Дипломная работа
Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.3. Педагогические условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….23
ГЛАВА II. ОПЫТ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.2. Комплекс игр,
способствующий нравственному
воспитанию детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………54
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В формировании человека исключительно велико значение нравственного воспитания. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции — сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
Дошкольная педагогическая наука и практика в настоящее время решает задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них нравственного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности.
Нравственное развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошкольника. Нетрудно передать ребенку знания о нравственной норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний нравственных норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи представлений и поведения ребенка особенно актуален в теории современной дошкольной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании детей в детских садах и семье.
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из
актуальных проблем, а в современных
условиях она приобретает особое значение.
Анализ
психолого—педагогической литературы свидетельствует о том, что данной проблеме
было уделено немало внимания. Данным вопросом занимались такие видные педагоги и психологи, как Р.С. Немов, В.И. Бакштановский, Б.С. Братусь, И.С.
Марьенко, Л.И. Рувинский, В.Э. Чудновский, Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский,
В.С. Мухина, В. Г. Нечаева,
Т. А. Маркова и др. Многие из этих исследований
были выполнены давно. Многие из исследований в последние годы не
повторялись, поэтому судить о том, насколько полно они отражают быстроменяющуюся социальную
действительность трудно, поскольку в нашей стране за последние годы, практически
во всех сферах жизни, произошли существенные изменения, которые наложили свой отпечаток на сознание людей и
систему воспитательного и
образовательного процесса.
Но, в настоящее время, в практической деятельности ДОУ формирование нравственных качеств личности осуществляется во многом стихийно, эпизодически.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить противоречие между необходимостью нравственного воспитания дошкольников с одной сторону и недостаточной разработанностью условий нравственного воспитания с другой стороны.
Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы условия нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Актуальность данного вопроса обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников».
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ будет проходить более успешно, если:
- содержание навыков нравственности будет определяться с учетом возрастных особенностей старших дошкольников;
- в педагогический процесс будет включен комплекс игр, способствующих воспитанию нравственности.
В соответствии с гипотетическим
предположением, целью, объектом, предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущность и содержание нравственного воспитания старших
дошкольников.
3. Продиагностировать уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Реализовать и экспериментально
проверить комплекс игр, влияющий на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: старшая группа детского сада №2 города Ишима: количество детей 19 чел., 1998/99г.р. из них девочек—9, мальчиков—10.
Методологической основой исследования явились фундаментальные работы, посвященные вопросам нравственного воспитания (Е.В. Бондаревская, В.И. Загвязинский Р.С. Немов, Б.С. Братусь, и др.), содержания воспитания (В.С. Леднев, В.В. Краевский, Бакштановский, Ю.К. Бабанский, В.С. Мухина, Т. А. Маркова и др.), формам и методам воспитания (В.Волина, И.С. Марьенко, Л.И. Рувинский, В.Э. Чудновский, Ш.А. Амонашвили, И.С. Марьенко, В. Г. Нечаева, Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин и др.).
Методы исследования. В соответствии с целью и поставленными задачами на различных этапах использовались методы:
- теоретические: анализ научной философской, психолого-педагогической и методической литературы, изучение государственных документов об образовании, учебных планов и программ дошкольных учреждений, методы теоретического обобщения, моделирования;
-эмпирические: педагогическое наблюдение; беседа; опрос; педагогический эксперимент.
Практическая значимость:
Результаты работы могут быть использованы в педагогическом процессе ДОУ.
Структура работы: Работа состоит из введения, главы 1, главы 2, заключения и списка литературы, приложения.
Научная новизна заключается в
выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке
педагогических условий, способствующих успешному нравственному воспитанию
дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы
рассматривалась проблема педагогических условий нравственного воспитания детей дошкольного
возраста.
Целью исследования
явилось решение данной проблемы, были решены поставленные задачи исследования.
Первые задачи были выполнены
после изучения психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
Задача исследования
- выявить критерии и уровни сформированности нравственных чувств у детей
старшего дошкольного возраста - решена во время проведения опытно-экспериментальной
работы. Исследования
позволили установить, что при использовании комплекса игр, направленных на нравственное воспитание, можно добиться
повышения уровня сформированности нравственных качеств дошкольников.
Для этого был
подобран и опробирован комплекс игр, влияющих на
формирования у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств.
Вступая в игровые
отношения, ребенок сталкивался с необходимостью устанавливать
контакты, применял на практике усвоенные нормы поведения по отношению к своим сверстникам,
приспосабливал эти нормы и правила к разнообразным ситуациям. В дидактических
играх возникали ситуации, требующие
согласованных действий, проявление дружеского
отношения к сверстникам. Результаты констатирующего эксперимента показали недостаточный уровень
сформированности нравственных чувств
у испытуемых детей: с низким уровнем - 6 детей (30%), со средним - 10 (50%) и с высоким - 4 (20%).
-
В
работе с детьми экспериментальной группы использовался комплекс игр направленных на нравственное
воспитание. В процессе
проведения комплекса игр использовались разнообразные приемы: взятие на себя роль ведущего по
желанию, составление своего рассказа, пересказ знакомой сказки, представлением себя в образе уже взрослым, самостоятельные примеры,
взятые из жизни самих детей и рассказов взрослых, совместное обсуждение и другое.
Это исследование повысило уровень
сформированности нравственных
чувств детей старшего дошкольного возраста.
Результаты контрольного эксперимента
показали, что у детей экспериментальной группы, с которой проводились игры,
уровень сформированности нравственных качеств повысился значительнее, чем у детей контрольной группы, с
которой специальная работа не проводилась: с низким уровнем остался - 1 ребёнок (5%), со средним - 14
(70%) и с высоким - 5 (25%).
Таким образом,
гипотеза, которая лежала в основе исследования, подтвердилась. Уровень сформированности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста повысился при использовании
в воспитательном процессе комплекса
игр.
В данной работе мы раскрыли значимость, содержание и сущность нравственного воспитания детей дошкольного возраста, исследовали процесс формирования нравственных качеств дошкольников. Выполнили поставленные перед собой задачи:
Была изучена психолого – педагогическая литература, раскрывающую теоретический аспект выбранной нами темы, сущность и понятие «нравственное воспитание». Рассмотрены существующие методы и средства нравственного воспитания, практический опыт педагогов по данному вопросу.
Была проведена опытно – экспериментальная работа по изучению уровня сформированности нравственных качеств у детей старшей группы детского сада №2 города Ишима, проведена диагностика сформированности нравственного качества у детей группы.
Выявлены условия развития и наиболее эффективные факторы воздействия на процесс нравственного воспитания.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М; Педагогика, 1995.
2. Архангельский, Л. М.
Роль и место нравственного воспитания в
системе
формирования нового человека. - /Вопросы философии/,
1977, №
2.
3.
Артемова, Л. В. Содержание и организация общения
дошкольников
как средство
нравственного воспитания: Автореф. дис. д-ра
пед. наук. Тбилиси, 1985.
4.
Актуальные проблемы нравственного развития личности.
Программа
региональной научной конференции 16-18
декабря Тюмень,
1975.
5.
Анисимов, С. Ф. Мораль и поведение. - 2-е изд., доп. -
М.: Мысль,
1985.-158с.
6. Басов, М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми//Избранные психологические произведения, М. 1975.
7.
Борисова, Н. О. О нравственном воспитании дошкольников.
- /Дошкольное воспитание/,
1988. №4., 9—12с.
8. Бакштановский, В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983.
9. Беседы о нравственности:
[Сб. статей /Науч. ред. Н. М. Маковка]. -
Краснодар:
Кн. Издательство, 1979. -126с.
10. Братусь, Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.
11. Бондаренко, А.И. Воспитание детей в игре. – М; 1983.
12. Блюмкин, В. А. и др.
Нравственное воспитание: (Филос. - этич.
Ос
новы) /В. А. Блюмкин, Г. Н. Гумницкий, Т. В.Циркина. - Воронеж:
Издательство
Воронеж, ун-та, 1990.-141с.
13. Бондаренко,
А.К. Дидактические игры
в детском саду:
Кн. Для
воспитателя детского
сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвящение,
1991.-160с.:
ил.
14. Белякова, Е. Г. Нравственное развитие
ребенка:
Психологический аспект: Учеб.
пособие.- Тюмень; Издательство ТГУ, 1999.-151с.
15.
Виноградов, В. Д.
О нравственном воспитании / В. Д. Виноградов. -Л.: Ленинград, 1977.— 40с.
16.
Воспитание нравственных
чувств у старших
дошкольников: Кн.для воспитателя дет. сада / Р. С. Буре ,
Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др.; Под. ред. А.М.Виноградовой.-2-е зд..испр. и доп.-М.:
Просвещение, 1989.-96с.
17.
ГудилинаЭ. Б. Простые нормы
нравственности и их роль в воспитании личности. /Э. Г. Гудилина,
канд. Филос. Наук. - М.: /Знание/, 1975.-63с.
18.
Горбатенко, Т. И. Подражание и его влияние на становление
взаимоотношений
детей младшего дошкольного возраста//Нравственное воспитание
дошкольников: младший и средний дошкольный возраст. /Под ред. В.Г.Нечаевой.
М., 1972.
19. Детская психология : Учеб. пособие / Я. Л. Коломинский , Е. А.
Панько, А. И. Белоус и др.; под ред. Я. Л. Коломинского, Е.А.
Панько. - Мн.: Университет,
1988. - 399с.
20. Дидактические игры и
занятия с детьми раннего возраста под ред.
Е. И. Радиной, издательство „Просвещение" М. 1967.
21. Дробницкий, О. Г. Проблемы
нравственности /Отв. ред. Т. А.
Кузьмин.
М., 1977.
22. Дошкольная педагогика.
Учеб. пособие для студентов пед. ин — тов
по
спец. № 2110 „Педагогика и психология (дошк.)" В
2. ч. 1. Содержание коммунистического воспитания
в детском саду. / Н. А. Курочкина, Б. С. Лейкина, В. И.
Логинова и др ; Под ред. В.
И. Логиновой,
П. С. Саморуковой. —2-е изд.. испр.
и доп. - М.: Просвещение, 1988. -256с.
23. Жуковская, Р.И. Игра
и ее педагогическое значение. М., 1975.
24. Зворыгина, Е. В.,
Карпинская Н.С., Кононова Н.М. и др. Дидактические игры и занятия с детьми раннего
возраста; Пособие для восп.
дет. сада; Под
ред. Новоселовой С. Л. 4 — е
изд. перераб. М.: Просвещение,
1985. - 144с.
25. Игра дошкольника /Л.
А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемьева
и др.
Под ред. С.Л.Новоселовой. М. Просвещение. 1989.—
286с.
26. Карпенко, С. Н., Лысюк, Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. Изд.
Московского Университета. 1986. — 144с.
27. Козлова, С. А.,
Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студ.
средних педагогических учебных заведений. 2-е
изд., перераб.
И доп. М., Издательский центр „Аккадемия". 2000.
-
416с.
28. Кондратова, В.В. Взаимосвязь обучения и
игры в нравственном
воспитании
дошкольников. М.. 1985.
29. Крайнева, Л. Ф.
Формирование нравственной активности у детей старшего
дошкольного возраста в
совместной продуктивной деятельности: Автореф. дис. ... Канд. Пед. наук. М., 1975.
30. Козлова, С. Нравственное
воспитание детей в современном
мире.
/Дошкольное
воспитание. - 2001. № 9. с.98-101.
31.
Момов, В. М.
Человек, мораль , Воспитание : Теорет. - методол.
Проблемы./Пер.
с болг. В.Момов.-М.: Прогресс, 1975.-163с.
32.Моральное воспитание
дошкольников: Из опыта работы ( Сост.: Л.
В.Артемов, Е.А. Таранова.-К.: Рад. Шк.; 1984.-136с.
33. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о
детской игре. Пособие для воспитателя
д./с. /Под ред. Т. А. Марковой, -М.; Просвещение,
1982. -
128с.
34. Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М., 1998.
35.
Макаренко, А. С. «Книга для родителей». Просвещение, 1968
36. Немов, Р.С. Психология. - М. 1995, 492 с.
37. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / Под редакцией Каирова И.А.—М., 1979.
38. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. — М., 1984.
39. Нравственное
воспитание. : Проблемы теории
и практики ( Отв.ред. А. К. Уледов),
М.; 1979.
40. Нравственное
воспитание: Пробл.
Теории и практики. [Л. М. Архангельский, А. И. Афанасьев, О.С. Богранова и др.] — М.: Мысль,
1979. - 303с.., ил., 20с.
41. Нравственное
воспитание в детском саду ( Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой.
3. изд., испр. и доп. М.. 1984.
42. Нравственное воспитание:
Проблемы теории и
практики (Отв.
ред. А.
К. Уледов), М.; 1979.
43. Островская, Л. Руководить нравственным воспитанием дошкольни-
ка.//Дошкольное
воспитание, 1988. №4. с. 10-18.
44.
Основы дошкольной педагогики (Под ред. А. В.
Запорожца, Т. А.
Марковой
М., 1980.
45. Ожегов, С.И.,
Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2
издание.
— М : 1995.
46. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. Вузов и педагогических колледжей. Под. ред П.И. Пидкосистого. М; Российское педагогическое агенство, 1995.
47. Попов, В. А., Парубочий, В.П. Нравственное воспитание: Учеб. пособие./Тюмень юрид. Ин — т. — Тюмень, 1997.— 36с.
48. Психологические
и педагогические игры дошкольника (Материалы
симпозиума)
Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., 1966. -
347с.
49. Проблемы нравственного
воспитания, ответственный
редактор Л.
И. Рувинский. Изд-во Моск. ун-та,
1977.-293с.
50. Психологические методы
развития навыков общения
и эмоциональных состояний дошкольников. Ермолаева М.
//Дошкольное воспитание, 1995. № 9, с. 21-28.
51.
Педагогика:
педагогические теории, системы,
технологии. Учеб.
для
студ. высших и ср. уч -х
заведений. /С. А. Смирнова, И. Б. Котов,
Е. И. Шляпов и др. Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд. испр. и допол. М., изд. центр „Академия". 1999.-912с.
52. Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание
личности. - М.: Изда
тельство МГУ, 1981.-184.,
21см.
53. Рыбакова, Н. В., Протанская Е. С. Воспитание нравственных чувств.
-Л.:
о-во „Знание"РСФСР.Ленингр.
орг., 1979.-35с.
54.
Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: ( из опыта
работы)
(Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М.
А. Васильевой.) - М.; Просвещение. 1986. - 112с.
55.
Сорокина,
А. И. Дидактические игры в детском саду: (ст. группы).
Пособие для воспитателя дет. сада.-М.: Просвящение, 1982.-96с.
56.
Сластенин, В. А., Капшрин, В. П.
Психология и педагогика; Учеб.
центр „Академия", 2001.-480с.
57. Свадковский, И. Ф. Нравственное
воспитание. М., „Педагогика",
1972.-144с.
58. Средства и методы
нравственного воспитания детей дошкольного
возраста
в труде. Отв. ред. Р. С. Буре.-МЛ 1984.
59. Титаренко, А. И.
Структура нравственного сознания: Опыт этико -философского исследования. М., 1974.
60. Урунтаева, Г. Л. Дошкольная
психология. Учебное пособие для
студентов
средних педагогических учебных заведений. 5 -е изд.,
стреотип. М.. изд. центр „Академия". 2001.-336с.
61. Урунтаева Г. Л. Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии.
Пособие для студ. в
педагогических институтов, учащихся педагогических
училищ и колледжей, воспитателей д. / с. Под ред. Г.
А. Урунтаевой. М,, Просвящение.
1995.-291с.
62.
Эльконин, Д. Б.
Психологические игры. М.:
Педагогика. 1978. -304с.
63. Ушинский, К. Д. Избр пед соч
— М, 1974 — Т. 9 —С. 117—118
64.
Чудновский, В.Э.
Нравственная устойчивость личности. М., 1981.