курсовая работа

Фольклор как средство воспитания культуры речи у детей дошкольного возраста 

 

 

 

 

Содержание

     Введение…………………………………………………………………..3

     Глава 1.Теоретические основы воспитания культуры речи

                  у детей   дошкольного возраста посредством фольклора

                1.1. Понятие фольклора в психолого-педагогической

                 литературе …………...……………………………………...….…6

                1.2. Особенности воспитания культуры речи детей………….....9

                1.3. Условия воспитания культуры речи у детей дошкольного

                 возраста……………………………………………………….…..14

     Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию

                 культуры  речи у детей дошкольного возраста

                2.1. Диагностика  уровня  культуры речи детей дошкольного

                возраста…….............................................................................…...17

                2.2. Реализация  условий  по  воспитанию  культуры  речи

                дошкольников…………….………………………………….…....20

                Заключение………………………………………………………..29

                Литература…………………………………………………….…..31

                Приложение

 

                

Введение

      Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психологическими особенностями видение мира. Суждение  ребенка, как и его практическое мышление, имеет характер, прежде всего практически – чувственный. Чувственная природа организма ребенка – это первая связь, которая соединяет его с миром. Все многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые. Детская мысль на первых порах связана только с конкретными образами.

      Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора, художественного творчества. Поэтические произведения, многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики.

      П.Г.Богатырев очень точно охарактеризовал  фольклорное произведение, сказав о нем как о «внеличном, существующем независимо от исполнителя». Замечательный русский филолог А.А. Потебня, определяя существо «народного» - фольклорного – творчества, заметил, что оно «возникает из памятных источников (т.е. при передаче из уст в уста, насколько хватит памяти), но непременно прошедших сквозь значительный слой народного понимания».     

       К народному творчеству как средству языковой, выразительной характеристики народа обращались Даль В.И., Зеленин Д.К., Тиханов П., Молотилов А. и многие другие.

       В детском творчестве находится ключ к пониманию взрослой психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Народное художественное творчество представляет собой специфическую область, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических, а также художественных жанров народного творчества.

       Этим объясняется актуальность выбранной темы курсовой работы «Фольклор как средство воспитания культуры речи у детей дошкольного возраста  ».

       Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия влияния  фольклора на культуру речи у дошкольников.

       Объектом исследования является процесс воспитания культуры речи у детей  посредством фольклора.

        Предметом исследования служит фольклор как средство формирования культуры речи у дошкольников.

        Гипотеза исследования: воспитание культуры речи у детей посредством фольклора будет осуществляться более успешно при соблюдении условий процесса.

         В соответствии  с предметом, целью, гипотезой исследования  были  определены  следующие задачи:

        1. Изучить  состояние  проблемы  воспитания  культуры  речи у детей  посредством  фольклора  в психолого-педагогической  литературе  и  конкретизировать  понятие  фольклора  в  старшем  дошкольном  возрасте.

         2. Определить  особенности  влияния  фольклора на  воспитание  культуры  речи  у дошкольников.

         3. Определить критерии и условия воспитания культуры речи у детей дошкольного возраста.

         4. Отобрать  и экспериментально проверить условия воспитания у детей   культуры  речи  посредством фольклора. 

         Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение за игрой детей, статистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад № 51 «Жемчужина» города Тюмени.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап ( октябрь-ноябрь 2007 г.) – изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.

 Второй этап (декабрь 2007-январь 2008 г.) – проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка и экспериментальная проверка условий воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап (февраль 2008 г.) – анализ  эффективности экспериментальной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста посредством фольклора рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; теоретически обоснованы перечень и содержание умений  детей-дошкольников; экспериментально обоснованы  условия воспитания культуры речи у детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в системе дошкольного образования. Результаты исследования могут быть использованы для уточнения требований образовательного стандарта дошкольного образования по работе, связанной с  развитием речи дошкольников, при проведении аттестации дошкольных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе всех его этапов в МАДОУ детский сад № 51 «Жемчужина» г. Тюмени.

Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, включающего  26 наименований, приложения.

 

Заключение

      Проведенная работа с детьми показала, что знакомство с произведениями народного художественного творчества оказывает глубокое воздействие на чувства детей. Они с большим вниманием слушают рассказы о народных умельцах, рисуют по сюжетам сказок, стремятся передать в аппликациях основные, характерные особенности узоров. Во многих детских песнях и играх воспроизводится время и событие, давно потерянные памятью народа.

      Народное художественное творчество  помогает не только этнографам лучше понять жизнь, культуру, быт наших предков, но и детям, которые только могут это представлять. Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят свое отражение производственно – хозяйственная деятельность, национально – психологические черты и социальной жизни народа. Любовь, уважение, гордость к народному художественному творчеству формируется у детей постепенно под влиянием окружающей атмосферы как в детском саду, так и в семье, и всей нашей действительности.

Это сложное чувство возникает и развивается в процессе накопления знаний и представлений о природе родного края, о труде и взаимоотношениях людей. В доступной форме детям необходимо рассказывать об истоках народного художественного творчества.

      Через ознакомление и воспитание народного творчества, дети знакомятся с трудом взрослых, научаются его уважать, обучаются простейшим умениям и навыкам; воспитывается интерес, самостоятельность, умение трудиться. Использование различных материалов, пособий, игрушек, картин, произведений народного художественного творчества помогает восприятию и воспроизведению наиболее ярких особенностей художественного  образа. Сочинение собственных сказок является деятельностью, доступной детям дошкольного возраста. Эту деятельность можно считать художественно-творческой, так как ее результатом являются сказки, отличающиеся оригинальностью и в некоторой степени новизной. Приобщение детей к народному художественному творчеству и его влияние сказывается в тех случаях, когда дети изображают тот мир, который известен им из народного творчества. Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по пропаганде народного творчества. К сожалению, при всех позитивных результатах, существует проблема набора и сохранения устойчивого контингента ребят более старшего возраста.

        Фундамент психофизического благополучия ребенка, во многом определяющий успешность его общего развития закладывается в ранние годы. Наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Наша работа экспериментально подтвердила следующие важные положения. Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации  воспитания с первых лет жизни ребенка. Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста. Третье: детям свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. 

      Чтобы ребенок мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, к культурным ценностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

     1. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество [Текст] : учеб для  

         вузов/ В.П.Аникиню-2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2004.- 

        735с.

     2. Баранникова, Е.  Обращение  к  истокам:  Фольклор  и  развитие

         его  традиций  в  бурятской  детской  литературе  [Текст]  //

         Детская литература.- 1990. - №8. –с.4-7.

     3. Большакова, М. Фольклор в познавательном развитии [Текст] //   

           Дошкольное воспитание.-2006.-№5.-с.46-49.     

     4. Буре, Р.С.  Воспитатель и дети [Текст] Р.С.Буре, Л.Ф.Островская. .:   

Просвещение, 1985.-143с.

     5.  Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] Н.А.Ветлугина  

          - М.: Просвещение, 1991.- 348с.

     6. Готовцев Г.А. Мифология и фольклор [Текст]  Программа и 

         методические рекомендации - М.: Новая школа, 1993.-219с.

     7. Диагностика в детском саду [Текст] / под ред. Е.А.Ничипоюк. – Ростов-

         на-Дону:  Феникс, 2003.- 216с.

     8. Жуковская, Р.И. Родной край [Текст] Р.И.Жуковская. - М.:  

     Просвещение,1990.- 176с.

     9.  Зуева, Т.В. Русский фольклор [Текст] : учеб. для высш. учеб.   

          заведений/Т.В.Зуева, Б.П.Кирдан.- М.: Флинта: Наука, 2001.-400с.

    10.  Иванова, Н.П. Фольклор в развитии игрового творчества   [Текст]  /   

         Н.П.Иванова, Г.А.Кривошеева, Г.М.Панова. – М.: Просвещение, 1990.

          -257с.

    11. Круглов, Ю.Г. Фольклорная практика [Текст] : пособие для студентов 

          педн-тов. / Ю.Г.Круглов. - М.: Просвещение, 1989.- 128с.

12.  Лазугин, С.Г. Поэтика русского фольклора [Текст] : учеб. для вузов / С.Г.Лазугин. – М.: Высшая школа, 1989.-208с.

13.  Мир детства. Дошкольник [Текст] под ред. А.Г.Хрипковой. – М.: 

     Педагогика, 1979.-312с.

14. Назаров, Л. Введение в песенный фольклор [Текст] // Народное

     творчество - 2000.-№1. –с. 9-12.

15. Народное искусство в воспитании детей [Текст]: для педагогов

     дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей 

    художественных студий /под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Рос.педагог

    агентство, 1997.-425с.

16. Немов, Р.С. Психология [Текст] Р.С.Немов - М.: Владос, 2001.- Кн. 2: 

Психология образавания. - 608с.

17. Павлова, Л. Поэтика народных традиций – детям [Текст] // Дошкольное воспитание.-2000.-№12.-с.68-75.

18.  Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / под ред. А.Г.Рузской.- М.: Педагогика, 1994.-326с.

19.  Смирнов, С.Н. Педагогика [Текст] С.Н.Смирнов. – М.: Академия, 1998.-334с.

20.  Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] Е.О.Смирнова. – М.: Академия, 2000.- 199с. 

    21.   Устное народное творчество в развитии речевой активности детей. // 

    Д.в. -1990. - №7. –с. 15-18.

     22. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста  

     [Текст] О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Владос, 2004.- 228с.

23. Художественная литература для детей 5-7 лет: фольклор народов мира. 

      Календарбряд. песни // Дошкольное воспитание. -1993. -№10. –с. 34-

      36с.

24.  Хухлаева, О.В. Лесенка радости [Текст] О.В.Хухлаева. – М.:  Совершенство, 1998.- 138с.

25.  Щербак А. Русский фольклор в жизни малышей: в помощь      

     воспитателям.//   Дошкольное воспитание. - 1995. -№9. –с. 9-17.

26. Юрченко, Т.Г. Эмоциональный опыт ребенка в познании искусства

      [Текст] : метод. пособие/ Т.Г.Юрченко.- Краснодар: Эоловы струны, 

      2002. – 385с.