Курсовая работа
«Здоровьесберегающие
технологии в школе».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы здоровьесберегающих технологий в современной школе
1.1. Валеология – наука о здоровье…………………………………...7
1.2. Факторы риска в педагогике…………………………………….14
1.3. Профилактика заболевания на уроках. Школа доктора Базарного……………………………………………….18
ГЛАВА 2. Практическая работа по улучшению здоровья учащихся и профилактике заболеваний
2.1. Анализ состояния здоровья учащихся………………………………23
2.2. Причины нарушения зрения учащихся…………………………25
2.3. Предложения по предупреждению и профилактике близорукости
учащихся…………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………40
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье — понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 — 40% — хронические заболевания. У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.
Пагубное влияние на здоровье оказывают алкоголь, наркотики, табак. Около 7,5 млн. детей России страдают заболеваниями нервно-психической сферы. Основная масса таких детей обучается в обычных классах.
По данным Министерства образования России, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды, Это большая наполняемость классов, уровень освещенности в школах значительно занижен, перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки. Неоправданно завышенный объем учебных программ, учебников, их качество и полиграфическое оформление резко увеличивают число больных учеников. К этому же ведет несоответствие мебели и оборудования гигиеническим нормам, загрязнение воздуха в школьных помещениях. Усугубляет положение отсутствие у большинства руководителей школ и учителей специальных знаний и умений по элементарной диагностике состояния здоровья детей, по организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья. Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обусловливает актуальность теоретической и практической ее разработки, необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.
Изучение теоретической литературы по теме исследования привело нас к выводу о существующем противоречии между необходимостью организации учебного процесса с внедрением здоровьесберегающих технологий и отсутствием в практике работы образовательных целенаправленной работы по их внедрению и реализации. Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в применении здоровьесберегающих технологий в процессе обучения
Актуальность проблемы
обусловила выбор темы курсовой
работы: «Здоровьесберегающие технологии в школе».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать мероприятия по внедрению здоровьесберегающих технологий в практическую работу образовательного учреждения.
Определение темы, проблемы и цели исследования позволили определить объект исследования: процесс обучения с точки зрения валеологии.
Предмет исследования – здоровье сберегающие технологии в школе.
Исходя из объекта, цели, предмета исследования можно выделить следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы сохранения здоровья учащихся в психолого-педагогической, медицинской, валеологической литературе.
2. Выявить специфику валеологии как науке о здоровье
3. Определить факторы риска в педагогике.
4. Разработать мероприятия по здоровьесберегающим технологиям для учащихся экспериментального класса.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической и специальной литературы; наблюдения за участниками эксперимента; анкетирование, тестирование; количественная и качественная обработка результатов.
Методологической основой исследования являются теоретические положения о: медико-социальных и психолого-педагогических аспектах формирования здоровья населения России (Р.И Айзман, П.К. Анохин, Э.М, Казин, Б.П. Невзоров, Н.А. Литвинова и др); валеологических аспектах образования (Г.К. Зайцев, Г.Н.Сердюковская, С.М.Громбах и др.); здравоохранительных педагогических технологиях доктора В.Ф. Базарного.
База исследования: средняя школа №4 г. Ишима Тюменской области.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);
2 этап – экспериментальный – проведение анализа состояния здоровья учащихся, факторов, влияющих на него и разработка на основе проведенного анализа рекомендаций по внедрению здравоохранительных технологий, формулировка выводов;
3 этап заключался в оформлении курсовой работы в соответствии с требованиями ГОСТа.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в практике педагогов при организации учебного процесса в системе школьного образования.
Структура работы: введение, глава 1, глава 2, заключение, библиография.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы была подтверждена актуальность темы исследования. По нашему мнению, в разработке новой стратегии здоровья должно быть предусмотрено смещение акцента с лечебной медицины на профилактическое направление, включающее преодоление факторов «риска» и активное воспитание человека в гигиеническом режиме.
Особую актуальность приобретает разработка и реализация мер направленных на:
- снижение уровня функциональной напряженности детей и подростков, педагогов, обратимое восстановление резерва здоровья на этапах, переходных от здоровья к болезни через напряжение механизмов адаптации;
- регламентацию режимов жизнедеятельности с учетом индивидуальных особенностей организма, «критических периодов» индивидуального развития.
Необходима педагогическая профилактика даже незначительных (донозологических) нарушений нервно-психического и соматического здоровья, своевременное устранение возникающих отклонений.
Цели и задачи, поставленные нами в начале нашего исследования были выполнены.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. [Текст]/ Р.И. Айзман. - Новосибирск, 1996.- 128 с.
2. Айзман Р.И. Концепция валеологического образования и пути ее реализации //Материалы международной конф.: Педагогические и медицинские проблемы валеологии. [Текст]/ Р.И. Айзман. - Новосибирск, 1999. – 117 с.
3. Апанасенко, Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. [Текст]/ Г.Л. Апанасенко - Киев, 1985. -С.18-24
4. Апанасенко, Г. Л. Индивидуальное здоровье, как предмет исследования. [Текст]/ Г.Л. Апанасенко //Валеология. - 1997. - № 4. - С.44 – 46.
5. Барбараш Н.А. и др. Очерки поведенческой психологии здоровья. [Текст]/ Н.А. Барбараш, Л.С. Барбараш, М. Л. Лившиц. //Аргументы, факты, тесты. - Кемерово, 1995. - 246 с.
6. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье. [Текст]/ И.И. Брехман. - М., 1980. - 120 с.
7. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье [Текст]/ И.И. Брехман. // Вестник АН СССР. - 1987. - №8. - С.92 - 98
8. Вайнер, Э.Н. К вопросу об основополагающих признаках валеологии. [Текст]/ Э.Н. Вайнер //Валеология. - 1997, - № 4. - С.5
9. Валеологические аспекты образования: Из опыта работы центров научных основ здоровья и развития в Кузбассе. [Текст] - Кемерово, 1995. - 203 с.
10. Горячев, В. Здоровье – категория педагогическая. [Текст]/ В. Горячев. // Народное образование, 1999, №9 – с.219-231.
11. Гризик, Т.И. Познаю мир[Текст]/ Т.И. Гризик.// Дошкольное воспитание. - 2002. - №9. –С.42.
12. Гигиенические основы обучения учащихся в современной школе [Текст]/ Под ред. Г.Н.Сердюковской, С.М.Громбаха. - М., 1975. - 172 с.
13. Детская практическая психология: Учебник [Текст] / Под. ред. Т.Д. Марцинковской.- М: Гардарики, 2001.-255 с.
14. Зайцев, Г.К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования [Текст]/ Г.К. Зайцев. //Валеология. - 1997. - №4. - С. 16 – 21.
15. Зайцев, Г.К. и др. Педагогика. Оздоровительные программы по валеологии. [Текст]/ Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. - СПб., 1994.- 354 с.
16. Ирхин, В.Н. К вопросу о предмете педагогической валеологи: Валеологические исследования. [Текст]/ В.Н. Ирхин - Барнаул, 1996. – 314 с.
17. Казин, Э.М. и др. Валеологические аспекты образования. [Текст]/ Э.М. Казин, Т.С. Панина, Н.П. Неворотова. - Кемерово, 1995. -202 с.
18. Лихачев, Б.Т. Педагогика[Текст] / Б.Т.Лихачев.- М.: Прометей, 1998.- 464с.
19. Мухина,
В.С. Возрастная психология:
феноменология развития,
детство, отрочество[Текст] / В.С. Мухина.
- М.: «Академия», 2000.- 456с.
20. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Под. ред. Б.М. Биш-Бад.-М., 2000-508с.
21. Российская педагогическая энциклопедия[Текст] / Под. ред. А.М. Прохорова. –М., 1993.- 573 с.
22.
Фельдштейн, Д.И.
Социальное развитие в пространстве - времени
детства [Текст] / Д.И. Фельдштейн.- М., 1997.- 387 с.
23. Чумаков, Б.Н. Валеология. [Текст]/ Б.Н. Чумаков. -М., 1997. – 245 с.