Дипломная работа

Формирование творческого мышления младших школьников средствами  технологии эвристического обучения.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы формирования творческого мышления школьников  средствами технологии эвристического обучения

1.1. Сущность понятия, особенности и структура творческого мышления…….9

1.2.  Технология  эвристического обучения: история и современность……..18

1.3. Педагогические основы реализации технологии  эвристического  обучения, направленной на развитие творческого мышления младших школьников....29

Выводы по главе 1

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого мышления школьников технологиями эвристического образования

2.1. Диагностика уровня развития творческого мышления школьников…...40

2.2. Реализация  технологии эвристического обучения для развития  творческого мышления младших школьников………………………..…..….50

2.3. Результаты экспериментального исследования…………………..….…..61

Выводы по главе 2

Заключение………………………………………………………………………64

Библиография……………………………………………………………………66

Приложения

 

 

Введение

 

Начало XXI века характеризуется изменениями государственной парадигмы российского образования в направлении приоритета личностного развития и самореализации ученика. Переход к новым социально-экономическим отношениям выдвигает задачу развития в человеке способностей преодолевать возникающие проблемы, предлагать их нестандартные решения, действовать продуктивно с опорой на свой образовательный потенциал. Новый ракурс получает проблема раскрытия творческих возможностей человека, от решения которой зависят условия его эффективной жизни и деятельности в интенсивно меняющемся мире. В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе.

Проблема развития творческого мышления в течение многих лет была предметом исследования философов, психологов и педагогов. Философские аспекты данной проблемы рассмотрены в трудах: Е.А.Ануфриева, В.Г.Афанасьева, Н.А.Бердяева, Г. М.Гака, Гегеля, И.Канта, Б.М.Кедрова, А.М.Коршунова, Г.Л.Смирнова, Г.Н.Филонова и других.

Психологической основой для исследования сущности и механизмов творческого мышления служат труды Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.М.Матюшкина, Я.А.Пономарева, С. Л. Рубинштейна, М. Г. Ярошевского; а также работы зарубежных психологов: Д. Гилфорда, А. Маслоу, К. Россмана, П. Торренса и других. Ряд педагогических исследований, направленных на изучение проблемы развития творческого мышления детей, проведен отечественными учеными: Л. А. Венгер, Н. Ф. Вишнякова, Р. И.Жуковская, Т.С. Комарова, И.Я. Лернер, А.И.Савенков, Н. М.Сокольникова, А.И.Усова, О.С.Ушакова и другие.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к современной школе, обучение в ней должно ориентироваться на развитие эвристической личности, способной самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности. В этой связи проблема развития эвристических, творческих способностей учащихся посредством системы эвристического обучения является одной из наиболее актуальных.

Эвристическое обучение известно со времен Сократа; он использовал беседу не как предоставление новых знаний, а как  нахождение их людьми, с которыми он беседовал.  Вопросы эвристического обучения разрабатывали философы, психологи, педагоги, представляющие различные школы и направления: Сократ, И.Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Д. Пойа, Я.А. Коменский и др. Идеи  эвристического обучения в современной дидактике разрабатываются в трудах А.В. Хуторского, А.И. Андреева, М.М. Левиной и многих других.

Но, несмотря на достаточную теоретическую разработанность вопросов развития креативности и реализации технологии эвристического обучения учащихся младших классов, в практике школ как правило отсутствует целенаправленная систематическая работа по  развитию творческого мышления школьников в процессе обучения. Возможности, предоставляемые существующей отечественной системой образования для творческой самореализации ученика, весьма ограничены. По мнению А.В. Хуторского, современные школы ориентированы, в основном, на ретрансляцию ученикам научных знаний и достижений. Общепринято понимание образования как передачи ученику первоначально отчужденного от него "ничейного" знания, доминирующего в большинстве нормативных документов, программ и методик [17].

Таким образом, имеется противоречие, которое проявляется в  несоответствии традиционных целей и форм образования новым требованиям и жизненным потребностям учащихся. Данное противоречие ведет к отчуждению школьников  от внешне заданного образования, приводит к развитию таких негативных явлений, как невостребованность школой творческого потенциала учащихся, ослабление их внутренней мотивации, гиперболизация формальных ценностей образования (получение отметки, сдача экзаменов в вуз и т.п.).

Данное противоречие определило проблему исследования, которая  заключается в раработке технологии эвристического обучения, способствующей наиболее эффективному развитию творческого мышления учащихся младшего школьного возраста, при которой возможно сочетание индивидуальной творческой самореализации учащихся с одновременным усвоением ими культурно-исторических достижений человечества в изучаемых предметных областях.

Тема выпускной квалификационной работы: «Формирование творческого мышления младших школьников средствами  технологии эвристического обучения».

Цель: выявить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать технологии эвристического образования для развития творческого мышления младших школьников.

Объект исследования: развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения.

Предмет исследования: педагогические основы технологии эвристического обучения, способствующей развитию творческого мышления младших  школьников.

Теоретический анализ данной проблемы и предварительные эмпирические исследования позволили сформулировать гіпотезу:

Успешное развитие творческого мышления младших школьников на основе технологии эвристического обучения возможно, если:

- реализация данной технологии осуществляется поэтапно (конструирование открытых эвристических заданий, их выполнение и анализ);

- использование заданий соответствует требованиям вариативности, продуктивности, выборности.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы задачи исследования:

1.      Проанализировать состояние проблемы развития творческого мышления  школьников в педагогической  теории и практике.

2.      Выявить   сущность и основные критерии творческого мышления младших школьников.

3.      Определить специфические, развивающие возможности  эвристической технологии  обучения, позволяющие разить творческое мышление младших школьников в процес се обучения.

4.      Провести опытно-экспериментальную работу и выявить, способствует ли эвристическое обучение развитию творческого мышления школьников.

Методологическая основа исследования:  философские и методологические проблемы творчества (Л.М. Андрюхина, Н.А. Бердяев, Г.Я. Буш, Л.А. и др.); психологии творчества (Л.Н. Алексеева, Гальперин, Я.А. Пономарёв и др.); творчески-ориентированные образовательные системы (В.И. Андреев, Н.Ф. Вишнякова, П.Ф. Кравчук  и др.); проблемы развития творческих способностей учеников средствами отдельных учебных предметов (И.В. Аксенова, С.И. Брызгалова, И.Н. Емельянова, П.С. Коркина, Г.Н. Никулина, Н.И. Одинцова, Б.П. Эрдниев и др.); организационные аспекты творческой деятельности учащихся (И.П. Белов, В.Д. Максимова,  П.И. Пидкасистый, Г.И. Щукина и др.); системы подготовки учителя к творческой деятельности ( В.А. Кан-Калик, А.Ю. Козырева, В.А. Сластёнин и др.); дидактические основы эвристического обучения (А.В. Хуторской).

Особо выделим ряд современных образовательных систем, достаточно полно теоретически обоснованных и эффективно внедренных в практику, которые включают в себя эвристическую составляющую процесса обучения как необходимый общий инвариант систем обучения: развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков и др.), проблемного обучения (В. Оконь, М.И. Махмутов, и др.), личностно ориентированного обучения (В.В. Сериков, С.В. Кульневич и др.), концепцию школы диалога культур (В.С. Библер, С.Ю. Курганов и др.), теорию решения изобретательских задач (Г.С. Альтшуллер и др.).

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; наблюдения за   участниками эксперимента;  анкетирование, тестирование; эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.

Исследование проводилось на базе второго класса МОУ Голышмановская основная общеобразовательная школа №2  с включением 20 учащихся.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап – экспериментальный  – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап   заключался в оформлении выпускной квалификационной  работы.

        Научная новизна исследования:

-  установлена возможность результативного и эффективного использования  развивающей эвристической учебной технологии в условиях реального образовательного процесса для формирования эвристической направленности мышления учащихся младших классов;

- выделены уровни и разработаны признаки, показатели и критерии сформированности умений и навыков эвристической деятельности:

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дано определение эвристической направленности мышления, под которой понимается целенаправленная, устойчивая способность к освоению умений находить как  субъективно, так и объективно новые, нестандартные варианты разрешения учебных проблемных ситуаций и раскрыто педагогическое значение понятия «эвристическая направленность мышления».

Практическая значимость исследования:

- определена и обоснована технология формирования приемов, умений и навыков эвристической деятельности у учащихся начальных классов в процессе организации учебной деятельности;

- разработанная и апробированная система творческих заданий носит универсальный характер, а потому может быть использована учителями п изучении различных дисциплін, при подготовке и проведении уроков;

Структура работы: введение,  глава 1, глава 2, заключение, библиография, приложения.

 

 

Заключение

 

В ходе работы подтвердилась актуальность проблемы развития творческого мышления школьников средствами эвистической технологии в процессе обучения. В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе.

Исследования показывают, что с пятилетнего до взрослого возраста творческие способности снижаются более чем в сорок раз. Наиболее благоприятным возрастом, позволяющим приостановить это падение, по мнению многих ученых, является младший школьный возраст.

В настоящее время существует достаточное количество методик, позволяющих в какой- то степени сделать процесс отыскания творческого решения управляемым, приучает анализировать психологическую инерцию и стимулировать воображение. Большой интерес в этом плане представляют разработки отечественных ученых в области проблемного обучения.

В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза,  согласно которой развитие творческого мышления школьников будет проходить наиболее эффективно при условии использования эвистической технологии в процессе обучения.

Повышение уровня развития творческого мышления после проведения формирующего эксперимента  мы считаем важным достижением нашей работы.

 

 

 

Библиография

1.      Анастази, А. Психологическое тестирование. Кн. 2: Пер. с англ. [Текст]/ А. Анастази /Под ред. Туревича К.М., Лубовского В.И. - М.: Педагогика, 1982.

2.      Богоявленская, Д. Б. О предмете исследования творческих способностей. [Текст]/ Д. Б.  Богоявленская. // Психол. Журнал.- 2004. - т.16. -  №5.

3.      Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. [Текст]/ Д. Б.  Богоявленская. - Ростов-н.-Д., изд-во Ростовского ун-та, 2003.

4.      Блохин, И.А. О проблемном обучении в начальных классах [Текст]/ И.А. Блохин //Начальная школа. - 2006. - №6.

5.      Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение. [Текст]/ А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 2003.

6.      Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей. [Текст]/ Н. А. Ветлугина. // Дошкольное воспитание. – 1965. - №5.

7.      Венгер, Л.А. Педагогика способностей. [Текст]/ Л. А. Венгер. - М.: Знание, 1973.

8.      Вопросы психологии способностей: Сборник статей. [Текст]/ Под ред. Крутецкого В.А. - М.: Педагогика, 2003.

9.      Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, [Текст]/ Л. С.   Выготский.- М.: Наука,1957.

10.    Галкина, Т.В. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей. [Текст]/ Т.В.Галкина, Л.Г. Алексеева. Под ред. В.Н. Дружинина и В.Д. Шадрикова. - М.:Наука, 2001.

11.    Гальперин, П.Я. К психологии творческого мышления[Текст]/ П.Я. Гальперин, Н.Р.Котик //Вопросы психологии. - 1982. - №5.

12.    Готсдинер, А.Л. К проблеме многосторонних способностей [Текст]/ //Вопросы психологии. - 2001. - №4.

13.    Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования. [Текст]/ В.В. Давыдов.  - М.: Педагогика, 1986.

14.    Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. [Текст]/ В.Н. Дружинин - СПб.: Питер, 2006.

15.              Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей. [Текст]/ В.Н. Дружинин.  - М.: Академия, 2005.

16.    Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления[Текст]/ Д. Дбюи (Пер. с англ. Н.М.Николаевой, под ред. Н.Д. Виноградова. - М.: Совершенство, 2005.

17.    Ересь, Е.П. Способности и их развитие. [Текст]/  Е.П. Ересь. - М.: Знание, 1997.

18.    Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. [Текст]/ А. В.  Запорожец. - М.: Педагогика, 1986.

19.    Зак, А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-9 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. [Текст]/ А.З. Зак.   - М.: Новая школа, 2007.

20.    Занков, Л.В. Избранные педагогические труды. [Текст]/ Л.В. Занков. - М.: Педагогика, 1990.

21.    Иванова, Н. И. Воображение и творчество детей. [Текст]/ Н. И.  Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2007. - №10.

22.    Козырев, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. [Текст]/ А.Ю. Козырев. - Пенза: НМЦ ПГОО, 2004.

23.    Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. [Текст]/ Т.В. Кудрявцев.  - М.: Знание, 1991.

24.    Лернер, И.Я. Проблемное обучение. [Текст]/ И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1984.

25.    Лук, А.Н. Мышление и творчество. [Текст]/А.Н. Лук - М.: Логос, 2006.

26.    Люблинская, А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. [Текст]/ А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2003.

27.    Основы психодиагностики. [Текст]/ Под. ред. А. Г. Шмелева. – Ростов на Дону, 1996.

28.    Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления. [Текст]/ Я.А. Пономарев. - М.: Академия пед. наук, 2002.

29.    Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика. [Текст]/ Я. А. Пономарев. - М.: Педагогика, 2004.

30.    Психологический словарь. [Текст]/ Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова.– М.: Педагогика, 1983.

31.    Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. [Текст]/  С. Л.  Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1956.

32.    Седова, Л. Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды [Текст]/  Л. Н. Седова // Проблемы образования: теория и практика. — 2003. — № 1.

33.    Ушачев, В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. [Текст]/  В.П. Ушачев.— Магнитогорск : Нимфа, 2005.

34.    Хуторской, А.В. Эвристическое обучение. [Текст]/  А.В. Хуторской. – М.: Педагогика, 2007.

35.    Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. [Текст]/  А.В. Хуторской.  — СПб.: Питер, 2001.

36.    Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. [Текст]/  Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. — М.: Центр "Педагогический поиск", 2001.

37.    Шумакова, Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении [Текст]/ Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, Н.П. Щербо. // Вопросы психологии, 1991, № 1.

38.    Щебланова, Е. И. и др. Фигурная форма теста творческого мышления П. Торренса. Методические рекомендации по работе с тестом. [Текст]/ Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, Н.П. Щербо. — М.: Логос, 2007.

39.    Шубинский, В.С. Педагогика творчества учащихся. [Текст]/ В.С. Шубинский.  - М.: Просвещение, 1989.

40.    Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.:Просвящение,1960.

41.    Яковлева, Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников [Текст]/  Е.А. Яковлева //Вопросы психологии. - 2007. - №2.