Дипломная работа
Преодоление
педагогической запущенности детей
дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ
1.1. Сущность и
особенности педагогической запущенности
детей дошкольного возраста…………………………………………………7
1.2. Причины педагогической
запущенности детей……………………..17
1.3. Пути предупреждения и преодоления
педагогической запущенности…………………………………………..….24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика
педагогической
запущенности у детей
старшего дошкольного возраста………………………………………….36
2.2. Этапы, направленные на предупреждение
и преодоление педагогической запущенности детей…………………..43
2.3. Проведение
контрольного этапа экспериментального
исследования………………………………………………………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….63
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………66
ВВЕДЕНИЕ
Проблема «трудных» и педагогически
запущенных детей – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь
если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность
общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных
методиках просто отпала бы.
Тяжелое
экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированость нового, отсутствие должных знаний и
умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного
производства – вес это привело наше общество к серьезным
трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось
подрастающему поколению. Среди молодежи усилился
нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще
и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Проявлениями педагогической запущенности являются трудновоспитуемость
и труднообучаемость, которая часто возникает по причине
отсутствия согласованности в педагогическом подходе взрослых по отношению к
детям. Таким образом, можно говорить о том, что педагогическая запущенность - это следствие неправильного, неполноценного
воспитания ребёнка взрослыми.
В связи с этим проблема педагогической запущенности детей
дошкольного возраста представляется
актуальной
Дошкольное
детство - период, когда формируются базовые ценности личности, поэтому большое внимание должно уделяться условиям
воспитания и развития ребенка в дошкольном возрасте. Дети дошкольного
возраста испытывают, прежде всего, влияние
семьи и дошкольного учреждения.
Результаты
исследований в начале XX века П.П. Блонского, А.Б. Залкинда, П.Ф.
Лесгафта, В.Н. Мясищева, А.А. Невского и других показали, что период раннего детства в большей мере
определяет будущее человека. По мнению ученых, лучшее средство преодоление педагогической запущенности детей - рационализация
учебно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях и школе, изменение
условий семейного воспитания ребенка. Большинство
современных исследователей особенностей проявления педагогической запущенности у дошкольников (С.Д. Арзуманян,
А.С. Белкин, Р.В. Овчарова,
А.А. Рояк и др.) отмечают трудности в отношениях со сверстниками,
неподготовленность к предстоящему обучению в школе.
Проблемой педагогической запущенности
занимались такие видные педагоги, психологи,
как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер,
Д.И. Фельдштейн, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.С. Белкин, И.А. Невский, А.И. Кочетков и др . Но,
несмотря на то, что уже существует громадный библиографический материал по данной проблеме, он так и остаётся невостребован педагогами в работе с детьми. В
практике ДОУ как правило, отсутствует систематическая
работа по предупреждению и преодолению педагогической запущенности детей.
Возникает противоречие между необходимостью преодоления
педагогической запущенности у детей дошкольного возраста и отсутствием
специальной работы в условиях Возникшее
противоречие и актуальность данной проблемы позволило определить выбор темы выпускной квалификационной работы:
«Преодоление педагогической запущенности
детей дошкольного возраста»
Цель
исследования: выявить и определить основные пути предупреждения и преодоления педагогической
запущенности.
Объект
исследования: процесс преодоления педагогической запущенности детей
дошкольного возраста.
Предмет
исследования: Этапы предупреждения и преодоления педагогической запущенности у детей старшего дошкольного
возраста.
Гипотеза
исследования: В основу нашего экспериментального исследования
было положено гипотетическое предположение о. том, что преодоление педагогической запущенности будет
эффективным, если будет осуществляться поэтапно:
1.
Преодоление
нарушений коммуникаций в системах взаимодействия «ребенок
– взрослый», « ребенок – сверстники»
2.
Расширение
поведенческого «репертуара» дошкольников, развитие у них умения позитивно
разрешать проблемные ситуации, способности произвольной регуляции поведения.
3.
Самостоятельное
применение детьми освоенных в играх навыков поведения, расширение их социальных
связей, обеспечение успеха в наиболее трудных видах деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой
исследования были поставлены следующие
задачи:
1.
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2.Выявить особенности педагогической запущенности детей
дошкольного возраста.
3. Выявить педагогическую запущенность у детей старшего
дошкольного возраста.
4. Разработать
и экспериментально
апробировать этапы, направленные
на предупреждение и
преодоление педагогической запущенности детей старшего дошкольного
возраста.
Методы реализации
цели и задач исследования:
II.
Практические: методика Т.А. Березиной, Р.В.Овчаровой Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой, наблюдение, беседа,
проведение коррекционных игр.
III. Количественный и качественный анализ эмпирических данных, статистическая обработка результатов.
Научная новизна работы заключается в разработке этапов преодоления педагогической запущенности детей дошкольного
возраста.
Практическая значимость. Возможность применения полученных результатов
в практике ДОУ.
Методологической основой исследования
является учение о личности, ее развитии и
формировании в деятельности и общении (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер,
Д.И. Фельдштейн).
Теоретической
основой исследования послужили труды выдающихся педагогов-практиков: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,
А.С. Белкина, И.А. Невского,
А.И. Кочеткова.
Исследовательская работа
проходила в 3 этапа.
Поисково-теоретический
этап был посвящен анализу психолого-педагогической литературы по проблеме
исследований; разработке цели и задач
исследования, формулированию гипотезы.
Опытно-экспериментальный этап был посвящен разработке и организации опытно-экспериментальной работы; подбору и
обработке диагностических методов исследования, проведению
констатирующего и формирующего этапа педагогического эксперимента.
На третьем, заключительно-обобщающем этапе
исследования -обобщение результатов исследования; оформление ВКР.
База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе
ДОУ «Вишенка» с. \\\ Ишимского района.
Структура
ВКР: введение, 2 главы, заключение, библиография, приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под педагогической запущенностью в детском возрасте мы
понимаем такое состояние личности ребенка, которое
является следствием недостатков, отклонений,
искажениях в знаниях, общем развитии, отношениях с окружающим миром, вызванных педагогическими
причинами, а, следовательно, поддающихся устранению педагогическими
средствами.
Среди множества причин, выделенных исследователями данной
проблемы (И.А. Невский, Р.В. Овчарова, А.С. Белкин, С.Д. Арзуманян,
А.А. Рояк и др.),
мы придерживаемся подходов Р.В. Овчаровой, А.А. Рояк, выделяющих три группы причин.
К 1 группе причин относятся все причины, связанные с
недостатками семейного воспитания ребенка.
Ко
2 группе причин относятся причины, обусловленные недостатками обучения и
воспитания в ДОУ.
1 и 2 группы причин являются внешними причинами
педагогической запущенности. 3 группа причин относится к
внутренним причинам и связана с личностными недостатками ребенка.
Рассмотренные причины играют роль предрасполагающего
фактора проявления педагогической запущенности в раннем возрасте.
Сущность педагогической запущенности заключается в необразованности,
неразвитости и невоспитанности ребенка, вызванных педагогическими причинами.
Исследователи выделяют определенные
ступени, уровни и стадии развития педагогической
запущенности. Выделение стадий происходит на основе диагностики
педагогической запущенности.
Анализ
психолого-педагогической литературы позволил выделить пути и преодоления педагогической запущенности. Этапы
выделяют разные виды игр (ролевые,
дидактические, сюжетно-ролевые).
Опытно-экспериментальная
работа заключалась в выявлении и преодолении
педагогической запущенности.
Контрольный
срез после формирующего эксперимента позволил сравнить показатели с
результатами констатирующего эксперимента.
Мы подтвердили наше
гипотетическое предположение, что преодоление педагогической запущенности
обеспечивается, если:
-
определены критерии
выявления педагогической запущенности;
-
разработаны этапы,
направленные на преодоление
педагогической запущенности
детей старшего дошкольного возраста.
Также было подтверждено
предположение о том, что коррекционные игры могут являться эффективным
средством психолого-педагогической коррекции и профилактики таких поведенческих
проблем старших дошкольников, как импульсивность, агрессивность,
нерешительность, застенчивость, а также средством развития у них навыков и
умений социального поведения. Это может быть достигнуто, если работа будет
осуществляться поэтапно:
1 этап – преодоление нарушения коммуникаций в
системах «ребенок – взрослый», «ребенок –
сверстники»;
2 этап – расширение
поведенческого «репертуара» дошкольников, развитие у них умения позитивно
разрешать проблемные ситуации, способности произвольной регуляции поведения;
3 этап – самостоятельное
применение детьми освоенных в играх навыков поведения, расширение их социальных
связей, обеспечение успеха в наиболее трудных видах деятельности.
Таким образом,
результаты исследовательской работы свидетельствуют о том, что коррекционные
игры могут быть эффективным средством преодоления трудностей в поведении дошкольников
и должны применяться в повседневном педагогическом процессе дошкольного
учреждения. При этом было установлено, что для достижения оптимальных
результатов такие игры должны входить в общую систему психолого-педагогической
коррекции. Важными составляющими этой системы должны быть признание личностных
достоинств детей со стороны родителей и воспитателей, установление
доброжелательных отношений с ними, обеспечение успешных результатов в различных
видах деятельности, постепенное включение в общение со сверстниками, развитие
умений саморегуляции поведения.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - 2-е изд., переработ, и доп. - М.: Политиздат,
1985. - 238 с.
2.
Возрастная и педагогическая
психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с.
3.
Волкова Е. Трудные дети или
трудные родители. - Профиздат, 1981. - 211 с.
4.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в
психологии: Учебно-практическое пособие. -
3-е изд., испр.
и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.
5.
Воспитание как часть
педагогического процесса. Под ред. С.А.Смирнова /4-е изд., доп. М.: «Академия», 2001. - 280 с.
6.
Воспитателю о
работе с семьей: пособие
для воспитателя дет. сада/ Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989. - 192с.
7.
Выготский Л.С. Вопросы детской
психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997, 224с.
8.
Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. СПб.: СОЮЗ, 1999. - 114с.
9.
Диалоги о воспитании. Сост.
О.Г.Свердлова / Под ред. В.Н.Столетова.
- 3-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1985. - 228
с.
10.
Галигузова Л.Н.,
Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. М.1992 г.- 472 с.
11.
Егорова Т.В.
Эмоциональное развитие дошкольника. Под
ред. А.Д.Кошелевой - М.: Просвещение. - 2000, - 56 с.
12.
Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников.М.1974. – 321 с.
13. Зимбардо: Застенчивость. - СПб.: Питер-пресс. - 1999. -
256 с.
14.
Игра и дошкольник. Развитие детей дошкольного
возраста в игровой деятельности: Сборник /под.ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой – СПб.:
«Детство-Пресс», 2004, -192 с.
15.
Кащенко В.П.
Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера
у детей и подростков: Кн. для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994.
-223с.
16. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка – М,
1972г.
17.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим
детей общению. Ярославль.
18.
Лисина М.И., Галигузова
Л.Н. Становление потребности детей в общении со
взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и
педагогической психологии (Под редакцией Лисиной М.И.) М.1980 г. -146 с
20. Кочетков А.И. Педагогика отношений - М.: Новая школа,
1994. - 240 с.
21. Карабанова О.
А. Игра в коррекции
психического развития ребенка: Учебное пособие.- М.:
Российское пед. Агенство,
1997. - 192с.
22. Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. - К.:
Рад. шк.,
1988.-128с.
23.
Н. Д. Левитов. Отчего возникают недостатки в
характере школьников и как их исправлять. М.: Издательство АПН РСФСР. 1961.
-210 с.
24.
Леви В. Нестандартный
ребёнок. - М.: Прометей, 1992. - 97 с.
25. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными,
агрессивными, тревожными и
аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. - 192 с.
26.
Махов Ф.С. Кого мы растим.
Беседы о воспитании. - Профиздат, 1989.
27. Медведев Г.П. Педагогический перекрёсток.-М.: Сфера. - 1992 - 51с.
28. Мир детства: Дошкольник / Сост. Л.Е.Журова, Т.С.Комарова, 2-е
изд., доп. - М.: Педагогика, 1987. - 256 с.
29.
Михайленко
Н.Я. Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д», 200. - 112 с.
30.
Мухина В.С. Психологические
особенности детей преддошкольного и дошкольного
возраста || Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского
А.В.) М.1973 г.
31.
Невский В.А. Трудный успех. М.: Профиздат. - 1981. - 211 с.
32. Овчарова
Р.В. Взаимодействие семьи,
детского сада и
школы в предупреждении педагогической запущенности детей.- М.: Сфера. - 1999. - 116с.
33.
Овчарова Р.В. Методы работы с
проблемными детьми. М.: Факел,
1998. -150с.
34.
Панфилова М.А. Игротерапия
общения. Коррекционные игры./ Под ред. И.В.Дубровиной. - 5-е изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
- 128 с.
35.
Педагогика. Учебник
для студентов ВУЗОВ
/ И.П.Подласый. - М.:
Просвещение. - ВЛАДОС, 1996.-347 с.
36.
Практическая психология
образования
/ Под ред.
И.В.Дубровиной: Учебник для студентов
высших и средних
специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 528 с.
37.
Психология и
педагогика. Учеб. пособие для
вузов. Составитель и ответственный
редактор Радугин А.А. Научный редактор Кротков Е.А. Москва, 1996.-С. 336.
38.
Семушина Л.Г., Борщанская Б.Р., Подлесская Н.С. Преподавание курса дошкольной педагогики в пед. училище.
- М.: Просвещение, 1990. - 128 с.
39.
Савонько Е. Одиночка в
«дружной компании». – «Комсомольская правда», 1973г.
30 июня.
40.
Слуцкий В.И. Элементарная
педагогика или как управлять поведением человека.
- М.: Просвещение, 1992. - 159 с.
41.
Тылевич И.М., Немцева А.Я. Физиология
ребёнка. Изд.2-е, перераб. и доп.. Медицина,
1985.-216 с.
42.
Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет.
сада / В.А. Петровский,
А.М. Виноградова, Л.М.Кларина и др. - М.:
Просвещение, 1993.-191 с.
43.
Ушинский К.Д. Человек как
предмет воспитания. Собрание сочинений. Т.8-М.,
1969.-223 с.
44.
Фадеева Е.И. Лабиринты общения:
Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ,2003.-96с.
45.
Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве - времени
Детства. -М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997.
- 160 с.
46.
Фопель К. Как научить
детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:
Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2.
2-е изд., стер. - М.: Генезис, 2001. - 160 с.
47.
Фридман И.К. Лабиринты
общения: Учебно-метод. пособие. - М.: ЦГЛ, 2003.-116 с.
48. Хрестоматия.
Дети с нарушениями
развития. Учебное пособие
для студентов
и слушателей спецфакультетов: Сост.
В.Астапов.
- М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 264 с.
49. Хрипкова А.
Г., Запорожец А.В.
Мир детства. Дошкольник
- М.: Педагогика. - 1979. - 19с.
50.
Шилова Т.А. Психологическая
типология школьников с отставаниями в учении и отклонении в
поведении: М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995. -167 с.
51.
Эльконин Д.Б. О психологии // Вестник Моск.
Унив. Серия 14.2000. №2. С 9.
52.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-360с.
53.
Эльконин
Д.Б. Детская психология. М.1960 г. – 457 с.
54.
Эльконин Д.Б.
Избранные психологические труды (Под редакцией Давыдова В.В., Зинченко В.П.)
М.1989 г. – 476 с.
55.
Эльконин Д.Б.
Психологическое развитие в детских возрастах. Воронеж.1995 г. - 458 с.
56.
Язмир Р.М. Развитие и коррекция произвольности у детей 6-7
лет. - Учеб.-практ. пособие / Волгоград: Перемена. - 1995. - 153 с.