Курсовая работа

«Здоровьесберегающие технологии в школе».

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические  вопросы здоровьесберегающих технологий в современной школе

1.1.         Валеология – наука о здоровье…………………………………...7

1.2.         Факторы риска в педагогике…………………………………….14

1.3.        Профилактика  заболевания на уроках. Школа доктора  Базарного……………………………………………….18

ГЛАВА 2. Практическая работа по улучшению  здоровья учащихся и профилактике заболеваний

2.1. Анализ состояния здоровья учащихся………………………………23

2.2.  Причины  нарушения зрения учащихся…………………………25

 2.3. Предложения по предупреждению и профилактике близорукости 

         учащихся…………………………………………………………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………40

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье  — понятие комплексное. Оно за­висит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилакти­ческой работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье че­ловека отнесено к приоритетным направле­ниям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практиче­ски здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 — 40% — хронические забо­левания. У многих школьников наблюдается дис­гармоничное физическое развитие (дефи­цит массы тела, снижение показателей мы­шечной силы, емкости легких и др), что создает проблемы с общей работоспособно­стью подрастающего поколения.

Пагубное влияние на здоровье оказыва­ют алкоголь, наркотики, табак. Около 7,5 млн. детей России страдают за­болеваниями нервно-психической сферы. Основная масса таких детей обучается в обычных классах.

По данным Министерства образования России, среди причин, влияющих на здоро­вье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды, Это большая наполняемость классов, уровень освещенно­сти в школах значительно занижен, перегру­женность учащихся основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, неоправданная интенсификация об­разования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки. Неоправданно завышенный объем учебных программ, учебников, их качество и полиграфическое оформление резко увели­чивают число больных учеников. К этому же ведет несоответствие мебели и оборудо­вания гигиеническим нормам, загрязнение воздуха в школьных помещениях. Усугубля­ет положение отсутствие у большинства руководителей школ и учителей специаль­ных знаний и умений по элементарной ди­агностике состояния здоровья детей, по организации учебно-воспитательной рабо­ты с детьми, имеющими различные откло­нения в состоянии здоровья. Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обусловливает актуальность теоретической и практиче­ской ее разработки, необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохране­нию здоровья, его формированию и развитию.

Изучение  теоретической литературы по теме исследования привело нас к выводу о существующем противоречии между необходимостью  организации учебного процесса с внедрением здоровьесберегающих технологий и отсутствием в практике работы  образовательных целенаправленной работы по их внедрению и реализации. Выявленные противоречия  позволили обозначить  проблему исследования, которая заключается в применении здоровьесберегающих технологий в процессе обучения

Актуальность проблемы  обусловила выбор темы курсовой работы: «Здоровьесберегающие технологии в школе».

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать  мероприятия по внедрению здоровьесберегающих технологий в  практическую работу образовательного учреждения.

Определение темы, проблемы и цели  исследования позволили определить объект исследования: процесс обучения с точки зрения  валеологии.

Предмет исследования – здоровье сберегающие технологии в школе.

Исходя из объекта, цели,      предмета исследования можно выделить  следующие задачи исследования:

1.                      Изучить   состояние   проблемы  сохранения здоровья учащихся  в психолого-педагогической, медицинской, валеологической  литературе.

2.                      Выявить специфику валеологии как науке о здоровье

3.                      Определить       факторы риска в педагогике.

4.                      Разработать     мероприятия по здоровьесберегающим технологиям для учащихся экспериментального класса.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической и специальной литературы; наблюдения за   участниками эксперимента;  анкетирование, тестирование; количественная и качественная обработка результатов.

Методологической  основой исследования являются теоретические положения о: медико-социальных и психолого-пе­дагогических аспектах формирования здоровья населения России (Р.И Айзман, П.К. Анохин,  Э.М, Казин, Б.П. Невзоров, Н.А. Литвинова и др); валеологических аспектах образования (Г.К. Зайцев,  Г.Н.Сердюковская, С.М.Громбах и др.); здравоохранительных педагогических технологиях доктора В.Ф. Базарного.

База исследования: средняя школа №4 г. Ишима Тюменской области.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап – экспериментальный   – проведение анализа состояния здоровья учащихся,  факторов, влияющих на него и разработка на основе проведенного анализа рекомендаций по внедрению здравоохранительных технологий,  формулировка выводов;

3 этап   заключался в оформлении курсовой   работы в соответствии с требованиями ГОСТа.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в практике  педагогов  при  организации учебного процесса в  системе школьного образования.

Структура работы: введение,  глава 1, глава 2, заключение, библиография.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы была подтверждена актуальность темы исследования. По нашему мнению, в разработке новой стратегии здоровья должно быть предусмотрено смещение акцента с лечебной медицины на профилактическое направление, включающее преодоление факторов «риска» и активное воспитание человека в гигиеническом режиме.

Особую актуальность приобретает разработка и реализация мер направленных на:

-   снижение уровня функциональной напряженности детей и подростков, педагогов, обратимое восстановление резерва здоровья на этапах, переходных от здоровья к болезни через напряжение механизмов адаптации;

-   регламентацию режимов жизнедеятельности с учетом индивидуальных осо­бенностей организма, «критических периодов» индивидуального развития.

Необходима педагогическая профилактика даже незначительных (донозологических) нарушений нервно-психического и соматического здоровья, своевре­менное устранение возникающих отклонений.

Цели и задачи, поставленные нами в начале нашего исследования были выполнены.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.                Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-пе­дагогические аспекты его формирования. [Текст]/ Р.И.  Айзман. - Новосибирск, 1996.- 128 с.

2.                Айзман Р.И. Концепция валеологического образования и пути ее реализации //Материалы международной конф.: Педагогические и медицинские проблемы валеологии. [Текст]/ Р.И.  Айзман.  - Новосибирск, 1999. – 117 с.

3.                Апанасенко, Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. [Текст]/ Г.Л.  Апанасенко - Киев, 1985. -С.18-24

4.                Апанасенко, Г. Л. Индивидуальное здоровье, как предмет исследования. [Текст]/ Г.Л.  Апанасенко //Валеология. - 1997. - № 4. - С.44 – 46.

5.                Барбараш Н.А. и др. Очерки поведенческой пси­хологии здоровья. [Текст]/ Н.А. Барбараш, Л.С. Барбараш, М. Л.  Лившиц. //Аргументы, факты, тесты. - Кемерово, 1995. - 246 с.

6.                Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье. [Текст]/ И.И.  Брехман. - М., 1980. - 120 с.

7.                Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье [Текст]/ И.И.  Брехман.  // Вестник АН СССР. - 1987. - №8. - С.92 - 98

8.                Вайнер, Э.Н. К вопросу об основополагающих признаках валеологии. [Текст]/ Э.Н. Вайнер //Валео­логия. - 1997, - № 4. - С.5

9.                Валеологические аспекты образования: Из опыта работы центров научных ос­нов здоровья и развития в Кузбассе. [Текст] - Кемерово, 1995. - 203 с.

10.           Горячев, В. Здоровье – категория педагогическая. [Текст]/ В.  Горячев. // Народное образование, 1999, №9 – с.219-231.

11.            Гризик, Т.И. Познаю мир[Текст]/ Т.И. Гризик.// Дошкольное воспитание. - 2002. - №9. –С.42.

12.           Гигиенические основы обучения учащихся в современной школе [Текст]/ Под ред. Г.Н.Сердюковской, С.М.Громбаха. - М., 1975. - 172 с.

13.  Детская    практическая    психология:    Учебник  [Текст] /   Под.    ред.    Т.Д. Марцинковской.- М: Гардарики, 2001.-255 с.

14.           Зайцев, Г.К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования [Текст]/ Г.К. Зайцев. //Валеология. - 1997. - №4. - С. 16 – 21.

15.           Зайцев, Г.К. и др. Педагогика. Оздоровительные программы по валеологии. [Текст]/ Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г.  Колесникова. - СПб., 1994.- 354 с.

16.           Ирхин, В.Н. К вопросу о предмете педагогической валеологи: Валеологические исследования. [Текст]/ В.Н.   Ирхин - Барнаул, 1996. – 314 с.

17.           Казин, Э.М. и др. Валеологические аспекты образования. [Текст]/ Э.М. Казин, Т.С. Панина, Н.П. Неворотова. - Кемерово, 1995. -202 с.

18.   Лихачев, Б.Т. Педагогика[Текст] /    Б.Т.Лихачев.- М.: Прометей, 1998.- 464с.

19.       Мухина,   В.С.   Возрастная   психология:   феноменология   развития,
детство, отрочество[Текст] /   В.С. Мухина. - М.: «Академия», 2000.- 456с.

20.   Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Под. ред. Б.М. Биш-Бад.-М., 2000-508с.

21.  Российская педагогическая энциклопедия[Текст] / Под. ред. А.М. Прохорова. –М., 1993.- 573 с.

22.    Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве - времени
детства [Текст] / Д.И. Фельдштейн.- М., 1997.- 387 с.

23.           Чумаков, Б.Н. Валеология. [Текст]/ Б.Н.  Чумаков. ., 1997. – 245 с.