Дипломная работа
Воспитание основ гражданственности у детей старшего
дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Начальное профессиональное образование в системе образования Российской Федерации…………………………………8
1.2. Патриотическое воспитание учащихся: задачи, методы, формы и содержание……………………………………………………………..16
1.3. Особенности раннего юношеского возраста и их учет в
воспитании учащихся…………………………………………………..25
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ №8
2.1. Описание системы гражданского воспитания учащихся в
профессиональном лицее №8………………………………………35
2.2. Опытно – педагогическая работа по патриотическому
воспитанию учащихся профессионального лицея №8 …………..52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...78
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………….80
Введение
Гражданское
общество - общество граждан высокого социального, экономического, культурного и
морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые
отношения. Это бесконечный процесс совершенствования общества и человека,
охватывающий все стороны жизни.
Наличие гражданского общества - важнейший признак и условие существования
демократического государства, строительство которого является главной задачей
современной жизни. Основной и наиболее активной производительной силой такого
строительства должны выступать молодые поколения наших сограждан (А.В. Беляев).
Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность - это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.
Гражданское самосознание - важная составная часть общественного сознания и общественного мнения. Являясь одной из основ социального сознания и ориентиром гражданского поведения, гражданское самосознание окрашивает в специфические тона социальное воспитание, формирование впечатлений о соотнесенности социальных событий. Самосознание ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. Его представления о себе, наряду с личными качествами, включает характеристики, которые связаны у взрослого с осознанием своей принадлежности к разным социальным группам: определенному полу, семье, народу, государству.
В связи с этим представляется актуальным вопрос гражданственного воспитания детей дошкольного возраста.
Изменения
в современном обществе и государстве, нестабильность сегодняшнего дня,
деидеологизация воспитательно-образовательного процесса
в педагогической практике привели к тому, что проблемы гражданского и
патриотического воспитания детей дошкольного возраста оказались, как бы изъяты
из наших образовательных программ. Исследований по вопросу воспитания
гражданственности в дошкольном возрасте крайне мало. Хотя в период с 60-х по
80-е годы был проведен ряд опытно-экспериментальных
работ по проблеме патриотического и интернационального воспитания (М.И.
Богомолова, А.А. Анциферова, Э.К. Суслова). Проведен анализ имеюшихся
исследований по данной проблеме применительно к условиям 80-х-середины 90-х
годов (А.В. Беляев, А. С. Бык, Н.И. Васильев, О. И. Волжина,
А. С. Гаязов, Е.В. Известнова,
Н.В. Ипполитова, Н.Г. Капустина, Д.В. Кузнецова, А.Ф.
Никитин, О.П. Песоцкая, И.Л. Судакова, И.М. Тагильцева, М.П. Чумакова, М.А. Якобсон и другие).
В современных исследованиях прослеживается тенденция возврата к старому
содержанию и формам ведения этой работы, что не дает
удовлетворения и не является действенным решением проблемы.
Препятствием, затрудняющим процесс воспитания гражданственности детей дошкольного возраста является отсутствие научно обоснованной, теоретической базы, неизученность начальной ступени формирования ребенка как гражданина, неумение педагогов применять адекватные формы этой работы в современных условиях. Практика остро нуждается в технологических разработках данного вопроса. Налицо противоречие между необходимостью проведения специальной работы по воспитанию у дошкольников основ гражданственности и отсутствием педагогических технологий данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова педагогическая технология воспитания основ гражданственности у старших дошкольников?
Актуальность проблемы воспитания гражданственности, обусловленная потребностью общества в формировании нового типа личности, определила тему исследования: «Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую технологию воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс гражданского воспитания старших дошкольников в современных дошкольных образовательных учреждениях.
Предмет исследования - гражданское воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если:
- обеспечить воспитательно-образовательный процесс в современных дошкольных учреждениях эффективным и концептуально-содержательным программно-методическим материалом по гражданскому воспитанию дошкольников;
- создать необходимые педагогические условия, направленные на формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста;
- организовать целенаправленное руководство педагогов воспитательной деятельностью детей на специально организованных занятиях и во всех сферах жизни и деятельности ребенка в детском саду и в семье.
Исходя из определения цели и формулировки гипотезы, в исследовании, были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2.
Выявить возможности формирования основ гражданственности у детей старшего
дошкольного возраста на основе изучения прогрессивных идей и опыта в
отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
3. Определить критерии и уровни
сформированности гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и экспериментально апробировать технологию воспитания основ гражданственности в старшем дошкольном возрасте.
Методологической и теоретической основой исследования являются общетеоретические положения отечественной психологии о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев); теоретико-методологические аспекты воспитания гражданственности (А. В. Беляев, Н.И. Болдырева, Л. П. Буева, Г.Е. Глезерман, Н.К. Гончаров, И.С. Кон, Ф.Ф. Королев, И.С. Марьенко, Э.И. Моносзон, Г.Л. Смирнов, Г.Н. Филонов и другие); теоретические разработки в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г. К. Селевко, Б.А. Сластенин).
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); наблюдение за игровой деятельностью детей; изучение продуктов детской деятельности (рисунки); опросные методы (интервьюирование, анкетирование, проведение бесед); количественная и качественная обработка эмпирических данных.
Поставленные задачи определили ход исследования, включающий три этапа:
Первый этап был посвящен определению методологической основы и теоретической базы, ее обоснованию, изучению и анализу философской, психолого-педагогической, социологической, исторической литературы по исследуемой проблеме. В этот период были сформулированы проблема, цель и гипотеза исследования, разрабатывались задачи работы.
Второй этап характеризовался проведением опытно-экспериментальной работы с целью выявления степени решения исследуемой проблемы в практике дошкольного образования и воспитания, разработкой и проведением формирующего эксперимента, проверкой выводов и осмысление результатов исследования, его обобщение.
Третий этап заключался в оформлении выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями ГОСТа.
Исследование проводилось на базе старших групп ДОУ «Елочка» г. Ишима Тюменской области и ДОУ «Родничок» с. Стрехнино Ишимского района Тюменской области с включением двадцати дошкольников контрольной и двадцати дошкольников экспериментальной групп.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной педагогике и психологии по вопросам формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость представляется возможностью использовать данную работу в практике работников дошкольных образовательных учреждений при формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, глава 1, глава 2, заключение, библиография, приложения.
Заключение
В ходе исследования подтвердилась актуальность темы выпускной квалификационной работы «Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста». Гражданское общество - общество граждан высокого социального, экономического, культурного и морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Это бесконечный процесс совершенствования общества и человека, охватывающий все стороны жизни. Наличие гражданского общества - важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни. Основной и наиболее активной производительной силой такого строительства должны выступать молодые поколения наших сограждан .
Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность - это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.
Гражданское самосознание - важная составная часть общественного сознания и общественного мнения. Являясь одной из основ социального сознания и ориентиром гражданского поведения, гражданское самосознание окрашивает в специфические тона социальное воспитание, формирование впечатлений о соотнесенности социальных событий. Самосознание ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. Его представления о себе, наряду с личными качествами, включает характеристики, которые связаны у взрослого с осознанием своей принадлежности к разным социальным группам: определенному полу, семье, народу, государству.
Изменения в современном обществе и государстве, нестабильность сегодняшнего дня, деидеологизация воспитательно-образовательного процесса в педагогической практике привели к тому, что проблемы гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста оказались, как бы изъяты из наших образовательных программ. Препятствием, затрудняющим процесс воспитания гражданственности детей дошкольного возраста является отсутствие научно обоснованной, теоретической базы, неизученность начальной ступени формирования ребенка как гражданина, неумение педагогов применять адекватные формы этой работы в современных условиях. Практика остро нуждается в технологических разработках данного вопроса.
В ходе работы над темой исследования была достигнута цель, поставленная в начале работы: была теоретически обоснована и экспериментально апробирована педагогическая технология воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты проведенного экспериментального исследования подтвердили эффективность работы по воспитанию основ гражданственности у старших дошкольников при условии обеспечения воспитательно-образовательного процесса эффективным и концептуально-содержательным программно-методическим материалом по гражданскому воспитанию дошкольников; созданию необходимых педагогических условий, направленных на формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста; организации целенаправленного руководства педагогов воспитательной деятельностью детей на специально организованных занятиях и во всех сферах жизни и деятельности ребенка в детском саду и в семье.
Полученные результаты исследования являются подтверждением гипотезы, выдвинутой нами в начале исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной педагогике и психологии по вопросам формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость представляется возможностью использовать данную работу в практике работников дошкольных образовательных учреждений при формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, глава 1, глава 2, заключение, библиография, приложения.
Библиография
1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. [Текст] / Ш.А.Амонашвили. – М.: Педагогика, 1995.
2. Арнина, Н.Л. Уроки прекрасного. [Текст] / Н.Л. Арнина. - М., 1983.
3. Басов, М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми//Избранные психологические произведения, [Текст] / М.Я.Басов. - М.: Знание, 1975.
4. Бакштановский, В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. [Текст] / В.И. Бакштановский. - М.: Педагогика, 1983.
5. Бондаренко, А.И. Воспитание детей в игре. [Текст] / А.И. Бондаренко– М. : Инфра, 1983.
6. Бабанский, Ю.К. Педагогика. [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Наука, 1984.
7. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие. [Текст] (Комплект: книга + компьютерный диск).—М.:ЦНСО, 2003.
8. Гурская, С.Г. Чувство Родины. [Текст] / С.Г. Гурская.- Ставрополь, 1994.
9. Данилина, П.Н. Дошкольнику — об истории и культуре России: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». [Текст] / П.Н. Данилина. - М: АРКТИ, 2003.
10. Евдокимова, Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. [Текст]/ Е. Евдокимова. // Дошкольное воспитание, 2005, №3.
11. Ерохина, Е.Л., Круглова, Т.А. Государственные символы России. Флаг, герб, гимн. [Текст] / Е.Л.Ерохина, Т.А. Круглова. — М: Ювента, 2002.
12. Зосимовский, А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. [Текст] / А.В. Зосимовский. - М.: Логос,1982.
13. Запорожец, А.В. Психологическое развитие ребенка // Избранные
психологические труды в 2-х томах. [Текст] / А.В.Запорожец.- М.: Наука, 1986.
14. Казаева, Е. Гражданственность как интегративное качество [Текст] //Дошкольное воспитание, 2005, №5.
13.Князева,
О.А., Маханёва, М.Д. Приобщение детей к истокам
русской народной культуры.
[Текст] / О.А.Князева, М.Д. Маханёва.— СПб.: Детство-Пресс, 1998.
14.Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология. [Текст] / Н.Д. Левитов. - М.: Педагогика, 1964.
15. Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. [Текст] / И.С. Марьенко. - М.: Логос, 1998.
16. Немов, Р.С. Психология. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Дрофа, 1995.
17.Новиков, СВ., Новикова, Е.П. Родная история. [Текст] / С.В. Новиков, Е.П.Новикова. —М.:Эксмо,2004.
18.Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст] / Под редакцией И.А Каирова.— М.: Эксмо, 1979.
19. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. [Текст] / Л.Ф.Обухова. - М.Логос,1996.
20.Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. Вузов и педагогических колледжей. [Текст] /Под. ред П.И. Пидкосистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
21.Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.: И.А.Каиров (глав, ред.), Ф.Н.Петров (глав, ред.) и др., т.4 - М., "Советская энциклопедия", 1968.
22.Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – [Текст] /М.: АСТ – ПРЕСС, 1997.
23.Ривина, Е.К. Герб и флаг России: Знакомим дошкольников
и младших школьников с
Государственными символами. [Текст] / Е.К.
Ривина.- М.: АРКТИ, 2002.
24.Ривина Е.К. Российская символика. Иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / Е.К. Ривина.- М.: АРКТИ, 2005.
25.Cоловьева, Е. Гражданское воспитание сегодня. [Текст]/Е. Соловьева //Дошкольное воспитание, 1995, №8.
26.Суботский, Е.В.Ребенок открывает мир [Текст]/Е.В.Суботский.- М.: Инфра,1991.
27.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979
28.С чего начинается Родина? [Текст] / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. — М.: ТЦ «Сфера», 2003.
29.Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в воспитании. [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение ,1978.
30.Ценности гражданского общества и личность. Книга для учителя[Текст] / Сост. А.И, Михайлова. Под. ред. Р.Г. Апресян. – М.: Логос, 2001.
31. Чудновский, В.Э. Нравственная устойчивость личности. [Текст] / В.Э.Чудновский. - М.: Инфра, 1987.