Дипломная работа
Приобщение старших дошкольников к русским традициям
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛНИКОВ К РУССКИМ ТРАДИЦИЯМ …………..8
1.1. Содержание понятия «Традиции» ………………………8
1.2. Проблема и содержание приобщения старших дошкольников к русским традициям в психолого-педагогических исследованиях ……….14
1.3. Средства приобщения старших дошкольников
к русским традициям …………………………………19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО –
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
К РУССКИМ ТРАДИЦИЯМ …………………………30
2.1 Диагностика уровня усвоения старшими дошкольниками русских традиций …………………30
2.2. Серия занятий, направленных на приобщение старших дошкольников к русским традициям ……………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………..64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………67
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «Традиции» включает в себя элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Понятие «традиция» рассматривалась социологами, философами, педагогами, психологами. (А. Д. Сухов, Г.Н.Волков, В.А. Сухомлинский, С.А.Макаренко и др.).
Народные традиции тесно связаны с философией, историей, мифологией, в них нашли отражение накопленные человеком представления о жизни, окружающей среде, а также достижения народной педагогики и народного творчества[ ]
По мнению Е.В. Суботского традиция - это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса [ ]
Васильцова З. П. утверждает, что, в традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентации, общих выключаемых из родового потенциала культуры.[ ].
По определению историка А. И. Пискунова степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько направлено они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь, деградации.
Проблемой воспитания семейных традиций занимался В. А. Сухомлинский. В его трудах творчески переосмыслено наследие Аристотеля и Квинтилиана, Коменского Я.А. и Григория Сковороды, К.Д. Ушинского и Ф.И. Дистервега, Песталоцци и Януша Корчака... Народные традиции тесно связаны с философией истории, мифологии. В них нашли отражение накопленные человеком представления о жизни, окружающей среде, а также достижения народной педагогики и народного
творчества [ ] .
Это является толчком для дошкольных учреждений возможностью для плодотворной работы обращаясь к традициям русского народа. Сухомлинский В.А. являлся приверженцем идей Ушинского К.Д. о принципе народности как наиболее полном отражении духовных сокровищ народа, его многовековой культуры, творческих способностей и деятельности.
Духовное богатство личности, как полагает В.А. Сухомлинский - это прежде всего часть духовного богатства нации. Выдающийся педагог подчеркивал необходимость самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающим из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений. Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость историческим прошлым своего народа, чувством ответственности, долга перед Родиной, семьей.[ ].
Изучение специальной и психолого-педагогической литературы (Е.Н. Водовозова, В. И. Логинова, С. И. Руденко, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Л. К. Шлегер), исследовании Н. М. Ахмеровой, Н. Ф. Виноградовой, Г. И. Григоренко, программных документов дошкольного учреждения позволило сделать вывод о том, что: несмотря на значительную изученность и разработанность проблемы приобщения к традициям русского народа детей дошкольного возраста, в практике детских садов эта работа ведется стихийно. однако наряду с достигнутыми успехами следует констатировать тот факт что существует ряд вопросов касающихся приобщения традиций русского народа всё еще не значительно разработанных.
Возникшее противоречие обусловило
актуальность темы нашей выпускной
квалификационной работы: «Приобщение старших дошкольников к русским традициям»
Проблема нашего исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности средств приобщения старших дошкольников к традициям русого народа.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить, успешность, приобщения детей старшего дошкольного возраста к русским традициям
Объект исследования: Процесс воспитания в ДОУ, ориентированный на приобщение дошкольников к русским традициям.
Предмет: средства приобщения старших дошкольников к русским традициям.
Анализ исследований по данной проблеме позволил нам выдвинуть гипотетическое предположение, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским традициям будет успешным, если:
1.Усвоение традиций у детей дошкольного возраста будет реализовываться через педагогическую организацию работы с дошкольниками, обеспечивающую актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям, взаимодействие в системе «Педагог - Ребенок - Родитель».
2.Приобщение дошкольников к русским традициям будет реализовываться при опоре на народный фольклор, обрядовые и праздничные традиции.
В соответствии с целью и гипотезой можно выделить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, философскую и специальную литературу по теме исследования.
2. Определить критерии и уровни представлений о русских традициях старших дошкольников.
3. Разработать серию занятий, направленных на приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским традициям
Теоретической основой исследования являлись положения философии, психологии, педагогики о воспитательной ценности народных традиций в развитии личности ( Е.Н. Водовозова, В. И. Логинова, С. И. Руденко, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Л. К. Шлегер, исследования Н. М. Ахмеровой, Н. Ф. Виноградовой, Г. И. Григоренко, и др.), а также программные документы дошкольного учреждения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
комплекса занятий для старших дошкольников, способствующего повышению содержания знаний в о традициях русского народа, ориентированного на воспитание деятельности, гуманистической направленности личности ребенка. приобщения дошкольников к традициям русского народа.
Для решения поставленных задач и проверки гипотетического предположения нами использовался комплекс теоретических и практических методов исследования:
• Анализ философской и психолого – педагогической литературы по данной теме.
• Беседа.
• Анкетирование
• Опрос
• Метод экспертных оценок.
• Методы количественной и качественной обработки исследования.
Работа по исследованию проблемы включает три этапа:
I – поисково – теоретический: посвящен изучению и анализу психолого- педагогической литературы по данной теме, формулированию проблемы, темы, цели, гипотезы, задач исследования, подбору методов и планированию экспериментов исследования.
II - опытно – экспериментальный: проведение констатирующего эксперимента, разработка серии диагностирующих занятий; проведение формирующего эксперимента; проверка гипотетического предположения; обработка полученных результатов.
III – заключительно – обобщающий: проведение контрольного эксперимента; обработка и систематизация материала; формулировка выводов и оформление ВКР .
Исследования проводились на базе старшей группы ДОУ №23 «Рябинушка».
Объём и структура работы:
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
Анализ исследований по данной проблеме позволил нам определить содержание традиций русского народа, доступных детям дошкольного возраста: знание своей родословной, почитание родителей детьми, знание русского фольклора, народных праздников и игр, отражающих духовность народа, его характер, цели.
Определены уровни усвоения народных традиций, критерии оценок их сформированное у детей старшего дошкольного возраста.
Эффективным средством приобщения детей к народным традициям стали элементы этнографической культуры (праздники и игры, фольклор), вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт русского народа.
Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций русского народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, взаимодействие в системе «Педагог - Ребенок -Родитель». Исследованием установлена доступность разработанного содержания знаний о традициях русского народа для старших дошкольников, ориентированного на воспитание деятельности, гуманистической направленности личности ребенка.
Было выявлено, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальным традициям возможно в том случае, если педагогическая организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь когнитивного и деятельного компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям, взаимодействие в системе «Педагог - Ребенок - Родитель».
Настоящее исследование не исчерпало проблемы приобщения дошкольников к традициям русского народа. Дальнейшего изучения требуют следующие ее аспекты: вопросы подготовки педагогических кадров по освоению технологии приобщения к национальным традициям детей старшего дошкольного возраста; совместна работа дошкольного учреждения и семьи по приобщению дошкольников к народным традициям, устойчивость и воспроизводимость результатов исследования в вариативных психолого - педагогических условий.
Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. И это в исследовании подтвердилось. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью все более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. В ходе приобщения старших дошкольников к русским народным традициям в педагогический процесс целенаправленно вовлекались родители: участвовали в праздниках, посещали открытые занятия и т.п.
В ходе приобщения старших дошкольников к русским народным традициям в педагогический процесс целенаправленно вовлекались родители: участвовали в праздниках, посещали открытые занятия и т.п.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод, что наиболее эффективными средствами приобщения к русским народным традициям выступали: фольклор, народные игры, народные праздники и знакомство с народными промыслами, использование которых позволило развить представления детей о традициях своего народа, своей национальной принадлежности, повысить интерес к традициям, играм, праздникам своего народа, уважение к ним.
Таким образом, данные контрольного эксперимента показали эффективность модели приобщения к русским народным традициям через взаимодействие Педагог - Ребенок - Родитель, что подтверждает гипотетическое предположение.
Настоящее исследование, включающее серию занятий, цикл игр и праздников, направленных на приобщение старших дошкольников к традициям русского народа, может быть использовано в практической деятельности дошкольных работников.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод, что наиболее эффективными средствами приобщения к русским народным традициям выступали: фольклор, народные игры, народные праздники и знакомство с народными промыслами, использование которых позволило развить представления детей о традициях своего народа, своей национальной принадлежности, повысить интерес к традициям, играм, праздникам своего народа, уважение к ним.
Данные контрольного эксперимента показали эффективность модели приобщения к русским народным традициям через взаимодействие Педагог - Ребенок - Родитель, что подтверждает гипотетическое предположение.
Настоящее исследование, включающее серию занятий, цикл игр и праздников, направленных на приобщение старших дошкольников к традициям русского народа, может быть использовано в практической деятельности дошкольных работников.
1.
Арзамасцева И
Н., Николаева С. А.
детская литература:
Учебник для студентов высших и средних учебных заведений
- 2-е изд., стереотип. - М. Издательский центр «Академия»;
Высшая школа, 2001 г. - 472 с.
2.
А. И. Асов.
Златая цепь. Мифы и легенды древних славян. М:
Наука и религия. 1998 г.
3.
Бабинский Ю. К.
Проблемы повышения эффективности
педагогических исследований: Дидактический аспект - М.,
1982г.
4.
Волков Г. Н.
Этнопедагогика: Учебник для студентов сред. И
высш. пед.
учеб, заведений. -
М.: Издательский центр
«Академия»; 1999 - 168 с.
5. Введение христианства на
Руси. Институт философии А. Н.
СССР (ответственный редактор А. Д. Сухов) М: Мысль 1987г.
6.
Васильцова
3. П. Мудрые заповеди народной педагогики.
Библиотечная серия. Москва «Педагогики». 1983 г.
7.
Диво дивное,
чудо чудное: Народные русские сказки А. Н.
Афанасьева (составитель С.
Донская). И: Московский
рабочий, 1988 г.
8.
Ганичева А.
Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.
М. - Издательский центр «Академия»., 2000 - 160 с.
9.
Дайн
Г. Детский народный календарь.
Москва «детская
литература» 2001 г.
10.Ю.Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М. Изд-во ЭКСМО - ПРЕСС, 2002 - 736 с.
11. Дмитриев А.Е.
Педагогика.: Хрестоматия. Учебное пособие
для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение. 1985, - 415с.
12. Использование
семейных традиций
в социализации
дошкольников. Дошкольное
воспитание: настоящее и
будущее: Тезисы обл. пед. чтений. - Челябинск, 1998 г.с. 304-308
14.
История и образования
от зарождения воспитания
в
первобытном обществен до конца XX в.: Учебное пособие
для пед. учеб,
завед.' Под ред.
Академика РАО А. И.
Пискунова - 2-е изд. Испр. И дополн. - М.:и ТЦ «Сфера» 2001-512 с
15. История России с
древнейших времен до конца 17 в. М:
«Аст» 1996 г.
16. Колесникова
В. С. русские православные
праздники. М.;
КРОН - ПРЕСС, 1996-336 с.
17.П. Каршинова Любовь Владимировна. Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогич. наук. Москва 2000 г.
18. Куликова Т. А. Семейная
педагогика и домашнее воспитание:
М.: Издательский центр «Академия», 1999 - 232 с.
19. Культурология.
Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. - Ростов- на-Дону.: Издательство «Феникс»,
1999-
608с.
20. Макаренко А. С. «Книга для родителей». Просвещение, 1968
21. Мир детства. Дошкольник.
Под ред. Хрипковой А. Г. - 2-
еизд., дол. М. Педагогика, 1987-256 с. (Б-ка для
родителей)
22. Методическое
пособие для
педагогов дошкольных
образовательных учреждений / Ботякова О.А., Зязевва Л.К.,
Прокофьева С.А. и др. СПб.: «Детство- Пресс», 2001-
192с;
ил.
23.Национальные традиции в воспитании и обучении.
«Патриотическое воспитание учащихся - важнейший аспект
этнопедагогич. подготовки будущ. учителей».
24.Н. Р. Гусева. Русские сквозь тысячелетия. М: Белые Альвы.
1998г.
25. Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и
поэзия. Собранное М. Забылиным. Репринтовое воспроизведение издания 1880 г. М: «Книга-Принтшоп» 1990г.
26. О роли культурно-игровых традиций в социализации дошкольников: сб. научных трудов - Шадринск. 1998 г.с. 125-130
27.0 подготовке для реализации программы «Приобщение дошкольников к национальной культуре». Перспективы развития непрерывного педагогич. образован. В областной образоват. Системе. Челябинск, И. И. М. У. «Образование», 1998-с 254-259
28. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. / Под редакцией П.И. Пидкасистого - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 640с.
29.Сборник «Русский народ». Его обычаи, обряды, предания,
суеверия и поэзия. М: 1980
30. Сборник «Праздники российского года: традиции, обычаи,
гадания...» Изд. Ростов-на-Дону
31. Советский энциклопедический словарь. Москва «Советская энциклопедия» 1983г. Под ред А.М. Прохорова.
32.Харламов И. Ф. Педагогика. Учебник 6-е издание, 2000 - 560
33. Философский словарь / Под
ред. И.Т. Фролова, - 4-е изд. М.:
Политиздат., 1981 -445с.
34. Дополнительная литература:
а) «Праздник праздников» - Ж. «Семья и школа», 1991г. № 4
стр. 29-31.
б) «Пасха» - Ж. «Азия и Африка сегодня», 1991г. № 4 стр.