курсовая работа
Фольклор как средство воспитания культуры речи у детей дошкольного
возраста
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы воспитания культуры речи
у детей дошкольного возраста посредством фольклора
1.1. Понятие фольклора в психолого-педагогической
литературе …………...……………………………………...….…6
1.2. Особенности воспитания культуры речи детей………….....9
1.3. Условия воспитания культуры речи у детей дошкольного
возраста……………………………………………………….…..14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию
культуры речи у детей дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня культуры речи детей дошкольного
возраста…….............................................................................…...17
2.2. Реализация условий по воспитанию культуры речи
дошкольников…………….………………………………….…....20
Заключение………………………………………………………..29
Литература…………………………………………………….…..31
Приложение
Введение
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психологическими особенностями видение мира. Суждение ребенка, как и его практическое мышление, имеет характер, прежде всего практически – чувственный. Чувственная природа организма ребенка – это первая связь, которая соединяет его с миром. Все многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые. Детская мысль на первых порах связана только с конкретными образами.
Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора, художественного творчества. Поэтические произведения, многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики.
П.Г.Богатырев очень точно охарактеризовал фольклорное произведение, сказав о нем как о «внеличном, существующем независимо от исполнителя». Замечательный русский филолог А.А. Потебня, определяя существо «народного» - фольклорного – творчества, заметил, что оно «возникает из памятных источников (т.е. при передаче из уст в уста, насколько хватит памяти), но непременно прошедших сквозь значительный слой народного понимания».
К народному творчеству как средству языковой, выразительной характеристики народа обращались Даль В.И., Зеленин Д.К., Тиханов П., Молотилов А. и многие другие.
В детском творчестве находится ключ к пониманию взрослой психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Народное художественное творчество представляет собой специфическую область, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических, а также художественных жанров народного творчества.
Этим объясняется актуальность выбранной темы курсовой работы «Фольклор как средство воспитания культуры речи у детей дошкольного возраста ».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия влияния фольклора на культуру речи у дошкольников.
Объектом исследования является процесс воспитания культуры речи у детей посредством фольклора.
Предметом исследования служит фольклор как средство формирования культуры речи у дошкольников.
Гипотеза исследования: воспитание культуры речи у детей посредством фольклора будет осуществляться более успешно при соблюдении условий процесса.
В соответствии с предметом, целью, гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы воспитания культуры речи у детей посредством фольклора в психолого-педагогической литературе и конкретизировать понятие фольклора в старшем дошкольном возрасте.
2. Определить особенности влияния фольклора на воспитание культуры речи у дошкольников.
3. Определить критерии и условия воспитания культуры речи у детей дошкольного возраста.
4. Отобрать и экспериментально проверить условия воспитания у детей культуры речи посредством фольклора.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение за игрой детей, статистические методы обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад № 51 «Жемчужина» города Тюмени.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап ( октябрь-ноябрь 2007 г.) – изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.
Второй этап (декабрь 2007-январь 2008 г.) – проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка и экспериментальная проверка условий воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап (февраль 2008 г.) – анализ эффективности экспериментальной работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста посредством фольклора рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; теоретически обоснованы перечень и содержание умений детей-дошкольников; экспериментально обоснованы условия воспитания культуры речи у детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в системе дошкольного образования. Результаты исследования могут быть использованы для уточнения требований образовательного стандарта дошкольного образования по работе, связанной с развитием речи дошкольников, при проведении аттестации дошкольных учреждений.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе всех его этапов в МАДОУ детский сад № 51 «Жемчужина» г. Тюмени.
Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, включающего 26 наименований, приложения.
Заключение
Проведенная работа с детьми показала, что знакомство с произведениями народного художественного творчества оказывает глубокое воздействие на чувства детей. Они с большим вниманием слушают рассказы о народных умельцах, рисуют по сюжетам сказок, стремятся передать в аппликациях основные, характерные особенности узоров. Во многих детских песнях и играх воспроизводится время и событие, давно потерянные памятью народа.
Народное художественное творчество помогает не только этнографам лучше понять жизнь, культуру, быт наших предков, но и детям, которые только могут это представлять. Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят свое отражение производственно – хозяйственная деятельность, национально – психологические черты и социальной жизни народа. Любовь, уважение, гордость к народному художественному творчеству формируется у детей постепенно под влиянием окружающей атмосферы как в детском саду, так и в семье, и всей нашей действительности.
Это сложное чувство возникает и развивается в процессе накопления знаний и представлений о природе родного края, о труде и взаимоотношениях людей. В доступной форме детям необходимо рассказывать об истоках народного художественного творчества.
Через ознакомление и воспитание народного творчества, дети знакомятся с трудом взрослых, научаются его уважать, обучаются простейшим умениям и навыкам; воспитывается интерес, самостоятельность, умение трудиться. Использование различных материалов, пособий, игрушек, картин, произведений народного художественного творчества помогает восприятию и воспроизведению наиболее ярких особенностей художественного образа. Сочинение собственных сказок является деятельностью, доступной детям дошкольного возраста. Эту деятельность можно считать художественно-творческой, так как ее результатом являются сказки, отличающиеся оригинальностью и в некоторой степени новизной. Приобщение детей к народному художественному творчеству и его влияние сказывается в тех случаях, когда дети изображают тот мир, который известен им из народного творчества. Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по пропаганде народного творчества. К сожалению, при всех позитивных результатах, существует проблема набора и сохранения устойчивого контингента ребят более старшего возраста.
Фундамент психофизического благополучия ребенка, во многом определяющий успешность его общего развития закладывается в ранние годы. Наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Наша работа экспериментально подтвердила следующие важные положения. Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка. Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста. Третье: детям свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.
Чтобы ребенок мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, к культурным ценностям.
Литература
1. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество [Текст] : учеб для
вузов/ В.П.Аникиню-2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2004.-
735с.
2. Баранникова, Е. Обращение к истокам: Фольклор и развитие
его традиций в бурятской детской литературе [Текст] //
Детская литература.- 1990. - №8. –с.4-7.
3. Большакова, М. Фольклор в познавательном развитии [Текст] //
Дошкольное воспитание.-2006.-№5.-с.46-49.
4. Буре, Р.С. Воспитатель и дети [Текст] Р.С.Буре, Л.Ф.Островская. -М.:
Просвещение, 1985.-143с.
5. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] Н.А.Ветлугина
- М.: Просвещение, 1991.- 348с.
6. Готовцев Г.А. Мифология и фольклор [Текст] Программа и
методические рекомендации - М.: Новая школа, 1993.-219с.
7. Диагностика в детском саду [Текст] / под ред. Е.А.Ничипоюк. – Ростов-
на-Дону: Феникс, 2003.- 216с.
8. Жуковская, Р.И. Родной край [Текст] Р.И.Жуковская. - М.:
Просвещение,1990.- 176с.
9. Зуева, Т.В. Русский фольклор [Текст] : учеб. для высш. учеб.
заведений/Т.В.Зуева, Б.П.Кирдан.- М.: Флинта: Наука, 2001.-400с.
10. Иванова, Н.П. Фольклор в развитии игрового творчества [Текст] /
Н.П.Иванова, Г.А.Кривошеева, Г.М.Панова. – М.: Просвещение, 1990.
-257с.
11. Круглов, Ю.Г. Фольклорная практика [Текст] : пособие для студентов
пед.ин-тов. / Ю.Г.Круглов. - М.: Просвещение, 1989.- 128с.
12. Лазугин, С.Г. Поэтика русского фольклора [Текст] : учеб. для вузов / С.Г.Лазугин. – М.: Высшая школа, 1989.-208с.
13. Мир детства. Дошкольник [Текст] под ред. А.Г.Хрипковой. – М.:
Педагогика, 1979.-312с.
14. Назаров, Л. Введение в песенный фольклор [Текст] // Народное
творчество - 2000.-№1. –с. 9-12.
15. Народное искусство в воспитании детей [Текст]: для педагогов
дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей
художественных студий /под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Рос.педагог.
агентство, 1997.-425с.
16. Немов, Р.С. Психология [Текст] Р.С.Немов - М.: Владос, 2001.- Кн. 2:
Психология образавания. - 608с.
17. Павлова, Л. Поэтика народных традиций – детям [Текст] // Дошкольное воспитание.-2000.-№12.-с.68-75.
18. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / под ред. А.Г.Рузской.- М.: Педагогика, 1994.-326с.
19. Смирнов, С.Н. Педагогика [Текст] С.Н.Смирнов. – М.: Академия, 1998.-334с.
20. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] Е.О.Смирнова. – М.: Академия, 2000.- 199с.
21. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей. //
Д.в. -1990. - №7. –с. 15-18.
22. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста
[Текст] О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Владос, 2004.- 228с.
23. Художественная литература для детей 5-7 лет: фольклор народов мира.
Календар.обряд. песни // Дошкольное воспитание. -1993. -№10. –с. 34-
36с.
24. Хухлаева, О.В. Лесенка радости [Текст] О.В.Хухлаева. – М.: Совершенство, 1998.- 138с.
25. Щербак А. Русский фольклор в жизни малышей: в помощь
воспитателям.// Дошкольное воспитание. - 1995. -№9. –с. 9-17.
26. Юрченко, Т.Г. Эмоциональный опыт ребенка в познании искусства
[Текст] : метод. пособие/ Т.Г.Юрченко.- Краснодар: Эоловы струны,
2002. – 385с.