Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма
человека как условие сохранение здоровья человека и соблюдения правил поведения
в природе
курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические вопросы изучения
особенностей строения и жизнедеятельности организма человека в курсе биологии в
средней школе
1.1.
Содержание курса анатомии, физиологии и
гигиены человека в средней школе………………………………………………………………………………7
1.2.
Методы, применяемые при изучении особенностей
строения и жизнедеятельности организма
человека………………………………….12
Глава 2. Опыт и методика
проведения уроков биологии
2.1. Организация
опытно-методической работы…………………………..17
2.2.
Методика проведения занятий, направленных на сохранение здоровья человека……..19
ЗАКЛЮЧЕИЕ…………………………………………………………………...38
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………40
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье — понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в
местах их проживания, качества питания, медицинского
обслуживания, профилактической
работы с детьми медиков и педагогов, системы
оздоровительных учреждений.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»
здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям
государственной политики в области образования. Это тем более важно, что
по данным Минздравмедпрома
и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 — 40% — хронические заболевания. У многих школьников наблюдается
дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др),
что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.
Пагубное влияние на здоровье оказывают алкоголь,
наркотики, табак. Около 7,5 млн. детей России страдают заболеваниями
нервно-психической сферы.
Выдвижение проблемы здоровья в число
приоритетных задач общественного и социального развития обусловливает
актуальность теоретической и практической ее
разработки, необходимость выработки методических и организационных
подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.
Решению данных проблем в образовательной
области в наибольшей степени способствует курс биологии в общеобразовательной
средней школе. Обусловлено это тем, что современная биология рассматривает
организм в единстве со средой существования и с условиями жизни, во
взаимоотношении с другими организмами, с которыми он прямо или косвенно связан.
Необычайно высокие темпы развития биологии в последние десятилетия
сопровождаются быстро возрастающим ее значением в
жизни человека.
Биология в настоящее время не только остается теоретической основой здравоохранения, но и
открывает возможности и перспективы его
развития.
Изучение
теоретической литературы по теме исследования привело нас к выводу о
существующем противоречии между необходимостью
организации в учебном процессе
пропаганды здорового образа жизни,
внедрением здоровьесберегающих технологий и
отсутствием в практике работы
образовательных учреждений целенаправленной работы по их внедрению и
реализации. В практике учителей, как правило, работа, направленная на
сохранение здоровья человека ведется эпизодически,
отсутствует систематическая работа в этом направлении в процессе обучения.
Возникшее противоречие и актуальность проблемы
обусловила выбор темы курсовой
работы: «Значение знаний об особенностях
строения и жизнедеятельности организма человека как условие сохранение здоровья
человека и соблюдения правил поведения в природе».
Цель исследования: теоретически обосновать и
разработать методику проведения уроков
биологии, направленных на возможность применения знаний, полученных в ходе
изучения особенностей строения и жизнедеятельности организма человека для
сохранений здоровья человека и соблюдения правил здорового образа жизни.
Определение темы, проблемы и цели исследования позволили определить объект
исследования: процесс обучения биологии.
Предмет исследования – значение знаний об особенностях строения и
жизнедеятельности организма человека как условие сохранение здоровья человека и
соблюдения правил поведения в природе здоровье сберегающие технологии в школе.
В нашем исследовании мы
руководствовались гипотетическим предположением о том, что усвоение знаний об
особенностях строения и жизнедеятельности человека в процессе изучения курса
биологии способствуют осознанию учащимися
значения правил здорового образа жизни для сохранения здоровья человека.
Исходя из объекта, цели, предмета исследования можно выделить следующие задачи исследования:
1.
Выявить специфику изучения
особенностей строения и жизнедеятельности организма человека в курсе биологии в
средней школе.
2.
Изучить
особенности
методов преподавания при изучении анатомии и физиологии
человека
3.
Разработать методику проведения уроков биологии при
изучении особенностей строения и жизнедеятельности организма человека,
направленных на пропаганду здорового образа жизни, сохранения здоровья
человека.
Для решения поставленных задач был
использован комплекс методов исследования: теоретический анализ
психолого–педагогической и специальной литературы и опыта учителей по теме
исследования; изучение и анализ методических пособий, анализ и обобщение
материала, педагогический эксперимент, наблюдение.
Методологической
основой исследования являются теоретические положения о:
медико-социальных и психолого-педагогических аспектах формирования здоровья
населения России (Р.И Айзман, П.К. Анохин, Э.М, Казин, Б.П. Невзоров, Н.А. Литвинова
и др); валеологических аспектах
образования (Г.К. Зайцев, Г.Н.Сердюковская, С.М.Громбах и
др.); здравоохранительных педагогических технологиях доктора
В.Ф. Базарного, методических аспектах обучения предмету биологии в средней
общеобразовательной школе (Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, И.Н. Пономарева,
В.П. Соломин, Г.Д Корсунская и др.).
База исследования:
средняя школа №4 г. Ишима Тюменской области.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап - подготовительный включал в себя определение
целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме
исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового
варианта первой главы);
2 этап –
экспериментальный – разработка и
проведение уроков биологии при изучении особенностей
строения и жизнедеятельности организма человека, направленных на пропаганду
здорового образа жизни, сохранения здоровья человека, формулировка выводов;
3 этап заключался в оформлении курсовой работы в соответствии с требованиями ГОСТа.
Практическая
значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в
практике педагогов при
организации учебного процесса в
системе школьного образования.
Структура
работы: введение, глава 1, глава 2,
заключение, библиография.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выдвижение проблемы здоровья в число
приоритетных задач общественного и социального развития обусловливает
актуальность теоретической и практической ее
разработки, необходимость выработки методических и организационных
подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.
Решению данных проблем в образовательной
области в наибольшей степени способствует курс биологии в общеобразовательной
средней школе. Обусловлено это тем, что современная биология рассматривает
организм в единстве со средой существования и с условиями жизни, во
взаимоотношении с другими организмами, с которыми он прямо или косвенно связан.
Необычайно высокие темпы развития биологии в последние десятилетия
сопровождаются быстро возрастающим ее значением в
жизни человека. Биология в настоящее время не только остается
теоретической основой здравоохранения, но и открывает возможности и перспективы его развития.
В процессе работы нами была теоретически
обоснована и разработана методика
проведения уроков биологии, направленных на возможность применения знаний,
полученных в ходе изучения особенностей строения и жизнедеятельности организма
человека для сохранений здоровья человека и соблюдения правил здорового образа
жизни. Таким образом, цель исследования была достигнута.
Задачи, поставленные нами в начале
работы:
1.
Выявить специфику изучения
особенностей строения и жизнедеятельности организма человека в курсе биологии в
средней школе.
2.
Изучить
особенности
методов преподавания при изучении анатомии и физиологии
человека
3.
Разработать методику проведения уроков биологии при
изучении особенностей строения и жизнедеятельности организма человека,
направленных на пропаганду здорового образа жизни, сохранения здоровья
человека.
- были выполнены.
В нашем исследовании мы
руководствовались гипотетическим предположением о том, что усвоение знаний об
особенностях строения и жизнедеятельности человека в процессе изучения курса
биологии способствуют осознанию учащимися
значения правил здорового образа жизни для сохранения здоровья человека.
В
процессе проведения педагогического эксперимента наблюдения за учащимися
показали, что проведение уроков направленных на пропаганду идеи сохранения
здоровья и ведения здорового образа жизни, а также самостоятельная работа учащихся над творческими заданиями и
проектами способствует эффективности применения знаний об особенностях строения
и жизнедеятельности человека способствуют осознанию учащимися значения правил здорового образа жизни для
сохранения здоровья человека, что служит подтверждением нашей гипотезы.
Практическая
значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в
практике педагогов при организации
учебного процесса в системе школьного
образования.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные
и психолого-педагогические аспекты его формирования. [Текст]/ Р.И. Айзман. -
Новосибирск, 1996.- 128 с.
2.
Айзман Р.И. Концепция валеологического
образования и пути ее реализации //Материалы международной конф.: Педагогические и медицинские проблемы валеологии. [Текст]/ Р.И. Айзман. - Новосибирск, 1999. – 117 с.
3.
Анастасова,
Л. П., Кучменко В. С. Биология. Сборник заданий для проведения устного экзамена
по биологии за курс средней школы. [Текст] /
Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко. —
М., 2000.- 278 с.
4.
Апанасенко, Г. Л. Физическое
развитие детей и подростков.
[Текст]/ Г.Л. Апанасенко
- Киев, 1985. -С.18-24
5.
Апанасенко, Г. Л. Индивидуальное здоровье, как
предмет исследования. [Текст]/ Г.Л. Апанасенко //Валеология. - 1997. - № 4. - С.44 – 46.
6.
Барбараш Н.А. и др. Очерки поведенческой психологии
здоровья. [Текст]/ Н.А. Барбараш, Л.С. Барбараш,
М. Л. Лившиц. //Аргументы,
факты, тесты. - Кемерово, 1995. - 246 с.
7.
Брехман, И.И. Валеология - наука о
здоровье. [Текст]/ И.И. Брехман. - М., 1980. - 120 с.
8.
Брехман, И.И. Введение в валеологию
- науку о здоровье [Текст]/ И.И. Брехман. // Вестник АН СССР. - 1987. -
№8. - С.92 - 98
9.
Валицкая, А.П.
Современная стратегия образования; варианты выбора[Текст]
/ А.П. Валицкая.
// Педагогика 1997 №2 с 3-8.
10.
Вайнер, Э.Н. К вопросу об основополагающих признаках валеологии. [Текст]/ Э.Н. Вайнер //Валеология. - 1997, - № 4. - С.5
11.
Валеологические аспекты
образования: Из опыта работы центров научных основ здоровья и развития в Кузбассе. [Текст] - Кемерово, 1995. - 203 с.
12.
Верзилин, Н.М.,
Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. [Текст] /Н.М.
Верзилин,
В.М. Корсунская — М.,
1983. – 306 с.
13.
Горячев, В. Здоровье – категория
педагогическая.
[Текст]/ В. Горячев. // Народное образование,
1999, №9 – с.219-231.
14.
Гризик, Т.И. Познаю мир[Текст]/
Т.И. Гризик.// Дошкольное воспитание. - 2002. - №9.
–С.42.
15.
Гигиенические основы обучения учащихся в современной школе [Текст]/ Под ред. Г.Н.Сердюковской, С.М.Громбаха. - М., 1975. - 172 с.
16. Детская практическая психология: Учебник
[Текст] / Под. ред. Т.Д. Марцинковской.- М: Гардарики,
2001.-255 с.
17.
Зайцев, Г.К. Валеологический анализ и
обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования [Текст]/ Г.К.
Зайцев. //Валеология. - 1997. - №4. - С. 16 – 21.
18.
Зайцев, Г.К. и др.
Педагогика.
Оздоровительные
программы по валеологии. [Текст]/ Г.К.
Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова.
- СПб., 1994.- 354 с.
19.
Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителей
[Текст] / Ю.Б. Зотов /Под ред. П.И. Пидкасистого. -
М.. Наука, 2000. -144 с.
20.
Зверева, И Д. и др.
Анатомия, физиология и гигиена человека.
[Текст] / И Д. Зверева, О. В.
Казакова, О. С. Яковлева. - М,: Учпедгиз,
1963- 267 с.
21.
Ирхин, В.Н. К вопросу о
предмете педагогической валеологи: Валеологические исследования. [Текст]/ В.Н. Ирхин - Барнаул,
1996. – 314 с.
22.
Казин, Э.М. и др. Валеологические аспекты
образования. [Текст]/ Э.М. Казин, Т.С. Панина, Н.П. Неворотова.
- Кемерово,
1995. -202 с.
23.
Колеченко, А.К.
"Энциклопедия педагогических технологий".[Текст] / А.К. Колеченко
С.-Пб., 2002. - 367 с..
24.
Конюшко, В.С. и др."Методика обучения
биологии".[Текст]/В.С.
Конюшко. -
Минск,2004г. –
246 с.
25.
Кучменко, В.С. и др. "Проблемы
модернизации биологического образования"[Текст] / В.С. Кучменко // Биология в школе,
26.
Кучменко, В. С. Оценка качества
подготовки выпускников основной школы по биологии. [Текст] /
В.С. Кучменко — М.,
2000. – 347 с.
27.
Лихачев, Б.Т. Педагогика[Текст] / Б.Т.Лихачев.- М.:
Прометей, 1998.- 464с.
28. Мухина, В.С. Возрастная
психология: феноменология развития, детство, отрочество[Текст] / В.С.
Мухина. - М.: «Академия», 2000.- 456с.
29.
Педагогический
энциклопедический словарь [Текст] / Под. ред. Б.М. Биш-Бад.-М.,
2000-508с.
30. Российская педагогическая энциклопедия[Текст]
/ Под. ред. А.М. Прохорова. –М., 1993.- 573 с.
31.
Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени детства [Текст] /
Д.И. Фельдштейн.- М., 1997.- 387 с.
32.
Чумаков, Б.Н. Валеология. [Текст]/ Б.Н. Чумаков. -М., 1997. – 245 с.