Дипломная
(выпускная квалификационная работа)
«Организация
профилактики заболеваний учащихся в учебном процессе современной
школы».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы сохранения здоровья учащихся в современной школе
1.1. Современные проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни школьников………………………………………………..……8
1.2. Валеологическая система образования…………………………………..14
1.3. Формирование здорового образа жизни как основа профилактики заболеваний……………………………………………………………………25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по сохранению здоровья учащихся и профилактике заболеваний
2.1. Анализ состояния здоровья учащихся………………………………….43
2.2. Разработка программы по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья учащихся……………………………………….……50
Заключение……………………………………………………………………59
Библиография…………………………………………………………….……60
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема здоровья человека в контексте общечеловеческих ценностей приобретает все большее значение. Широкий общественный резонанс получает понимание того, что среди проблем, решение которых не должно зависеть от общественно-политических коллизий, центральное место занимает проблема здоровья детей, без решения которой у страны нет будущего (Никитушкин В.Г., Спирин В.К., 2002).
По данным Минздрава, до 60-70% школьников к выпускному классу имеют нарушения органов зрения, 30% - хронические заболевания. Состояние здоровья детей и подростков неуклонно ухудшается. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20 - 25 %, а в Санкт-Петербурге здоровых выпускников всего 3 - 4 % (Зусманович Ф.Н., 1998, Хасин Л.А., Громыко В.В., Рафалович А.Б., 1999). Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья детей и эффективности мероприятий по его охране и улучшению (Петраковский Б.В., 1998).
Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению (Трещева О.Л., 1998). Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, а так же забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями реформы общеобразовательной школы, в которой на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы по формированию стиля жизнедеятельности (Абаксимова Н.П., 2000, Бальсевич В.К., Лубышева Л.И., 1995, Жулина Г.В., 2002).
В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни с целью профилактики заболеваний учащихся (Павлова И.В., 1999).
В медицинской энциклопедии различается здоровье населения и здоровье индивидуума. Причем здоровье населения рассматривается как понятие статистическое и характеризующееся комплексом демографических показателей (рождаемостью, смертностью, детской смертностью, уровнем физического развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни). Вероятно, ни одно из определений здоровья нельзя признать окончательным. Отсутствие интегрального количественного показателя здоровья вынуждает оценивать его по определённым компонентам, набор которых ещё нуждается в уточнении.
Помимо понятий «здоровье» и «болезнь» некоторыми учёнными, такими как И.И. Брехшан, вводится понятие «третьего состояния». «Состояние человека, промежуточное между здоровьем и болезнью, совмещает в себе и то и другое». Это так называемое «третье состояние». К людям, находящимся в третьем состоянии, И.И. Брехшан относит людей, подвергающихся вредным химическим воздействиям; людей регулярно потребляющих алкоголь; людей пренебрегающих правилами здорового и правильного питания, лиц с тенденциями к гипотонии и гипертонии и т.д. По мнению И.И. Брехшана, «больше половины всей популяции людей находится в третьем состоянии». Оно имеет ряд существенных отличий, как от здоровья, так и от болезней. Если последняя продолжается сутки, недели, месяцы и редко дольше, то третье состояние сохраняется годы, десятилетия и даже всю жизнь... В третьем состоянии «истоки всех болезней». Умение распознать и ликвидировать третье состояние – одна из важнейших задач медицины.
Здоровье подрастающего человека - это проблема не только медицинская, но и нравственная. Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации - воспитание.
В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.
Возникает противоречие между необходимостью сохранений здоровья и профилактики заболеваний учащихся и отсутствием в практике работы образовательных целенаправленной систематической работы в данном направлении.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в организации профилактики заболеваний учащихся в процессе обучения.
Актуальность
проблемы обусловила выбор темы
выпускной квалификационной работы: «Организация профилактики заболеваний
учащихся в учебном процессе современной школы».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать мероприятия по профилактике заболеваний учащихся в учебном процессе образовательного учреждения.
Определение темы, проблемы и цели исследования позволили определить объект исследования: процесс обучения с точки зрения валеологии.
Предмет исследования – организация профилактики заболеваний учащихся.
Гипотеза: акцентируемое влияние на формирование основ здорового стиля жизни будет способствовать профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Исходя из объекта, цели, предмета, гипотезы исследования можно выделить следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы сохранения здоровья учащихся в психолого-педагогической, медицинской, валеологической литературе.
2. Выявить специфику валеологии как науки о здоровье.
3. Определить роль основных компонентов здорового образа жизни в формировании стиля жизни современных школьников среднего возраста.
4. Разработать мероприятия по профилактике заболеваний учащихся.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической и специальной литературы; наблюдения за участниками эксперимента; анкетирование, тестирование; количественная и качественная обработка результатов.
Методологической основой исследования являются теоретические положения о: медико-социальных и психолого-пе¬дагогических аспектах формирования здоровья населения России (Р.И Айзман, П.К. Анохин, Э.М, Казин, Б.П. Невзоров, Н.А. Литвинова и др); валеологических аспектах образования (Г.К. Зайцев, Г.Н.Сердюковская, С.М.Громбах и др.); здравоохранительных педагогических технологиях доктора В.Ф. Базарного.
База исследования: средняя школа №4 г. Ишима Тюменской области.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);
2 этап – экспериментальный – проведение анализа состояния здоровья учащихся, факторов, влияющих на него и разработка на основе проведенного анализа рекомендаций по внедрению здравоохранительных технологий, формулировка выводов;
3 этап заключался в оформлении курсовой работы в соответствии с требованиями ГОСТа.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в практике педагогов при организации учебного процесса в системе школьного образования.
Структура работы: введение, глава 1, глава 2, заключение, библиография, приложение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы была подтверждена актуальность темы исследования.
Особую актуальность приобретает разработка и реализация мер направленных на:
- снижение уровня функциональной напряженности детей и подростков, педагогов, обратимое восстановление резерва здоровья на этапах, переходных от здоровья к болезни через напряжение механизмов адаптации;
- регламентацию режимов жизнедеятельности с учетом индивидуальных осо¬бенностей организма, «критических периодов» индивидуального развития.
В работе проведен анализ состояния здоровья учащихся школы. Полученные данные привели нас к выводу о необходимости разработки программы профилактики заболеваний и сохранения здоровья учащихся.
Особое место в разработанной нами программе отводится формированию основ здорового стиля жизни, которое, согласно нашей гипотезе, способствует профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Для анализа и проверки эффективности разработанной нами программы профилактики заболеваний и сохранения здоровья учащихся требуется достаточно длительный временной промежуток (программа рассчитана на пять лет). Из этого следует, что проблема исследования требует более глубокой разработки данной темы в дальнейшем.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанной нами программы в реализации валеологического направления работы современной школы.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абаскалова, Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. [Текст]/ Н.П. Абаскалова. – Барнаул.: ИНФА, 2000. - 48 с.
2. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье. [Текст]/ Н.М. Амосов. - М.: ФиС, 1987 .- 63с.
3. Антропова, М.В. Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей. [Текст]/ М.В. Антропова //Физическая культура в школе. - 1993, № 3. - 28 - 36с.
4. Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-пе¬дагогические аспекты его формирования. [Текст]/ Р.И. Айзман. - Новосибирск, 1996.- 128 с.
5. Айзман, Р.И. Концепция валеологического образования и пути ее реализации //Материалы международной конф.: Педагогические и медицинские проблемы валеологии. [Текст]/ Р.И. Айзман. – Новосибирск: НГПУ, 1999. – 117 с.
6. Айзман, Р.И. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. [Текст]/ Р.И. Айзман. - Новосибирск: НГПУ, 1996. - 19 с.
7. Апанасенко, Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. [Текст]/ Г.Л. Апанасенко - Киев, 1985. -С.18-24
8. Апанасенко, Г. Л. Индивидуальное здоровье, как предмет исследования. [Текст]/ Г.Л. Апанасенко //Валеология. - 1997. - № 4. - С.44 – 46.
9. Баладанов О.Ю. и др. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. [Текст]/ О.Ю. Баладанов, И.З. Козловский, О.П. Бахтинов. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 172 - 174.
10. Бальсевич, В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни[Текст]/ В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева. // Теория и практика физической культуры. 1994, № 4. - С. 3 -5.
11. Барбараш, Н.А. и др. Очерки поведенческой пси¬хологии здоровья. [Текст]/ Н.А. Барбараш, Л.С. Барбараш, М. Л. Лившиц. //Аргументы, факты, тесты. - Кемерово, 1995. - 246 с.
12. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье. [Текст]/ И.И. Брехман. - М., 1980. - 120 с.
13. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье [Текст]/ И.И. Брехман. // Вестник АН СССР. - 1987. - №8. - С.92 - 98
14. Вайнер, Э.Н. К вопросу об основополагающих признаках валеологии. [Текст]/ Э.Н. Вайнер //Валео¬логия. - 1997, - № 4. - С.5
15. Валеологические аспекты образования: Из опыта работы центров научных ос¬нов здоровья и развития в Кузбассе. [Текст]/ - Кемерово, 1995. - 203 с.
16. Валеология: Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ. [Текст]/ Под общ. ред. О.Л. Трещевой. – Омск: Прогресс, 1999. - 70 с.
17. Виноградов, П.А. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи [Текст]/ П.А. Виноградов, В.П. Моченов. //Теор. и практ. физ.культ., 1998, № 7, С. 24-26, 39-40.
18. Волков, Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. [Текст]/ Н.И. Волков // Теория и практика физической культуры. - 2001, № 8. - С. 9 - 12.
19. Горячев, В. Здоровье – категория педагогическая. [Текст]/ В. Горячев. // Народное образование, 1999, №9 – с.219-231.
20. Гризик, Т.И. Познаю мир[Текст]/ Т.И. Гризик.// Дошкольное воспитание. - 2002. - №9. –С.42.
21. Гигиенические основы обучения учащихся в современной школе [Текст]/ Под ред. Г.Н. Сердюковской, С.М. Громбаха. - М.:Просвещение, 1975. - 172 с.
22. Гундаров, И.А. и др. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ, [Текст]/ И.А. Гундаров, Н.В. Киселев, О.С. Копина. - М.:Просвещение, 1989. - 30с.
23. Гущина, С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. [Текст]/ С.В. Гущина. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С.177 - 179.
24. Детская практическая психология: Учебник [Текст] / Под. ред. Т.Д. Марцинковской.- М: Гардарики, 2001.-255 с.
25. Дубровский, В.И. Валеология здорового образа жизни. [Текст] / В.И. Дубровский. - М.: Флинта; Retorika., 1999. – 137 с.
26. Дуркин, П.К. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России. [Текст] / П.К. Дуркин, М.П. Лебедева //Теория и практика физической культуры - 2002, № 8. - С. 2 - 5.
27. Жулина, Г.В. К проблеме здоровья и здорового образа жизни человека. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. [Текст] / Г.В. Жулина - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 179 - 181.
28. Зайцев, Г.К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования [Текст]/ Г.К. Зайцев. //Валеология. - 1997. - №4. - С. 16 – 21.
29. Зайцев, Г.К. и др. Педагогика. Оздоровительные программы по валеологии. [Текст]/ Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. - СПб., 1994.- 354 с.
30. Зусманович, Ф.Н. Валеология: Учеб. пос. [Текст]/ Ф.Н. Зусманович. –Курган: Прима,1998. - 56 c.
31. Ирхин, В.Н. К вопросу о предмете педагогической валеологи: Валеологические исследования. [Текст]/ В.Н. Ирхин - Барнаул, 1996. – 314 с.
32. Казин, Э.М. и др. Валеологические аспекты образования. [Текст]/ Э.М. Казин, Т.С. Панина, Н.П. Неворотова. - Кемерово, 1995. -202 с.
33. Коростелев, Н.Б. Слагаемые здоровья. [Текст] / Н.Б. Коростелев. - М.: Знание, 1990. - 120с.
34. Лихачев, Б.Т. Педагогика. [Текст] / Б.Т.Лихачев.- М.: Прометей, 1998.- 464с.
35. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. [Текст] / В.В. Марков. - М.: Академия, 2001. - 320с.
36. Мотылянская, Р.Э. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни. [Текст] / Р.Э. Мотылянская, Э.Я. Каплан. // Теория и практика физической культуры, 1980, № 1. –С.14 - 24.
37. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст] / В.С. Мухина. - М.: «Академия», 2000.- 456с.
38. Нилуашев, С. Физической воспитание и здоровье[Текст]/ С. Нилуашев. // Физическая культура в школе. - 1993. - №3. - С. -2-4.
39. Павлова, И.В. Совершенствование валеологического образования студентов физкультурного вуза: Автореф. канд. дис. [Текст] / И.В. Павлова. – Омск: ОГПИ, 1999. - 20 с.
40. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Под. ред. Б.М. Биш-Бад.-М., 2000-508с.
41. Российская педагогическая энциклопедия. [Текст] / Под. ред. А.М. Прохорова. –М., 1993.- 573 с.
42. Соловьев, Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. [Текст] / Г.М. Соловьев. – Ставрополь: СГУ, 1998. - 111с.
43. Соловьев, Г.М. Центры здоровья как организационно-педагогических фактор и условие формирования здорового образа жизни студентов. [Текст] / Г.М. Соловьев, Т.И. Прокопенко. // Теория и практика физической культуры . - 1999, № 4. - С.21 - 25.
44. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. [Текст] / А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 1991. - 270 с.
45. Терещева, О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы. [Текст] / О.Л. Терещева // Теория и практика физической культуры. - 2001, № 2. - С. 8 - 12.
46. Трещева, О.Л. Системная организация валеологического образования школьников [Текст] / О.Л. Терещева //Теор. и практ. физ. культ., 1997, № 8. - С. 8-11.
47. Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве - времени
детства [Текст] / Д.И. Фельдштейн.- М., 1997.- 387 с.
48. Худолеева, О.В. Главная забота школы. [Текст]/ О.В. Худолеева // Физическая культура в школе. - 1997. - №5. -С. 12-15.
49. Чумаков, Б.Н. Валеология. [Текст]/ Б.Н. Чумаков. -М., 1997. – 245 с.
50. Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья. [Текст]/ А.Г. Щедрина. - Новосибирск: Наука, 1989. - 136 с.