Дипломная работа

Влияние  работы на компьютере на показатели умственной работоспособности учащихся

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Обзор литературы

1.1.   Понятие умственной работоспособности учащихся…………6

1.2.   Структура и динамика умственной работоспособности учащихся……………………………………………………………….9

1.3.   Проблема изучения показателей умственной работоспособности…………………………………………………..16

1.4.   Использование  компьютера в учебном процессе………….24

   1.5. Влияние работы на компьютере на здоровье учащихся……...32

1.6. Правила и санитарные нормы работы на компьютере……….38

 

Глава 2. Материалы и методы исследования………………………39

2.1. Оценка состояния здоровья учащихся экспериментального   

класса………………………………………………………………….40

2.2. Анкетирование учащихся……………………………………….41

2.3. Исследование умственной работоспособности по корректурной

таблице В.Я. Анфимова………………………………………….…..44

2.4. Изучение влияния компьютера на умственную

работоспособность………………………………………………….. 46

 

          Глава 3. Результаты собственных исследований и их обсуждение

          3.1.Гигиеническая оценка кабинета вычислительной техники 

          школы………………………………………………………………….47

3.2. Обсуждение результатов анкетирования………………………49

3.3. Результаты исследования по методике  Мюнстенберга………51

3.4.Исследование изменения показателей умственной 

работоспособности у учащихся на уроке математики без применения

компьютера…………………………………………………………...52

3.5. Исследование изменения показателей умственной

работоспособности учащихся  на уроке с применением

компьютера……………………………………………………………54

3.6. Сравнение показателей умственной работоспособности учащихся  

на уроке математики с применением  и без применения компьютера в

динамике учебного года……………………………………………….59

      Выводы………………………………………………………………….61

 

Библиография…………………………………………………………..63

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы. Дети подросткового возраста (13-16) лет обладают характерными психологическими и физиологическими свойствами. Личность подростка отличается психологической неустойчивостью, неадекватной самооценкой. В этом возрасте происходят структурные и функциональные изменения организма  с внутривозрастными индивидуальными различиями в темпах роста  и развития, требующие особого внимания всех участников образовательного процесса.

Интерес к проблеме повысили происходящие в последнее десятилетие серьезные социально-экономические изменения в стране, которые совпали с большим количеством теоретических и практических инноваций в образовании. В связи с этим в настоящее время открываются учебные заведения с нетрадиционными формами обучения: лицеи, гимназии, школы углубленного изучения ряда предметов, в которых преследуются цели существенного повышения  образовательного уровня, пересматриваются программы обучения, вводятся дополнительные учебные нагрузки. Все эти формы обучения, в большей степени экспериментальные, требуют изучения психофизиологического состояния школьников.

Степень умственной и физической нагрузки в динамике учебного года в условиях реализации различных педагогических нововведений нуждается в управлении. Для этого важно знать характеристики анализаторных и моторных параметров школьника на различных этапах образовательного процесса. Однако способы объективной оценки педагогической эффективности нововведений, последствия их влияния на физиологические и психологические свойства учащихся изучены явно недостаточно.

Возникает вопрос, какой психофизиологической и физиологической ценой будет достигаться более высокий уровень образования, как влияет повышение учебной нагрузки на работоспособность и здоровье детей.

Исходя из актуальности и слабой изученности поднятой проблемы, нами была поставлена цель – изучить влияние работы на компьютере на психофизиологические показатели школьников 13-16 лет.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.     Определить показатели умственной работоспособности и коэффициента точности школьников 13-16 лет на обычном уроке математики и на уроке математики с применением компьютера в динамике учебного года.

2.     Исследовать влияние работы на компьютере на показатели умст­венной работоспособности и коэффициента точности, учащихся 8, 9, 10, 11 классов.

3.     Провести гигиеническую оценку кабинета вычислительной техники школы № 1 г. Ишима.

4.     Изучить показатели памяти и внимания школьников 13-16 лет.

5.     Исследовать скорость простой и сложной зрительно-моторных реакций у школьников 13 лет.

6.     Выполнить статистическую обработку полученных результатов.

Объект исследования: показатели умственной  работоспособности, памяти и внимания  и скорости зрительно-моторных реакций.

Предмет исследования: влияние работы на компьютере на психофизиологические показатели школьников.

Научная новизна.  В динамике двух лет обучения проведено систематическое исследование показателей памяти, внимания, умственной работоспособности учащихся 8-11 классов, участвующих в эксперименте «Использование компьютерной поддержки урока как средства повышения эффективности обучения». Получены сведения о влиянии работы на компьютере на психофизиологические показатели школьников.

    Прослежена годовая динамика показателей умственной работоспособности учащихся на уроке с компьютерной поддержкой и на обычном уроке математики.

Получены сведения о показателях свойств внимания и памяти школьников с 8 по 11 класс. Выявлен преобладающий тип памяти школьников в зависимости от возраста.

    Получены сведения о свойствах центральной нервной системы учащихся 8 класса.

 

Практическая значимость исследования. Полученные данные приняты и используются для объективной оценки влияния работы на компьютере на психофизиологические показатели и состояние здоровья при организации работы экспериментальной площадки школы № 1 г. Ишима «Использование компьютерной поддержки урока как средства повышения эффективности обучения», а также при планировании мероприятий по сохранению здоровья детей в образовательных учреждениях гшима. Полученные данные по изменению показателей умственной работоспособности на уроках математики, которые могут использоваться для оценки влияния общей учебной нагрузки.

Полученные данные о состоянии умственной работоспособности старших школьников г.\\\\\\\\\, о показателях памяти и внимания апробированы в школе № 1 с целью оптимизации образовательного процесса и учебного труда старших школьников.

    Материалы исследования докладывались на  второй городской научно-методической  конференции «Использование компьютерной поддержки урока как средства повышения эффективности обучения», г.\\\\\\\\; на третьей  городской научно-методической конференции «Компьютерная поддержка как способ организации личностно-ориентированного обучения», г.\\\\\\,

 

 

 

 

 

Выводы

1.    Кабинет вычислительной техники школы № 1 города \\\\ по большинству параметров соответствовал гигиеническим требованиям и нормам (СанПиН — 96).

2.    Умственная работоспособность учащихся  в конце обыч­ного урока математики  закономерно снижалась. Урок математики с применением компьютера не приводил к сниже­нию умственной работоспособности, а напротив, ее показатели не­сколько увеличивались.

3.     Умственная работоспособность старших и средних школьников  г. Ишима от 8 к 11 классу увеличивалась. Под влиянием учебной нагрузки умственная работоспособность снижается от первой к четвертой четверти. В конце учебного года на уроке математики с применением компьютера умственная работоспособность выше, чем на обычном уроке математики.

4.    При индивидуальной оценке показателей умственной рабо­тоспособности выявлен более высокий процент учащихся с выше среднего и высоким уровнем умственной работоспособности на уроке с применением компьютера, чем на обычном уроке матема­тики и меньший процент учащихся с ниже среднего и низким уров­нем умственной работоспособности.

5.    С возрастом показатели памяти и внимания оптимизировались. У большинства обследованных школьников отмечался выше среднего и средний уровень объема внимания. Наибольший процент учащихся с высоким уровнем объема внимания был выявлен среди учащихся 9 и 11 классов.

У большинства школьников от 8 к 11 классу объем памяти увеличивался. В 9 и 11 классах около 70% учеников имели высокий уровень объема памяти.

У обследованных учащихся 8 и 9 классов двигательная память развита лучше, чем зрительная и слуховая. У учащихся 10 класса выявлено преобладание зрительной памяти. Одиннадцатиклассники характеризовались  преобладанием слуховой  и двигательной памяти над зрительной.

 

6.    Большинство обследованных школьников 8 класса отличались  высоким уровнем скорости  простой зрительно-моторной реакции.

Скорость сложной зрительно-моторной реакции была меньше. При исследовании скорости сложной зрительно-моторной реакции наблюдалось снижение количества учащихся с высоким уровнем скорости СЗМР. Большинство учащихся имели средний уровень  скорости СЗМР.

 


Литература

 

 

1. Андрусишина И.Н., Луценко Л.И. Изменение показателей умствен­ной работоспособности под влиянием различных видов учебной нагрузки // Тезисы доклада конференции «Физические проблемы утомления и восстановления». Киев. Черкассы. 1985. стр. 15.

 2. Ананьева Н.А., Неверова Л.Г. Работа на дисплеях и состояние здоровья школьников. // Гигиена и санитария. 1987. № 6.С.7-10. 

3. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.:

Наука, 1980,стр. 196.

4. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968, с. 152.

5. Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М., Манке ГГ., Параничева Т.М. Медико-физиологические аспекты индивидуально-дифференцированного обучения старшеклассников. // Физиология человека, 1997. Т 23 № 1. с. 98-102.

6. Антропова М.В., Соколова Н.В. Особенности умственной работоспособности медлительных и подвижных детей- учащихся 1-4 классов, проживающих в экстремальных климатических условиях //Физиол. Человека. 1993. Т. 19.№4. С.14-22.

7. Арестова О.Н. Влияние компьютеризации эксперимента на валидность психодиагностических методик.// Психологический журнал. 1990. Т. 11.№6.С. 86-93.

8. Афифи А., Эйден С. Статистический анализ. Подход с использованием ЭВМ. М.Мир.1982. С 486 .

9. Бойко Е.И. Время реакции человека. М.: Медицина,1964. С  439 .

10. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. М.: Педагогика. 1976. 248 с.

11. Баевский Р.М., Кудрявцева В.И. Особенности регуляции сердечно­го ритма при умственной работе. // Физиология человека, 1979. Т.1 № 2. с.296-300.

12. Батцев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991.с. 256.

13. Вайнруб Е.М., Игнатенко О.Я. Анализ факторов, определяющих уровень работоспособности школьников. // Новые исследования по возрастной физиологии. М. 1983. № 2. с. 19-22.

14. Ванифатьева Л.М., Кузнецова Л.М., Лосева О.А. Умственная рабо­тоспособность учащихся V — VI классов в школе продленного (полного) дня. // Новые исследования по возрастной физиологии. 1985. № 1.с. 97-101.

15. Вацуро Э.Г. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. М.: Учпедгиз, 1955. С  157 .

16. Вяткин Б.А. Влияние ситуации напряжения на некоторые двига­тельные качества школьников в зависимости от типологических различий после процесса возбуждения. // Вопросы психологии. 1964. №4. С. 34-40.

17. Воронин Л.Г. Вопросы теории и методологии исследования высшей нервной деятельности человека. М.: Педагогика. 1982. С 176 .

18. Гладыш В.А., Горев С.А., Фарбер Д.А. Отражение индивидуальных особенностей скоростной переработки информации в параметрах ЭЭГ детей школьного возраста // Физиол. человека. 1995. Т. 21. №1. С.99.

19. Голубева Э.А., Изюмова С.А. Опыт комплексного исследования учащихся в связи с некоторыми проблемами дифференциации обучения. // Вопросы психологии. 1991. № 2. с. 132-140.

20. Горев А.С., Параничева Т.М. Функциональное состояние центральной нервной системы учащихся в период обучения в начальной школе // Гигиена и санитария. 1989. № 9. С. 82-84.

21. Гринене Э.Ю., Вайткявичюс Ю.Н., Марчинскине Э.Ю. Влияние учебного процесса на организм старшеклассников // Гигиена и санитария. 1991. № 10. С. 63-65.

22. Громбах С.М. Работоспособность и здоровье школьников. М.: Ме­дицина. 1988. с. 142-150.12.    

23. Гумнер П.И.,  Глушкова Е.К., Степанова М.И., Сазанюк З.И., Клюкин А.П. Использование компьютера для гигиенической регламентации учебных занятий школьников // Гигиена и санитария. 1991.№ 10. С. 57-59.

24. Данилина Ирина Исааковна. Обучение информатике в школе в ус­ловиях профильной дифференциации (на примере курса экологи­ческой направленности). Екатеринбург— 1998.

25. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллекту­альном развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1997. № 4. с. 39-41.

26. Дядечкин В.П. Особенности психологических функций при умст­венном труде. // Гигиена и санитария. 1987. № 4. с. 39-41.

27. Жбанков О.В., Толстой Е.Ф. Технология контроля психофизического состояния студентов и управления им // Теория и практика физической культуры. 1997. № 8. С. 40-43.

28. Зинченко В.П., Леонова А.Б. Методы оценки функциональных со­стояний человека. // Итоги науки и техники ВИНИТИ. Серия «Фи­зиология человека и животных. 1978. № 21. с. 5-57.

29. Каташинская Л. И. Динамика показателей развития, функционального состояния и умственной работоспособности средних и старших школьников города Ишима. Автореферат канд. биол. наук. Тюмень 1999. с. 17-23.

30. Козлов В.А. Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу школьной гигиены. Брянск— 1983.

31. Краснопевцев В.М., Скоцелярис Е.А., Истомин А.В. К методике определения умственной работоспособности учащихся средних школ //  Гигиена и санитария. 1991. № 12. С. 84-85.

32. Литовченко О.Г. Психофизиологические параметры и умственная работоспособность школьников учебных учреждений традиционно­го и нетрадиционного типа. Автореферат канд. биол. наук. Тюмень. 1998. с. 15-16.

33. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975, с. 4-24.

34. Маляренко Т.Н., Маляренко Ю.С., Кураев Г.А. Возрастная физио­логия. Тамбов: издательство ТГУ имени Г.Р. Державина, 1997. с. 109.

35. Макаренко Н.В. Отражение индивидуальных особенностей дея­тельности человека и животных в характере изменения частоты сердечных сокращений. // Физиологический журнал. 1982. Т. 28 № 2. С. 175-182.

36. Макаренко Н.В. Психофизиологические функции человека и операторский труд. Киев: Наукова думка. 1991. С  216 .

37. Маркина А.В., Пашина А.Х, Мальцева И.В. Связь параметров альфа-ритма фоновой ЭЭГ с особенностями темперамента и эмоциональной сферы человека // 2-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы научных сообщений. Ч.2. Новосибирск, 1995. С. 281-282.

38. Материалы  научно-методической конференции «Исполь­зование компьютерной поддержки урока как средства повышения эффективности обучения», город Ишим, 2000 год, городская шко­ла № 1.

39. Матюхин В.А., Демин Д.В., Физиология перемещений человека и вахтовый труд. Новосибирск, 1986. С. 197.

40. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. С. 254.

41. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М., 1981. с. 278.

42. Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966. С 389 .

43. Никифорова О.А., Заруба Н.А. Комплексная оценка адаптации старшеклассников к профильному обучению с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей // 2-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы научных сообщений. Ч.2. Новосибирск, 1995. С. 317-318.

44. Никулина Н.Б., Хохлашвилли И.В., Горвенко В.И. Определение уровня работоспособности у студентов. Одесса. 1992. с.42.

45. Оранский И.Е. Хронобальнология и хронофизиотерапия. // Руково­дство по хронобиологии и хрономедицине. М.: Медицина, 1979. с. 335-348.

46. Орлова Е.В., Фомкина Н.Н., Зеллис Ж.Н., Костюк Е.В. Оценка работоспособности функционального состояния ЦНС учащихся 11-13 лет класса коррекции //Гигиена и санитария. 1992. №3.С.40-41.

47. Пратусевич Ю.М. Определение работоспособности учащихся. М.: Медицина. 1985. С  128 .

48. Пропой Г.С. Оценка функционального состояния у детей с помощью метода ЗМР //3-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов. Новосибирск, 1997. С. 182.

49. Пузынина Г.Г. «Методические рекомендации по возрастной фи­зиологии и школьной гигиене».

50. Сапожникова Р.Г. Гигиена обучения в школе. М.: Педагогика. 1974. с. 145.

51. Собчак З., Козловский В. Развитие моторной работоспособности учащихся механического техникума  и общеобразовательного лицея в Лодзи // Гигиена и санитария. 1988. №11. С. 62-69.

52. Стрелляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. М.:

Прогресс. 1982.С. 230.

53. Судаков К.В. Общая теория функциональных систем. М.: Медици­на. 1984.с. 224.

54. Теплов Б.М. Некоторые вопросы изучения общих типов высшей нервной деятельности человека и животных //Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961.  С.536 .

55. Уразаев А.М., Медведев М.А., Ротов А.В. Физиологические детерминанты состояния «ожидания работы» //Медико-биологические проблемы вахтовой организации труда. Сб. науч. трудов. Новосибирск, 1988. С. 10-19.

56. Федоров Б.М. Эмоции и сердечная деятельность. М.: Медицина, 1977.212с.

57. Чайченко Г.М., Томилина Л.И. Психофизиологический рейтинг как показатель эффективности умственной деятельности // Физиол. Человека. 1995. Т. 21. № 2. С.30-34.

58. Яйлеткан А.А, Артановский В.В. Рекомендации к проведению заня­тий с использованием компьютеров. Город Тюмень 2000 год.

59. Судакова К.В. Нормальная физиология. МИА «Медицинское информационное агентство». М.; 1999. с. 549-606.