Курсовая работа

 

Деятельность классного руководителя по воспитанию культуры межнационального общения

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………….……….3

Глава 1. Теоретические основы  работы классного руководителя по воспитанию межнациональной толерантности

1.1.   Специфика работы  классного руководителя…………….……..7

1.2.   Понятия «толерантность», «культура межнационального 

общения»……… ……………………………………………………13

1.3.   Методы и формы работы по формированию культуры межнационального общения……………………………………………….16

Глава 2. Опытно – педагогическая работа по воспитанию культуры межнационального общения

2.1.    Диагностика уровня толерантности школьников……………28

2.2. Методические рекомендации по воспитанию культуры межнационального общения…………………………………………37

Заключение……………………………………………………….………..56

Библиография……………………………………………………………57

 

 

 

Введение

 

Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. Острота межэтнических конфликтов в современной России детерминирована совокупностью факторов: разрушением социально-экономических, политических, идеологических взаимосвязей; преступной активизацией военных конфликтов; игнорированием конфессиональных и национальных идеалов, ценностных установок; отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной концепции национальной политики; неконтролируемой миграцией; ростом национального самосознания ранее репрессированных народов.

В этих условиях резко повышается актуальность и значимость национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов.  Нынешняя социально - экономическая ситуация в стране характеризуется высоким динамизмом, непредсказуемостью перемен, усложнением всей общественной жизни. Подрастающее поколение оказывается один на один со своим будущим.

Проблемы воспитания, обучения особенно остро встают на переломах развития общества, поскольку связаны с резким изменением требований к человеку со стороны общества. В настоящее время при отсутствии общей культуры на фоне низкого социального уровня жизни, резкого расслоения общества по материальной обеспеченности, происходящей внутри страны, обесценивания человеческой жизни и общечеловеческих культурных ценностей, одной из самых незащищенных категорий в обществе являются дети.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание уважительного отношения к ценностям других людей, умения сопереживать, понимать мотивы поступков людей, уметь общаться и сотрудничать с людьми иных взглядов, ориентаций, культур.

Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими.

В философской, психолого – педагогической литературе достаточно полно освещены различные аспекты проблемы  интернационального воспитания. Так, имеются работы, посвященные общим вопросам интернационального воспитания, разработке его понятийно – терминологического аппарата, определению сущности и задач (А.И. Буров, М.С. Каган, Н.И. Киященко, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков), психологических (В.Г. Асеев, М.Н. Афасижев, Л.И. Божович, И.А.  Джидарьян, В.С. Ильин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов) и педагогических (И.Ф. Гончаров, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Н.А. Кушаев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко,  Б.М. Неменский, Г.И. Петрова, С.Т. Шацкий) аспектов  воспитания национального самосознания.

Проблемам обучения и воспитания в национальной школе  посвящены исследования И.А.  Арабова, К.И. Бузарова, Г.Н. Волкова, А.М. Ланина, Ю.К. Намитокова, Ф.Г. Никитиной, Л.Л.  Супруновой, Т.Д. Чеучевой, А.Б. Чуяко, И.А. Шорова, М.Н. Шхапацевой и др.

За последние годы выполнены диссертационные исследования, посвященные проблемам обучения  в национальной школе Б.Х. Хамуковой, А.М. Шехмирзовой  и  др.

Проведенный анализ литературы показал, что проблемы воспитания  у детей позитивного отношения к своему и другим народам   каждая в отдельности нашли отражение в исследованиях многих ученых. Но, вместе с тем, возникает противоречие между  достаточной теоретической разработкой вопроса и отсутствием в практике школы системной педагогической организации работы по воспитанию культуры межнационального общения в школе. Одна из проблем и особенностей нашей школы - разнонациональный - полиэтнический состав учащихся. В школе обучаются дети разных национальностей: они составляют 21% от общего количества учащихся. Это украинцы, цыгане, казахи, китайцы, армяне, белорусы, немцы, татары, азербайджанцы, кабардинцы, таджики. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне важно сближать интересы учащихся различных национальностей.

Актуальность проблемы воспитания толерантности и выявленные противоречия обусловили выбор темы курсовой работы «Деятельность классного руководителя по воспитанию культуры межнационального общения»

Цель:   выявить  особенности организации воспитательной работы классным руководителем по воспитанию межнациональной толерантности.

Объект: процесс воспитания межноциональной культуры общения школьников.

Предмет: классного руководителя по воспитанию культуры межнационального общения.

Задачи:

1.     Определить сущность понятий «толерантность», «культура межнационального общения».

2.           Выявить особенности проведения воспитательной работы классного руководителя.

3.           Определить методы и формы работы по воспитанию культуры межнационального общения.

4.           Разработать методические рекомендации по воспитанию культуры межнационального общения

Методы исследования:  анализ литературы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, математические методы обработки экспериментальных данных: определение количественных и качественных показателей эффективности методики национального воспитания.

База исследования: средняя школа \\\\\\\\\\\\\\.

Структура работы: введение, две главы, заключение.

 

Заключение

 

Происшедшие в России и других странах СНГ резкие перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношения населяющих их народов. Рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований приводят в такой многонациональной стране как Российская Федерация к межэтническим и межнациональным конфликтам. В этой связи особое внимание классному руководителю необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций.

При организации воспитательного процесса необходимо исходить из объективных процессов, которые сегодня составляют сердцевину национальных отношений как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ. Глобальное образование предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, развитие навыков системного подходы к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различные точки зрения на мировые явления.

Образование  призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях.

Опыт взаимодействия национальных культур богат, он складывался веками. Перед классными руководителями стоит задача приобщить учащихся к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира. Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть  только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1.     Авксентьев, В.А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. [Текст]/ В.А. Авксентьев,  В.А. Шаповалов. – Ставрополь: Прима, 2007. -78 с.

2.     Алпатов, Н.И. Внеклассная работа в средней школе. Пособие для учителей. [Текст]/ Н.И. Алпатов–М.: Логос, 2006. – 117с.

3.     Войновская, Т. Уважение к другому: может стоит потренироваться? [Текст]/ Т. Войновская //Народное образование.-2009.-№2.-С.216-218.

4.     Вульфов, Б.З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы (Содержание и методика деятельности). [Текст]/ Б.З. Вульфов, М.М. Поташник. –М.: Альфа, 2005 – 127с.

5.     Гасанов, Н.Н. О культуре межнационального общения [Текст]/ Н.Н. Гасанов //Социально-политический журнал.  2007,  № 3.  - С. 233.

6.     Гершунский, Б. Толерантность в системе ценностно – целевых приоритетов образования [Текст]/ Б. Гершунский//ЛС педагогической прессы. 2002, №5. -С.3.

7.     Дудко, О. Мы вместе! Урок толерантности [Текст]/О.Дудко// История, 2009. №16.-С.38 - 44.

8.     Егорова, И. Школа толерантности, школа дружбы [Текст]/И.Егорова//Воспитание школьников. 2008.№9.-С.8-10.

9.     Зайцева, М.И. Проект «Подросток и толерантность» [Текст] /М.И.Зайцева//Справочник классного руководителя.  2007.  №1.-С.10-18.

10.  Илюхина, Г.Е. Взаимосвязь и взаимозависимость толерантности и правовой культуры в школе [Текст]/Г.Е.Илюхина//Наука и практика воспитания и дополнительного образования. 2008. №2.-С65.

11.  Карпова, М.О. Программа «Толерантный класс» [Текст]/М. О. Карпова //Завуч начальной школы.2009.№6.-С.113-123.

12.  Кленова, Н.В. Что нужно знать о толерантности [Текст]/Н.В.Кленова// Образование в современном мире. 2005. №7.-С.13.

13.  Крушельницкая, О.И. Психологические условия формирования толерантности у младших школьников [Текст]/ О.И. Крушельницкая //Начальная школа плюс до и после. 2009. №2.-С.68-73.

14.  Манузина, Л.А «Не накликайте беды! Люди, любите друг друга!»: урок толерантности[Текст]/ Л.А. Манузина //Открытая школа. 2005. №1.-С. 27.

15.  Методика воспитательной работы: Учеб. пособ. для вузов по спец. «Педагогика» [Текст]/Под. ред. В.А. Сластеника.–М.: Академия, 2002.–144 c.

16.  Методика воспитательной работы: Учеб. пособ. для студ. высших. пед. учеб. завед-ий [Текст]/Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремканиа и др.; Под ред. В.А. Сластенина.–М.: Академия, 2002.–144 с.

17.  Платонова, Н.А. Формирование межнациональной толерантности у студентов педколледжа [Текст]/Н.А.Платонова//Наука и практика воспитания и допбразования.-2008.-№3.-С.75.

18.  Попова, Л.В. «Я в мире…мир во мне…толерантность – путь к миру» классный час для 4-х классов [Текст]/Л.В.Попова//Завуч начальной школы. 2007. №7.-С.105-109.

19.  Романюк, Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения [Текст]/Т.В.Романюк//Воспитание школьников. 2009. №7.-С.60-63.

20.  Саетгараева, З. «Будьте добрыми, человечными!» [Текст]: классный час/З.Сатгараева//Воспитание школьника. 2007. №9.- С.31-34.

21.   Семья: толерантность, любовь, авторитет: Методическая разработка педсовета [Текст]// Школьный психолог. 2006. №4.-С.42-44.

22.   Степанова, С. «…Да не судимы будете»: Толерантность [Текст]/ С. Степанова //Классное руководство и воспитание школьников. 2008. №14.-С.12-18.

23.   Сультеев, Д. Единство равных (к Международному дню толерантности) [Текст]/Д.Сультеев//Воспитание школьников. 2008. №9.-С.3-8.

24.   Тётушкина, Л.А. «Толерантность – слагаемое безопасности» [Текст] /Л.А.Тётушкина//ОБЖ. 2008. №11.-С.12-15.

25.   Тихонова, В.Г. «Небо – общее для всех детей». Программа занятий со школьниками 5-8-х классов [Текст]/В.Г.Тихонова//Классный руководитель. 2007. №3.-С.114-121.

26.   Третьякова, А.Н. Толерантность как фактор эффективности педагогического коллектива [Текст]/ А.Н. Третьякова // Начальная школа плюс до и после. 2009. №2.-С.73-77.

27.   Тыртышная, М.А.Описание занятий с подростками по проблеме толерантности [Текст]/М.А.Тыртышная//Классный руководитель. 2005. №4.-С.125-130.

28.   Элиасберг, Н.И. Формирование толерантности школьников в системе гражданско-правового образования. [Текст]/ Н.И. Элиасберг //ПИОШ, 2009. №2.-С.56-62.

29.   Юзмухаметова, Ю.Н. Исследования уровня толерантности у подростков [Текст]/Ю.Н.Юзмухаметова//Справочник классного руководителя. 2008. №4.-С.34-39.

30.     Степанов, П. Воспитание толерантности у школьников – подростков [Текст]/П.Степанов//Учитель.- 2005.-№6.-С.49.

31.   Кленова, Н.В. Как воспитать толерантность [Текст]/Н.В.Кленова//Дополнительное образование и воспитание.-2006.-№3.-С.17.

32.  Ягодина, И.П. Толерантность : большая психологическая игра [Текст]/ И.П.Ягодина//Деятельность классного руководителя.-2009.-С.58.