Курсовая работа
Развитие оценочной самостоятельности младших школьников в
образовательном процессе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития оценочной
самостоятельности младших школьников
1.1. Проблема развития
оценочной самостоятельности младших школьников в психолого-педагогической
литературе……………………..7
1.2. Пути и средства
развития оценочной самостоятельности
младших школьников…………………………………………………………………..18
Глава 2.
Опытно-педагогический эксперимент по развитию оценочной
самостоятельности младших школьников
2.1. Диагностика
уровня развития оценочной самостоятельности учащихся младшего школьного
возраста………………………………………………23
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию оценочной
самостоятельности младших школьников и ее
результаты……………….28
Заключение……………………………………………………………………35
Библиография………………………………………………………………....37
Приложения
Введение
Актуальность
исследования. В
Концепции модернизации российского образования сформулирована основная цель
современной общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных
знаний, умений, навыков, а также опыт
самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся».
Акцент в содержании современного образования перемещается с предметных знаний,
умений и навыков учащихся как основной цели на развитие самостоятельности
учебных действий.
Освоение
оценочного звена деятельности учения может стать значимой основой будущей
учебной самостоятельности учащихся. В этой связи для нашего исследования представляет интерес
направление развития научной мысли, имеющее отношение к формированию у учащихся
оценочной
самостоятельности. В педагогической науке проблема оценивания в разных
аспектах получила отражение в трудах учёных-педагогов, психологов: Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского,
П.П. Блонского, А.Л.
Венгер, С.Л. Рубинштейна и др.
Вопросы
необходимости формирования контрольно-оценочных навыков у учащихся
рассматривались в работах Д.Б. Эльконина, А.Б. Воронцова; общеучебных
навыков – в работах А.Г. Казаковой, И.И.
Логвинова, В.Ф. Паламарчук, Л.Д. Столяренко,
Т.И. Шамовой; способность
учащихся к оценке и её влияние на развитие самодостаточности,
самоконтроля, самостоятельности, интеллектуальных и личностных качеств - в
работах А.В. Савенкова, А.М. Матюшкина.
Становление оценочной
самостоятельности учащихся обусловливает обращение к понятию субъектности ученика, рассматриваемое
в работах С.М. Бондаренко, Н.М. Лейтес, А.К. Марковой, Т.А. Матис,
Р.С. Немова, Л.Ф. Обуховой, Р.В. Овчаровой, и др.
Современные условия в
общеобразовательной школе, в частности гуманистическая направленность
образования, введение безотметочного обучения в
начальную школу, потребность в мониторинге процесса обучения, а не только его
результатов, обозначили противоречия:
- между потребностью
общества в самостоятельном человеке, умеющем управлять собственным учением –
ставить познавательные цели, планировать собственные действия, прогнозировать
результаты деятельности, оценивать собственные достижения и традиционной
организацией учебной деятельности в школе, предполагающей в основном оценивание
достижений учащихся учителем, которое не способствует становлению ученика как
субъекта учебной деятельности.
- учебники, применяемые в
начальной школе по обучению грамоте, математике, познанию мира имеют достаточно
широкие возможности для формирования оценочных умений у первоклассников, однако
на практике, как правило, отсутствует системная деятельность по формированию
оценочных умений у младших школьников в
условиях безотметочного обучения.
Выявленные противоречия
позволили определить проблему исследования: каковы
методы, средства, параметры
развития оценочной самостоятельности
учащихся младших классов?
Проблема
обусловила выбор темы исследования: «Развитие оценочной самостоятельности младших школьников в
образовательном процессе».
Цель
исследования:
теоретически обосновать экспериментально
проверить условия и средства развития оценочной
самостоятельности младших школьников.
Объект исследования: учебный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: развитие
оценочной самостоятельности учащихся в начальной школе.
Гипотезу
исследования составляют следующие предположения:
Развитие
оценочной самостоятельности учащихся начальной школы, будет проходить наиболее
эффективно, если: с
помощью комплексной педагогической диагностики определен
их исходный уровень; разработана и
используется специально-ориентированная и методически оснащенная
система формирования оценочных умений; учащийся является полноправным субъектом
оценочного процесса. Мы предполагаем, что перечисленные выше педагогические
условия являются оптимальными для развития оценочной самостоятельности, так как
реализуются системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
Проблема,
цель и гипотеза исследования определили его задачи:
1.
Выявить состояние проблемы развития
оценочной самостоятельности младших школьников в научно-педагогической и психологической
литературе, уточнить понятия «оценка»,
«оценочная самостоятельность».
2.
Проанализировать
процесс развития оценочной
самостоятельности младших школьников.
3.
Провести диагностику развития оценочной
самостоятельности детей младшего школьного возраста.
4.
Экспериментально проверить средства и условия развития
оценочной самостоятельности младших школьников в образовательном процессе.
Методологическая
основа: теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин,
Б.Д. Эльконин), концепция учебного сотрудничества
(Г.А. Цукерман); системная классификация
педагогических технологий (Г.К. Селевко), научные
данные психологии, педагогики, возрастной физиологии о развитии детей младшего
школьного возраста (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина).
Методы
исследования:
- теоретические
– анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
моделирование, анализ, синтез и обобщение эмпирических данных, констатирующего
и формирующего экспериментов;
- эмпирические
– опросные (анкетирование, беседы с учащимися, родителями и учителями),
экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты), математические
методы обработки экспериментальных данных.
База
исследования:
Этапы исследования:
Первый этап посвящен
изучению и анализу психолого- педагогической
литературы по данной теме, формулированию проблемы, темы, цели, гипотезы, задач
исследования, подбору методов и планированию экспериментов исследования.
Второй этап является экспериментальным, включающий
диагностику развития оценочной самостоятельности младших школьников, проведение
формирующего эксперимента и выявления его эффективности.
Третий этап характеризуется
обобщением результатов исследования и оформлением курсовой работы.
Научная
новизна исследования состоит в том, что развитие оценочной самостоятельности учащихся младшего школьного возраста
рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема.
Практическая
значимость состоит в возможности использования данной работы в практике
учителей начальных классов для развития
оценочной самостоятельности учащихся.
Структура работы: введение,
первая глава, вторая глава, заключение, библиография, приложения.
Заключение
Обобщая
основные результаты теоретической и практической частей исследования по вопросу
развития оценочной самостоятельности младших
школьников, мы пришли к следующим выводам:
Актуальность
проблемы развития оценочной
самостоятельности у младших школьников обусловлена вхождением системы
отечественного образования в мировое
образовательное пространство и социальным заказом на компетентную личность,
имеющую адекватную оценочную самостоятельность. Этот процесс сопровождается
изменением образовательной парадигмы, целью которой становится не вооружение
учащихся суммой знаний, умений и навыков, а воспитание личности, способной к
саморазвитию, самовоспитанию, самообучению в школе и после ее
окончания.
Проблема
оценки знаний учащихся в педагогической науке и практике прослеживается на всех
этапах ее становления. Оценивание рассматривается как
процесс измерения качества обучения, а отметка – его результат, поставленный в
виде цифрового или буквенного балла.
Проведен теоретический
анализ понятий «оценка», «отметка», в
результате которого уточнена сущность понятия «оценочные умение
первоклассников» – это действия, сформированные на основе мотивационного,
содержательного, деятельностного компонентов,
помогающие ученику сделать определенный вывод о
проделанной работе, посредством «внутреннего» или «внешнего» сравнения ее результата с соответствующими эталонами, заданными
нормативно. В
структуре данного понятия нами выделены мотивационный, содержательный, деятельностный компоненты.
Проведенная в ходе исследования опытно-экспериментальная работа
подтвердила эффективность методики
формирования оценочных умений у первоклассников, которая представлена
деятельностью учителя по управлению развитием оценочных умений у
первоклассников. Деятельность учителя
состоит из последовательных действий: определение «стартовых» возможностей
учащихся, разработка специальных заданий, ориентированных на развитие оценочных
умений, развитие оценочных умений у учащихся в системе урочной и внеурочной
работы, их своевременная коррекция, организация работы с родителями.
Выделенные
педагогические условия способствуют
успешной передачи оценочных умений от учителя к первоклассникам и
становлению собственных оценочных умений каждого субъекта учебной деятельности.
Данное исследование не
претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы развития оценочной самостоятельности младших
школьников.
Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности учителей начальных
классов для развития оценочной самостоятельности младших школьников.
Библиография
1. Амонашвили, Ш.А. Обучение, оценка, отметка.
[Текст]/ Ш.А. Амонашвили.
- М.: Знание, 1980.
2.
Аспекты
модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к
широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего
среднего образования. [Текст] -М.:ГУ ВШЭ, 2001.
3.
Баранова, О.И. Обучение без
отметок – умение учить+ся [Текст]/ О.И. Баранова; под. ред. Е.А. Дегтерёва.
// Модернизация региональной системы начального
образования на Северном Кавказе:
Материалы научн.-практ. конф. - Краснодар: КубГУ, 2004. - С.40-44.
4.
Баранова, О.И. Формирование
навыков самооценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения [Текст]/ О.И. Баранова // Педагогика и жизнь:
международный сборник научных трудов / Под общей ред. проф. О.И Кирикова – Вып. 1. - Воронеж:
ВГПУ, 2006. - С. 24-30.
5. Божович, Л. И. Психическое развитие
школьника и его воспитание. [Текст]/ Л. И. Божович,
Л. С. Славина. - М.: Наука, 1979.
6. Бормотова, М. М. Формирование
контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. [Текст]/ М.М. Бормотова http://www.mirknig.com.
7. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в
гуманистических теориях и системах воспитания: Уч. пособие. [Текст]/ Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. -Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель»,1999.
8. Венгер, А. Л. Особенности отношения
шестилетних детей к заданиям взрослого [Текст]/ А. Л. Венгер,
К. Н. Поливанова // Вопр. психологии. 1998. №
4.- С. 56–63.
9. Воронцов, А.Б. Педагогическая
технология контроля и оценки учебной деятельности. [Текст]/ А.Б. Воронцов. - М.: Рассказов, 2002.
10.
Воротилкина,
И.М. Дневник школьника. [Текст]/И.М. Воротилкина.
– Биробиджан: Изд-во БГПИ,
2003.
11.
Гитман, А.В. Технология самоуправления учением на основе рефлексивного дневника
(для начальной школы): Методическое пособие. [Текст]/ А.В. Гитман.
– Краснодар, 2007.
12.
Давыдов,
В. В. Проблемы развивающего обучения. [Текст]/ В. В. Давыдов. - М.: Педагогика,
1986.
13.
Занков,
Л.В. Обучение и развитие. [Текст]/ Л.В. Занков– М.: Педагогика,
1975.
14.
Ильин, Е.П.
Мотивация и мотивы [Текст]/Е.П.
Ильин. – СПб.: Питер.
– 2000.
15.
Кабанова-Меллер, Е.Н.
Учебная деятельность и развивающее обучение. [Текст]/ Е.Н. Кабанова-Меллер. – М.: Сфера, 2003.
16.
Калмыкова, З.И. Проблема преодоления
неуспеваемости глазами психолога. [Текст]/ З.И. Калмыкова.– М.: Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 2001.
17.
Ксензова,
Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. [Текст]/ Г.Ю. Ксензова.
– http://www.mirknig.com.
18.
Коул, М. Социально-исторический подход
в психологии обучения. [Текст]/М. Коул. - М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.
19.
Котова,
И.Б. Социализация и воспитание. [Текст]/ И.Б.Котова,
Е.Н. Шиянов. -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета,
2004.
20.
Курганова,
С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. [Текст]/
Курганова С. Ю.// http://www.mirknig.com.
21.
Куликова,
С.И. Построение личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы.
[Текст]/С.И.Куликова http://www.mirknig.com.
22.
Лекторский,
В.А. Субъект, объект, познание. [Текст]/ В.А. Лекторский -М.:
Психология, 2005.
23.
Липкина,
А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. [Текст]/ А.И. Липкина,
Л.Н. Рыбак. – М.: Педагогика, 2002.
24.
Логинова,
О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников. [Текст]/ О.Б.Логинова. -http://www.mirknig.com.
25.
Менчинская,
Н.А. Проблемы учения и умственное развитие школьников. Избр.
псих. произв. [Текст]/ Н.А. Менчинская.– М.:
Наука, 1989.
26.
Михеева С.В. Организационно-содержательная
модель формирования основ оценочной самостоятельности обучающихся [Текст]/ С.В. Михеева. - http://www.mirknig.com.
27.
Нежнова, Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту [Текст]/ Т.
А. Нежнова. //
Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1988. № 1. С. 50–61.
28.
Рекомендации Министерства образования
Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры
и содержания общего образования. [Текст].
Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от
03.06.2003 № 13-51-120/13 2001.
29.
Репкин, В.В. О понятии учебной деятельности. Строение
учебной деятельности [Текст]/ В.В. Репкин // Вести ХГУ.
– 1976. – Т. 132, Вып. 9. http://www.mirknig.com.
30.
Репкина, Г.В. и др. Оценка уровня сформированности учебной
деятельности: в помощь учителю начальных
классов [Текст]/Г.В. Репкина,
Е.В. Заика. – Томск: «Пеленг». – 1993.
31.
Степанова, О.А. Профилактика школьных
трудностей у детей. [Текст]/ О.А.
Степанова. - М.: ИНФРА, 2003.
32.
Рубцов,
В. Е. Организация и развитие совместных действий детей в процессе обучения.
[Текст]/ В. Е. Рубцов. - М.: Педагогика,
2001.
33.
Талызина,
Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. [Текст]/ Н.
Ф. Талызина. - М.: Педагогика, 1998.
34.
Цукерман, Г.А. Оценка без отметки. [Текст]/ Г.А. Цукерман.
- Москва – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999.
35.
Цукерман, Г.А. О детской самостоятельности. [Текст]/ Г.А. Цукерман.
– М.: Сфера, 2002.
36.
Эльконин, Д. Б. Психология
обучения младшего школьника.
[Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Знание,
1974.