Дипломная работа
Развитие познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста
Содержание
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Познавательная активность как педагогическое явление 6
1.2. Особенности развития познавательной активности
в дошкольном возрасте 15
1.3. Условия развития познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста 26
Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 37
2.1. Диагностика уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Реализация условий, направленных на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 43
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения 58
В настоящее время проблема развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста интенсивно разрабатывается как российскими, так и зарубежными учеными.
При определении актуальности проблемы мы исходили из конкретного опыта работы специалистов дошкольного образования, анализа литературных источников по рассматриваемой проблеме.
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов:
- социальным заказом на развитие познавательной активности у ребенка-дошкольника с момента дошкольного детства;
- возможностью совершенствования качества развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных условий в ДОУ.
Особенности развития познавательной активности у детей изучались: Б.Г. Ананьевым, Д. Б. Богоявленским, Л. С. Выготским, Д.П. Годовиковой, В.Б. Голициным, Т. В. Дуткевич, Т. М. Землянухиной, Р. И. Капустиной, О.Л. Князевой, Т. А. Куликовой, М. И. Лисиной, И. П. Павловым, А.В. Петровским, И. М. Сеченовым, А. И. Сорокиной, С.Л. Рубинштейн, М.М. Рубинштейн, Е. И. Щербаковой, Г. И. Щукиной.
Сущность развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста рассматривается в трудах М.И. Лисиной, Д.П. Годовиковой, С.Ю. Мещеряковой, И.С. Якиманской.
Однако, несмотря на традиционное декларирование важности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста эта проблема так и не стала приоритетной в реальной практике ДОУ.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречие между необходимостью развития познавательной активности детей и недостаточностью применения условий для развития познавательной активности.
Проблема исследования: каковы условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования была выдвинута гипотеза — процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста будет происходить более успешно при соблюдении следующих условий:
· организация экспериментальной деятельности детей;
· развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения, через проектную деятельность.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Изучить сущность познавательной активности.
3. Провести диагностику уровня развития познавательной активности детей.
4. Экспериментально проверить условия развития познавательной активности детей.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись методы:
• анализ психолого-педагогической литературы;
• наблюдение;
• беседа;
• эксперимент;
• количественная и качественная обработка результатов
База: эксперимент проводился на базе детского сада №3 г. Ишима в группе старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
1.
Постановочный этап (изучение психолого-педагогической литературы,
постановка темы, выдвижение гипотезы).
2.
Исследовательский этап.
3. Интерпритационно – оформительский этап (обработка данных исследования).
Научная новизна исследования состоит в том, что развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в системе дошкольного образования.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего наименование, приложения. Текст иллюстрируют . таблиц.
Актуальность проблемы исследования обусловлена социальным заказом общества на развитие познавательной активности у ребенка-дошкольника с момента дошкольного детства и возможностью совершенствования качества развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных условий в ДОУ.
В эксперименте приняли участие дети старшей группы седьмого года жизни в количестве 18 человек.
Для выявления уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста использовались следующие критерии:
• стремление к познанию новых знаний;
• поиск и нахождение ответа;
• длительность и устойчивость сосредоточения внимания;
• вопросы, выраженные в форме Зачем? Почему? Отчего?
На основе выделенных критериев были определены уровни развития познавательной активности.
Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей контрольной и экспериментальной группы имеет средний и низкий уровень развития познавательной активности.
На формирующем этапе мы реализовали условия, которые позволили повысить уровень развития познавательной активности детей экспериментальной группы:
· организация экспериментальной деятельности детей
· развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения, через проектную деятельность.
Таким образом, проведенные экспериментальные исследования подтвердили огромную роль проблемного обучения через проектную деятельности и экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Выдвинутое гипотетическое предположение доказано.
1. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. - М.: Просвещение, 1985.-255 с.
2. Венгер Л.А Формирование познавательного отношения к учебной задаче //Дошкольное воспитание.-1991.- № 3.- С. 43.
3. Волков Б. С, Мухина В. В. Психология. - М.: Просвещение, 1985. - 157 с.
4. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. Для воспитателя детского сада / Н. А. Ветлугина, Р. С. Буре, Г. И. Осокина и др./ Под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1997. - 160 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология.-М.: Педагогика 1991.-180 с.
6. Грузик Т. В. Познаю мир // Дошкольное Воспитания.- 2002.- № 9.-С. 22.
7. Дмитриев А. Е. Педагогика. Хрестоматия.- М.: Просвещение, 1985. -415с.
8. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. / В. И. Ядешко, Ф. А. Сохин, Т. А. Ильина и др./ Под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение 1986. - 415с.
9. История образования от зарождения воспитания в первобытном обществе и до конца XX в.: Учебное пособие для пед. учеб. завед./ Под ред. Академика РАО А. И. Пискунова - 2-е изд. испр. и доп. - М.: «Сфера», 2001-512 с.
10. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. – Ж. «Управление» - 4-2004.84с.
11. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988. - 210 с.
12. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание - М.: Издательский центр «Академия», 1999 - 608с.
13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. Центр «МарТ», 2005.-448с.
14. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних пед. заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2002.-416 с.
15. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии.-1982.-№ 4.- С. 18-35.
16. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника // Хрестоматия по возрастной психологии.-М.: Междунар. пед. академия, 1994.- С. 195-208.
17. Маневцова Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности // Дошкольное воспитание.- 1972. -№ 10. -С.38-40.
18. Мухина В. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Издат. центр Академия, 2000 - 432 с.
19. Немов Р. С. Психология. - М.: Академия, 1999 - 181 с.
20. Новейший философский словарь/ В.А. Кондрашов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ. ред. А.П. Ярещенко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Деникс, 2006. – 672 с.
21. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., и доп. - М.: АРКТИ, 2005.-64с.
22. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.-М.: Школа-Пресс, 1997. -512 с.
23. Педагогика. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. П.Н. Пидкасистого - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 640с.
24. Педагогика. Уч. пособие для студентов пед. институтов / Ю.К.Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А.Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд.; доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1998 - 479с.
25. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.-528с.:ил.
26. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000г.
27. Развитие ребенка / Под ред. Запорожца А. В. - М.: Просвещение, 1976.-139 с.
28. Репина Т. А., Стеркина Р. Б. Обучение детей в детском саду и в семье. -М.: Педагогика, 1998. - 173 с.
29. Расщикулина Е. К. Интеллектуальная готовность к школьному обучению //Дошкольное воспитание.- 2004.-№12.- С. 74
30. Рубенштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М: Прсвещение, 1973,- 178 с.
31. Словарь – справочник по педагогике /Под общ. Ред. П. И. Пидкасистого - М.: ТЦ сфера, 2004. – 448 с.
32. Сорокина А. И. Умственное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1975.-145 с.
33. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений - 4-е изд. «стериотип» - М.: Изд. центр. Академия, 1998-336с.
34. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. Пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 1998 - 304с.
35. Философский энциклопедический словарь.–М.:ИНФРА–М, 1997.– 576С.
36. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- Второе издание, дополненное и переработанное - М: Изд-во «Совершенство», 1998.-432с.
37. Формирование познавательной активности Годовикова Д. // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С. 54 - 57.
38. Фрейдкин И.С. Ознакомление с явлениями неживой природы // Сб.Содержание и методы умственного воспитания дошкольников. - М.: Педагогика, 1980.-С. 120.
39. Харламов И. Ф. Педагогика. Учебник 6-е издание - М.: Педагогика, 2000 - 560с.
40. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. - Ж. «Управление» № 4 - 2004, 99с.