Дипломная работа
Диагностика воспитательного потенциала семьи как
средство выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения воспитательного потенциала семьи и организации взаимодействия с родителями
1.1. Сущность функции и значение семьи. Типология стилей семейного воспитания…………………………………………………………………7
1.2. Содержание воспитательного потенциала семьи. Вопросы диагностики воспитательного семейного потенциала………………………………………24
1.3. Вопросы организации взаимодействия семьи и школы…………………37
ГЛАВА 2. Диагностика воспитательного потенциала семьи и моделирование тактики взаимодействия с родителями………………………………………44
2.1. Диагностика воспитательного потенциала семьи……………………….44
2.2. Моделирование взаимодействия с семьей……….……………………...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....57
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Особая воспитательная роль семьи обусловливает актуальность проблемы исследования ее воспитательного потенциала. Эффективность воспитательного процесса во многом определяется особенностями личности родителей и педагогов, условиями воспитания и качеством воспитательно-образовательного процесса, социально-психологическим микроклиматом и культурной аурой, уровнем сотрудничества и взаимодействия детского сада и семьи.
Выводы многих выдающихся педагогов (П. П. Блонского, А С.Макаренко, В. Н. Мясищева, В А Сухомлинского), результаты современных исследований (С Д. Арзуманяна, А. С. Белкина, Л. М. Зюбина, А. И. Кочетова, Г. П. Медведева, И. А. Невского, В. Г. Сенько, И. П. Трушиной и др.) свидетельствуют о том, что отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка, отставания и отклонения в их развитии, зачастую вызваны недостатками воспитательно-образовательной работы в семье и школе.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что эта важная проблема разработана пока недостаточно. Проблема взаимодействия семьи и школы в этом процессе в них рассматривается лишь гипотетически.
В исследованиях проблем взаимодействия различных воспитывающих сил (В. Г Бочарова, Б 3. Вульфов, Г. К. Димитрова, Ж. М. Дятчина и др. ), получили освещение общие вопросы совместной деятельности различных воспитательных институтов. Эти работы вносят определенную ясность в понимание проблемы педагогического взаимодействия, расширения воспитательных возможностей семьи, но его особенности в зависимости от существующего воспитательного потенциала каждой конкретной семьи не рассматривают.
Детство - период, когда формируются базовые ценности личности, формируются многие, важные для развития ребенка, новообразования, закладывается фундамент стиля жизни. Следовательно, в этот период особое внимание должно уделяться условиям воспитания и развития ребенка.
Однако на практике современную ситуацию характеризуют как педагогическое отчуждение родителей от процесса воспитания ребенка в образовательном учреждении. Родители мало интересуются содержанием воспитания в школе. Педагоги, в свою очередь, не стремятся активно использовать воспитательный потенциал семьи. Указанные обстоятельства провоцируют конфликтную социализацию детей, формой проявления которой может стать педагогическая запущенность ребенка.
Отмеченное свидетельствует о возникновении противоречия между необходимостью объединения усилий родителей и школы и их разобщенностью в реальном образовательном процессе. Возникшее противоречие и актуальность данной проблемы позволило определить выбор темы выпускной квалификационной работы: «Диагностика воспитательного потенциала семьи как средство выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями».
Объект исследования: взаимодействие семьи и школы в воспитательно-образовательном процессе.
Предмет исследования: диагностика воспитательного потенциала семьи как средство выработки тактики взаимодействия.
Цель исследования: определить и экспериментально проверить содержание, основные пути и способы организации процесса взаимодействия родителей и школы.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить содержание воспитательного потенциала семьи
3. Выявить и экспериментально апробировать способы организации взаимодействия с родителями.
Гипотеза исследования: взаимодействие с семьей будет наиболее эффективным при следующих условиях:
- выявления воспитательного потенциала семьи:
- активное включение родителей в воспитательную работу с учетом индивидуальных особенностей семьи.
- разработка и практическая реализация индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.
Методологической и теоретической основой исследования являются работы, посвященные исследованию взаимодействия различных воспитывающих сил (В. Г Бочарова, Б 3. Вульфов, Г. К. Димитрова, Ж. М. Дятчина и др. )
В соответствии с целью и поставленными задачами на различных этапах использовались методы:
- теоретические: анализ научной психолого-педагогической и методической литературы, методы теоретического обобщения, моделирования;
-эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов (констатирующего, формирующего и итогового).
- методы обработки экспериментальных данных исследования.
Исследовательская работа проходила в 3 этапа.
1. Поисково-теоретический этап был посвящен анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследований; разработке цели и задач исследования, формулированию гипотезы.
2. Опытно-экспериментальный этап был посвящен разработке и организации опытно-экспериментальной работы; подбору и обработке диагностических методов исследования, проведению констатирующего и формирующего этапа педагогического эксперимента.
3. Заключительно-обобщающий этап исследования -обобщение результатов исследования; оформление ВКР.
База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе средней малокомплектной школы с. \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ с включением шести детей и двенадцати родителей.
Научная новизна исследования заключается в том, что диагностика воспитательного потенциала семьи рассмотрена как средство организации процесса взаимодействия семьи и школы; выделены и описаны условия взаимодействия педагогов и родителей в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования заключается в разработке индивидуальных и групповых занятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями.
Структура ВКР: введение, 2 главы, заключение, библиография, приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы подтвердилась актуальность и практическая значимость темы исследования. В условиях демократизации образования, многовариантности его форм и содержания впервые стали значимыми образовательные потребности семьи. Ныне она выступает в своей второй роли — как социальный заказчик разноуровневого, дифференцированного, профильного образования, источник целеполагания в программах развития школы в целом и деятельности конкретного педагога в частности.
Необходимость педагогического обследования современной семьи обусловлена также ростом числа неблагополучных семей, наметившейся тенденцией ослабления воспитательных позиций семьи в обществе. Процесс обнищания, напряженные сверхусилия для выживания в новых условиях, безработица, потеря прежних нравственных ориентиров и ненажитость новых идеалов, ослабление контроля и помощи семье со стороны государства — вот те социальные процессы, которые дестабилизируют семью, подвергают коррозии ее жизненные силы, а значит и воспитательный потенциал.
В условиях остропротекающих кризисных процессов семья нуждается в помощи, в активизации воспитательных сил, в повышении педагогической культуры — и все это образовательное учреждение может сделать только на базе объективной, реалистической информации о проблемах и наличных возможностях семьи.
В ходе работы была проведена диагностика воспитательного потенциала семьи и на основе полученных результатов исследования была разработана модель организации взаимодействия с родителями. Результаты практического эксперимента подтвердили гипотезу исследования о том, что взаимодействие с семьей будет наиболее эффективным при условиях:
- выявления воспитательного потенциала семьи:
- активное включение родителей в воспитательную работу с учетом индивидуальных особенностей семьи.
- разработка и практическая реализация индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.
Следует отметить, что особое диагностическое внимание педагог должен уделить семьям проблемных, трудных детей, учитывая, что «история болезни» практически каждого педагогически запущенного ребенка начинается в семье: ослабленный нравственно-воспитательный потенциал семьи — одна из главных, ведущих причин явления педагогической запущенности.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. [Текст]/ Ю.П. Азаров. - 2-е изд., переработ, и доп. - М.: Политиздат, 1985. - 238 с.
2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст]/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с.
3. Волкова, Е. Трудные дети или трудные родители. [Текст]/ Е. Волкова. - Профиздат, 1981. - 211 с.
4. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В Волкова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.
5. Воспитание как часть педагогического процесса. [Текст]/ Под ред. С.А.Смирнова /4-е изд., доп. М.: «Академия», 2001. - 280 с.
6. Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя дет. сада [Текст]/ Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989. - 192с.
7. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики [Текст]/ Л.С. Выготский.- собр. Соч.: В 6т.-М: 1983 т.4.-432с.
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст]/Л.С, Выготский.- СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224с.
9. Галигузова, Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. [Текст]/ Л.Н Галигузова. - М.1992 г.- 472 с.
10. Диалоги о воспитании. [Текст]/ Сост. О.Г.Свердлова Под ред. В.Н.Столетова. - 3-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1985. - 228 с.
11. Запорожец, А.В., Лисина, М.И. Развитие общения у дошкольников. [Текст]/ А.В. Запорожец, М.И. Лисина. - М.,1974. - 321 с.
12. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. - 2-е изд. [Текст]/ В.П. Кащенко.- М.: Просвещение, 1994. - 223с.
13. Кочетков, А.И. Педагогика отношений [Текст]/ А.И. Кочетков.- М.: Новая школа, 1994. = 240 с.
14. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие. [Текст]/ О.А. Карабанова.- М.: Российское пед. Агенство, 1997. - 192с.
15. Лаврентьева, Г.П. Культура общения. - К.: Рад. шк., 1988.-128с.
16. Левитов, Н. Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. [Текст]/ Н.Д Левитов.- М.: Издательство АПН РСФСР. 1961. - 210 с.
17. Леви, В. Нестандартный ребёнок. [Текст]/ В. Леви. - М.: Прометей, 1992. - 97 с.
18. Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. [Текст]/ Г.Б Монина.- М.: Генезис, 2000. - 192 с.
19. Махов, Ф.С. Кого мы растим. Беседы о воспитании. [Текст]/ Ф.С. Махов. - Профиздат, 1989.- 76 с.
20. Медведев, Г.П. Педагогический перекрёсток. [Текст]/ Г.П. Медведев.- М.: Сфера, 1992. - 51с.
21. Невский, В.А. Трудный успех. [Текст]/ В.А. Невский. - М.: Профиздат. - 1981. - 211 с.
22. Овчарова, Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей. [Текст]/ Р.В. Овчарова. - М.: Сфера. – 1999, 226с.
23. Овчарова, Р.В. Методы работы с проблемными детьми. [Текст]/ Р.В. Овчарова.- М.: Факел, 1998, 150с.
24. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Коррекционные игры. [Текст]/ М.А. Панфилова / Под ред. И.В.Дубровиной. - 5-е изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 128 с.
25. Педагогика. Учебник для студентов ВУЗОВ [Текст]/ И.П. Подласый. - М.: Просвещение. - ВЛАДОС, 1996. - 347 с.
26. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов. [Текст]/ Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин. Научный редактор Е.А. Кротков. - Москва, 1996. - 336 с.
27. Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. [Текст]/ Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 528 с.
28. Слуцкий, В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека. [Текст]/ В.И. Слуцкий. - М.: Просвещение, 1992. - 159 с.
29. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада [Текст]/ В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М.Кларина и др. - М.: Просвещение, 1993. - 191 с.
30. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. Т.8. [Текст]/ К.Д. Ушинский. - М., 1969.-223 с.
31. Фадеева, Е.И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ Е.И. Фадеева.- М.: ЦГЛ,2003. - 96с.
32. Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве - времени Детства. [Текст]/ Д.И. Фельштейн. -М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997. - 160 с.
33. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2. 2-е изд., стер. [Текст]/ К. Фопель. - М.: Генезис, 2001. - 160 с.
34. Фридман, И.К. Лабиринты общения: Учебно-метод. пособие. [Текст]/ Фридман, И.К. - М.: ЦГЛ, 2003.-116 с.
35. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Учебное пособие для студентов и слушателей спецфакультетов: [Текст]/ Сост. В.Астапов. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 264 с.
36. Хрипкова, А. Г., Запорожец, А.В. Мир детства. Дошкольник [Текст]/ А. Г. Хрипкова, А.В. Запорожец. - М.: Педагогика. - 1979. - 19с.
37. Шилова, Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонении в поведении: [Текст]/ Т.А. Шилова. -, М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995. -167 с.
38. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст]/ Д.Б. Эльконин.-Воронеж.1995, 458 с.
39. Эльконин, Д.Б. О психологии [Текст]/ Д.Б. Эльконин.// Вестник Моск. Унив. Серия 14, 2000. №2. С 9.
40. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-360с.
41. Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.,1960. – 457 с.
42. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]/ Д.Б. Эльконин. (Под редакцией Давыдова, В.В., Зинченко, В.П.) М., 1989. – 476 с.
43. Язмир, Р.М. Развитие и коррекция произвольности у детей 6-7 лет. - Учеб.-практ. пособие[Текст]/ Р.М. Язмир.- Волгоград: Перемена, 1995.- 153 с.