Дипломная работа
Формирование коммуникативных умений у детей
дошкольного возраста в воспитательном процессе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
1.1. Понятие «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе…………..…………………….……..9
1.2. Особенности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..…17
1.3. Условия и средства формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста………………………………………33
Выводы по главе 1………………………………………………………………52
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
2.1. Экспериментальное исследование по определению уровня сформированности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..54
2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста…………………..62
2.3. Проверка эффективности организованной работы по формированию коммуникативных умений……………………………………72
Выводы по главе 2……………………………………………………………….76
Заключение………………………………………………………………………78
Библиография…………………………………………………………………….80
Приложения
Введение
Человек – существо социальное, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Через свои отношения с другими людьми человек формируется как личность. Человек с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
Общение – большая проблема, которая всегда интересовала ученых. Этот интерес в последние годы усилился. Труды таких ученых как М.И. Лисина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др. полностью посвящены этой проблеме. Проблеме речевого общения дошкольника посвящены работы Алексеевой М.М., М.В. Яшиной, Г.М. Ляминой, А.Г. Арушановой, О.Гаврилушкиной и др. Ученые пришли к выводу, что полноценное общение не возможно без коммуникативных умений. Коммуникативные умения являются средством осуществления речевого общения. К основным умениям М.М. Алексеева и М.В. Яшина относят: активность в общении, умение слушать и понимать речь, умение строить общение с учетом ситуации, умение легко входить в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражать свои мысли, умение пользоваться формами речевого этикета.
Коммуникативные умения развиваются у человека в дошкольном возрасте. Следовательно, и развивать их надо еще в детстве, когда ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя.
Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как уникальному периоду развития личности определило задачу расширения возможностей каждого ребенка для компетентного выбора своего жизненного пути, который будет определяться личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью в правилах осуществления общения, активностью в разных видах деятельности.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности проблемы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).
Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Изменение отношения к дошкольному детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, ощутить чувство психологической защищенности. В психолого-педагогических исследованиях доказывается, что это во многом определяется содержанием и характером общения с воспитателем (М.И. Лисина, В.Р. Лисина, В.А. Петровский), с родителями (З.М. Богуславская, СВ. Корницкая, А.Г. Рузская и др.), отношениями со сверстниками (Л.Н. Башлакова, Т.И. Ерофееева, А.А. Рояк), деятельностью и достижением успеха в ней (Р.С. Буре, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина), культурой общения (Т.А. Антонова, М.В. Ильяшенко, Н.С. Малетина, СВ. Петерина).
Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, формы организации деятельности детей вне занятий.
Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и неразработанностью педагогической технологии и методического инструментария формирования данных умений, в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования.
Это противоречие позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: как в современном дошкольном учреждении в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии значимостью общения в развитии личности дошкольника сделать процесс формирования коммуникативных умений наиболее успешным, отвечающим требованиям практики?
Проблема и
противоречие определили тему нашего исследования: «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в
воспитательном процессе».
Объект: процесс формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Предмет: средства развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: при специально организованных, в системе проводимых занятий и игр, направленных на развитие коммуникативных умений у дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, можно способствовать повышению уровня коммуникативной компетенции.
Цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования и конкретизировать содержание коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, критерии и показатели их сформированности.
2. Установить особенности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать педагогические средства, способствующие формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
4. Выявить уровень сформированности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс игр- занятий и экспериментально проверить эффективность использования их в формировании коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
В ходе исследования применялись методы: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, беседы, изучение и анализ педагогической документации, социометрический метод, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), наблюдение, методы математической статистики.
Методологической основой являются научные труды по теме исследования психологов и педагогов: Б.Г. Ананьева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Н.Узнадзе, Д.Б. Эльконина, Г.А. Урунтаевой, Е. О. Смирновой, О.С.Газмана, В.ВЛебединского, О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М. Либлинг, И.М. Юсупова, А.А.Крыловой, Е.И. Рогова, П.Н.Мальковской, В.Г.Немировского и др.
Научная новизна работы заключается в том, что конкретизировано содержание коммуникативных умений детей дошкольного возраста; разработаны критерии и показатели оценки уровня сформированности коммуникативных умений; теоретически обоснована педагогическая технология формирования коммуникативных умений; определены средства, способствующие формированию коммуникативных умений у детей.
Теоретическое значимость исследования заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной педагогике и психологии по формированию коммуникативных умений дошкольников. Содержание коммуникативных умений конкретизировано применительно к ребенку дошкольного возраста; определены средства, способствующие успешности процесса формирования коммуникативных умений у детей.
Практическая значимость. Подборка и апробация комплекса игр-занятий, направленных на развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста может быть использована для практического применения воспитателями дошкольных образовательных учреждений в воспитательном процессе.
Исследования проводились в три этапа.
На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, определена проблема, цель, задачи исследования, гипотетическое предположение. Был проведен констатирующий эксперимент, с целью определения уровня сформированности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
На втором этапе нами была организованна опытно-экспериментальная работа. Разработан комплекс игр-занятий, направленный на формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
На третьем этапе были систематизированы и обобщены данные опытно-экспериментальной работы. Оформлена выпускная квалификационная работа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографии.
Заключение
В проведенном нами исследовании по теме: «Формирование коммуникативных умений у дошкольников в воспитательном процессе» объектом исследования являлся процесс формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста; предметом - средства эффективного формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
В ходе работы были рассмотрены психолого-педагогические основы развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Теоретический анализ исследуемой проблемы позволил нам выделить в качестве эффективного средства формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста игровую деятельность.
Использование игр в воспитательном процессе позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных умений, а также способствующие получению более продуктивного результата в совместных играх, а также выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, социально-эмоционального развития.
Вступая в игровые отношения, ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным ситуациям. В ролевых и театрализованных играх возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам.
Результаты констатирующего эксперимента показали недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений у испытуемых дошкольников.
В работе с детьми экспериментальной группы использовался комплекс игр-занятий для формирования коммуникативных умений.
В процессе занятий использовались разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию, проигрывание ролей в парах, ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных и невербальных средств выразительности, рассказывание сказки от имени разных героев, представление себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни, совместные обсуждения и др.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей экспериментальной группы, с которыми проводились игры-занятия, уровень коммуникативных умений оказался значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми специальная работа не проводилась.
Таким образом, подтвердилось гипотетическое предположение о том, что формирование коммуникативных умений будет осуществляться более эффективно если подобрать и реализовать комплекс игр-занятий.
Из этого следует, что использование игр, направленных на развитие коммуникативных умений, умений согласовывать свои действия с действиями партнера, выслушать другого, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении темы и др., способствуют развитию коммуникативных умений младших школьников. Таким образом, гипотетическое предположение, выдвинутое нами в начале исследования, подтвердилось.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной педагогике и психологии по формированию коммуникативных умений у дошкольников.
Практическая значимость состоит в том, что воспитатели ДОУ могут использовать в своей работе разработанные занятия.
Библиография
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. [Текст] / Н.П. Аникеева - М., 1987.-214 с.
2. Бородин А. И. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студентов пед. инст-в по спец. «Дошкольная педагогика и психология». 2-е изд. М., Просвещение. 1981 -255 с., ил.
3. Богомолова Н.Н. Ситуационно – ролевая игра, как активный метод социально – психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии"[Текст] / Н.Н. Богомолова - М. – МГУ, 1977. – 205 с.
4. Вуарен, Н. Что такое игра? [Текст] /Н. Вуарен. // «Культура», 1982., №4. – с 38-41.
5. Венгер, Л.А. Игра как вид деятельности [Текст]/ Л.А. Венгер // Вопр.псих, №3 - 78, с. 163-165.
6. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.,1988.-568 с.
7. Выготский, Л.С. Проблема развития в структурной психологии. || Основы психологического развития. [Текст] / Выготский Л.С. -М.,1934. – 469 с.
8. Газман, О.С. , «Социальные аспекты развития» [Текст] / О.С. Газман // Советская педагогика, 1988 г., №5. – с.87-94.
9. Годовикова, Д.Б. Влияние общения со сверстниками на общение детей со сверстниками, Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. [Текст] / Д.Б. Годовикова Под редакцией М.И. Лисиной -М.1980.-427 с.
10. Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения от года до семи лет. [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова -М.1992. – 217 с.
11. Давыдов, В.В., Зинченко, В.П. Принцип развития в психологии [Текст] / В.В. Давыдов, В.П. Зинченко. // Вопросы философии", 1980., №12. - с. 47 – 60.
12. Добрынская, Е.И. Свободное время и развитие личности. [Текст] / Е.И. Добрынская. Ленинград, -1983. – 116 с.
13. Запорожец, А.В., Маркова, Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка. [Текст] / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. - М., 1978. – 412 с.
14. Зимняя, И. А. Педагогическая психология—2-е изд., доп., испр. и перераб. [Текст]./ И. А Зимняя - М.: Логос, 2001.-346 с.
15. Ильина, Т.А. Педагогика: Курс лекций.. Учебное пособие для студентов пед.ин-тов. [Текст]/ Т.А. Ильина – М., 1984.-496 с.
16. Игровое моделирование: методология и практика. Сб.п.рук. Ладенко И.С. [Текст] / И.С. Ладенко -Новосибирск: Наука, 1987. -312 с.
17. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. [Текст]/ В. А. Кан-Калик. - М.: Просвещение. 1987 - 190 с.
18. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина -Ярославль. 1996. – 247 с.
19. Коломенский, Я. С., Панько, Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Книга для учителя. [Текст]/ Я. С. Коломенский, Е. А. Панько. - М.: Просвещение. 1988 - 190 с.
20. Кривченко, Т. А. Коммуникативная культура человека, как объект специального формирования в воспитании[Текст]/ Т. А. Кривченко// Классный руководитель. 2002, № 5. – С.132-142.
21. Леонтьев, А.А. Деятельность и общение [Текст] А.А. Леонтьев // Вопросы философии.1979 г.№1- с.64-69.
22. Лисина, М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова. -М., 1980. – 314 с.
23. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / М.И. Лисина М., 1986.- 362 с.
24. Ломов, Б.Ф. Методологические проблемы социальной психологии. [Текст] / Б.Ф. Ломов, -М.1975. - 280 с.
25. Мелибруда, Е. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения./ Пер. с польс. [Текст] / Е. Мелибруда - М:Прогресс,1986-174 с.
26. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. [Текст] / - Л.Ф. Обухова. М.,95.-146 с.
27. Педагогика и психология игры. [Текст] / Межвузовский сборник научной трактовки, -Новосибирск: НГПИ – 1985. – 362 с.
28. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед.ин-тов. [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- М., 2000.-512 с.
29. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред П.И. Пидкасистого. [Текст]/ П.И. Пидкасистый .- М., 2004.-608 с.
30. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед.ин-тов. Под ред Ю.К. Бабанского. [Текст]/ Ю.К. Бабанский .- М., 1988-479 с.
31. Реан, А. В. Психология педагогической деятельности [Текст]/ А. В Реан. — Ижевск, 1994.- 114 с.
32. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е.И. Рогов— М., 1995.-476 с.
33.
Рабинович,
Ф.М., Баллер, Э.Э., Голубенко, Е.С. и др.
Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению.
[Текст] / Ф.М. Рабинович, Э.Э. Баллер, Е.С.
Голубенко, О.К. Крылова. -ИЯ-
ИЯШ 1983. №6 – с.24-51.
34. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. [Текст] / А.Г. Рузская -М.1989. – 314 с.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн -М.1946. – 643 с.
36. Усова, А.П. Игра [Текст] / А.П. Усова. - М., 1962.- 98 с.
37. Урунтаева, Г.Л. Дошкольная психология. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 5-е изд., Стереотип. [Текст] / Г.Л. Урунтаева.- М., Изд. центр «Академия». 2001. - 336 с.
38. Урунтаева Г. Л., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. [Текст] / Г. Л. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М., Просвещение. 1995 -291 с.
39. Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности. [Текст] / Л.Крайнева // Дошкольное воспитание, 1984 № 10. – С. 86-89.
40. Эльконин, Д.Б. Психологические игры. [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.: "Педагогика", 1978. – 427 с.
41. Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.1960. – 540 с.
42. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания [Текст] / И.М. Юсупов - Казань: Татарское книжное издательство, 1991.-317 с.