Дипломная работа

Диагностика воспитательного потенциала семьи как средство выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения воспитательного потенциала семьи и организации взаимодействия  с родителями

1.1.   Сущность функции и значение  семьи. Типология стилей семейного воспитания…………………………………………………………………7

1.2. Содержание воспитательного потенциала семьи. Вопросы диагностики воспитательного семейного потенциала………………………………………24

1.3.  Вопросы организации  взаимодействия семьи и школы…………………37

 

ГЛАВА 2. Диагностика воспитательного потенциала семьи и моделирование  тактики взаимодействия  с родителями………………………………………44

2.1. Диагностика воспитательного потенциала семьи……………………….44

2.2. Моделирование взаимодействия с семьей……….……………………...52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....57

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………59

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Особая  воспитательная роль семьи обусловливает актуальность проблемы исследования ее воспитательного потенциала. Эффективность воспитательного процесса  во многом опреде­ляется особенностями личности родителей и педагогов, усло­виями воспитания и качеством воспитательно-образовательного процесса, социально-психологическим микроклиматом и куль­турной аурой, уровнем сотрудничества и взаимодействия детско­го сада и  семьи.

Выводы многих выдающихся педагогов (П. П. Блонского, А С.Макаренко, В. Н. Мясищева, В А Сухомлинского), резуль­таты современных исследований (С Д. Арзуманяна, А. С. Белкина, Л. М. Зюбина, А. И. Кочетова, Г. П. Медведева, И. А. Нев­ского, В. Г. Сенько, И. П. Трушиной и др.) свидетельствуют о том, что отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка, отставания и отклонения в их развитии,  зачастую вызваны недостатками   воспитательно-образовательной   работы   в семье и  школе.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что эта важная проблема разработана пока недостаточно. Проблема взаимодействия семьи и школы в этом процессе в них рассматривается лишь гипотетически.

В исследованиях проблем взаимодействия различных воспи­тывающих сил (В. Г Бочарова, Б 3. Вульфов, Г. К. Димитрова, Ж. М. Дятчина и др. ), получили освещение общие вопросы совместной дея­тельности различных воспитательных институтов. Эти работы вносят определенную ясность в понимание проблемы педагогического взаимодействия, расширения воспитательных возмож­ностей семьи, но его особенности в зависимости от существующего воспитательного потенциала  каждой конкретной семьи  не рассматривают.

Детство  - период, когда формируются базовые ценности личности,  формируются многие, важные для  развития ребенка, новообразования, закладывается фундамент стиля жизни. Следовательно, в этот период особое  внимание должно уделяться условиям воспитания и развития ребенка.

Однако  на практике современную ситуацию характеризуют как педагогическое отчуждение родителей от процесса воспитания ребенка в образовательном учреждении. Родители мало интересуются содержанием воспитания в школе.  Педагоги, в свою очередь, не стремятся активно использовать воспитательный потенциал семьи. Указанные обстоятельства провоцируют  конфликтную социализацию детей, формой проявления которой может стать педагогическая запущенность ребенка.

Отмеченное свидетельствует о возникновении  противоречия между необходимостью объединения усилий родителей и школы и их разобщенностью в реальном образовательном процессе. Возникшее противоречие и актуальность данной проблемы позволило определить выбор темы выпускной квалификационной работы: «Диагностика воспитательного потенциала семьи как средство выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями».

Объект исследования: взаимодействие семьи и школы в воспитательно-образовательном процессе.

 Предмет исследования:  диагностика воспитательного потенциала семьи как средство выработки тактики взаимодействия.

Цель исследования: определить и экспериментально проверить содержание, основные пути и способы организации процесса   взаимодействия   родителей и    школы.

В соответствии с целью  исследования были поставлены следующие задачи:

1.                               Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.                               Определить содержание воспитательного потенциала семьи

3.                    Выявить и экспериментально  апробировать способы организации взаимодействия  с родителями.

Гипотеза исследования: взаимодействие с семьей будет наиболее эффективным при  следующих условиях:

-  выявления воспитательного потенциала семьи:

- активное включение родителей в воспитательную  работу с учетом индивидуальных особенностей семьи.

- разработка и практическая реализация  индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

Методологической  и теоретической основой исследования являются работы, посвященные исследованию взаимодействия различных воспи­тывающих сил (В. Г Бочарова, Б 3. Вульфов, Г. К. Димитрова, Ж. М. Дятчина и др. )

В соответствии с целью и поставленными задачами на различных этапах использовались методы:

- теоретические: анализ научной психолого-педагогической и методической литературы, методы теоретического обобщения, моделирования;

-эмпирические:  педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование,   педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов (констатирующего,  формирующего и итогового). 

- методы обработки экспериментальных данных исследования.

Исследовательская  работа проходила в 3 этапа.

1.                Поисково-теоретический этап был посвящен анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследований; разработке цели и задач исследования, формулированию гипотезы.

2.                Опытно-экспериментальный этап был посвящен разработке и организации опытно-экспериментальной работы; подбору и обработке диагностических методов исследования, проведению констатирующего и формирующего этапа педагогического эксперимента.

3.                Заключительно-обобщающий этап исследования бобщение результатов исследования; оформление ВКР.

База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе средней малокомплектной школы с. \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ с включением шести детей и двенадцати родителей.

 Научная новизна  исследования заключается в том, что диагностика воспитательного потенциала семьи рассмотрена как средство  организации процесса взаимодействия семьи и школы; выделены и описаны условия  взаимодействия педагогов и  родителей в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования заключается в разработке индивидуальных и групповых занятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями.

Структура ВКР: введение, 2 главы, заключение, библиография, приложения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе работы  подтвердилась актуальность и практическая значимость темы исследования. В  условиях демократизации образования, многовариантности его форм и содержания впервые стали значимыми образовательные потребности семьи. Ныне она выступает в своей второй роли — как социальный заказчик разноуровневого, дифференцированного, профильного образования, источник целеполагания в программах разви­тия школы в целом и деятельности конкретного педагога в частности.

Необходимость педагогического обследования современной семьи обусловлена также ростом числа неблагополучных семей, наметившейся тенденцией ослабления воспитательных позиций семьи в обществе. Процесс обнищания, напряженные сверхусилия для выживания в новых условиях, безработица, потеря прежних нравст­венных ориентиров и ненажитость новых идеалов, ослабление контроля и помощи семье со стороны государства — вот те социальные процессы, которые дестабилизируют семью, подвергают коррозии ее жизненные силы, а значит и воспитательный потенциал.

В условиях остропротекающих кризисных процессов семья ну­ждается в помощи, в активизации воспитательных сил, в повышении педагогической культуры — и все это образовательное учреждение может сделать только на базе объективной, реалистической информации о проблемах и налич­ных возможностях семьи.

В ходе работы была проведена диагностика воспитательного потенциала семьи и на основе полученных результатов исследования была разработана модель организации взаимодействия с родителями. Результаты практического эксперимента подтвердили гипотезу исследования о том, что  взаимодействие с семьей будет наиболее эффективным при  условиях:

-  выявления воспитательного потенциала семьи:

- активное включение родителей в воспитательную  работу с учетом индивидуальных особенностей семьи.

- разработка и практическая реализация  индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

Следует отметить, что особое диагностическое внимание педагог должен уделить семьям проблемных, трудных детей, учитывая, что «история болезни» практически каждого педа­гогически запущенного ребенка начинается в семье: ослабленный нравственно-воспитательный потенциал семьи — одна из главных, ведущих причин явления педагогической запущенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.    Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. [Текст]/ Ю.П. Азаров. - 2-е изд., переработ, и доп. - М.: Политиздат, 1985. - 238 с.

2.                                 Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст]/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с.

3.                                 Волкова, Е. Трудные дети или трудные родители. [Текст]/ Е. Волкова. - Профиздат, 1981. - 211 с.

4.                                 Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр.  и доп. [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В Волкова. - М.:  Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.

5.                                 Воспитание как часть педагогического процесса. [Текст]/ Под ред. С.А.Смирнова /4-е изд., доп. М.: «Академия», 2001. - 280 с.

6.                Воспитателю  о  работе  с  семьей:   пособие  для  воспитателя  дет. сада [Текст]/ Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989. - 192с.

7.                Выготский, Л. С. Проблемы развития психики [Текст]/ Л.С. Выготский.- собр. Соч.: В 6т.-М: 1983 т.4.-432с.

8.                                 Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст]/Л.С, Выготский.- СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224с.

9.                Галигузова, Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. [Текст]/ Л.Н Галигузова. - М.1992 г.- 472 с.

10.           Диалоги о воспитании. [Текст]/  Сост. О.Г.Свердлова Под ред. В.Н.Столетова. - 3-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1985. - 228 с.

11.           Запорожец, А.В., Лисина, М.И. Развитие общения у дошкольников. [Текст]/ А.В. Запорожец, М.И. Лисина. - М.,1974. - 321 с.

12.           Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. - 2-е изд. [Текст]/  В.П. Кащенко.- М.: Просвещение, 1994. - 223с.

13.           Кочетков, А.И. Педагогика отношений [Текст]/ А.И. Кочетков.- М.: Новая школа, 1994. =  240 с.

14.            Карабанова,  О.  А.  Игра в  коррекции  психического  развития ребенка: Учебное пособие. [Текст]/ О.А. Карабанова.- М.: Российское пед. Агенство, 1997. - 192с.

15.           Лаврентьева, Г.П. Культура общения. - К.: Рад. шк., 1988.-128с.

16.           Левитов, Н. Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. [Текст]/ Н.Д Левитов.- М.: Издательство АПН РСФСР. 1961. - 210 с.

17.                        Леви, В. Нестандартный ребёнок. [Текст]/ В. Леви. - М.: Прометей, 1992. - 97 с.

18.    Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа   с   гиперактивными,   агрессивными,   тревожными   и   аутичными  детьми. [Текст]/   Г.Б Монина.- М.: Генезис, 2000. - 192 с.

19.                        Махов, Ф.С. Кого мы растим. Беседы о воспитании. [Текст]/ Ф.С. Махов. - Профиздат, 1989.- 76 с.

20.   Медведев, Г.П. Педагогический перекрёсток. [Текст]/ Г.П. Медведев.- М.: Сфера,  1992. - 51с.

21.                        Невский, В.А. Трудный успех. [Текст]/ В.А. Невский. - М.: Профиздат. - 1981. - 211 с.

22.           Овчарова,   Р.В.    Взаимодействие   семьи,   детского   сада   и   школы   в предупреждении педагогической запущенности детей. [Текст]/ Р.В. Овчарова. - М.: Сфера. – 1999,      226с.

23.                        Овчарова, Р.В. Методы работы с   проблемными   детьми. [Текст]/  Р.В. Овчарова.- М.: Факел, 1998, 150с.

24.                        Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Коррекционные игры. [Текст]/ М.А. Панфилова / Под ред. И.В.Дубровиной. - 5-е изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -  128 с.

25.                        Педагогика.   Учебник  для   студентов   ВУЗОВ [Текст]/   И.П. Подласый.   -  М.: Просвещение. - ВЛАДОС, 1996. - 347 с.

26.                        Психология   и   педагогика.   Учеб.   пособие   для   вузов. [Текст]/ Составитель   и ответственный редактор А.А. Радугин. Научный редактор Е.А. Кротков. - Москва, 1996. - 336 с.

27.                        Практическая   психология   образования.  Учебник   для   студентов   высших   и   средних   специальных   учебных заведений. [Текст]/  Под   ред.   И.В.Дубровиной.  - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 528 с.

28.                        Слуцкий, В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека. [Текст]/ В.И.  Слуцкий. - М.: Просвещение, 1992. - 159 с.

29.                        Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада [Текст]/  В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М.Кларина и др. - М.: Просвещение, 1993. - 191 с.

30.                        Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. Т.8. [Текст]/ К.Д.  Ушинский.  - М., 1969.-223 с.

31.                        Фадеева, Е.И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ Е.И. Фадеева.- М.: ЦГЛ,2003. - 96с.

32.                        Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве - времени Детства. [Текст]/ Д.И. Фельштейн. .: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997. -  160 с.

33.                        Фопель, К.  Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2. 2-е изд., стер. [Текст]/ К. Фопель- М.: Генезис, 2001. - 160 с.

34.                        Фридман, И.К. Лабиринты общения: Учебно-метод. пособие. [Текст]/ Фридман, И.К.  - М.: ЦГЛ, 2003.-116 с.

35.           Хрестоматия.   Дети   с   нарушениями   развития.   Учебное   пособие   для студентов   и   слушателей   спецфакультетов:   [Текст]/ Сост.   В.Астапов.   -   М.: Международная педагогическая академия, 1995. -  264 с.

36.             Хрипкова,  А.   Г.,   Запорожец,  А.В.   Мир   детства.   Дошкольник  [Текст]/ А.   Г.   Хрипкова,  А.В.   Запорожец.   -   М.: Педагогика. - 1979. - 19с.

37.                        Шилова, Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонении в поведении: [Текст]/ Т.А.  Шилова. -, М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995. -167 с.

38.           Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст]/ Д.Б. Эльконин.-Воронеж.1995, 458 с.

39.                        Эльконин, Д.Б. О психологии [Текст]/ Д.Б. Эльконин.// Вестник Моск. Унив. Серия 14,  2000. №2. С 9.

40.                        Эльконин, Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-360с.

41.           Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.,1960. – 457 с.

42.            Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]/ Д.Б. Эльконин. (Под редакцией Давыдова, В.В., Зинченко, В.П.) М., 1989. – 476 с.

43.                        Язмир, Р.М. Развитие и коррекция произвольности у детей 6-7 лет. - Учеб.-практ. пособие[Текст]/ Р.М. Язмир.- Волгоград: Перемена,  1995.-  153 с.