Дипломная работа

Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1.             Понятие «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………7

1.2.             Сущность и содержание нравственного воспитания…………..16

1.3.             Педагогические условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….23

 

ГЛАВА II. ОПЫТ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников………………………………………………………….31

2.2. Комплекс игр, способствующий нравственному  воспитанию   детей старшего дошкольного возраста…………………………………………41

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………54

ПРИЛОЖЕНИЯ     

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В формировании  человека исключи­тельно велико значение нравственного вос­питания. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции — сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Дошкольная педагогическая наука и практика в настоя­щее время решает задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них нравственного  отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к при­роде и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности. 

Нравственное  развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошколь­ника. Нетрудно передать ребенку знания о нравственной  норме, требо­вать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Го­раздо труднее выработать у него определенное отношение к мораль­ной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний нравственных  норм недостаточно для того, чтобы ребенок само­стоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному жела­нию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи представ­лений и поведения ребенка особенно актуален в теории современной дошкольной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании детей в детских садах и семье.

         Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а  в современных условиях она приобретает особое значение.

        Анализ психолого—педагогической литературы свидетельствует о том, что данной проблеме было уделено немало внимания. Данным вопросом занимались  такие видные педагоги и психологи, как   Р.С. Немов, В.И. Бакштановский, Б.С. Братусь, И.С. Марьенко, Л.И. Рувинский, В.Э. Чудновский, Ш.А.  Амонашвили, Ю.К. Бабанский, В.С. Мухина, В.  Г.    Нечаева,  Т. А. Маркова и др.  Многие из этих исследований были выполнены давно. Многие из исследований в последние годы не повторялись, поэтому судить о том, насколько полно они  отражают быстроменяющуюся социальную действительность трудно, поскольку в нашей стране за последние годы, практически во всех сферах жизни, произошли существенные изменения, которые наложили   свой отпечаток на сознание людей и систему  воспитательного и образовательного процесса.

Но, в настоящее время, в практической деятельности ДОУ формирование нравственных качеств личности  осуществляется во многом стихийно, эпизодически.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить противоречие между необходимостью нравственного воспитания дошкольников с одной сторону и недостаточной разработанностью условий нравственного воспитания с другой стороны.

  Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы условия  нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

  Актуальность  данного вопроса обусловила  выбор темы выпускной квалификационной  работы: «Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников».

Цель работы: теоретически обосновать  и экспериментально проверить условия нравственного воспитания   детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания  детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ будет проходить более успешно, если:

- содержание навыков нравственности будет определяться с учетом возрастных особенностей старших дошкольников;

-  в педагогический процесс  будет включен комплекс игр, способствующих воспитанию нравственности.

В соответствии с гипотетическим предположением, целью, объектом, предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:

 1. Рассмотреть понятие «нравственное воспитание» в  психолого-педагогической  литературе.

  2. Определить сущность   и содержание нравственного воспитания  стар­ших дошкольников.

3. Продиагностировать уровень  сформированности нравственных  качеств у детей старшего дошкольного возраста.

4. Реализовать и экспериментально проверить комплекс игр, влияющий на нравственное воспитание  детей старшего дошкольно­го возраста.

 База исследования:   старшая группа детского сада №2  города Ишима: количество детей 19 чел., 1998/99г.р. из них девочек—9, мальчиков—10.

Методологической основой исследования явились фундаментальные работы, посвященные вопросам  нравственного воспитания (Е.В. Бондаревская, В.И. Загвязинский Р.С. Немов,  Б.С. Братусь, и др.), содержания воспитания (В.С. Леднев, В.В. Краевский, Бакштановский, Ю.К. Бабанский, В.С. Мухина, Т. А. Маркова и др.), формам и методам воспитания (В.Волина, И.С. Марьенко, Л.И. Рувинский, В.Э. Чудновский, Ш.А.  Амонашвили, И.С. Марьенко, В.  Г.    Нечаева,  Н.М.Бетенькова,  Д.С.Фонин и др.).

Методы исследования. В соответствии с целью и поставленными задачами на различных этапах использовались методы:

- теоретические: анализ научной философской, психолого-педагогической и методической литературы, изучение государственных документов об образовании, учебных планов и программ дошкольных учреждений, методы теоретического обобщения, моделирования;

-эмпирические:  педагогическое наблюдение;   беседа;   опрос;  педагогический эксперимент.

Практическая значимость: Результаты работы могут быть использованы в педагогическом процессе ДОУ.

Структура работы: Работа состоит из введения, главы 1, главы 2, заключения и списка литературы, приложения.

Научная новизна заключается в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих успешному нравственному воспитанию дошкольников.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе работы рассматривалась проблема педагогических условий нравственного воспитания детей дошкольного возрас­та.

Целью исследования явилось решение данной проблемы, были реше­ны поставленные задачи исследования.

Первые задачи были выполнены после изучения психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

Задача исследования - выявить критерии и уровни сформированности нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста - решена во время проведения опытно-экспериментальной работы. Исследования позволили установить, что при использовании комплекса игр, направленных на  нравственное воспитание, мож­но добиться повышения уровня сформированности нравственных качеств дошкольников.

Для этого был подобран и опробирован комплекс игр, влияющих на формирования у детей старшего дошкольного возраста нрав­ственных качеств.

Вступая в игровые отношения, ребенок сталкивался с необходимостью устанавливать контакты, применял на практике усвоенные нор­мы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливал эти нормы и правила к разнообразным ситуациям. В дидактических играх возникали ситуации, требующие согласованных действий, проявление дружеского отношения к сверстникам. Результаты констатирующего эксперимента показали недостаточный уровень сформированности нрав­ственных чувств у испытуемых детей: с низким уровнем - 6 детей (30%), со средним - 10 (50%) и с высоким - 4 (20%).

-     В работе с детьми экспериментальной группы использовался ком­плекс игр направленных на нравственное воспитание. В процессе проведения комплекса игр использовались разнообразные приемы: взятие на себя роль ведущего по желанию, составление своего рассказа, пересказ знакомой сказки, представлением себя в образе уже взрослым, самостоятельные примеры, взятые из жизни самих детей и рассказов взрослых, совместное обсуждение и другое.

Это исследование повысило уровень сформированности нравствен­ных чувств детей старшего дошкольного возраста.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей экспериментальной группы, с которой проводились игры, уровень сформированности нравственных качеств повысился значительнее, чем у детей контрольной группы, с которой специальная работа не проводилась: с низким уровнем остался - 1 ребёнок (5%), со средним - 14 (70%) и с высоким - 5 (25%).

Таким образом, гипотеза, которая лежала в основе исследования, под­твердилась. Уровень сформированности нравственных качеств детей старше­го дошкольного возраста повысился при использовании в воспитательном процессе комплекса  игр.

В данной работе мы раскрыли значимость, содержание и сущность нравственного воспитания  детей дошкольного возраста, исследовали процесс формирования нравственных качеств дошкольников. Выполнили поставленные перед собой задачи:

  Была изучена психолого – педагогическая литература, раскрывающую теоретический аспект выбранной нами темы, сущность и понятие «нравственное воспитание». Рассмотрены  существующие методы и средства нравственного воспитания,  практический опыт педагогов по данному вопросу.

  Была проведена опытно – экспериментальная работа по изучению уровня сформированности нравственных качеств у детей старшей группы детского сада №2 города Ишима, проведена диагностика сформированности нравственного качества у детей группы. 

Выявлены условия развития и наиболее эффективные факторы воздействия на процесс нравственного воспитания.

 

 

                                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М; Педагогика, 1995.

2.  Архангельский, Л. М. Роль и место нравственного воспитания в
системе формирования нового человека. - /Вопросы философии/,
1977, № 2.

3.           Артемова, Л. В. Содержание и организация общения дошкольников
как  средство  нравственного  воспитания:  Автореф.  дис. д-ра
пед. наук. Тбилиси, 1985.

4.           Актуальные проблемы нравственного развития личности. Програм­ма региональной научной конференции  16-18 декабря    Тюмень,
1975.

5.           Анисимов, С. Ф. Мораль и поведение. - 2-е изд., доп. - М.: Мысль,
1985.-158с.

6.                Басов, М.Я. Методика психологического наблюдения над  детьми//Избранные психологические произведения, М. 1975.

7.      Борисова, Н. О. О нравственном воспитании дошкольников. - /Дошкольное воспитание/, 1988. №4., 9—12с.

8.                Бакштановский, В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и  решения. М., 1983.

9.     Беседы о нравственности: [Сб. статей /Науч. ред. Н. М. Маковка]. -
Краснодар: Кн. Издательство, 1979. -126с.

10.           Братусь, Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности.   М., 1977.

11.           Бондаренко, А.И. Воспитание детей в игре. – М; 1983.

12.  Блюмкин, В. А. и др. Нравственное воспитание: (Филос. - этич. Ос­
новы) /В. А. Блюмкин, Г. Н. Гумницкий,  Т. В.Циркина.
- Воронеж:
Издательство Воронеж, ун-та, 1990.-141с.

13.  Бондаренко, А.К.    Дидактические   игры   в   детском   саду:   Кн. Для
воспитателя   детского   сада. - 2-е   изд., дораб.   - М.: Просвящение,
1991.-160с.: ил.

14.  Белякова, Е. Г.   Нравственное   развитие   ребенка:   Психологический аспект: Учеб. пособие.- Тюмень; Издательство ТГУ, 1999.-151с.

15.            Виноградов, В. Д. О нравственном воспитании / В. Д. Виноградов. -Л.: Ленинград, 1977.— 40с.

16.               Воспитание   нравственных  чувств  у   старших  дошкольников:   Кн.для воспитателя дет. сада / Р. С. Буре , Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др.; Под. ред. А.М.Виноградовой.-2-е  зд..испр. и доп.-М.: Просвещение, 1989.-96с.

17.              ГудилинаЭ. Б. Простые нормы нравственности и их роль в воспи­тании личности. /Э. Г. Гудилина, канд. Филос. Наук. - М.: /Знание/, 1975.-63с.

18.              Горбатенко, Т. И. Подражание и его влияние на становление взаи­моотношений детей младшего дошкольного возраста//Нравственное воспитание дошкольников: младший и средний дошкольный воз­раст. /Под ред. В.Г.Нечаевой. М., 1972.

19. Детская психология : Учеб. пособие / Я. Л. Коломинский , Е. А.
Панько,  А. И. Белоус и др.; под ред.       Я. Л. Коломинского,  Е.А.
Панько. - Мн.: Университет, 1988. - 399с.

20. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста под ред.
Е. И. Радиной, издательство „Просвещение" М. 1967.

21. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности /Отв. ред.   Т. А.
Кузьмин. М., 1977.

 

22. Дошкольная  педагогика.  Учеб. пособие для студентов пед. ин — тов
по спец. № 2110 „Педагогика и психология (дошк.)" В 2. ч. 1. Содержание  коммунистического  воспитания  в  детском  саду. / Н. А. Курочкина, Б. С. Лейкина, В. И. Логинова и др ; Под ред. В. И. Логино­вой, П. С. Саморуковой. —2-е изд.. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988. -256с.

23.     Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975.

24.     Зворыгина, Е. В., Карпинская Н.С., Кононова Н.М. и др. Дидактиче­ские игры и занятия с детьми раннего возраста; Пособие для восп.

дет.   сада;       Под      ред. Новоселовой С. Л. 4 — е   изд. перераб. М.: Просвещение, 1985. - 144с.

25.       Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемьева
и др. Под ред. С.Л.Новоселовой. М. Просвещение. 1989.— 286с.

26.       Карпенко, С. Н., Лысюк, Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. Изд. Московского Университета. 1986. — 144с.

 

27.     Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика. Учебное по­собие для студ. средних педагогических учебных заведений. 2-е
изд., перераб. И доп. М., Издательский центр „Аккадемия". 2000. -
416с.

28.     Кондратова, В.В.   Взаимосвязь обучения   и   игры   в   нравственном
воспитании дошкольников. М.. 1985.

29.     Крайнева, Л. Ф. Формирование нравственной активности у  детей  старшего  дошкольного  возраста  в  совместной  продуктивной деятельности: Автореф. дис. ... Канд. Пед. наук. М., 1975.

30.     Козлова, С.  Нравственное  воспитание детей  в современном мире.
/Дошкольное воспитание. - 2001. № 9. с.98-101.

31.      Момов, В. М.   Человек,   мораль ,   Воспитание :   Теорет. - методол.
Проблемы./Пер. с болг. В.Момов.-М.: Прогресс, 1975.-163с.

32.Моральное воспитание дошкольников: Из опыта работы ( Сост.: Л.
В.Артемов, Е.А. Таранова.-К.: Рад. Шк.; 1984.-136с.

33.      Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для вос­питателя д./с. /Под ред. Т. А. Марковой, .; Просвещение, 1982. -
128с.

34.            Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников.       М., 1998.

35.                 Макаренко, А. С. «Книга для родителей». Просвещение, 1968

36.                Немов, Р.С.  Психология. - М. 1995, 492 с.

37.           Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / Под         редакцией Каирова И.А.—М., 1979.

38.            Нравственное  воспитание  в детском  саду / Под ред.  В.  Г.    Нечаевой,      Т. А. Марковой. — М., 1984.

39.   Нравственное   воспитание. :   Проблемы  теории   и  практики ( Отв.ред. А. К. Уледов), М.; 1979.

40.  Нравственное воспитание:   Пробл. Теории и практики. [Л. М. Ар­хангельский, А. И. Афанасьев, О.С. Богранова и др.] — М.: Мысль,
1979. - 303с.., ил., 20с.

41.      Нравственное воспитание в детском саду ( Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. 3. изд., испр. и доп. М.. 1984.

42.      Нравственное   воспитание:   Проблемы  теории   и  практики (Отв.
ред. А. К. Уледов), М.; 1979.

43.      Островская, Л.   Руководить нравственным воспитанием дошкольни-
ка.//Дошкольное воспитание, 1988. №4. с. 10-18.

44.       Основы дошкольной педагогики (Под ред. А. В. Запорожца, Т. А.
Марковой М., 1980.

45.     Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2
издание. — М : 1995.

46.           Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. Вузов и педагогических колледжей. Под. ред П.И. Пидкосистого. М; Российское  педагогическое агенство, 1995.

47.     Попов, В. А., Парубочий, В.П. Нравственное воспитание: Учеб. пособие./Тюмень юрид. Ин — т. — Тюмень, 1997.— 36с.

48.     Психологические и педагогические игры дошкольника (Материалы
симпозиума) Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой.
М., 1966. -
347с.

49.     Проблемы  нравственного  воспитания,  ответственный редактор  Л.
И. Рувинский. Изд-во Моск. ун-та, 1977.-293с.

50.     Психологические   методы  развития   навыков   общения   и   эмоциональных состояний дошкольников. Ермолаева М. //Дошкольное воспитание, 1995. № 9, с. 21-28.

51.    Педагогика:   педагогические   теории,   системы,   технологии.   Учеб.
для студ. высших и ср. уч заведений. /С. А. Смирнова, И. Б. Котов,  Е. И. Шляпов и др. Под      ред. С. А. Смирнова. 3-е изд. испр. и допол. М., изд. центр „Академия". 1999.-912с.

52.      Рувинский, Л. И.   Нравственное   воспитание  личности. - М.:   Изда­
тельство
МГУ, 1981.-184., 21см.

53.      Рыбакова, Н. В., Протанская Е. С. Воспитание нравственных чувств.
-Л.: о-во „Знание"РСФСРенингр. орг., 1979.-35с.

 

54.           Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: ( из опыта
работы) (Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Ва­сильевой.) - М.; Просвещение. 1986. - 112с.

55.           Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду: (ст. группы).
Пособие для воспитателя дет. сада.-М.: Просвящение, 1982.-96с.

56.           Сластенин, В. А., Капшрин, В. П.  Психология  и педагогика;  Учеб.
центр „Академия", 2001.-480с.

 

57.  Свадковский, И. Ф. Нравственное воспитание. М., „Педагогика",
1972.-144с.

58.  Средства и методы нравственного воспитания детей дошкольного
возраста в труде. Отв. ред. Р. С. Буре.-МЛ 1984.

 

59. Титаренко, А. И. Структура нравственного сознания: Опыт этико -философского исследования. М., 1974.

 

60.      Урунтаева, Г. Л. Дошкольная психология. Учебное пособие для
студентов средних педагогических учебных заведений. 5 -е изд.,
стреотип. М.. изд. центр „Академия". 2001.-336с.

61.      Урунтаева Г. Л. Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии.
Пособие для студ. в педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей д. / с. Под ред. Г. А. Урунтаевой. М,, Просвящение.   1995.-291с.

62.               Эльконин,   Д. Б.   Психологические   игры.   М.:   Педагогика. 1978. -304с.

63.       Ушинский, К. Д. Избр   пед  соч — М, 1974 — Т. 9 —С. 117—118

64.              Чудновский, В.Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981.