Дипломная работа
Воспитание культуры речи у старших дошкольников
средствами народной педагогики
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы воспитания культуры речи детей дошкольного возраста средствами народной педагогики
1.1. Сущность и понятие культуры речи детей дошкольного возраста………………………………………………………………….10
1.2. Специфика воспитания культуры речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...17
1.3. Народная педагогика как средство воспитания культуры речи детей дошкольного возраста……………………………………………………29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию культуры речи детей дошкольного возраста
2.1.Диагностика уровня сформированности культуры речи детей дошкольного возраста…………………………………………………..47
2.2. Реализация средств воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..53
Заключение…………………………………………………………….….63
Библиография……………………………………………………………..64
Приложения
Введение
На
современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной
личности. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой
воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью. В данном
документе отмечено, что дошкольное детство особенно сензитивно
к усвоению речи, и если определенный уровень
овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то
этот - путь, как правило, не может быть успешно пройден
на более поздних возрастных этапах.
При
дальнейшем становлении личности высокая культура разговорной и письменной речи,
хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми
выразительными средствами, стилистическим многообразием языковых средств станут самой надежной
рекомендацией в общественной жизни и творческой деятельности.
В
настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых
традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой
деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной
эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов,
жаргонизмов.
Владение
богатством литературного языка, умелое использование его изобразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень
речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры.
Культура речевого общения предполагает не только умение правильно, выразительно
и точно говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую
вложил в свою речь говорящий.
Высокий
уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека
в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования
особую актуальность вновь приобретает проблема развития
культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Как известно,
именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной
культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется
продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Исследования Ф.А. Сохина доказывают, что ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой. На данном этапе остро встает проблема овладения детьми дошкольного возраста речью правильной, логичной, точной, выразительной.
Нельзя не учитывать тот факт, что лучшие образцы речевой
культуры предлагает народная педагогика, отраженная в
фольклоре. В произведениях устного народного творчества заложены языковые
нормы, образцы русской речи, поднятой до высоты эстетического идеала.
Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера
и др. доказали, что дошкольный возраст - период наиболее интенсивного
становления и развития личности. Развиваясь, ребенок
активно усваивает основы родного языка и речи. В старшем
дошкольном возрасте, по данным В.В. Гербовой, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой,
возрастает речевая активность ребенка: запас слов
быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных синтаксических
сочетаниях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными
предложениями; учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение
абстрактного, отвлеченного смысла слова. Это
доказывает, что воспитание основ культуры речи необходимо начинать уже в
дошкольном возрасте.
Поэтому проблема воспитания культуры речи представляется актуальной.
Проблеме общения уделяется внимание
исследователей различных специальностей: философов (А.С.Арсентьев,
В.С. Библер, Ф.Т. Михайлов
и др.), языковедов-лингвистов (К.Гаузенблас, Л.С.
Скворцов и др.), психологов (Л.С. Выготский, А.А. Бодалев,
Н.П. Ерастов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина,
Т.А. Репина, А.Р. Лурия, В.М.
Соковнин,
Д.Б. Эльконин и др.), педагогов (Р.С. Буре, Р.И.
Жуковская, О.М. Казарцева, С.Е. Кулачковская,
К.М.Левитан, В.Г.Нечаева,
Л.А. Пеньковская, А.С. Макаренко, Т.А. Маркова, В.Н. Мясищева, А.П. Усова и
др.).
Общение дошкольников исследовалось в работах Е.А. Аркина, А.Г. Арушановой, В.В. Виноградова, Б.С. Волкова, Н.В. Волковой, В.В. Гербовой, Д.Б. Годовиковоой, А.Б. Добровича, М.И. Лисиной, С.И Львовой, А.Г. Рузской и др.
Для нас особенно важны следующие результаты этих исследований: определены возможность обучения культуре речевого общения на разных возрастных этапах и его содержание; описаны лингвистические основы изучения формул речевого этикета, их грамматические, стилистические и структурные особенности.
Ф.А. Сохин отмечает, что психолого-педагогические исследования детской речи ведутся в трех направлениях:
- структурном - исследуются вопросы
формирования разных структурных уровней системы языка: фонетического,
лексического и грамматического (А.И. Максаков, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Е.М.
Струнина, А.Г. Тамбов-цева, М.С. Лаврик,
А.А. Смага, Л.А. Колунова и
др.);
- функциональном - исследуется проблема формирования
навыков владения языком в коммуникативной функции (М.И. Попова, Л.В. Ворошнина, Г.Я.Кудрина, О.С.
Ушакова, А.А. Зрожевская, Е.А. Смирнова, Л.Г.
Шадрина, Н.В. Гавриш и др.);
- когнитивном - исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи, особенности детских номинаций, процесс овладения дошкольниками номинативными единицами (Д.Б. Эльконин, Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова, Г.А. Тумакова и др.).
Анализ данных исследований позволил установить, что некоторые
показатели культуры речи рассматривались отдельными учеными.
Так, О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова изучали особенности составления связного повествования
старшими дошкольниками, определяли возможность формирования у детей понятие о
развитии сюжета в рассказе, развивали представление о структурных элементах
композиции, о типах связи между смысловыми частями текста, между предложениями
и внутри них [40].
Рассматривая развитие связной речи младших дошкольников, Л.Г. Шадрина обращала
внимание на то, как дети устанавливают логические и формальные связи, соединяют
предложения между собой, какими языковыми средствами при этом пользуются.
Н.В. Гавриш занималась поиском путей формирования
связной речи дошкольников на основе использования разных жанров литературы и
устного народного творчества. Предметом научного исследования Л.А. Колуновой являлась точность словоупотребления, понимание
смысловых оттенков значений слов, их роли в развитии словесного творчества[38].
Однако, следует отметить, что несмотря на достаточную теоретическую разработанность проблемы развития речи общения дошкольников, в настоящее время в практике работы ДОУ наблюдается отсутствие целенаправленной работы по развитию культуры речевого общения путем использования средств народной педагогики.
Таким образом, налицо противоречия между: достаточной теоретической разработанностью педагогических условий развития культуры речи, и недостаточной разработанностью проблемы развития культуры речевого общения путем использования средств народной педагогики - отсутствием научно-педагогических разработок, способствующих рациональному отбору и внедрению их в воспитательно-образовательный процесс.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: использование средств народной педагогики в процессе воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы
обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Воспитание культуры речи у старших
дошкольников средствами народной педагогики».
Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики; теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения средств народной педагогики в воспитании культуры речи у старших дошкольников.
Объектом исследования выступает процесс воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является воспитание культуры речи у детей 6-7 лет средствами народной педагогики.
В ходе
исследования была сформулирована гипотеза,
заключающаяся в том, что воспитание культуры речи у старших дошкольников
средствами народной педагогики будет эффективным, если:
- культура речи рассматривается как совокупность коммуникативных качеств,
которые формируются в речевой деятельности и включают осознанное усвоение
выразительно-изобразительных средств речи, в том числе на материале устного
народного творчества, и уместное их использование в собственной речи;
- определена технология
воспитания культуры речи, учитывающая поэтапное ознакомление детей с загадками,
сказками, пословицами и поговорками; применение различных по типу вариантов
творческих заданий на основе народной педагогики, обеспечивающая формирование
таких коммуникативных качеств речи как логичность, точность, выразительность;
- использован комплекс методов, стимулирующих к самостоятельному использованию
загадок, сказок, пословиц и поговорок в собственной речевой деятельности и
создающих мотивацию самостоятельного использования средств речевой
выразительности.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
2. Установить показатели и критерии сформированности культуры речи старших дошкольников; сущность и основные критерии креативности дошкольников.
3. Определить специфические, воспитательные возможности народной педагогики как средства воспитания культуры речи у дошкольников.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по воспитанию культуры речи и экспериментально выявить ее эффективность.
Методологической и теоретической основой работы являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.); теория развития речи детей дошкольного возраста (Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.); лингвистическое учение о литературном языке как языке нормированном и основах культуры речи (Д.Э. Розенталь, Л.И. Скворцов, Б.Н. Головин и др.).
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента; анализ собственного опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста; математическая и статистическая обработка результатов исследования.
Исследование проводилось на базе д. /с. № \\\\\\\\\\\\\\\.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап — поисково-теоретический. В процессе анализа психолого-педагогической литературы были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
Второй этап - опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал, связанный с отбором фольклорных произведений для решения поставленных задач. Работа включала разработку технологии воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап - заключительно-обобщающий - был посвящен систематизации полученных результатов исследования, оформлению выпускной квалификационной работы.
Структура работы: введение, первая глава, вторая глава, заключение, библиография, приложения.
Заключение
В ходе исследования подтвердилась актуальность и практическая значимость темы выпускной квалификационной работы.
В исследовании были раскрыты теоретико-методологические основы развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики; теоретически обоснована и экспериментально проверена технология воспитания культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики, обеспечивающую эффективность процесса формирования культурно-речевых навыков у старших дошкольников.
Таким образом, цель исследования была достигнута.
В работе была раскрыта сущность и содержание развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста; установлены показатели и критерии сформированности культуры речи старших дошкольников; сущность и основные критерии креативности дошкольников; определены специфические, воспитательные возможности народной педагогики как средства воспитания культуры речи у дошкольников.
Результаты опытно-экспериментального исследования подтвердили эффективность проведенного формирующего эксперимента и сформулированную в начале исследования гипотезу.
Научная новизна исследования состоит в доказательстве возможности формирования культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики и в выявлении критериев, уровней сформированности культуры речи у старших дошкольников.
Практическая значимость исследования: содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по воспитанию культуры речи детей дошкольного возраста средствами народной педагогики могут быть использованы в практической работе воспитателей ДОУ.
Библиография
1. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение. [Текст] / Р.И. Аванесов. – М.: Просвещение, 1984.- 378 с.
2. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество: учеб для вузов -2-е изд., испр. и доп. [Текст]/ В.П.Аникин.– М.: Высшая школа, 2004.-
735с.
3. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. [Текст]/ О.С. Ахманова–М.: Издательство Советское просвещение, 1996.-765 с.
4. Баранникова, Е. Обращение к истокам: Фольклор и развитие
его традиций в бурятской детской литературе [Текст] Е.Баранникова. // Детская литература.- 1990. - №8. –с.4-7.
5. Баринова, Я. Методика русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. [Текст]/ Я. Баринова/ под ред. Е.А. Бариновой. – М. Просвещение, 1974. – 297 с.
6. Большакова, М. Фольклор в познавательном развитии [Текст]/ М.Большакова. // Дошкольное воспитание.-2006.-№5.-с.46-49.
7. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов. [Текст]/ Н.В.Бордовская, А.А. Реан. –Спб.: «Питер», 2000.- 574 с.
8. Буре, Р.С. Воспитатель и дети [Текст]/ Р.С.Буре, Л.Ф.Островская. -М.:
Просвещение, 1985.-143с.
9. Васильева, А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. [Текст]/ А.Н. Васильева. – М.: Высшая школа, 1990. -265 с.
a. - 348с.
10. Виноградов, Г.С. Народная педагогика. [Текст]/ Г.С. Виноградов. – М.: Просвещение,1966. 189 с.
11. Головин, Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. [Текст]/ Б.Н. Головин. – М. : Высшая школа, 1990.-324 с.
12. Готовцев, Г.А. Мифология и фольклор. Программа и методические рекомендации [Текст]/ Г.А.Готовцев. - М.: Новая школа, 1993.-219с.
13. Диагностика в детском саду [Текст] / под ред. Е.А.Ничипоюк. – Ростов-
н/Д.: Феникс, 2003.- 216с.
14. Жикалкина, Т.Г.. Игровые и занимательные задания для развития речи дошкольников. [Текст]/ Т.Г. Жикалкина.- М.: Сфера, 1989. -98 с.
15. Жуковская, Р.И. Родной край [Текст]/ Р.И.Жуковская. - М.: Просвещение,1990.- 176с.
16. Зуева, Т.В. Русский фольклор: учеб. для высш. учеб. заведений [Текст] /Т.В.Зуева, Б.П.Кирдан.- М.: Флинта: Наука, 2001.-400с.
17. Иванова, Н.П. Фольклор в развитии игрового творчества [Текст] /
Н.П.Иванова, Г.А.Кривошеева, Г.М.Панова. – М.: Просвещение, 1990.-257с.
18. Иванова, С.Ф. Воспитание культуры речи у школьников. Из опыта работы учителя. [Текст]/ С.Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 1964.- 197 с.
19. Измайлов, А Э. Народная педагогика. [Текст]/ А Э. Измайлов.- М.: Педагогика, 1991. – 214 с.
20. Колесов, В.В. Культура речи – культура поведения. [Текст]/ В.В. Колесов. – Л.: Лениздат, 1988.- 107 с.
21. Круглов, Ю.Г. Фольклорная практика: пособие для студентов
22. пед.ин-тов. [Текст]/ Ю.Г.Круглов. - М.: Просвещение, 1989.- 128с.
23. Лазутин, С.Г. О морфологическом аспекте в изучении языка народной поэзии[Текст]/ С.Г. Лазутин // Русская литература, 1956. №3. С.27-29.
24. Лазугин, С.Г. Поэтика русского фольклора: учеб. для вузов. [Текст] / С.Г. Лазугин.– М.: Высшая школа, 1989.-208с.
25. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. [Текст]/ А.А. Леонтьев–М.: Наука, 1969.-396 с.
26. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст]/ /под редакцией В.Н. Ярцева. – М.:Современная энциклопедия, 1990.-897 с.
27. Люстрова, З.Н. Друзья русского языка: Книга о развитии современного русского языка, о его месте социальной структуре. [Текст]/ З.Н. Люстрова–М.: Знание, 1982.-98 с.
28. Мир детства. Дошкольник [Текст]/под ред. А.Г.Хрипковой. – М.:
Педагогика, 1979.-312с.
29. Назаров, Л. Введение в песенный фольклор [Текст] Л. Назаров. // Народное творчество - 2000.-№1. –с. 9-12.
30. Народное искусство в воспитании детей: для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий [Текст]/под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Рос.педагог. агентство, 1997.-425с.
31. Немов, Р.С. Психология [Текст]/ Р.С.Немов - М.: Владос, 2001.- Кн. 2:
Психология образавания. - 608с.
32. Новотерцева, Н.В. Развитие речи детей. [Текст]/ Н.В. Новотерцева.– Ярославль: Книга, 1996. -289 с.
33. Никифорова, Т.И. Работа со студентами по воспитанию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Т.И. Никифорова //Комплексная оценка деятельности вуза как мониторинг системы качества и воспитания. Материалы межрегиональной научно-методической конференции. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. – С.150-151.
34. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]/ С.И. Ожегов / Под редакцией Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1990.- 965 с.
35. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. [Текст] – М., 1984. -1008 с.
36. Павлова, Л. Поэтика народных традиций – детям [Текст] // Дошкольное воспитание.-2000.-№12.-с.68-75.