Дипломная работа
Формирование
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в
театрализованной деятельности
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………..3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема содержания и формирования коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста ……………………………7
1.2. Значение и особенности театрализованных игр детей
дошкольного возраста …………………………………………………………..16
1.3. Пути формирования коммуникативных умений детей
старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности ..…..25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Экспериментальное исследование по определению
уровня сформированности коммуникативных умений
у детей старшего дошкольного возраста…………..……………………….30
2.2. Комплекс театрализованных игр-занятий для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….55
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….…57
Введение
Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом формирования коммуникативных свойств характера. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Проблема воспитания человека вообще и воспитания культуры общения, в частности, является одной из значимых на данном этапе развития системы образования России. За последнее время интерес к данной проблеме еще больше увеличился. Сейчас много говорится о, так называемом, «кризисе общения», растущей «некоммуникабельности» людей. Изменение материальных условий жизни, условий образования, быстрое распространение компьютерной сети во всех сферах и других технических средств массовой коммуникации, расширение «дистанционного общения», - все это способствует изменению форм общения, ставят вопрос о необходимости целенаправленного воспитания коммуникативной' культуры человека, культуры речевого поведения.
Первые наблюдения над социальным поведением зафиксированные еще в античности в философских трудах древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля. Позднее – в период Просвещения - у Дидро, Руссо, Гельвеция, Монтескье. Самой проблеме общения посвящали работы выдающиеся педагоги и психологи С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, А. А. Бодалев, И. А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, В. А. Лабунская и другие.
Для данной проблемы исходным определением общения мы принимаем положение И. А. Зимней о том, что «общение представляет собой форму общественно-коммуникативной деятельности, где «вербальное общение» является специфически человеческой формой взаимодействия членов общественности».
Результаты исследований Т. А. Репиной, В. С. Мухиной показывают, что отношения между сверстниками к концу дошкольного возраста полностью сложившиеся и делают ребенка популярным и предпочитаемым сверстникам, успешным в сфере общения. У детей, отвергаемых сверстниками, преобладает отчужденное отношение к другим детям. В общении главная задача заключается в защите себя: у одних проявляется в яркой агрессии, у других – в замкнутости, застенчивости, ухода в себя. Это затрудняет общение дошкольника со сверстниками и может в дальнейшем принести массу проблем самому ребенку и окружающим его людям.
Решить данную проблему можно путем включения ребенка в совместную деятельность. Вступая во взаимоотношения, дошкольники обмениваются мнениями, обогащают друг друга полученными знаниями, устанавливают контакты. Одним из таких видов взаимоотношений является театрализованная деятельность. Авторы многих инновационных программ в настоящее время считают более эффективным развитие творчества у детей; подготовку его к будущему через театрализованную деятельность. Это обусловлено тем, что различные образы и переживания развивают духовную сущность. Когда ребенок переживает множество различных ситуаций, вживается в персонаж, отличный от него по характеру, возрасту, то развивается подвижность души, способность к состраданию, пониманию людей, окружающего мира.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между потенциальными возможностями коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста и мало разработанными путями их развития в театрализованной деятельности. Это противоречие позволило выделить проблему исследования, которая заключается в поиске наиболее эффективных условий формирования коммуникативных умений в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Выявленная проблема определила тему исследования: «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
Целью нашего исследования является теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театализованной деятельности.
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является условия эффективного формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
В процессе данного исследования было выдвинуто гипотетическое предположение о том, что формирование коммуникативных умений будет осуществляться более эффективно, при соблюдении следующих условий:
1. определение содержание коммуникативных умений детей дошкольного возраста
2. разработка диагностики уровня сформированности коммуникативных умений старших дошкольников.
3. разработка комплекса театрализованных игр – занятий по формированию коммуникативных умений.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены задачи:
1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе по теме исследования.
2. Определить особенности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс театрализованных игр и экспериментально проверить эффективность использования их в формировании коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы реализации цели и задач исследования:
I. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.
II. Практические: методика Г.А. Урунтаевой, методика Е.О. Смирновой, наблюдение, беседа, проведение игр-занятий..
III. Количественный и качественный анализ эмпирических данных
Научная новизна работы заключается в проведении анализа теорий и исследований по формированию коммуникативных умений у дошкольников.
Практическая значимость. Подборка и апробация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста может быть использована для практического применения воспитателями ДОУ в воспитательно – педагогическом процессе.
Методологической основой исследования являются положения философии и социологии о человеке как высшей ценности общества; концепции о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (Ананьев В.Г., Запорожец А.В., Лисина М.И.), идеи дошкольной педагогики Гербовой В.В., Сохина Ф.А., Ушаковой О. С.
Исследования проводились в три этапа.
На первом этапе () была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, определена проблема, цель, задачи исследования, гипотетическое предположение. Был проведен констатирующий эксперимент, с целью определения уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе () нами была организованна опытно-экспериментальная работа. Разработан комплекс театрализованных игр-занятий, направленный на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
На третьем этапе () были систематизированы и обобщены данные опытно-экспериментальной работы. Оформлена выпускная квалификационная работа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы.
Заключение
Использование театрализованных игр в дошкольном образовательном
учреждении позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных умений, а также способствующие получению более продуктивного результата в совместных играх, а также выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, социально-эмоционального развития.
Вступая в игровые отношения, ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным ситуациям. В театрализованных играх возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам.
Результаты констатирующего эксперимента показали недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений у испытуемых дошкольников.
В работе с детьми экспериментальной группы использовался комплекс игр-занятий для формирования коммуникативных умений.
Содержание театрализованных игр-занятий включало в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Все занятия мы строили в основном по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах);
- эмоциональное заключение.
В процессе занятий использовались разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию, проигрывание ролей в парах, ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных и невербальных средств выразительности, рассказывание сказки от имени разных героев, представление себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни, совместные обсуждения и др.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей экспериментальной группы, с которыми проводились театрализованные игры-занятия, уровень коммуникативных умений оказался значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми специальная работа не проводилась.
Таким образом, подтвердилось гипотетическое предположение о том, что формирование коммуникативных умений будет осуществляться более эффективно если подобрать и реализовать комплекс театрализованных игр-занятий.
Литература
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М., Просвещение. 1991 - 127 с., ил.
2. Бородин А. И. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студентов пед. инст-в по спец. «Дошкольная педагогика и психология». 2-е изд. М., Просвещение. 1981 -255 с., ил.
3. Введение в психологию/ Под общей ред. Проф. А. В. Петровского. М., изд. центр «Академия». 1997 - 496 с.
4. Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2. М., 1974. – 548 с.
5. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч. Ч. 2.1 Под. ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморукова. 2-е изд. испр. и доп. М., Просвещение. 1988 - 270 с.
6. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ / Под ред. Ядэшко В. И., Сохина Ф. А. 2-е изд. перераб. и доп. М., Просвещение. 1986-415 с.
7. Игра дошкольника/ Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемьева и др. Под ред. С. Л. Новоселовой. М. Просвещение. 1989 - 286 с.
8. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. М. Просвещение. 1987 - 190 с.
9. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития». 1997 - 240 с.
10. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М., Издательский центр «Академия». 2000 - 416 с.
11. Коломенский Я. С., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Книга для учителя. М., Просвещение. 1988 - 190 с.
12. Кривченко Т. А. Коммуникативная культура человека, как объект специального формирования в воспитании// Классный руководитель. 2002, № 5,132-142.
13. .Лашкина Н. Изобразительная деятельность и театрализованные игры. Из опыта работы// Дошкольное воспитание. 1998, № 2, 55-58 с.
14. Леонтьев А. Н. Педагогическое общение. М. 1979 - 185 с.
15. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников// Дошкольное воспитание. 1999, № 11, 6-14 с.
16. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Т. А. Марковой. М., Просвещение. 1982 -128 с., ил.
17. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е изд. М., Гуманитарный издательский центр «Владос». 1997 - 688 с.
18. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под. ред. Андреевой Г. М., Яноушева Я. М., издательство Московского университета. 1990 - 304 с.
19. 0сипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М., ТЦ «Сфера». 2000 - 512 с.
20. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /С. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. М. Школа-пресс. 2000 - 512 с.
21. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб. для студентов высших и средних учебных заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., испр. и дополи. М., Издательский центр «Академия». 1999 - 512 с.
22. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М., Школьная прессе (дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12).2000
23. Психокоррекция и развивающая работа с детьми. Учебное пособие для студентов средний педагогических учебных заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. Под ред. И. В. Дубровина. 2-е изд., стереотип. М., издательский центр «Академия». 1999 - 160 с.
24. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников. Ермолаева М.// Дошкольное воспитание, 1995 № 9, 21.28с.
25. Социальная психология. Под. ред. Г. М. Андреевой. М., наука. 1994 -234с.
26. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс». 1997 -736 с.
27. Урунтаева Г.Л. Дошкольная психология. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 5-е изд., Стереотип. М., Изд. центр «Академия». 2001 - 336 с.
28. Урунтаева Г. Л., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. Попобие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и волледжей, воспитателей детского сада. Под ред. Г. Л. Урунтаевой. М., Просвещение. 1995 -291 с.
29. Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности (старший дошкольный возраст). Крайнева Л.// Дошкольное воспитание, 1984 № 10, 86-89 с.
30. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. Педагогика. 1978 - 304 с.
31. Эстетическое воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов./ Под. ред. Ветлугиной Н. А. 2-е изд. перераб. М., Просвещение. 1985 -207 с., ил.
32. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. А. Дубровская, Т. А. Казакова, Н. Н. Юрина и др. Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. М., издательский центр «Академия». 2002 - 256 с.