Дипломная работа

Игра как средство самообучения  детей дошкольного возраста

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                               3

Глава 1. Теоретические основы организации процесса самообучения  в игровой деятельности дошкольников

1.1.         Понятие процесса самообучения в психолого-педагогической литературе                                                                                      9

1.2.         Средства   самообучения дошкольников                                   19

1.3.         Содержание игровой деятельности в самообучении детей дошкольного возраста                                                                  34

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по самообучению детей дошкольного возраста посредством игры

2.1. Диагностика уровня сформированности процесса  самообучения дошкольников                                                                                                  45

2.2. Реализация педагогических средств самообучения детей дошкольного возраста                                                                                     54

Заключение                                                                                                      67

Библиография                                                                                                  71

Приложения

 

 

Введение

         Современный этап развития российского образования характеризуется как переходный, сущность которого состоит в том, что наряду с традиционным складывается личностно ориентированное, направленное на развитие индивидуальности ребенка. В связи с этим особое значение приобретает проблема самообучения. Особенное значение данная проблема приобретает в условиях перемен: эффективность развития науки, техники, экономики и культуры во многом определяется тем, как осуществляется процесс формирования интеллектуального потенциала общества. Ведущая роль умственной деятельности, переход к когнитивному обществу на сегодня определяют основные тенденции развития образования. В современном мире, где активно используются и развиваются наукоемкие технологии, ставятся и решаются глобальные задачи, все востребованнее становятся интеллектуально развитые люди, способные оперативно и достаточно глубоко усваивать знания, самостоятельно изучать большие объемы информации, эффективно использовать ее на практике. Целенаправленная подготовка таких людей к самостоятельной познавательной деятельности, осуществляемой в дальнейшем по инициативе самой личности, предполагает закрепление установки на самообучение, что становится важнейшей задачей современной педагогики.

Роль  самообучения в жизни человека сегодня, в условиях непрерывно обновляющегося потока информации, чрезвычайно важна, т.к. именно самообучение представляет собой реальный, доступный каждому способ общекультурного и профессионального самосовершенствования.

Можно выделить значительную группу исследователей,  занимавшихся проблемой самообразования: А.Я. Айзенберг, А.М. Арсеньев, Б.П. Есипов, В.П. Бондаренко, А.К. Громцева,  Г.С. Закиров, Н.Д. Иванова, В.С. Ильин, Г.М. Коджаспирова, И.И. Колбаско Л.С. Колесник, М.Г. Кузьмина, Н.И. Пидкасистый, А.В. Плеханов,  М.А. Прокофьев, Б.Ф. Райский, И.А. Редковец, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Г.И. Щуклина, Е.Н.Ястребцева и др.

Анализ научных публикаций позволил установить, что в педагогической теории выявлены педагогические условия управления процессом обучения школьников (работы Л. М. Андреевой, Н. С. Лейтеса, Н. Ф. Талызиной, Г. Т. Шпаревой, Т. В. Хромовой, В. С. Юркевича и др.). Разработаны современные теории самообразования (А. Я. Айзенберг, Н. Ф. Бисванов, Г. Зборовский, С. А. Днепров, Е. А. Шуклина и др.).  Самообучение как педагогическая проблема нашла свое отражение в работах, посвященных самообразованию взрослого человека (А.Я. Айзенберг, А.П. Владиславлев, Г.А. Гнездилова, Н.Ф. Голованова, Л.Л. Кондратьева), самообразованию педагога (И.Л. Наумченко, К.А. Нефедова, И.П. Раченко, В.А. Сластенин ), самообразованию учащихся старших классов (А.К. Громцева, Н.Д. Иванова, Б.Ф Райский, И.А. Редковец). Специальные исследования, направленные на решение проблемы самообучения у детей дошкольного возраста, не проводились.

Таким образом, традиционная педагогика связывает самообучение с взрослым, подростковым и юношеским возрастом, обходя своим вниманием дошкольный возраст. Однако новая парадигма педагогики, личностно ориентированное воспитание  позволяет посмотреть на проблему иначе, с точки зрения возможности и необходимости формирования основ  самообучения у детей дошкольного возраста, поскольку дошкольное образование, призванное заложить в ребенке  фундамент основных инструментов изменения себя как субъекта учения, способного осуществлять самоуправление в обучении и саморазвитие, играет важнейшую роль в процессе обновления образования. 

В связи с этим особое значение приобретает формирование основ самообучения у дошкольника, наличие которого обеспечивает успех в дальнейшем продвижении субъекта в системе непрерывного образования.

Из сказанного вытекает противоречие между необходимостью формирования приемов и навыков самообучения уже в дошкольном возрасте и неразработанностью адекватных педагогических средств по организации процесса самообучения у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Практика  показывает, что в дошкольных образовательных учреждениях процесс обучения  в основном ориентирован на репродуктивный характер овладения знаниями. В этих условиях самообучение развивается независимо от ДОУ, параллельно с процессом обучения или даже в ущерб ему.

Имеющееся противоречие позволяет констатировать, что в теории и практике существует проблема, требующая научного разрешения: выявить педагогические средства, способствующие формированию основ самообучения  детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Все изложенное выше определило актуальность и выбор темы исследования: «Игра как средство самообучения  детей дошкольного возраста».

Объект исследования — процесс самообучения детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — игра как средство формирования у дошкольников  готовности к самообучению, процесс обучения дошкольников   умениям и навыкам самообразования.

Цель исследования - выявить, определить и опытно-поисковым путем обосновать результативность игры как педагогического средства  формирования готовности дошкольников к самообучению в процессе обучения и воспитания в условиях ДОУ.

Гипотеза исследования: процесс формирования готовности дошкольников  к самообучению будет идти успешно, если реализовать следующие педагогические средства:

- комплекс занятий по формированию самообучения детей дошкольного возраста.

- специальные дидактические и компьютерные игры, направленные на  формирование основ самообучения детей дошкольного возраста.

        Исходя из цели и гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

1.     Изучить состояние проблемы организации процесса самообучения  в психолого-педагогической литературе.

2.     Раскрыть  содержание  процесса самообучения детей дошкольного возраста.

3.     Выявить уровни сформированности основ самообучения детей дошкольного возраста

4.     Теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические средства самообучения детей дошкольного возраста.

Методологическую  базу исследования составили: теории, раскрывающие психолого-педагогические механизмы развития личности и деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн), особенности структуры учебной и познавательной деятельности (Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов и др.); педагогические условия управления процессом обучения (Л. М. Андреева, Н. С. Лейтес, Н. Ф. Талызина, Г. Т. Шпарева, Т. В. Хромова, В. С. Юркевич и др.);  современные теории самообразования (Л. Я. Айзенберг, Н. Ф. Бисванов, Г. Зборовский, Э. Ф. Зеер, С. Л. Днепров, Е. Л. Шуклина и др.); теория деятельности С.Л.Рубинштейна и теория игры Д.Б. Эльконина, теория  Газмана О.С. о понятии детской игры;  исследования проблемы подготовки к школьному обучению Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Р. Я. Гузмана, В. В. Рубцова  и др.

Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы исследования: теоретические— анализ и синтез, сравнение, моделирование; эмпирические - обобщение педагогического опыта, наблюдение, изучение процесса и результатов деятельности дошольников, экспертная оценка, анализ данных опытно-поисковой работы и синтез их результатов, методы математической статистики.

Организация и проведение исследования включали три этапа.
        На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, определена проблема, цель, задачи исследования, выдвинуто гипотетическое предположение.    Был   проведен   констатирующий   эксперимент,   с   целью  определения  уровня  сформированности  процесса самообучения   у  детей  старшего дошкольного возраста.

На втором этапе   нами была организованна опытно-экспериментальная работа. Подобран и апробирован комплекс дидактических и компьютерных игр, направленный на формирование процесса самообучения у детей старшего дошкольного возраста.

На третьем этапе  были систематизированы и обобщены данные опытно-экспериментальной работы. Оформлена выпускная квалификационная работа.

Научная новизна исследования состоит в том, что формирование процесса самообучения детей старшего дошкольного возраста рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема. Экспериментально обоснованы средства эффективного формирования готовности к самообучению детей дошкольного возраста.

    Практическая значимость исследования заключается в возможности исследование результатов исследования в практике дошкольного образования.

    Структура и объем выпускной квалификационной работы: введение, 2 главы, заключение, библиографический список (44  наименования),       приложений. Общий объём работы 67 страницы (без Приложения). Работа содержит 2    диаграммы,   13 таблиц.

 

 

Заключение

 

В процессе работы подтвердилась актуальность проблемы исследования. Роль  самообучения в жизни человека сегодня, в условиях непрерывно обновляющегося потока информации, чрезвычайно важна, т.к. именно самообучение представляет собой реальный, доступный каждому способ общекультурного и профессионального самосовершенствования.

Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме позволил сформулировать следующие выводы:

Самообучение  дошкольника  - это целенаправленная досугово-познавательная деятельность, которая управляется самой личностью под руководством взрослых. Так как самообучение – это овладение знаниями по инициативе самой личности в плане предмета занятий (чем заниматься), объема и источников познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора формы удовлетворения познавательных потребностей и интересов, - большое, а порой и  решающее место в самообучении занимает индивидуальная  работа. Самообучение связано с самостоятельной деятельностью ребёнка в разных областях: игровой, познавательной, художественной и т.д.

Игровая деятельность ребёнка носит элементы самообразования. Игра — основная деятельность детей дошкольного возраста. Через игру и в игре постепенно формируется сознание ребенка,  отношения со сверстниками и со взрослыми, формируются  качества личности. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Следовательно,  игры – эффективное обучающее средство.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.         

Обучающее и воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Основной путь обучения в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам выделить из всех видов игр два, на наш взгляд, наиболее эффективно способствующие самообучению дошкольников: компьютерные и дидактические игры сформулировать гипотетическое предположение о том, что целенаправленное использование специально разработанных дидактических и компьютерных  игр будет способствовать эффективности самообучения детей дошкольного возраста.

В ходе работы была  опытно-поисковым путем обоснована результативность игры как педагогического средства  формирования готовности дошкольников к самообучению в процессе обучения и воспитания в условиях ДОУ.

Экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, согласно которой процесс формирования готовности дошкольников  к самообучению будет идти успешно если реализовать следующие педагогические средства:

- комплекс занятий по формированию самообучения детей дошкольного возраста.

- специальные дидактические и компьютерные игры, направленные на  формирование основ самообучения детей дошкольного возраста.

Научная новизна исследования состоит в том, что формирование процесса самообучения детей старшего дошкольного возраста рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема. Экспериментально обоснованы средства эффективного формирования готовности к самообучению детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в возможности исследование результатов исследования в практике дошкольного образования.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Именно поэтому использование игры как педагогического средства самообучения дошкольников представляется перспективным направлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1.     Авдеев, А.П. Формирование у учащихся стремления к самообразованию.[Текст]/ А.П. Авдеев. - Волгоград: ВГПИ, 1996. – 249 с.

2.     Авдеев, А.П. Влияние дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения на развитие у них стремления к самообразованию .[Текст]/ А.П. Авдеев. -  Волгоград: ВГПИ, 1998. – С.43 – 49

3.     Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. [Текст] /  Н.П. Аникеева - М.: Педагогика, 1987.-214 с.

4.     Аникеева, Н.П. Игра в педагогическом процессе.. [Текст] / Н.П. Аникеева. - Новосибирск, 1989. -320 с.

5.     Анисимов, О.С., Данько, Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности.  уч.пособ. [Текст] / О.С. Анисимов, Т.П.  Данько. - М.: Просвещение,1992.-457 с.

6.     Ананьева, Е.Г. и др. Методологические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр.[Текст] / Е.Г. Ананьева,  В.Е.  Алексеев, С.Ю. Губенков. -М.: Логос, 2004. – 472 с.

7.     Айзенберг, А.Я.  Самообразование: история, теория и современные проблемы. [Текст]/ А.Я. Айзенберг. - М.: Просвещение, 1986. – 216 с. 

8.     Айзенберг, А.Я. Педагогические проблемы самообразования  [Текст]/ А.Я. Айзенберг. //Советская педагогика. – 1998. - № 11. – С.51-61.

9.     Айзенберг, А.Я. Педагогическое руководство самообразованием в культурно-просветительных учреждениях. [Текст]/ А.Я. Айзенберг.  М.: Просвещение, 1985. – 48 с.

10.           Богомолова, Н.Н. Ситуационно – ролевая игра, как активный метод социально – психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. [Текст] /  Н.Н. Богомолова. - М. – МГУ, 2000. – 205 с.

11.           Бондаренко, В.П.  Самообразование школьников и развитие их личности. [Текст]/ В.П.   Бондаренко. - Волгоград: ВГПИ, 2006. – 243 с.

12.           Венгер, Л.А.  Игра как вид деятельности [Текст]/ Л.А. Венгер //   Вопр.псих, №3 - 78, с. 163-165.

13.           Введение в педагогическую деятельность. Учебн. пособие  [Текст]/ А.С. Роботов, Т.В. Леонтьева, И.Т. Шапошникова. - М.: Академия, 2000. – 437 с.

14.           Газман, О.С. Социальные аспекты развития. [Текст] / О.С.  Газман // Советская педагогика, 1988., №5. – с.87-94.

15.           Громцева, А.К. Самообразование – как социальная категория  //Учебно-методическое пособие по спецкурсу. [Текст]/ А.К.  Громцева. – Л.: ЛГПИ, 2003.  – 246 с.

16.           Гребенкина, Л.К.и др. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. [Текст]/ Л.К. Гребенкина, Н.С. Анциперова. - М.: Центр «педагогический поиск», 2000. – 412 с.

17.           Даль, В. И. Толковый словарь живого Великорусского языка. [Текст]/ В.И. Даль - М.: Наука,1980. т. 4.- 674 с.

18.           Дьяченко, В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий [Текст]/  В.К. Дьяченко, А.И. Попова//Начальная школа. - 2001. - №1. — С.4-6.

19.           Закиров, Г.С. Самообразование учащихся. [Текст]/ Г.С. Закиров. – Казань: КГУ,  2006. -255 с.

20.           Запорожец, А.В., Маркова, Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка. [Текст] / А.В. Запорожец, Т.А.   Маркова. - М., 1978. – 412 с.

21.           Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. [Текст]/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Педагогика, 1994. – 269 с.

22.           Колбаско, И.И. Учащимся о самообразовании. [Текст]/ И.И. Колбаско. - Минск: Народная асвета, 2007. – 237 с.

23.           Князева, М.Л. Ключ к самосозиданию. [Текст]/ М.Л. Князева. - М.: Молодая гвардия, 1999. – 124 с.

24.           Кузьмина, М.Г. Формирование у учащихся стремления к самообразованию. [Текст]/ М.Г. Кузьмина. - Волгоград: ВГПИ, 2003. – 328 с.

25.           Кузьмина, М.Г. Руководство самообразованием школьников: Из опыта работы. [Текст]/ М.Г. Кузьмина  – М.: Просвещение, 2003. –  112 с.

26.           Ладенко, И.С. Игровое моделирование методологии и практики. [Текст] / И.С.  Ладенко –Новосибирск.: Наука, 2007.- 249 с.

27.           Луначарский, А.В. Вместо введения // Игра[Текст] / А.В. Луначарский.   – СПб: Питер, 2001. –  347 с.

28.           Матюшкин, А.М.  Психологические принципы готовности к самообразованию /Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования: материалы симпозиума. [Текст]/ А.М.  Матюшкин. - М.: НИИ СИМО АНН СССР. 1998. – 47 с.

29.           Монтессори, М. «Помоги мне это сделать самому» (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). [Текст]/  М. Монтессори // Составители М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. – М.: ИД «Карапуз», 2000 – 247 с.

30.           Педагогика и психология игры.  [Текст] /   Межвузовский сборник научной трактовки,  овосибирск: НГПИ – 2004. – 362 с.

31.           Педагогика. Учебное пособие для студентов  педн-тов. [Текст]/  В.А. Сластенин,  И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- М.: Педагогика, 2000.-512 с.

32.           Педагогика. Учебное пособие для студентов  педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред  П.И. Пидкасистого. [Текст]/ П.И. Пидкасистый .- М.: Просвещение, 2004.-608 с.

33.           Педагогика. Учебное пособие для студентов  педн-тов. Под ред Ю.К. Бабанского. [Текст]/ Ю.К. Бабанский .- М.: Просвещение, 1988-479 с.

34.           Руководство самообразованием школьников. [Текст]/ Под ред. Б.Ф. Райский, М.Н. Скаткин. – М.: Просвещение, 1989. –  94 с.

35.           Райский, Б.Ф. Формирование у учащихся стремления к самообразованию. [Текст]/ Б.Ф.  Райский. - Волгоград: ВГПИ, 1998. – 143 с.

36.           Райский, Б.Ф. О комплексном подходе к формированию у школьников готовности к самообразованию // Самообразование школьников и развитие их личности. [Текст]/ Б.Ф.  Райский. – Волгоград: ВГПИ, 1998. – 94 с.

37.           Терский, В.Н. Игра. Творчество. Жизнь [Текст] /  В.Н. Терский - М.: Книга, 1966.- 198 с.

38.           Усова, А.П. Игра [Текст] /  А.П. Усова. - М.: Просвещение, 1992.- 298 с.

39.           Устименко, В.Ф., Место и роль игрового феномена в культуре [Текст]/ В.Ф.  Устименко. // Филосовские науки. 2005., №2, С. 69 – 77.

40.           Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры  [Текст] / С.А.  Шмаков. М.: Новая школа. 2004. – 318 с.

41.           Щуклина, Е.А. Самообразование как социологическая проблема: Дисс. На соиск. учен. степ. канд. философ. наук. [Текст]/ Е.А.  Щуклина Екатеринбург: УрГУ , 2005. – 163 с.

42.           Щуклина, Е.А. Технологии самообразования: социологический аспект. [Текст]/ Е.А.  Щуклина. //Общественные науки и современность. – 2006. - № 5. – С.140 – 151.

43.           Шульгина, Е.В. Наследие Е.И.Тихеевой как педагогическая система // Alma mater. [Текст] / Е. В. Шульгина. // Вестник высшей школы. №11. М., 2006. – С. 73-75

44.           Эльконин, Д.Б. Психологические игры. [Текст] / Д.Б.   Эльконин - М.: Педагогика, 1978. – 427 с.

45.           Электронная библиотека. Режим доступа:

http//www/hmao.wsnet.ru/economic/koncer/indexx2.htm