Курсовая работа

Предметная среда как фактор  развития креативности дошкольников

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1.         Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы……………………………………………………………………………8

1.2. Предметная среда как фактор  развития креативности дошкольников..18

1.3. Моделирование предметной среды в условиях ДОУ…………….…….26

 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ

2.1. Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы…………………………………………………………………………34

2.2. Результаты констатирующего этапа экспериментального и    исследования…………………………………………………………………39

2.3.         Моделирование предметной среды, направленной на развитие креативности дошкольников………………………………………………..45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………53

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………55

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. В условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов в культуре, экономике, политике, различных сферах профессионально-трудовой деятельности одним из ведущих факторов успешности человека выступает креативность. Это интегральное качество обеспечивает возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера труду, досугу, образованию и, в конечном счете — самоосуществления человека. Таким образом, постановка и решение задачи формирования творческой активности, ориентирует нас на реализацию приоритетного направления педагогики - развитие у каждого ребенка способности к творчеству, воспитание у него качеств необходимых для творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Проблема формирования творческой активности в течение многих лет была предметом исследования философов, психологов и педагогов. Философские аспекты данной проблемы рассмотрены в трудах: Е.А.Ануфриева, В.Г.Афанасьева, Н.А.Бердяева, Г. М.Гака, Гегеля, И.Канта, Б.М.Кедрова, А.М.Коршунова, Г.Л.Смирнова, Г.Н.Филонова и других.
Психологической основой для исследования сущности и механизмов творческой активности служат труды Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.М.Матюшкина, Я.А.Пономарева, С. Л. Рубинштейна, М. Г. Ярошевского; а также работы зарубежных психологов: Д. Гилфорда, А. Маслоу, К. Россмана, П. Торренса и других. Ряд педагогических исследований, направленных на изучение проблемы развития творческой активности детей, проведен отечественными учеными: Л. А. Венгер, Н. Ф. Вишнякова, Р. И.Жуковская, Т.С. Комарова, И.Я. Лернер, А.И.Савенков, Н. М.Сокольникова, А.И.Усова, О.С.Ушакова и другие. Ими доказана возможность формирования творческой активности у ребенка в условиях целенаправленного педагогического процесса, а также определены основные задачи, разработаны подходы к содержанию, формам и методам творческого развития детей.

Исследования, посвященные развитию творческих качеств, затрагивают область средового влияния (Е.П.Тарасов, Л.П.Барышникова, О.А.Горбань). В большинстве из них среда рассматривается как некий конгломерат внешних воздействий (социальная, географическая, внутрисемейная и др). Педагогическая теория, раскрывая условия и механизмы взаимодействия среды и личности, опирается на фундаментальные положения, изложенные в работах Л. И. Божович, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.С.Макаренко, Л.И.Новиковой, В.А.Сухомлинского и др.

Но несмотря на достаточную теоретическую разработанность вопросов развития креативности и влияния предметной среды на развитие личности вопрос взаимовлияния предметно-пространственного окружения и
развития ребенка, как показывает анализ литературы, не изучался. Не было исследований по изучению эффективного использования предметно-пространственной среды. Неразработанность данной проблемы объясняет недостаточное использование в педагогической практике факторов окружающего ребенка предметного мира.

В этой связи можно зафиксировать ряд противоречий между: а) объективной потребностью общества и личности в развитии творческого отношения к действительности, умения творчески решать различные задачи в области труда, быта, досуга и недостаточным развитием этих качеств; б) задачами формирования и развития креативности дошкольников и слабым уровнем их решения в силу сохраняющихся стереотипов воспитания и обучения; в) высоким потенциалом предметно-развивающей среды  и его недостаточным использованием в практической деятельности воспитателей детских садов.

Данное противоречие определило проблему нашего исследования. Она заключается в выявлении значения предметно-пространственной среды детского образовательного учреждения как фактора развития творческой активности  дошкольников. Обоснование и решение этой проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования: формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования и развития творческой активности у старших дошкольников средствами специального моделирования предметно-пространственного окружения ребенка.

Теоретический анализ данной проблемы и предварительные эмпирические исследования позволили сформулировать гипотезу. Основу её составляет положение о том, что предметно-пространственное окружение, воздействует на глубинные личностные структуры, в том числе и на творческую активность как интегральное качество личности. Формирование творческой активности у старших дошкольников средствами предметно-пространственной среды будет наиболее эффективно, если будут учтены следующие условия:

- ориентация на проектировочные принципы организации предметно-пространственной среды (принцип открытости, принцип функционального зонирования, принцип мобильности, принцип полифункциональности предметного мира);

- практическое участие старших дошкольников в преобразовании предметной среды детского сада;

- активная творческая деятельность педагогов по моделированию развивающей предметно-пространственной среды детского сада.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы Задачи исследования:

1. Выявить сущность и основные критерии креативности дошкольников.

2. Определить специфические, воспитательные возможности использования предметно-пространственной среды детского сада как средства формирования творческой активности у старших дошкольников.

3. Провести опытно-экспериментальную работу по моделированию предметно-игровой среды дошкольников и экспериментально выявить ее влияние на развитие креативности детей в условиях ДОУ.

Методологическая основа исследования:  психологические теории творчества (Д.Б.Богоявленская, А.Н.Лук, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев и др.);   учение о возможности развития творческого потенциала личности (Н. И. Сакулина, Т.С.Комарова,. Е.А.Флерина ); психолого-педагогические основы средообразования (О.Горбань, Д.Паллокс, Л.Б.Переверзев, В.А.Петровский и др.).

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; наблюдения за   участниками эксперимента;  анкетирование, тестирование; эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся детский сад  «Елочка» г. Ишима  с включением десяти  детей старшей группы.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап – экспериментальный  – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап   заключался в оформлении курсовой работы.

Структура работы: введение,  глава 1, глава 2, заключение, библиография.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В теоретических исследованиях о развитии креативности у старших дошкольников посредством моделирования предметной среды мы опирались на следующие положения: креативность связана с развитием личности и интеллекта, воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л.С.Выготского, центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению.

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволили нам выделить основные критерии развития креативности:

1)                             оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

2)                             быстрота – способность быстро адаптироваться в сложной ситуации;

3)                             гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта;

4)                             вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

    Теоретическое изучение вопроса моделирования предметной среды позволило выяснить требования к организации предметно-игровой среды. С точки зрения различных исследований это возрастная адресованность игрушек, их разнообразие, но при этом возможность использования игрушек для различных игр, то есть полифункциональность.

      Теоретический анализ проблемы исследования позволил сформулировать гипотезу нашего исследования. Основу её составляет положение о том, что предметно-пространственное окружение, воздействует на творческую активность как интегральное качество личности. Развитие креативности  у дошкольников будет наиболее эффективно, если будут учтены следующие условия:

- ориентация на проектировочные принципы организации предметно-пространственной среды (принцип открытости, принцип функционального зонирования, принцип мобильности, принцип полифункциональности предметного мира);

- практическое участие дошкольников в эстетическом преобразовании предметной среды детского сада;

- активная творческая деятельность педагогов по моделированию развивающей предметно-пространственной среды детского сада для развития игровых замыслов детей.

       Для проверки гипотезы нам необходимо было провести опытно – экспериментальное обследование: На констатирующем этапе исследования мы выявили особенности проявления креативности у детей старшего дошкольного возраста; провели анализ предметной среды в экспериментальной группе.

На формирующем этапе исследования мы ставили целью проведение целенаправленной работы по организации "творческой" среды. Была проведена работа по созданию предметно – игровой среды на отрыв ребенка от стереотипов.

Контрольный эксперимент подтверждает эффективность выбранной нами методики. Был отмечен заметный рост по всем показателям развития творческих способностей, дети стали более самостоятельными в выборе темы, проявляли фантазию, придумывая что-то новое, оригинальное. Уже на формирующем этапе исследования мы заметили усиление творческой активности детей, стремление предложить свой вариант замысла.

Таким образом, наше гипотетическое предположение нашло подтверждение в ходе экспериментально – опытной части проведенного исследования.

        

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.                Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст]/  О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4.

2.                Богоявленская, Д. Б. О предмете исследования творческих способностей. [Текст]/ Д. Б.  Богоявленская. // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. -  №5.

3.                Болотина, Л. Р. и др.  Дошкольная педагогика. [Текст]/ Л. Р. Болотина, Т.С.Комарова, С. П.  Баранов. - М.: Академия, 1998.

4.                Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей. [Текст]/ Н. А. Ветлугина. // Дошкольное воспитание. – 1965. - №5.

5.                Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детада [Текст]/ / Под ред.Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982.

6.                Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, [Текст]/ Л. С.   Выготский.- М.: Наука,1957.

7.                Дьяченко, О. М. и др. Психологическое развитие дошкольников. [Текст]/ О. М. Дьяченко, Т. В.  Лаврентьева. - М.: просвещение, 1984.

8.                Жуковская, Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх [Текст]/ Р. И.  Жуковская. // Дошкольное воспитание. – 1988. - №10.

9.                Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. [Текст]/ А. В.  Запорожец. - М.: Педагогика, 1986.

10.           Иванова, Н. И. Воображение и творчество детей. [Текст]/ Н. И.  Иванова. // Дошкольное воспитание. – 1987. - №10.

11.           Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. [Текст]/ Т. Г. Казакова – М.: Просвещение, 1985.

12.           Косенко, Н. Т. Формирование творческой активности в игре.// [Текст]/ Н. Т.  Косенко.// Дошкольное воспитание.-  1989. - №12.

13.           Кудрявцев, В. и др. Ребенок – дошкольник: к диагностике творческих способностей.[Текст]/ В. Кудрявцев, В.  Синельников. // Дошкольное воспитание. – 1995. - №9.

14.           Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры. [Текст]/ А. Н.  Леонтьев. // Психологическая наука и образование. - М., 1996. - №3.

15.           Люблинская, А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. [Текст]/ А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971.

16.           Макаренко, А. С. Игра. Собрание сочинений. [Текст]/ А. С. Макаренко. - М., 1957. - т.IV. - С. 376.

17.           Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. [Текст]/ Б. П. Никитин. - М.: Педагогика, 1991.

18.           Новоселова, С. Развивающая предметно-игровая среда детства : мир «Квадро» [Текст]/ С. Новоселова // Дошкольное воспитание. — 1998. — №  4.

19.           Основы психодиагностики. [Текст]/ Под. ред. А. Г. Шмелева. – Ростов на Дону, 1996.

20.           Педагогический словарь в 2-х томах. Том первый. [Текст]  - М.,1960.

21.           Петровский, В. А. Построение развивающей среды в ДОУ/ Дошкольное образование в России. [Текст]/  В. А. Петровский— М., 1997.

22.           Поздняков, Н. А. и др.  Исследователь игры детей  дошкольного возраста. [Текст]/ Н. А. Поздняков, Д. В.  Менджерицкая. //Дошкольное воспитание. - 1995. - №12.

23.           Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика. [Текст]/ Я. А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976.

24.           Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. [Текст]/ Под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко. - М.: Педагогика, 1987.

25.           Психология и педагогика игры дошкольника. [Текст]/ Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М.: Педагогика, 1966.

26.           Психологический словарь. [Текст]/ Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова.– М.: Педагогика, 1983.

27.           Пчелкина, В. Книга – источник детского творчества. [Текст]/  В. Пчелкина //Дошк. восп. – 1981. -  №6.

28.           Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. [Текст]/  С. Л.  Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1956.

29.           Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) [Текст]/ Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. –М.: Просвещение, 1986.

30.           Седова, Л. Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды [Текст]/ / Л. Н. Седова // Проблемы образования: теория и практика. — 1999. — № 1.

31.           Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения. [Текст]/ В. А.  Сухомлинский. – М., 1979. - Т. I.

32.           Толстикова, О. Создаем развивающую среду своими руками[Текст]/   О. Толстикова // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 5.

33.           Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. [Текст]/ Г. А.  Урунтаева. – М.: Инфра, 1999.

34.           Усова, А. П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими [Текст]/ А. П. Усова //Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. - Л., 1947. - Т. 56.

35.           Хазратова, Н. В. Проблема измерения  креативности детей 3-5-летнего возраста. //Индивидуальность и способности. [Текст]/ Н. В. Хазратова. - М.: Сфера, 1998.

36.           Эльконин, Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. [Текст]/ Д. Б.  Эльконин. // Дошкольное воспитание. – 1976. - №5.

37.           Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.:Просвящение,1960.