Влияние
дидактической игры на формирование общих и специальных биологических знаний и
умений
курсовая
работа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…..3
ГЛАВА
I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ
ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
1.1.
Сущность и
классификация дидактической игры……………....7
1.2.
Формирование знаний и умений на уроках биологии………………17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В
ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И
СПЕЦИАЛЬНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
2.1. Исследование уровня сформированности общих и специальных
биологических знаний, умений и навыков…………………………………24
2.2. Комплекс дидактических игр при обучении
биологии…………..31
2.3.
Результаты опытно-методического исследования………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….37
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В
последнее время в педагогике, психологии и методике происходит перестройка практики и методов работы,
в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.
Повышенный интерес педагогов к применению игровых
методов в обучающем процессе обусловлен, в первую очередь, тем, что внедрение в практику игровых методик
напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск
новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между
учителем и учащимися.
Необходимость
повышение уровня культуры общения учащихся в
дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной
активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам. Темпы
роста объемов учебного материала диктуют свои условия
к применению методов обучения
школьников. И методы эти
зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на
его качество. Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению
программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот,
материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной
опорой для усвоения новых знаний.
Решение
этой проблемы кроется в использовании методов обучения школьников, базирующихся
на передовых представлениях возрастной
психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из
древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Задолго до того как
игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве
одного из важных средств воспитания и
обучения детей.
В
самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется
это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от
рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но
способ
моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений,
в процессе которого, ребенок вырабатывает схему
взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с
помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный
мир приключений.
Игры,
способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию
творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.
Потребность
в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в
целях решения определенных образовательных задач.
Все
вышесказанное свидетельствует об актуальности проблемы использования
дидактических игр в учебном процессе.
В настоящее время появилось целое
направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру
ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного
возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную
работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия
и нормальных условий жизнедеятельности. В последние
годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и
разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой,
А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой,
В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко,
Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась
взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные
формы и методы руководства дидактическими играми.
Вместе
с тем следует отметить, что в процессе подготовки учебной (дидактической) игры
учитель сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных
качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического
игрового материала, недостаток урочного времени на проведение игр с детьми.
Часто среди учителей бытует мнение: ”Если мы с детьми будем играть во время
уроков, когда же мы будем учить с ними правила?”. Однако,
нам кажется, что проблемы эти по большей части происходят от недопонимания
значимости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки,
а не стимулирования сознания школьников.
Таким
образом, возникает противоречие между достаточной теоретической разработкой
использования обучающих игр и
существующими подходами по их применению в
организации учебного процесса в практике учителей.
Данное
противоречие обусловило выбор темы нашей курсовой
работы: «Влияние дидактической игры на
формирование общих и специальных биологических знаний и умений».
Цель
исследования: изучение влияния дидактической игры на формирование общих и
специальных биологических знаний и умений.
Объектом
исследования выступает процесс обучения предмету биология.
Предмет
исследования – возможности использования дидактической игры для формирования общих и специальных
биологических знаний и умений.
В начале исследования нами было
выдвинуто гипотетическое предположение о том, что формирование общих и
специальных биологических умений и навыков будет проходить наиболее эффективно при условии
применения в процессе обучения
специально разработанных дидактических игр.
Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать закономерности,
которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что
содействует более глубокому усвоению пройденного. Следовательно, включение в учебный
процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные
знания, умения и навыки
по биологии.
В соответствии с предметом, объектом,
целью и гипотетическим предположением, мы
определили следующие задачи:
Задачи
исследования:
1.
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной
теме.
2.
Изучить и подобрать соответствующие игровые методики.
3.
Апробировать возможности использования дидактической игры на уроках биологии.
Для
решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
теоретический анализ психолого–педагогической литературы; изучения опыта
передовых учителей и методистов; наблюдения за
участниками эксперимента;
опытно-методический эксперимент; количественная и качественная обработка
результатов.
Практическая
значимость работы заключается в том, что разработанная система
дидактических игр может быть использована учителями в процессе
обучения биологии для формирования общих и специальных биологических умений и
навыков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дидактическая игра - это вид
деятельность занимаясь которой, дети учатся.
Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой
самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть
индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным
средством развития умственной активности детей, она активизирует
психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу
познания. В ней дети преодолевают значительные трудности,
тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она
помогает сделать любо учебный материал увлекательным, вызывает у
учеников глубоко удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение,
облегчает процесс усвоения знаний.
Включение в урок игр и игровых
моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в
освоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается
та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности,
занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной
деятельности.
Значительная часть игр дает
возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые
только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в
системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Следовательно, включение в учебный
процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по биологии.
В данной работе нами была выполнена цель
исследования- был
разработан комплекс дидактических игр, направленных на формирование у учащихся общих и специальных
биологических знаний, умений и навыков.
Гипотеза,
выдвинутая нами в начале исследования о том, что формирование биологических
знаний, умений и навыков будет проходить
наиболее эффективно при условии применения в процессе обучения специально разработанных
дидактических игр - была экспериментально проверена и подтверждена.
Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, закрепить,
повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более
глубокому усвоению пройденного. Следовательно,
включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что
учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают
определенные знания, умения и навыки по биологии.
Задачи, поставленные в работе, были выполнены.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
Анастасова, Л. П., Кучменко В. С.
Биология. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс
средней школы. [Текст] / Л.П.
Анастасова, В.С. Кучменко. — М., 2000.-
278 с.
2.
Бабанский,
Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический
аспект. [Текст] / Ю.К. Бабанский – М.: Педагогика, 1977 – 254 с.
3.
Валицкая,
А.П. Современная стратегия образования; варианты выбора.[Текст]
/ А.П. Валицкая.
// Педагогика 1997 №2 с 3-8.
4.
Верзилин, Н.М., Корсунская В.М. Общая
методика преподавания биологии.
[Текст] /Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская — М., 1983. – 306 с.
5.
Верзилин
Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. [Текст] /Н.М. Верзилин. - М., 1974. – 378 с.
6.
Возрастные возможности усвоения знаний.
[Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.,
1966. – 347 с.
7.
Давыдов, В. В. Содержание и строение
учебной деятельности школьников. [Текст] / В.В. Давыдов – М., 1978 – 321 с.
8.
Дидактика
средней школы. 2-е изд. [Текст] - М., 1982. – 227 с.
9.
Зотов, Ю.Б. Организация современного
урока: Книга для учителей [Текст] / Ю.Б. Зотов /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.. Наука, 2000. -144 с.
10.
Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий.[Текст]
/ А.К.
Колеченко СПб.,
2002. - 367 с.
11.
Конюшко, В.С. Методика обучения биологии. [Текст]/В.С.
Конюшко. -
Минск,2004. – 246 с.
12.
Кучменко, В.С.
Проблемы модернизации биологического
образования. [Текст] / В.С. Кучменко // Биология
в школе, 2003, № 5. – С.85-88.
13.
Кучменко, В. С. Оценка качества
подготовки выпускников основной школы по биологии. [Текст]
/ В.С. Кучменко
— М., 2000. – 347 с.
14.
Кыверялг, А.А. Вопросы
методики педагогических исследований. [Текст] / А.А. Кыверялг. – Таллин:
Валгус, 1971.- 354 с.
15.
Монахов, В. М. Как управлять вероятностью успешного
достижения учащимися образовательного стандарта [Текст] / В. М. Монахов. // Шк
технологии, 2002. №1- С.35-46.
16.
Махмутов, М.И. Современный
урок. 2-е изд, [Текст]
/М.И. Махмутов.
- М., 1985. – 369 с.
17.
Мухина, В.С. Детская психология [Текст]
/ В.С. Мухина. – М., 1985.- 530 с.
18.
Немов,
Р. С. Психология: Учеб
для студентов высш пед учеб заведений: в 3 кн – 4-е изд.
[Текст] / Р. С. Немов–М.: Гумманит
изд центр ВЛАДОС, 2001.- кн 2
: Психология образования.- 608с.
19.
Новоселова, А. Учет
индивидуальных свойств личности [Текст]/ А.
Новоселова // Воспитание
школьников. 1989 №7 С.49-55.
20.
Пакулова, В.М. Особенности
современного урока биологии. [Текст]/В.М.
Пакулова //Биология в школе, 2005., №8. -
с.22-26.
21.
Педагогика: Учеб.
пособие для студентов пед. учеб
заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А.
И. Мищенко, Е. Н. Шиянов .- 3-е изд – М.: Школа – Пресс, 2000.- 512с .
22.
Попова, В.И. Игра помогает учиться. [Текст] / В.И. Попова //Начальная школа №2, 1987
стр.39
23.
Проблемы
диагностики умственного развития учащихся. [Текст] / Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1961. - 116
с.
24.
Программно -
методические материалы: Биология. 6-11 кл. [Текст] /
составитель В.С. Кучменко. - М.: Дрофа, 1998.
25.
Панина, Г.Н. Задачи и задания
по биологии по разделам 6 -9 классов.- [Текст] / Г.Н. Панина. – СПб,
1997. – 246 с.
26.
Репкина,
Г.В., Заика, Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. [Текст]
/ Г.В. Репкина, Е.В.
Заика. - Томск: Пеленг, 1993 – 62 с.
27.
Разноуровневое
обучение [Текст]/Под ред
Е.С. Полат//Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования. – М.: 2000- 143с.
28.
Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. Текст]/ М.Н. Скаткин. – М., 1971-
349 с.
29.
Сухова, Т.С. Контрольные и проверочные
работы по биологии. 6-8 кл. Методическое пособие.
[Текст]/ Т.С. Сухова. - М.:
Дрофа.1997.- 117 с.
30.
Сухова Т. С. Контроль знаний. Системный
подход. [Текст]/ Т.С. Сухова. //
Биология в школе № 3 , 1997. – С 34-39.
31.
Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учеб пособие для студентов сред пед
учеб заведений. [Текст] / Н. Ф. Талызина. – М.: «Академия» 1998. -288 с.
32.
Тестовый контроль знаний учащихся по
биологии. Пособие для учителя. [Текст] - М.: Просвещение, 1997. -119 с.
33.
Фридман, Л.М.,
Кулагина, М.Ю. Психологический справочник учителя. [Текст] / Л.М. Фридман,
М.Ю. Кулагина–
М.: Просвещение, 1991 – 287 с.
34.
Хрестоматия по
методике преподавания биологии
[Текст] / Сост. И.Д. Карцева. - М.:
Просвещение. 1984.- 462 с.