Использование проблемных ситуаций  на уроках математики  в начальных классах при изучении темы «Площадь и ее измерение»

курсовая работа

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1.1.  Вопросы проблемного обучение в мировой педагогической практике………………………………………………………………………7

1.2.  Сущность и основные элементы современной

технологии проблемного обучения……………………………………….13

1.3. Площадь и способы ее измерения……………………………………21

ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ

«ПЛОЩАДЬ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ»

2.1 Методические подходы проблемного обучения на уроках

математики в начальных классах………………………………………28

2.2. Содержание комплекса фрагментов уроков………………………34

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы……………..….45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………49

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа освещает проблему изучения площади и способов ее измерения на уроках математики  в начальных классах. В начальных классах рассматриваются величины: длина, площадь, масса, емкость, время и др. Учащиеся должны полу­чить конкретные представления об этих величинах, ознакомиться с единицами их измерения, овладеть умениями измерять ве­личины, научиться выражать результаты измерения в различ­ных единицах, выполнять арифметические действия над имено­ванными числами. Изучение величин имеет большое значение, так как понятие величины является важнейшим понятием математики. Каждая изучаемая величина — это некоторое обобщенное свойство ре­альных объектов окружающего мира. Упражнения в измерениях развивают пространственные представления, вооружают уча­щихся важными практическими навыками, которые широко при­меняются в жизни. Следовательно, изучение площади —это одно из средств связи обучения с жизнью.

Величины рассматриваются с I по III класс в тесной связи с изучением целых чисел и дробей: обучение измерению связывается с обучением счету; новые единицы измерения вводятся вслед за введением соответствующих счетных единиц; образова­ние, запись и чтение именованных чисел изучается параллельно с нумерацией отвлеченных чисел; арифметические действия вы­полняются над отвлеченными и над именованными числами. Измерительные и графические работы как наглядное средство используются при решении задач. Таким образом, изучение ве­личин, и, в частности площади фигур,  способствует усвоению многих вопросов курса матема­тики.

Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. И цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения).

Проблемное обучение – это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.

    Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Для развития познавательных интересов важно усложнение познавательных задач.

В связи с вышеизложенным, тема данной курсовой работы: «Использование проблемных ситуаций  на уроках математики  в начальных классах при изучении темы «Площадь и ее измерение» представляется  актуальной.  Разработка данной темы  представляется важной  для педагогической деятельности и недостаточно изученной, методической литературы мало, а проблема достаточно серьёзная, специалисты образовательных учреждений нуждаются в опоре на эффективные способы, приёмы для организации учебно – воспитательного процесса.

В работах М.А.Бантовой, Н.Б. Истоминой, Г.В. Бельтюковой, А.М. Полевщиковой и других исследователей рассматриваются вопросы особенностей изучения величин в начальных классах.

М.А.Бантова в «Методике преподавания математики в начальных классах» даёт теоретическое описание и практические рекомендации по работе на этапе изучения величин.

В журналах «Начальная школа» опубликованы статьи Н.Н. Паболковой, Г.Г. Шмыревой, С.М. Нестерович и др., в которых достаточно подробно описывается работа на каждом этапе изучения величин, даны примерные варианты построения деятельности учителя по работе над теми или иными величинами.

Но, следует отметить, что при этом, не все методисты выделяют значимость использования проблемных заданий в процессе обучения младших школьников.

Изучив методическую, математическую литературу, исходя из актуальности темы была определена цель работы: выделить приемы использования проблемных ситуаций при изучении площади и ее измерения, способствующие наиболее эффективному усвоению знаний младших школьников по обозначенной теме.

Объект исследования – процесс изучения величин  младших  школьников.

Предметом исследования является  использование проблемных заданий материала при изучении площади.

Учитывая всё вышесказанное, можно сформулировать следующие задачи исследования:

1. Теоретический анализ изученной математической, методической и психолого – педагогической литературы по теме.

2. Выделить приёмы, способствующие эффективному усвоению знаний при изучении площади.

3. Разработать  систему уроков по изучению величин,   с использованием проблемных заданий.

4. Проверить разработанную методику  экспериментально.

Эти задачи направлены на проверку следующей гипотезы:

Использование проблемных заданий при изучении величин площади фигур,   может способствовать эффективному обучению младших школьников.

При проведении исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ литературы по математике, методике математики, анализ содержания программ, опыт учителей, наблюдение, эксперимент, анализ и обобщение полученного материала.

Наша опытно-экспериментальная работа посвящена разработке и проведению серии учебных занятий, направленных на использование проблемного метода обучения при изучении  младшими  школьниками величин.

 

Исследование проводилось на базе 2 классов \\\  начальной школы.

Структура работы: введение, две главы, заключение.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе проводилось исследование на тему: «Использование проблемных ситуаций  на уроках математики младших классов при изучении темы «Площадь и ее измерение»

 В ходе работы была поставлена цель: выделить приемы использования проблемных ситуаций при изучении площади и ее измерения, способствующие наиболее эффективному усвоению знаний младших школьников по обозначенной теме.

Задачи, поставленные в ходе исследования, были выполнены: Был проведен анализ изученной математической, методической и психолого – педагогической литературы по теме исследования. Были выделены приёмы, способствующие эффективному усвоению знаний при изучении величин.  Разработана   система уроков по изучению площади    с использованием проблемных заданий. Было экспериментально проверено и  подтверждено гипотетическое предположение о том, что использование проблемных заданий  при изучении площади   может способствовать эффективному обучению младших школьников

При проведении исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ литературы по математике, методике математики, анализ содержания программ, опыт учителей, наблюдение, эксперимент, анализ и обобщение полученного материала.

    В ходе исследования подтвердилась актуальность данной темы, ее практическая значимость для педагогической деятельности.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Академия, 1997 – 638 с.

2.     Аргинская И. И. Математика 3 класс. – Самара, « Корпорация» Федоров», 1997 – 88 с.

3.     Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 1977 – 254 с.

4.     Бахир В. К. Развивающее обучение // Начальная школа – 1997 - №5 – с. 26 – 31.

5.     Виленкин Н.Я.  О понятии величины.// Математика в школе. 1973. №4. С.4-7.

6.     Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики Начальная школа       1992 –7,8; 1993-7

7.     Глейзер Г.И. История математики в школе. Изд-во «Просвещение». М., 1964. -375 с.

8.     Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.  – М.: Педагогика, 1986 – 239 с.

9.     Давыдов В. В. Содержание и строение учебной деятельности

      школьников. – М., 1978 – 321 с.

10.  Депман И.Я. История арифметики. Учпедгиз. М.,1959. – 124 с.

11.  Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов  на Дону: Феникс, 1997 – 476 с.

12.           Корчемлюк О.М.         Задания для развития памяти и внимания на уроках математики    Начальная школа        1994-8. С. 5-9.

13.           Леонтьев Л. Н. Деятельность. Сознание. Личность – 2 – е изд. – М., 1977 . 356 с.

14.           Лебег Г. Об измерении величин / Под ред Колмогорова А.Н. М., 1983. -241 с.

15.           Моро М.И. Пышкало А.М. Методика преподавания математики в  

      начальных классах М 1985. -336 с.

16.  Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возрастаод ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера – М.: Педагогика, 1988 – 137 с.

17.  Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1996 – 168 с.

18.  Паболкова Н.Н. О понятии величины и признаках ее проявления. //Начальная школа. 2004. №3. с.9- 12.

19.  Педагогика   под ред. Щукиной       М 1966

20.  Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Начальная школа – 1999 - №7 – с.19 – 24

21.  Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993 – 62 с.

22.  Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классах    М 1985. 127 с.

23.  Талызина Н.Ф. Педагогическая психология – М.: Академия, 1998.451 с.

24.  Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988 – 374 с.

25.           Труднев В.П.      Считай, смекай, отгадывай.  Санкт-Петербург 1997. - 78 с.

26.           Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти золушку     М 1994. – 385 с.

27.           Фридман Л.М., Кулагина М.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991 – 287 с.

28.           Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1995, - 342 с.

29.           Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии – 1971, - №4 – с. 57 – 61.