Курсовая работа

Развитие культуры классного руководителя в современной школе

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические  основы развития культуры классного руководителя

1.1.          Сущность и содержание профессионально-педагогической культуры …….8

1.1.          Компоненты профессионально-педагогической культуры……15

1.2.         Специфика работы  классного руководителя……………………31

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию культуры классного руководителя

2.1. Диагностика  культуры классного руководителя…………………..37

2.2. Методические рекомендации по развитию культуры классного  руководителя…44

    Заключение………………………………………………………………..53

    Библиография…………………………………………………………….55

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие воспитания в системе образования определяется принципами и положениями, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании», «Программе развития воспитания в системе образования России», «Концепции модернизации российского образования до 2010 г.». В средней общеобразовательной школе это означает поиск новых подходов к модернизации образования и воспитания детей, повышение общей и профессиональной культуры педагога. Это и преодоление недостатков, имеющихся в жизни школы как социального института воспитания.

В этих условиях возникает необходимость в исследовании путей развития педагогической культуры учителя, способствующей повышению авторитета современной школы, укреплению ее статуса в системе других социальных структур. Деятельность классного руководителя в открытом школьно-семейном социуме постепенно преодолевает узкие рамки "школоцентризма" и ориентируется на активное педагогическое сопровождение воспитания детей в семье, детских и молодежных организациях, учреждениях дополнительного образования. Исходя из данного подхода к рассмотрению деятельности классного руководителя актуальной представляется проблема развития культуры классного руководителя.

Данная проблема исследовалась в науке, в теории обучения и воспитания с различных сторон. Проблема взаимосвязи общей и педагогической культуры нашла отражение в работах ученых-педагогов (З.Ф.Амбросимова, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова и др.), в психологических трудах (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.К. Маркова и др.).

Анализу проблемы творческого подхода как способа развития педагогической культуры посвящены работы В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, В.И. Писаренко и др. Инновационный характер педагогической культуры рассматривали И.Ф. Исаев, Л.С. Подымова, П.Т.  Фролов.

Широкий круг вопросов, связанных с личностью классного руководителя, его деятельностью, нашел свое отражение в различных психолого-педагогических исследованиях, прочно вошедших в историю педагогики и по-прежнему актуальных в современных условиях. Среди них, на наш взгляд, можно выделить следующие проблемы: роль классного руководителя в формировании и развитии ученического коллектива (Н.П. Аникеева, MB. Воропаева, А.С. Макаренко, К.И. Мельникова и др.); осуществление классным руководителем индивидуального подхода к развитию личности ребенка (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, О.С. Газман и др.); организация классным руководителем процесса учения школьников (М.И. Гаврилова, В.Н. Зайченко и др.); взаимоотношения классного руководителя и родителей (Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.); профессиональное развитие классного руководителя (А.С.Белых, Ж.И.Мицкевич, В.Г.Павленко).

Непосредственно проблемой развития педагогической культуры классного руководителя занимались следующие ученые: Н.Б. Крылова в своих работах дает определение данного понятия и обосновывает черты отличия педагогической культуры классного руководителя от общей культуры педагога; Н.Е. Щуркова и В.П. Сергеева рассматривают вопросы профессионального совершенствования личности классного руководителя через формирование и развитие его педагогической культуры с точки зрения культурологического подхода.

Однако многие аспекты данной проблемы, такие, как сущность и содержание педагогической культуры классного руководителя; уровни и условия эффективности развития педагогической культуры классного руководителя; научно-организационное моделирование процесса формирования и совершенствования педагогической культуры классного руководителя в современном общеобразовательном учреждении; взаимовлияние процессов развития педагогической культуры классного руководителя и педагогической среды школы не получили должного развития в научно-педагогических работах.

Это требует новых исследований, которые могли бы представить практико-ориентированные разработки обновленных содержания, форм и методов деятельности классного руководителя как способа развития его педагогической культуры.

Указанные проблемы определили выбор темы исследования: «Развитие культуры классного руководителя в современной школе».

Объект исследования – профессионально-педагогическая культура классного  руководителя.

Предмет исследования - процесс развития культуры классного руководителя в современной школе.

Цель исследования - определить теоретические подходы и механизмы развития педагогической культуры классных руководителей, обеспечивающие эффективность их образовательно-воспитательной деятельности в школе.

Гипотеза. Процесс развития педагогической культуры классного руководителя будет эффективным при условиях:

- творческого освоения содержания собственной деятельности, современных форм и методов работы в области воспитания, направленных на поддержку развития и саморазвития ребенка;

- экстраполяции общей культуры, в том числе и культуры коммуникативной,  в сферу педагогической деятельности.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Исследовать состояние проблемы развития культуры классного руководителя в психолого-педагогической и методической литературе.

2. Выявить  условия эффективности развития педагогической культуры классного руководителя в профессиональной деятельности.

3. Разработать методические рекомендации по развитию культуры классного руководителя и критерии ее оценки.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили психологические идеи развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, И.С. Кон, Д.И.  Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), положения гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), теории личностно-ориентированной педагогики (Л.И. Новикова, И.П. Якиманская и др.), концепции гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский и др.). Содержание данного исследования основывается на обобщении теорий современной педагогики и психологии, в частности теории воспитания (Г.И. Батурина, Г.Н. Волков, Б.Т. Лихачев, Л.И. Новикова, P.M. Рогова, Г.И. Щукина, Н.Е. Щуркова), на философско-социологическом анализе проблем воспитания (К.В. Кулаев, Г.Н. Филонов).

Методы исследования: сравнительно-исторический анализ; научно-теоретический анализ; изучение и обобщение передового опыта школ, инновационных подходов в воспитании, ретроспективный анализ деятельности; опытно-экспериментальная работа; сравнительный анализ экспериментальной деятельности классных руководителей; методики педагогического наблюдения; анкетирование; тестирование и др.

База исследования: школа № … г. Ишим Тюменской области. Исследованием было охвачено 12 классных руководителей.

Этапы исследования:

1 этап – поисково-теоретический.  Изучалась  проблема развития института классного руководства в России,  осуществлялся теоретический анализ литературы по теме «Педагогическая культура в образовании», формулировалась проблема, тема, цели, задачи исследования и разрабатывались критерии оценки результативности экспериментальной работы.

 2 этап – опытно – педагогический:  разработка и проведение педагогического эксперимента.

3 этап – заключительно – обобщающий -  был связан с завершением опытно-экспериментальной работы и обобщением полученных результатов, включал  обработку и систематизацию материала, формулировку выводов и оформление курсовой работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что дано теоретическое обоснование сущности педагогической культуры классного руководителя;  определено ее содержание, выраженное в компонентах (онтологический, аксиологический, методический, личностно-творческий) и их взаимосвязях; выявлены особенности развития педагогической культуры классных руководителей в истории отечественной педагогики и современном образовании; разработаны диагностические карты по культуры классного руководителя.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных методических рекомендаций по развитию культуры классного руководителя в практике общеобразовательной школы, а также при проведении семинаров и курсов в институтах повышения квалификации работников образования.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография.

 

 

Заключение

 

В ходе исследования подтвердилась актуальность проблемы развития профессионально-педагогической культуры классного руководителя.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил прийти к выводу, что профессионально-педагогическая культура, являясь специфическим приложением общей культуры, представляет собой больше интегральное социальное качество личности педагога, которое объединяет процесс и результат педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности и цель профессионального самовоспитания.

Профессионально-педагогическая культура - это осознанная система, которая включает в себя профессионально-значимые личностные качества педагога, профессионально-необходимые знания, умения и навыки, педагогический опыт, творческий подход к решению задач обучения и воспитания, педагогическую интуицию; целостная система, которая имеет собственную организацию, избирательно взаимодействует с окружающей средой и обладает интегративным свойством целого, не сводимого и свойствам отдельных частей.

Профессионально-педагогическая культура классного руководителя - это универсальная характеристика педагогической реальности.

В качестве обобщенной методологической основы исследования данной проблемы нами избран культурологический подход. Он позволяет рассматривать проблемы педагогического образования в общекультурном контексте, как интеграцию личности учителя с общей и профессионально-педагогической культурой, как активное освоение педагогических теорий, ценностей, технологий. Овладевая общей и профессионально-педагогической культурой, педагог реализует в своей практике культуротворческие функции воспитания.

Особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими, возрастными характеристиками, сложившимся социальным и педагогическим опытом личности.

Такой подход позволил нам сделать вывод о том, что профессионально-педагогическая культура - это мера и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, создание и передачу педагогических ценностей и технологий. Учет указанных оснований позволил выделить следующие структурные компоненты профессионально-педагогической культуры: аксиологический, технологический, личностно-творческий.

Практическая значимость нашей работы заключается в возможности использования разработанной системы упражнений для развития коммуникативной культуры педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1.                Абульханова, К. А. Психология и педагогика. Учебное пособие. [Текст]/К. А.  Абульханова М.: Совершенство, 2006.- 317 с.

2.                Анин, Б.М. Учитель в моей жизни. [Текст]/ Б.М. Анин.- М. .: Педа­гогика, 2003.- 154 с.

3.                Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. [Текст]/Б.Г. Ананьев.  — М.: Педа­гогика, 1980. – 478 с.

4.                 Андреева, А.Н. и др. Методика измерения коммуникативной дистанции [Текст] / А.Н. Андреева, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкин // Вопр. псих. – 2006. - №1.- С.24.

5.                Буева, Л.П. Культура и образование. Проблема взаимодействия. [Текст]/Л.П. Буева.// Культура и культурология  образования (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1997. - №3 - С. 12-18.

6.                Барабанщиков, А.В. Педагогическая культура преподавателя высшей школы. [Текст] / А.В. Барабанщиков, С.С. Муцынов. - М.: ВЛАДОС, 2005.- 354 с.

7.                Бодалев, А.А. Личность и общение: Избр. тр. [Текст] /А.А. Бодалев – М.: Педагогика, 1983. – 483 с.

8.                Введение в педагогическую культуру: Уч. пособие Текст] / Под ред. Бондаревской Е.В. -Ростов н/Д, 2005. – 357 с.

9.                Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод. рекомендации [Текст]/ под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ЛОГОС, 2003.- 287 с.

10.           Елканов, С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. [Текст] / С. Б.  Елканов. - М.: ЛОГОС, 2004. – 329 с.

11.           Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя. [Текст] / В.И.  Загвязинский.- М.: ВЛАДОС, 2001.- 357 с.

12.           Зимняя, И. А. Педагогическая психология—2-е изд., доп., испр. и перераб. [Текст]/ И. А Зимняя - М.: Логос, 2001.- 472 с.

13.           Иванова, С. П. Современное образование и психологическая культура педагога. [Текст]/ С.П. Иванова. –Псков: ПГИ, 2004. – 217 с.

14.           Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении. [Текст]/ В.А. Кан-Калик . - М.: Педагогика, 1987.- 264 с.

15.           Коломинский, Я. Л. Психология общения. [Текст] / Я.Л. Коломинский. - М.: Знание, 2000.- 287 с.

16.           Кондратенков, А.Е. Труд и талант учителя. [Текст] /  А.Е. Кондратенков.- М.: ВЛАДОС, 2004. – 456 с.

17.           Львова, Б.Л. Творческая лаборатория учителя. [Текст] / Б.Л. Львова. -  М.: Альфа-ПРЕСС, 2005.- 217 с.

18.           Мартишина, Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога. [Текст] / Н.В. Мартишина. – М.: Психология, 2006.- 317 с.

19.            Маркова,  А.К. Психология труда учителя. [Текст] /  А.К. Маркова . - М.:  ИНФРА, 2003.- 247 с.

20.           Мелибруда, Е. Я –Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения [Текст] / Е.А. Мелибруда // Пер. с польского Е.Н. Новиковой; Вступ. Ст. и общ. Ред. А.А.Бодалева, А.Б. Добровича. – М. : Прогресс, 1986.- 146 с.

21.           Методика воспитательной работы[Текст]/  под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002.- 682 с.

22.           Настольная книга классного руководителя. [Текст]/– М.: Педагогический поиск, 2000.- 486 с.

23.           Проблемы научной организации педагогического труда. [Текст]  /Под ред. И.П. Раченко. - М.: Наука, 2002. – 146 с.

24.           Профессиональная культура учителя [Текст]  / Под ред. В.А. Сластенина. .: Педагогика, 1993.-398 с.

25.           Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе про­фессиональной подготовки. [Текст]  / В.А. Сластенин. - М.: Педагогика, 1979.-689 с.

26.           Сластенин,  В.А., Подимова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. [Текст]  / В.А. Сластенин,  Л.С.  Подимова. - М.: Педагогика, 1997. – 648 с.

27.           Психологический практикум  [Текст] /Платонов, К.К.— М.: Психология, 1980.- 214 с.

28.           Практикум по общей и экспериментальной психологии. [Текст]/ Под общей ред. А.А.Крылова  — СПб.: ПИТЕР, 2005. – 345 с.

29.           Реан, А. В. Психология педагогической деятельности [Текст]/ А. В Реан. — Ижевск, 1994.- 218 с.

30.           Созонов, В. П. Организация воспитательной работы в классе: методическое пособие для классного руководителя. [Текст]/ В.П. Созонов– М., 2000.- 267 с.

31.            Харламов, И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве [Текст]/ И.Ф.Харламов //Педагоги­ка 2002. №7-8.

32.           Фридман, Л. И., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. [Текст]/Л.И. Фридман. .: Психология, 2001.- 567 с.

33.           Щербаков,  А.И. Психологические основы формирования личности учителя. [Текст]/ А.И. Щербаков. - М.: Наука, 1997.- 254 с.