Дипломная работа
Формирование общеучебных
компетенций младших школьников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….....3
Глава 1.
Теоретическое обоснование формирования общеучебных
компетенций в начальной школе
1.1. Психолого-педагогические
основы формирования общеучебных
компетенций младших школьников…...……………………...….6
1.2. Содержание общеучебных компетенций…………………….… .15
1.3. Особенности
формирования общеучебных компетенций на уроках в
начальной школе…28
Глава 2. Формирование общеучебных
компетенций у учащихся младших
классов
2.1. Диагностика
сформированности общеучебной компетентности
младших
школьников…………………………………………...….43
2.2.
Опытно-экспериментальная работа по формированию
общеучебных компетенций младших школьников……………. 49
2.3. Анализ и результаты работы по формированию общеучебных
компетенций
младших школьников……………………………….63
Заключение……………………………………………………………….67
Библиография……………………………………………………………68
Введение
Начальная школа – наиболее
ответственный период в жизни человека. В этом возрасте основным видом
деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе закладывается
то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.
В Стратегии модернизации содержания
общего образования в России в качестве
ориентира образования определена нацеленность на развитие ключевых компетенций
учащихся. Уровень развития современного мирового сообщества также определяет
необходимость перехода к концепции «образование на протяжении всей жизни». В
связи с этим главной целью преподавания различных предметов становится
формирование компетенций, то есть способности и готовности действовать на
основе полученных знаний.
Таким образом,
актуальность исследования по проблемам формирования общеучебной
компетентности младшего школьника обосновывается необходимостью реализации компетентностного подхода, которая определена нормативными
документами – Законом «Об образовании», «Концепцией модернизации российского
образования на период до 2010 года», «Федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта общего образования» – и социальным заказом общества
– формированием функционально грамотной личности выпускника.
В настоящее время
опубликовано значительное число работ по вопросам реализации компетентностного подхода в общем образовании (В.А. Болотов, Г.К. Селевко, А.В.
Хуторской и др.), но само понятие «общеучебная
компетентность младшего школьника», а также процесс формирования общеучебной компетенции младшего школьника недостаточно
освещены в теоретических и методических исследованиях.
Таким образом,
актуальность исследования обусловлена противоречиями
между социальным заказом общества, определяющим стратегическую цель
образования и практической неразработанностью проблемы
формирования общеучебной компетентности младшего
школьника в процессе обучения.
Актуальность выявленной
проблемы и обозначенные противоречия определили тему нашего исследования: «Формирование
общеучебных компетенций младших школьников».
На основе анализа
психолого-педагогической и методической
литературы, изучения опыта преподавания в начальных классах была определена и
сформулирована проблема исследования,
которая заключается в выявлении и обосновании процесса формирования общеучебной компетенции младшего школьника в процессе обучения.
Цель
исследования – определить общеучебные компетенции,
формируемые у младших школьников в учебном процессе.
Объект
исследования – процесс
формирования общеучебных компетенций у младших школьников.
Предмет
исследования – содержание общеучебных
компетенций и особенности их формирования в начальной школе.
Гипотеза
исследования. Мы
полагаем, что общеучебными компетенциями для
начальной школы являются информационная и
коммуникативная, т.к. они являются ключевыми для формирования других
компетенций, формируемых в начальной школе и в последующем обучении.
В соответствии с
предметом, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) Изучить состояние
проблемы формирования общеучебной компетентности
младшего школьника в психолого-педагогической литературе и на основе этого
конкретизировать уточнить содержание понятия
«общеучебная компетентность младшего
школьника» и условия их формирования.
2) Определить содержание общеучебных компетенций младшего школьника.
3) Обосновать и проверить на практике
формирование общеучебных компетенций: информационной
и коммуникативной в начальной школе.
Теоретико-методологической
основой исследования являются:
методология компетентностного подхода (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко,
В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской);
методология деятельностного подхода (В.В. Давыдов,
А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Методы
исследования. В
выпускной квалификационной работе
использовались теоретические
методы: теоретический анализ и синтез; эмпирические методы исследования: изучение и обобщение
эффективного опыта и массовой практики, наблюдение, эксперимент,
психодиагностические методики.
Исследование проводилось
в три этапа:
Первый этап — поисково-теоретический. В процессе анализа
психолого-педагогической литературы были определены методология и методика
исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы
и гипотеза исследования.
Второй этап -
опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялось теоретическое
обоснование общеучебных компетенций, проводилась
экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал,
связанный с формированием общеучебной компетенции
младших школьников. Работа включала разработку уроков технологии, направленных
на формирование общеучебной компетенции.
Третий этап - заключительно-обобщающий - был посвящен систематизации полученных результатов
исследования, оформлению выпускной квалификационной работы.
База
исследования. Исследование
проводилось на базе первого класса Ларихинской
основной общеобразовательной школы с включением 10 учащихся.
Теоретическая
значимость исследования: обоснованы
содержания общеучебных компетенций младших школьников и условий их
формирования.
Практическая
значимость исследования заключается
в разработке методических рекомендаций учителю начальных классов по
формированию общеучебной компетенции младших
школьников.
Структура
работы: введение, две
главы, заключение, библиографический список.
Заключение
В
ходе работы подтвердилась актуальность темы исследования.
На основе анализа
психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме было конкретизировано понятие «общеучебная компетентность младшего школьника», а также
проанализированы ее структурные составляющие.
В нашем исследовании мы
придерживались понимания термина «компетенция», как отчужденное,
заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке
ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Под
компетенцией нами понимается круг вопросов, в которых личность обладает
познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной
жизнедеятельности.
Под ключевыми
компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и
степени применимости компетенции.
Теоретический анализ
проблемы исследования позволил сформулировать следующие выводы:
- ключевые компетенции являются перспективным
направлением в науке и практике образования;
- компетентностный
подход предполагает конструирование модели выпускника, а затем под эту модель
подбирается содержание по развитию ключевых компетенций.
- под ключевыми компетенциями подразумеваются
наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции.
Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они
– надпредметны.
- каждый
школьный предмет имеет свои наиболее характерные для него возможности в
формировании общеучебной компетенции.
- из содержания общего среднего образования
видно, что оно ориентировано на достижение каждым обучающимся, определяемых
Стандартом результатов образования в виде сформированных ключевых
компетентностей. На уровне начального
образования ключевыми компетенциями являются информационная и коммуникативная
компетенции.
В работе обоснованы
возможности формирование общеучебных компетенций
младшего школьника на уроках.
Разработан
диагностический аппарат сформированности общеучебных
компетенций младшего школьника.
На основе компетентностного подхода разработаны уроки, направленные
на формирование общеучебных компетенций.
Экспериментально выявлена и проверена
их эффективность. Проведенная
нами опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования,
согласно которой, формирование общеучебных
компетенций младших школьников будет наиболее эффективным при условии
реализации компетентностного подхода, основанного на
предметной деятельности учащихся и приоритете внепредметных,
личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями.
Библиография
1.
Бешенков, А.К. и др. Методика обучения технологии. [Текст]/ А.К. Бешенков, А.В.
Бычков, В.М. Казакевич.- М.: Дрофа., 2003.
2. Белкин,
А.С. Компетентость. Профессионализм. Мастерство. [Текст]/ А.С. Белкин.– Челябинск: ОАО «Южно-Урал. кн. изд-во», 2007.
3.
Болотов. В.А., Сериков В.В. Компетентностная
модель: от идеи к образовательной программе.
[Текст]/ В.А. Болотов, В.В. Сериков/ - Педагогика. – 2003.
4.
Бочарникова, М.А. Компетентностный подход:
история, содержание, проблемы реализации.
[Текст]/ М.А. Бочарникова // Начальная школа.
– 2009. - №3. – С. 86-92.
5.
Волина. В.В. Учимся играя. [Текст]/ В.В.
Волина. - М.: Новая школа, 2004.
6. Воровщиков,
С. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся. Опыт проектирования.
[Текст]/С. Воровщиков
//Управление школой.- 2009. - № 7. – С. 17-28.
7.
Грант, Д. Как подготовить школьников
к тому, чтобы они думали и говорили самостоятельно. [Текст]/ Д.
Гранд //Школьные технологии-2005, № 2-
С.7.
8.
Гейхман, Л.К. Коммуникативная
компетентность профессионала [Текст]/ Л.К. Гейхман // Профессиональное
образование, 2006. - С11-15.
9. Денисова,
С.А. Развитие субъектов образовательной деятельности посредством формирования
ключевых компетенций [Текст]/ С.А.
Денисова // Интернет-журнал "Эйдос".
http://den-za-dnem.ru/page. article=153
10.
Дубова, М.В. Диагностика уровня
сформированности ключевых компетеностей учащихся. [Текст]/ М.В. Дубова, Ю.В. Хнырева // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №5. –
С. 38-41.
11.
Зимняя, И.А. Ключевые компетенции –
новая парадигма результата образования [Текст]/
И. А. Зимняя// Высшее образование сегодня. – 2003. - № 5.
12.
Калинина, Н. Формирование социальной
компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего
поколения. [Текст]/ Н. Калинина//Психологическая
наука и образование-2001, №-4- С.16.
13.
Кабдолова, К.Л. Формирование
компетенций как необходимое условие повышения качества образования. [Текст]/ К.Л. Кабдолова //Открытая школа, 2004. - С.45-47.
14.
Коноваленко, С.В. Развитие познавательной
деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. [Текст] / С.В. Коноваленко. - М.:
«Издательство Гном и Д», 2000 – 64 с.
15.
Леднев, В. С. Содержание образования: Учебное
пособие. [Текст] / В. С. Леднев—
М., 1989. Методика трудового обучения / Под ред Д. А. Тхоржевского- М., 1981.
16.
Манько, Н. Технологическая
компетентность педагога. [Текст]/ Н. Манько //Школьные технологии-2002, №5- С 33.
17.
Монахов, В. Как управлять
вероятностью успешного достижения учащимися образовательного пространства. [Текст]/ В.
Монахов //Школьные технологии, 2002, №1-С.35.
18.
Нужина,
Е.В. Применение ИКТ на уроках истории и
природоведения как средство формирования ключевых компетентностей младшего
школьника [Текст]/ Е. В. Нужина
//Образование в современной школе,
2008. №5-С.16-17
19.
Русский язык и культура речи: Учеб. для
вузов [Текст]/ / А.И.Дунаев,
М.Я. Дымарский, А.Ю.Кожевников
и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М. – СПб, 2002. С.4.
20.
Рыжаков,
М. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации. [Текст]/ М. Рыжаков //Стандарты и мониторинг в образовании-2006, №4- С.20
21.
Селевко, Г. Самосовершенствование личности школьника. [Текст]/ Г. Селевко //Образование в современной школе,
2006. №3-С.36
22.
Селевко Г.
Технология саморазвития личности школьника.
[Текст]/ Г. Селевко //Образование в современной школе, 2002, №2- С.29.
23.
Симановский, А. Социальные механизмы
формирования интеллектуальной творческой способности учащихся. [Текст]/ А.
Симановский//Психологическая наука и образование, 2002 ,№3-С .76
24.
Соколова, С.Формирование
педагогической компетентности будущих преподавателей дошкольной педагогики. [Текст]/ С.
Соколова //Начальная школа: плюс до и после, 2003, №9-С.47 - 33.
25.
Сытенко, Т.В. Роль
коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника
средствами урока и внеурочной деятельности [Текст]/ Т.В.Сытенко //Школьные технологии,
2006. №7-С.32
26.
Усова, А.В.
Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. [Текст]/ А.В. Усова.- М.:Педагогика,1986.
27.
Татьянченко,
Д. Организационно-методические условия развития общеучебных
умений школьников. [Текст]/ Д. Татьянченко//Школьные
технологии, 2002. №5-С.42
28.
Холодова, О. Юным умникам и умницам. Курс по развитию
познавательных способностей. Методическое пособие. Курс «РПС». – 3- изд., перераб. [Текст]/ О.
Холодова.– М.: Росткнига, 2007. – 276 с.
29.
Хуторской, А.В. Статья «Ключевые
компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное
образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
30.
Хуторской,
А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных
компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос". http://den-za-dnem.ru/page.php?article=153
31.
Чипышева, Л.Н. Формирование общеучебной
компетентности младшего школьника в условиях безотметочного
обучения [Текст]/ Л.Н.Чипышева // Начальная школа
плюс До и После. – 2008. – № 4. – С. 21-26 .