Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека как условие сохранение здоровья человека и соблюдения правил поведения в природе

курсовая работа

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические вопросы изучения особенностей строения и жизнедеятельности организма человека в курсе биологии в средней школе

1.1.         Содержание курса анатомии, физиологии и гигиены человека в средней школе………………………………………………………………………………7

1.2.         Методы, применяемые при изучении особенностей строения  и жизнедеятельности организма человека………………………………….12 

Глава 2. Опыт и методика проведения  уроков биологии

2.1. Организация опытно-методической работы…………………………..17

2.2. Методика проведения занятий, направленных на сохранение здоровья человека……..19

ЗАКЛЮЧЕИЕ…………………………………………………………………...38

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………40

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье  — понятие комплексное. Оно за­висит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилакти­ческой работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье че­ловека отнесено к приоритетным направле­ниям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практиче­ски здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 — 40% — хронические забо­левания. У многих школьников наблюдается дис­гармоничное физическое развитие (дефи­цит массы тела, снижение показателей мы­шечной силы, емкости легких и др), что создает проблемы с общей работоспособно­стью подрастающего поколения.

Пагубное влияние на здоровье оказыва­ют алкоголь, наркотики, табак. Около 7,5 млн. детей России страдают за­болеваниями нервно-психической сферы.

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обусловливает актуальность теоретической и практиче­ской ее разработки, необходимость выработки методических и организационных подходов к сохране­нию здоровья, его формированию и развитию.

Решению данных проблем в образовательной области в наибольшей степени способствует курс биологии в общеобразовательной средней школе. Обусловлено это тем, что современная биология рассматривает организм в единстве со средой существования и с условиями жизни, во взаимоотношении с другими организмами, с которыми он прямо или косвенно связан. Необычайно высокие темпы развития биологии в последние десятилетия сопровождаются быстро возрастающим ее значением в жизни человека.

Биология в настоящее время не только остается теоретической основой здравоохранения, но и открывает возможности  и перспективы его развития.

Изучение  теоретической литературы по теме исследования привело нас к выводу о существующем противоречии между необходимостью  организации в учебном  процессе пропаганды здорового образа жизни,  внедрением здоровьесберегающих технологий и отсутствием в практике работы  образовательных учреждений целенаправленной работы по их внедрению и реализации. В практике учителей, как правило, работа, направленная на сохранение здоровья человека ведется эпизодически, отсутствует систематическая работа в этом направлении  в процессе обучения.

Возникшее противоречие и актуальность проблемы  обусловила выбор темы курсовой работы: «Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека как условие сохранение здоровья человека и соблюдения правил поведения в природе».

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать  методику проведения уроков биологии, направленных на возможность применения знаний, полученных в ходе изучения особенностей строения и жизнедеятельности организма человека для сохранений здоровья человека и соблюдения правил здорового образа жизни.

Определение темы, проблемы и цели  исследования позволили определить объект исследования: процесс обучения биологии.

Предмет исследования – значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека как условие сохранение здоровья человека и соблюдения правил поведения в природе здоровье сберегающие технологии в школе.

В нашем исследовании мы руководствовались гипотетическим предположением о том, что усвоение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности человека в процессе изучения курса биологии способствуют осознанию учащимися  значения правил здорового образа жизни для сохранения здоровья человека.

Исходя из объекта, цели,      предмета исследования можно выделить  следующие задачи исследования:

1.                      Выявить специфику изучения особенностей строения и жизнедеятельности организма человека в курсе биологии в средней школе.

2.                      Изучить   особенно­сти методов преподавания при изучении анатомии и физиологии человека 

3.                      Разработать     методику проведения уроков биологии при изучении особенностей строения и жизнедеятельности организма человека, направленных на пропаганду здорового образа жизни, сохранения здоровья человека.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической и специальной литературы и опыта учителей по теме исследования; изучение и анализ методических пособий, анализ и обобщение материала, педагогический эксперимент, наблюдение.

Методологической  основой исследования являются теоретические положения о: медико-социальных и психолого-пе­дагогических аспектах формирования здоровья населения России (Р.И Айзман, П.К. Анохин,  Э.М, Казин, Б.П. Невзоров, Н.А. Литвинова и др); валеологических аспектах образования (Г.К. Зайцев,  Г.Н.Сердюковская, С.М.Громбах и др.); здравоохранительных педагогических технологиях доктора В.Ф. Базарного, методических аспектах обучения предмету биологии в средней общеобразовательной школе (Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д Корсунская и др.).

База исследования: средняя школа №4 г. Ишима Тюменской области.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап – экспериментальный   – разработка и проведение уроков биологии при изучении особенностей строения и жизнедеятельности организма человека, направленных на пропаганду здорового образа жизни, сохранения здоровья человека,  формулировка выводов;

3 этап   заключался в оформлении курсовой   работы в соответствии с требованиями ГОСТа.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в практике  педагогов  при  организации учебного процесса в  системе школьного образования.

Структура работы: введение,  глава 1, глава 2, заключение, библиография.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обусловливает актуальность теоретической и практиче­ской ее разработки, необходимость выработки методических и организационных подходов к сохране­нию здоровья, его формированию и развитию.

Решению данных проблем в образовательной области в наибольшей степени способствует курс биологии в общеобразовательной средней школе. Обусловлено это тем, что современная биология рассматривает организм в единстве со средой существования и с условиями жизни, во взаимоотношении с другими организмами, с которыми он прямо или косвенно связан. Необычайно высокие темпы развития биологии в последние десятилетия сопровождаются быстро возрастающим ее значением в жизни человека. Биология в настоящее время не только остается теоретической основой здравоохранения, но и открывает возможности  и перспективы его развития.

В процессе работы нами была теоретически обоснована и разработана  методика проведения уроков биологии, направленных на возможность применения знаний, полученных в ходе изучения особенностей строения и жизнедеятельности организма человека для сохранений здоровья человека и соблюдения правил здорового образа жизни. Таким образом, цель исследования была достигнута.

Задачи, поставленные нами в начале работы:

1.                      Выявить специфику изучения особенностей строения и жизнедеятельности организма человека в курсе биологии в средней школе.

2.                      Изучить   особенно­сти методов преподавания при изучении анатомии и физиологии человека 

3.                      Разработать     методику проведения уроков биологии при изучении особенностей строения и жизнедеятельности организма человека, направленных на пропаганду здорового образа жизни, сохранения здоровья человека.

- были выполнены.

В нашем исследовании мы руководствовались гипотетическим предположением о том, что усвоение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности человека в процессе изучения курса биологии способствуют осознанию учащимися  значения правил здорового образа жизни для сохранения здоровья человека.

В процессе проведения педагогического эксперимента наблюдения за учащимися показали, что проведение уроков направленных на пропаганду идеи сохранения здоровья и ведения здорового образа жизни, а также самостоятельная  работа учащихся над творческими заданиями и проектами способствует эффективности применения знаний об особенностях строения и жизнедеятельности человека способствуют осознанию учащимися  значения правил здорового образа жизни для сохранения здоровья человека, что служит подтверждением нашей гипотезы.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в практике  педагогов  при  организации учебного процесса в  системе школьного образования.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.                Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-пе­дагогические аспекты его формирования. [Текст]/ Р.И.  Айзман. - Новосибирск, 1996.- 128 с.

2.                Айзман Р.И. Концепция валеологического образования и пути ее реализации //Материалы международной конф.: Педагогические и медицинские проблемы валеологии. [Текст]/ Р.И.  Айзман.  - Новосибирск, 1999. – 117 с.

3.                Анастасова, Л. П., Кучменко В. С. Биология. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы. [Текст] /  Л.П. Анастасова, В.С.  Кучменко. — М., 2000.- 278 с.

4.                Апанасенко, Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. [Текст]/ Г.Л.  Апанасенко - Киев, 1985. -С.18-24

5.                Апанасенко, Г. Л. Индивидуальное здоровье, как предмет исследования. [Текст]/ Г.Л.  Апанасенко //Валеология. - 1997. - № 4. - С.44 – 46.

6.                Барбараш Н.А. и др. Очерки поведенческой пси­хологии здоровья. [Текст]/ Н.А. Барбараш, Л.С. Барбараш, М. Л.  Лившиц. //Аргументы, факты, тесты. - Кемерово, 1995. - 246 с.

7.                Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье. [Текст]/ И.И.  Брехман. - М., 1980. - 120 с.

8.                Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье [Текст]/ И.И.  Брехман.  // Вестник АН СССР. - 1987. - №8. - С.92 - 98

9.                Валицкая, А.П. Современная стратегия образования; варианты выбора[Текст] / А.П.  Валицкая. // Педагогика 1997 №2 с 3-8.

10.           Вайнер, Э.Н. К вопросу об основополагающих признаках валеологии. [Текст]/ Э.Н. Вайнер //Валео­логия. - 1997, - № 4. - С.5

11.           Валеологические аспекты образования: Из опыта работы центров научных ос­нов здоровья и развития в Кузбассе. [Текст] - Кемерово, 1995. - 203 с.

12.           Верзилин, Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания био­логии. [Текст] /Н.М.  Верзилин, В.М. Корсунская — М., 1983. – 306 с.

13.           Горячев, В. Здоровье – категория педагогическая. [Текст]/ В.  Горячев. // Народное образование, 1999, №9 – с.219-231.

14.            Гризик, Т.И. Познаю мир[Текст]/ Т.И. Гризик.// Дошкольное воспитание. - 2002. - №9. –С.42.

15.           Гигиенические основы обучения учащихся в современной школе [Текст]/ Под ред. Г.Н.Сердюковской, С.М.Громбаха. - М., 1975. - 172 с.

16.  Детская    практическая    психология:    Учебник  [Текст] /   Под.    ред.    Т.Д. Марцинковской.- М: Гардарики, 2001.-255 с.

17.           Зайцев, Г.К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования [Текст]/ Г.К. Зайцев. //Валеология. - 1997. - №4. - С. 16 – 21.

18.           Зайцев, Г.К. и др. Педагогика. Оздоровительные программы по валеологии. [Текст]/ Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г.  Колесникова. - СПб., 1994.- 354 с.

19.           Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителей [Текст] / Ю.Б. Зотов /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.. Наука, 2000. -144 с.

20.           Зверева,  И Д. и др. Анатомия, физиология и гигиена человека.  [Текст] / И Д. Зверева,  О. В. Казакова, О. С. Яковлева. - М,: Учпедгиз, 1963- 267 с.

21.           Ирхин, В.Н. К вопросу о предмете педагогической валеологи: Валеологические исследования. [Текст]/ В.Н.   Ирхин - Барнаул, 1996. – 314 с.

22.           Казин, Э.М. и др. Валеологические аспекты образования. [Текст]/ Э.М. Казин, Т.С. Панина, Н.П. Неворотова. - Кемерово, 1995. -202 с.

23.           Колеченко, А.К. "Энциклопедия педагогических технологий".[Текст] /  А.К. Колеченко С.-Пб., 2002. -  367 с..

24.           Конюшко, В.С. и др."Методика обучения биологии".[Текст]/В.С. Конюшко. -  Минск,2004г. – 246 с.

25.           Кучменко, В.С. и др. "Проблемы модернизации биологического образования"[Текст] / В.С. Кучменко  // Биология в школе, 2003 г., № 5. – С.85-88.

26.                     Кучменко, В. С. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. [Текст] /  В.С. Кучменко — М., 2000. – 347 с.

27.   Лихачев, Б.Т. Педагогика[Текст] /    Б.Т.Лихачев.- М.: Прометей, 1998.- 464с.

28.     Мухина,   В.С.   Возрастная   психология:   феноменология   развития, детство, отрочество[Текст] /   В.С. Мухина. - М.: «Академия», 2000.- 456с.

29.   Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Под. ред. Б.М. Биш-Бад.-М., 2000-508с.

30.  Российская педагогическая энциклопедия[Текст] / Под. ред. А.М. Прохорова. –М., 1993.- 573 с.

31.    Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени детства [Текст] / Д.И. Фельдштейн.- М., 1997.- 387 с.

32.           Чумаков, Б.Н. Валеология. [Текст]/ Б.Н.  Чумаков. ., 1997. – 245 с.