегчает процесс
усвоения знаний.
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс
обучения интересным и занимательным,
создает у детей бодрое рабочее
настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при
помощи которых решается та или иная умственная
задача, усиливает интерес детей к предмету,
к познанию ими окружающего мира. Приемы
слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы,
задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют
активизации мыслительной деятельности.
Значительная часть игр дает
возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что
изучили, закрепить, повторить
полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому
усвоению пройденного. Следовательно, включение в учебный процесс игры или
игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные
игрою, не заметно для
себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.
В связи с этим тема нашей курсовой работы «Роль дидактических
игр при обучении младших школьников арифметическим действиям»
Цель исследования:
разработать комплекс дидактических игр, направленных на формирование у детей смысла действий сложения
и вычитания в концентре 10.
Объектом нашего исследования является процесс обучения младших школьников
сложению и вычитанию в концентре «Десяток».
Предмет исследования: использование дидактических игр при
формировании представлений о сложении и вычитании в концентре
«Десяток».
В начале исследования нами было выдвинуто гипотетическое
предположение о том, что формирование представления младших школьников об
арифметических действиях и повышение уровня сформированности овладения
учащимися вычислительными приемами будет
проходить наиболее эффективно при
условии применения в процессе обучения специально
разработанного комплекса дидактических игр.
В соответствии с предметом, объектом, целью и гипотетическим
предположением, мы определили следующие
задачи:
1.
Выявить состояние проблемы сущности и содержания дидактической игры в
психолого-педагогической литературе.
2.
Изучить опыт учителей по
проблеме использования дидактических игр
на уроках математики.
3.
Разработать систему
игр, направленных на формирование представлений о сложении и вычитании в концентре «Десяток».
4.
Экспериментально
доказать гипотетическое предположение, выдвинутое в начале исследования.
При написании курсовой работы были использованы следующие
методы: изучение психолого-
педагогической литературы и опыта учителей по теме
исследования; анализ и обобщение материала; количественная и качественная
обработка данных, полученных в ходе экспериментального исследования, наблюдение.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная
система дидактических игр может быть использована учителями в процессе обучения
математике учащихся младших классов при изучении арифметических действий.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дидактическая игра - это вид деятельность занимаясь которой,
дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности,
которой занимаются дети:
она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством развития
умственной активности детей, она
активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.
В ней дети преодолевают
значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать
любо учебный материал
увлекательным, вызывает у учеников глубоко удовлетворение, создаёт радостное
рабочее настроение, облегчает процесс
усвоения знаний.
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс
обучения интересным и занимательным,
создает у детей бодрое рабочее
настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при
помощи которых решается та или иная умственная
задача, усиливает интерес детей к предмету,
к познанию ими окружающего мира. Приемы
слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы,
задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют
активизации мыслительной деятельности.
Значительная часть игр дает
возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что
изучили, закрепить, повторить
полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому
усвоению пройденного. Следовательно, включение в учебный процесс игры или
игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные
игрою, не заметно для
себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.
В данной работе нами была выполнена цель исследования-
был разработан комплекс дидактических игр, направленных на формирование у детей смысла действий сложения
и вычитания при изучении арифметических действий.
Гипотеза,
выдвинутая нами в начале исследования о том, что формирование представления младших школьников об арифметических действиях
и повышение уровня сформированности овладения учащимися вычислительными приемами
будет проходить наиболее эффективно при
условии применения в процессе обучения
специально разработанных дидактических игр- была экспериментально проверена и подтверждена.
Значительная часть игр дает
возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что
изучили, закрепить, повторить
полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому
усвоению пройденного. Следовательно, включение в учебный процесс игры или
игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные
игрою, не заметно для
себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.
Задачи,
поставленные в работе, были выполнены.
ЛИТЕРАТУРА
1. Атахов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического
мышления. Вопросы психологии, №5, 1995. С- 43-45.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие для
студентов вузов.- М.: Академия, 1997 – 638 с.
3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 1977 – 254 с.
4. Бадма – Гаряева М. В. Развитие
вычислительных навыков у учащихся 1 класса // Начальная школа – 1999 - №11 –
с.21 – 23
5. Бантова М. А. Система формирования вычислительных навыков //
Начальная школа – 1993 - №11 – с. 38 - 43
6. Бахир В. К. Развивающее обучение // Начальная школа – 1997
- №5 – с. 26 – 31
7. Василевский А. Б. Обучение решению задач по
математике. Минск, 1988. – 316 с.
8. Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие
познавательных способностей детей на уроках математики. // Начальная школа
i.
1992 –№№7,8; 1993-№7
9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического
и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986 – 239 с.
10.
Давыдов В. В. Содержание
и строение учебной деятельности школьников.
– М., 1978 – 321 с.
11.
Жикалкина Т.К. Система
игр на уроках математики в 1 и 2 классах. М., 1996 – 147 с
12.
Калмыкова З. И.
Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981. – 463 с.
13.
Колягин Ю. М., Оганесян
В. А. Учись решать задачи. – 214 с.
14.
Корчемлюк О.М. Задания для развития
памяти и внимания на уроках математики. // Начальная школа 1994-№ 8 – с. 14-15.
15.
Крутецкий В. А. Основы
педагогической психологии. М., 1972. – 368 с.
16.
Крутецкий В. А. Психология
математических способностей школьников. М., 1968. – 274 с.
17.
Моро М.И. Пышкало
А.М. Методика преподавания математики в
начальных классах М 1985. 456 с.
18.
Пономарев Я. А.
Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967. – 269 с.
19.
Попова В.И. Игра помогает
учиться. //Начальная школа №2, 1987 стр.39
20.
Проблемы диагностики
умственного развития учащихся. Под ред. Н. А. Менчинской.
М., 1961. - 116 с.
21.
Репкин В.В. Формирование
учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Начальная школа – 1999 - №7 –
с.19 – 24
22.
Репкина Г.В., Заика
Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993 –
62 с.
23.
Рубинштейн С. Л.
О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
24.
Семенов Е. М., Горбунова
Е. Д. Развитие мышления на уроках математики. Свердловск, 1966. – 232 с.
25.
Сорокин П.И. Занимательные задачи по
математике в начальных классах М 1985. - 164 с.
26.
Труднев В.П. Считай, смекай,
отгадывай. Санкт-Петербург 1997. - 67 с.
27.
Усвоение знаний и развитие младших школьников/
Под ред. Л. В. Занкова. М., Просвещение, 1965.
28.
Фридман Л. М. Психолого-педагогические
основы обучения математике в школе. М., 1983. – 278 с.
29.
Якиманская И. С.
Развивающее обучение. М., 1979. - 96 с.
30.
Яковлева Е. Л. Психологические
условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. Вопросы
психологии, №5, 1994. – 453 с.