Дипломная работа
Формирование потребности в ЗОЖ у младших школьников в
условиях дополнительного образования
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
1.1. Сущность и содержание понятия «здоровый образ жизни» …....8
1.2. Особенности формирования потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста………………………………………18
Роль дополнительного образования в формировании потребности в здоровом образе жизни……………………………………………………23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию потребности здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
2.1. Диагностика сформированности потребности в здоровом образе жизни детей младшего школьного возраста…………………….……..31
2.2. Реализация условий формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста………………………………………….42
2.3. Результаты реализации условий формирования потребности ЗОЖ у детей младшего школьного возраста………………………………..…..48
Заключение……………………………………………………………….53
Библиография…………………………………………………………….55
Приложения
Введение
Актуальность. На сегодняшний день в России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира даже во время войны. Это говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения. Поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.
В связи с этим, одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать формирование у учащихся ценностей здоровья и потребности в ведении здорового образа жизни.
Младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В связи с вышеизложенным, проблема формирования потребности в ведении здорового образа жизни представляется актуальной.
Формирование потребности в здоровом образе жизни предполагает освоение каждым ребенком некоего оптимального, стандартного объема знаний и навыков. Недостатком предметного обучения здоровью является абстрагированность, отстраненность знаний от реальной жизни ребенка, его опыта и позиции по отношению к выбору стиля жизни.
Вот почему важно искать другие подходы, которые не только заставляли бы ребенка выбирать стиль поведения, способствующий здоровью, но и побуждали бы его действовать. Такие уникальные возможности предоставляет система дополнительного образования, позволяющая через неформальное общение с детьми, развитие их творческого потенциала решать многие воспитательные задачи, в том числе и задачи формирования потребности здорового образа жизни.
Актуальность нашего исследования определяется рядом существующих противоречий между:
- потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;
- необходимостью теоретического обоснования и практических методических разработок по формированию у детей здорового образа жизни и отставанием в разработке этого вопроса теории и практики образовательных учреждений.
- потребностью в технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и умений здорового образа жизни в воспитательном процессе дополнительного образования и отсутствием в практике систематической работы в данном аспекте.
Поиск эффективных путей разрешения данных противоречий, теоретическая и практическая значимость их для современного образовательного процесса в образовательных учреждениях обозначили проблему исследования: каковы условия формирования потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста?
На основании выделенных противоречий и проблемы была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Формирование потребности в ЗОЖ у младших школьников в условиях
дополнительного образования».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке условий формирования потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования выступает процесс формирования потребности в ведении здорового образа жизни.
Предметом исследования являются условия формирования потребности в ЗОЖ у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста будет осуществляться наиболее эффективно при реализации следующих условий:
- учет возрастных особенностей учащихся: содержание педагогической работы по ЗОЖ должно базироваться на актуальных для младшего школьного возраста потребностях и ценностях и учитывать реальные для данного возраста факторы риска.
- насыщение внеклассных занятий, проводимых с младшими школьниками, информацией о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни;
- создание ситуаций, стимулирующих младших школьников к осознанию значимости сохранения своего здоровья.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы формирования потребности младших школьников в ЗОЖ в педагогической теории и практике.
2. Выявить и реализовать условия формирования потребности в ведении здорового образа жизни у младших школьников и экспериментально проверить их эффективность.
3. Установить показатели и критерии сформированности потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста.
Методологической и теоретической основой исследования являются теория личностно-ориентированного педагогического образования (А.С. Белкин, А.В. Запорожец, Н.Я. Михайленко, А.В. Петровский и др.), теория формирования здорового образа жизни (И.А. Аршавский, Н.М. Амосов, Н..Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин, Ю.П. Лисицин, В.П. Петленко), концепция ценностно-социальной модели здоровья (Е.А. Овчаров), положение о структуре ценностного отношения (Л.И. Рувинский); исследования в области педагогической технологии, конструирования взаимодействия субъектов педагогического процесса (Т.И. Бабаева, Н.Я. Михайленко, В.А. Петровский и др.); современные достижения педагогов - исследователей в области разработки способов сохранения здоровья детей (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Л.В. Моисеева, Б.Н. Чумаков и др.).
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; диагностические (наблюдение, беседа, тесты), педагогический эксперимент, теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента; математическая и статистическая обработка результатов исследования.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - поисково-теоретический. В процессе анализа психолого-педагогической литературы были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза.
Второй этап - опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал, связанный с формированием потребности в ведении здорового образа жизни младших школьников. Работа включала разработку системы занятий по формирования потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста.
Третий этап - заключительно-обобщающий - был посвящен систематизации полученных результатов исследования, оформлению выпускной квалификационной работы.
Научная новизна исследования заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в педагогике, психологии, методике и валеологии по вопросам формирования ЗОЖ у детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможности и необходимости формирования в ЗОЖ уже в младшем школьном возрасте, в разработке педагогических условий формирования потребности в ведении здорового образа жизни у детей, разработке диагностики, позволяющей определить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных занятий в процессе формирования здорового образа жизни в условиях начальной школы и учреждений дополнительного образования.
Структура работы: введение, первая глава, вторая глава, заключение, библиография, приложения.
База исследования. Исследование осуществлялось на базе Негосударственного общеобразовательного учреждения «///////////////) с включением двадцати детей младшего школьного возраста.
Заключение
В ходе исследования подтвердилась актуальность проблемы формирования потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста. Важность приобщения младших школьников к ЗОЖ обусловлена, во-первых, негативными тенденциями состояния здоровья в детской популяции. Демографическая ситуация в нашей стране тоже складывается неблагоприятным образом. Важно не только родить ребенка, но и вырастить его здоровым, заложить фундамент здоровья, потому что в будущем этот ребенок тоже станет родителем и генетически передаст своему ребенку свое здоровье. Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детского населения не может рассматриваться в обществе в свете популярности или не популярности. От ее решения зависит будущее нации и государства, поэтому она актуальна всегда.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент здоровья, об этом свидетельствует большое количество критических периодов в развитии различных функциональных систем организма. Периоды интенсивного развития детского организма резко повышают его чувствительность к внешним воздействиям и грамотно проводимая в этот период воспитательная работа может существенно повлиять на формирование здорового образа жизни ребенка.
Экспериментальное исследование показало, что представления о ЗОЖ у младших школьников сформированы недостаточно, имеют фрагментарный характер, что проявляется в содержании игровой, продуктивной и речевой деятельности, а также в отсутствии навыков поведения, направленного на укрепление здоровья и ЗОЖ, не соответствуют потребностям общества в укреплении здоровья детского населения. Основными факторами, влияющими на формирование представлений о ЗОЖ у детей младшего школьного возраста являются их личный опыт, условия семейного воспитания, наличие целенаправленной коррекционно-развивающей работы в условиях детского сада.
В качестве критериев, характеризующих представления о ЗОЖ, могут выступать полнота представлений о здоровье и возможностях его укреплении, о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья; целостный характер представлений о ЗОЖ; осознание значения ЗОЖ для здоровья; активность и самостоятельность в суждениях и высказываниях о ЗОЖ; проявление инициативы и самостоятельности при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; перенос опыта ЗОЖ в самостоятельную деятельность.
Опытно-экспериментальным путем подтверждена возможность формирования потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста в специально созданных педагогических условиях, которыми являются учет возрастных особенностей учащихся и целенаправленная педагогическая работа, включающая систему внеклассных занятий по овладению младшими школьниками системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.
В ходе эксперимента доказана эффективность разработанных занятий, направленных на формирование у младших школьников потребности в ЗОЖ, выстроенных с учетом возрастных особенностей детей при опоре на самостоятельную игровую и продуктивную деятельность школьников, их совместную деятельность со взрослыми, позволяющих влиять на социально-педагогическую среду с целью создания благоприятных условий для формирования потребностей в ЗОЖ. В результате проведенного исследования полностью подтвердилась выдвинутая гипотеза и решены все поставленные задачи.
Библиография
1. Абаскалова, Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. [Текст]/ Н.П. Абаскалова. – Барнаул.: ИНФА, 2000. - 48 с.
2. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье. [Текст]/ Н.М. Амосов. - М.: ФиС, 1987 .- 63с.
3. Антропова, М.В. Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей. [Текст]/ М.В. Антропова //Физическая культура в школе. - 1993, № 3. - 28 - 36с.
4. Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. [Текст]/ Р.И. Айзман. – Новосибирск: Белта, 2008.- 128 с.
5. Айзман, Р.И. Концепция валеологического образования и пути ее реализации //Материалы международной конф.: Педагогические и медицинские проблемы валеологии. [Текст]/ Р.И. Айзман. – Новосибирск: НГПУ, 1999. – 117 с.
6. Айзман, Р.И. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. [Текст]/ Р.И. Айзман. - Новосибирск: НГПУ, 2006. - 39 с.
7. Апанасенко, Г. Л. Индивидуальное здоровье, как предмет исследования. [Текст]/ Г.Л. Апанасенко //Валеология. - 2007. - № 4. - С.44 – 46.
8. Асмолов. А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития [Текст]/ А.Г. Асмолов // Внешкольник - 2007, №9- C 16.
9. Бруднов. А.К. Внешкольное дополнительное образование - насущное явление времени (проблемы, поиски, решения) [Текст]/ А.К. Бруднов // Воспитание школьников. - 2008. - №3/4 – C. 3-5.
10. Горский, В.А. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей [Текст]/ В.А. Горский, А.Я. Журкина // Дополнительное образование. - 2009. - №2. C 16.
11. Баладанов О.Ю. и др. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. [Текст]/ О.Ю. Баладанов, И.З. Козловский, О.П. Бахтинов. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 172 - 174.
12. Бальсевич, В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни[Текст]/ В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева. // Теория и практика физической культуры. 1994, № 4. - С. 3 -5.
13. Барбараш, Н.А. и др. Очерки поведенческой психологии здоровья. [Текст]/ Н.А. Барбараш, Л.С. Барбараш, М. Л. Лившиц. //Аргументы, факты, тесты. - Кемерово, 2005. - 246 с.
14. Березовская, Р.А. Отношение к здоровью [Текст]/ Р.А.Березовская, Г. С. Никифоров / Под ред. Г. С. Никифорова. // Психология здоровья, 2003. – С. 100 – 110
15. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье [Текст]/ И.И. Брехман. // Вестник АН СССР. - 1987. - №8. - С.92 - 98
16. Вайнер, Э.Н. К вопросу об основополагающих признаках валеологии. [Текст]/ Э.Н. Вайнер //Валеология. - 2009, - № 4. - С.5
17. Валеологические аспекты образования: Из опыта работы центров научных основ здоровья и развития в Кузбассе. [Текст]/ - Кемерово, 1995. - 203 с.
18. Валеология: Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ. [Текст]/ Под общ. ред. О.Л. Трещевой. – Омск: Прогресс, 2008. - 70 с.
19. Горячев, В. Здоровье – категория педагогическая. [Текст]/ В. Горячев. // Народное образование, 2008, №9 – с.219-231.
20. Гигиенические основы обучения учащихся в современной школе [Текст]/ Под ред. Г.Н. Сердюковской, С.М. Громбаха. - М.: Просвещение, 2006. - 172 с.
21. Гундаров, И.А. и др. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ, [Текст]/ И.А. Гундаров, Н.В. Киселев, О.С. Копина. - М.: Просвещение, 2009. - 30с.
22. Гущина, С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ФФК СГУ. [Текст]/ С.В. Гущина. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. - С.177 - 179.
23. Дерябо, С. Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения [Текст]/ С. Дерябо, В. Ясин //Директор школы, 2008. - №2. - С.7–16.
24. Дубровский, В.И. Валеология здорового образа жизни. [Текст] / В.И. Дубровский. - М.: Флинта; Retorika., 2006. – 137 с.
25. Дуркин, П.К. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России. [Текст] / П.К. Дуркин, М.П. Лебедева//Теория и практика физической культуры - 2008, № 8.-С. 2- 5.
26. Жулина, Г.В. К проблеме здоровья и здорового образа жизни человека. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. [Текст] / Г.В. Жулина - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 179 - 181.
27. Зайцев, Г.К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования [Текст]/ Г.К. Зайцев. //Валеология. - 2007. - №4. - С. 16 – 21.
28. Зайцев, Г.К. и др. Педагогика. Оздоровительные программы по валеологии. [Текст]/ Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. - СПб., 2004.- 354 с.
29. Зусманович, Ф.Н. Валеология: Учеб. пос. [Текст]/ Ф.Н. Зусманович. –Курган: Прима, 2008. - 56 c.
30. Иванюшкин, А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека [Текст]/ А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.
31. Ирхин, В.Н. К вопросу о предмете педагогической валеологии: Валеологические исследования. [Текст]/ В.Н. Ирхин – Барнаул: Печатник, 2006. – 314 с.
32. Казин, Э.М. и др. Валеологические аспекты образования. [Текст]/ Э.М. Казин, Т.С. Панина, Н.П. Неворотова. - Кемерово, 2007. -202 с.
33. Коростелев, Н.Б. Слагаемые здоровья. [Текст] / Н.Б. Коростелев. - М.: Знание, 1999. - 120с.
34. Лихачев, Б.Т. Педагогика. [Текст] / Б.Т.Лихачев.- М.: Прометей, 1998.- 464с.
35. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. [Текст] / В.В. Марков. - М.: Академия, 2004. - 320с.
36. Мотылянская, Р.Э. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни. [Текст] / Р.Э. Мотылянская, Э.Я. Каплан. // Теория и практика физической культуры, 12006, № 1. –С.14 - 24.
37. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2005.- 456с.
38. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] / И.М. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 96 с.
39. Нилуашев, С. Физической воспитание и здоровье [Текст]/ С. Нилуашев. // Физическая культура в школе. - 2008. - №3. - С. -2-4.
40. Общая психология. Словарь[Текст] / Под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
41. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Под. ред. Б.М. Бим-Бад.-М.: Логос, 2003 -508с.
42. Российская педагогическая энциклопедия. [Текст] / Под. ред. А.М. Прохорова. –М.: Педагогика, 1993.- 573 с.
43. Соловьев, Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. [Текст] / Г.М. Соловьев. – Ставрополь: СГУ, 2007. - 111с.
44. Соловьев, Г.М. Центры здоровья как организационно-педагогических фактор и условие формирования здорового образа жизни студентов. [Текст] / Г.М. Соловьев, Т.И. Прокопенко. // Теория и практика физической культуры . - 2008, № 4. - С.21 - 25.
45. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. [Текст] / А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 2003. - 270 с.
46. Трещева, О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы. [Текст] / О.Л. Терещева // Теория и практика физической культуры. - 2005, № 2. - С. 8 - 12.
47. Трещева, О.Л. Системная организация валеологического образования школьников [Текст] / О.Л. Терещева //Теор. и практ. физ. культ., 2007, № 8. - С. 8-11.
48. Худолеева, О.В. Главная забота школы. [Текст]/ О.В. Худолеева // Физическая культура в школе. - 12008. - №5. -С. 12-15
49. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни [Текст]/ Э. Чарлтон // Вопросы психологии. 2007, № 2. - С. 3-14.
50. Чумаков, Б.Н. Валеология. [Текст]/ Б.Н. Чумаков. -М., 2005. – 245 с.
51. Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья. [Текст]/ А.Г. Щедрина. - Новосибирск: Наука, 2008. - 136 с.