Дипломная работа
Приемная
семья как условие реабилитации детей с
ЗПР, оставшихся без попечения родителей
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ДЕПРИВАЦИОННЫХ
РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЗАБОТЫ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
1.1. Организационно-правовые
основы деятельности приемной
семьи…………………………………………………………………..…7
1.2. Проблемы
воспитания детей с нарушениями психического развития, оставшимися без попечения
родителей………………15
1.3. Условия успешной
адаптации детей – сирот с нарушениями психического развития в приемной семье…………………………….24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
2.1.
Диагностика социально
направленных взаимоотношений детей…33
2.2.Система коррекционных игр и занятий, направленных на
повышение эффективности адаптации детей в приемной
семье…37
2.3. Анализ результатов экспериментального
исследования……………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………49
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..50
ВВЕДЕНИЕ
Нестабильность экономической и политической ситуации в
Российской Федерации не смогли не повлиять на институт российской семьи. В
настоящее время по статистическим данным число разводов в России значительно
превышает число заключающихся браков, многие семьи находятся за чертой бедности.
Разумеется, в такой ситуации, прежде всего, страдают дети.
Бесправность и обездоленность российских детей, возросшая
детская беспризорность и проституция отбрасывают нашу страну далеко назад в
годы постреволюционной разрухи и голода. Сложившийся институт домов-интернатов
показал, что их воспитанники не получают тех необходимых бытовых знаний,
которым обычные дети обучаются в семье. Нередко дома-интернаты выпускают
подростков совершенно не подготовленных к жизни в обществе, к жизни в семье.
Многие из них, в итоге, оказываются на улице и представляют собой благодатную
почву для влияния криминогенной среды. Возможно, некоторые из существующих
проблем и призвана решить приемная семья.
Профессиональная
семья является одной из форм замещающей заботы или приема: эти два термина используются для обозначения
воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.
Понятие
профессиональной замещающей семьи лишь недавно стало актуальным в нашей стране
и еще не обрело официального статуса.
Профессиональная семейная забота до сих пор остается малоизвестным и почти не изученным
явлением. В настоящее время разрешить проблемы сиротства
за счет усыновления детей российскими семьями практически
невозможно. Кроме того, очень серьезной проблемой,
на наш взгляд,0 является такой аспект сиротства в России, как международное усыновление. Массовая передача
детей на усыновление в другие страны подрывает и без того ослабленное
демографическое положение страны. Поэтому и
в настоящее время, и в достаточно отдаленной
перспективе миссия профессиональных замещающих семьей
должна быть заметной в государственной семейной политике: в них создаются условия для развития и социализации
детей, лишенных родительского попечения.
Проблема влияния условий жизни в сиротском
учреждении на развитие и социализацию ребенка-сироты
изучалась как отечественными, так и зарубежными педагогами и психологами. Российскими
педагогами и психологами был проведен целый ряд исследований, убедительно показавших негативные последствия
институционального воспитания (Мухина В.С; Лисина М.И., Соколова
Е.Т., Грибанова Г.В, Прихожан А.М., Ослон В.Н. и др).
Экспериментальным путем было доказано, что институциональное воспитание детей-сирот строится без учета адекватных
психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, и неизбежно включает факторы, тормозящие
психическое развитие. Исследования Трошихина Е.Г., Соколовой Е.Т.,
Грибановой Г.В, Прихожан А.М. показали, что в результате недостатков
институционального воспитания возникают различные виды депривации: обеднение среды приводит к сенсорной
депривации; недостаточность
коммуникаций с окружающими — к социальной депривации; отсутствие эмоциональных связей с воспитателями — к эмоциональной депривации; жесткая
формальная организация среды детского
дома — к когнитивной депривации.
Все вышесказанное позволяет говорить об актуальности
и большой социальной значимости проблемы создания
социально-психологических условий для компенсации депривационных расстройств у
детей-сирот, воспитывающихся в профессиональных замещающих семьях.
Актуальность данной
проблемы обусловила выбор темы выпускной
квалификационной работы «Приемная семья как условие
реабилитации детей с ЗПР, оставшихся без
попечения родителей»
Цель
исследования: выявить и определить основные пути адаптации детей, оставшихся без попечения
родителей в условиях профессиональной замещающей семьи.
Объект
исследования: процесс адаптации и социализации приемных
детей в профессиональной замещающей семье.
Предмет
исследования: условия реабилитации детей с ЗПР в приемной
семье.
Гипотеза исследования: В основу нашего экспериментального исследования было положено
гипотетическое предположение о. том, что эффективность
адаптации детей в приемной семье и преодолении
депривации обеспечивается, если:
1. В процессе адаптации
осуществляется коррекция условий их семейного воспитания, приемные родители
активно включаются в воспитательную
работу по преодолению педагогической запущенности детей.
2. Работа с детьми опирается на знание причин, признаков и
проявлений депривации детей и научно-обоснованную методику ее
преодоления.
3. Разработана и реализована система игр и занятий, способствующих повышению эффективности
процесса адаптации и преодолению педагогической запущенности.
В соответствии с целью и
гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1.
Изучить психолого-педагогическую, специальную литературу, по теме исследования, отечественный и
зарубежный опыт организации работы приемной семьи.
2.Выявить особенности воспитания детей с нарушениями
психического развития, оставшимися без попечения родителей.
3. Определить условия успешной адаптации детей –
сирот с нарушениями психического развития в приемной
семье.
4. Разработать и экспериментально
апробировать серию занятий и игр, направленных на повышение
эффективности адаптации и на преодоление педагогической запущенности детей с ЗПР в приемной
семье.
Методы реализации
цели и задач исследования:
II.
Практические: методика Т.А. Березиной, Р.В.Овчаровой Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой, наблюдение, беседа,
проведение коррекционных игр.
III. Количественный и качественный анализ эмпирических данных, статистическая обработка результатов.
Научная новизна работы заключается в разработке условий
адаптации детей в приемной семье.
Практическая значимость. Возможность применения полученных результатов
в практике профессиональной замещающей семьи.
Теоретической основой исследования послужили
труды М.И. Лисиной, Л.Н. Галигузова,
В. Н. Ослона,
В.С. Мухиной, Г.В Грибановой,
А.М. Прихожана, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера,
Д.И. Фельдштейна и др.
Исследовательская работа
проходила в 3 этапа.
Поисково-теоретический
этап был посвящен анализу психолого-педагогической литературы по проблеме
исследований; разработке цели и задач
исследования, формулированию гипотезы.
Опытно-экспериментальный этап был посвящен разработке и организации опытно-экспериментальной работы; подбору и
обработке диагностических методов исследования, проведению
констатирующего и формирующего этапа педагогического эксперимента.
На третьем, заключительно-обобщающем этапе
исследования -обобщение результатов исследования; оформление
ВКР.
База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе приемной семьи /////////
г. //////Тюменской области.
Структура
ВКР: введение, 2 главы, заключение, библиография.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опытно-экспериментальная
работа заключалась в выявлении условий эффективной адаптации детей с задержкой
психического развития в приемной семье.
В
процессе работы подтвердилась актуальность и социальная значимость проблемы
создания социально-психологических условий для компенсации депривационных
расстройств у детей-сирот, воспитывающихся в профессиональных замещающих
семьях.
Анализ психолого-педагогической литературы и проведенное экспериментальное исследование позволило выявить и определить основные пути адаптации детей, оставшихся без попечения
родителей в условиях профессиональной замещающей семьи.
Контрольный
срез после формирующего эксперимента позволил сравнить показатели с
результатами констатирующего эксперимента.
Мы подтвердили наше
гипотетическое предположение о том, что эффективность адаптации детей в приемной семье и преодолении депривации обеспечивается,
если:
1. В процессе адаптации
осуществляется коррекция условий их семейного воспитания, приемные родители
активно включаются в воспитательную
работу по преодолению педагогической запущенности детей.
2. Работа с детьми опирается на знание причин, признаков и проявлений
депривации детей и научно-обоснованную методику ее
преодоления.
3. Разработана и реализована система игр и занятий, способствующих повышению эффективности
процесса адаптации и преодолению педагогической запущенности.
Цели и
задачи, поставленные нами в работе, были выполнены.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
Азаров,
Ю.П. Семейная педагогика. - 2-е изд., переработ, и
доп. [Текст]/ Ю.П. Азаров. - М.: Политиздат, 1985. - 238 с.
2.
Андреева, А.Д.и
др. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и
подростков. [Текст]/ А.Д.
Андреева, Т.В. Вохмянина, А.П. Воронова, Н.И Чуткина. под ред. М.В. Дубровиной М., 1995.- 576 с.
3.
Возрастная
и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.
Пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст]/ И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- 320 с.
4.
Волкова,
Е. Трудные дети или трудные родители. [Текст]/ Е. Волкова. - Профиздат,
1981. - 211 с.
5.
Волков, Б.С., Волкова, Н.В.
Методы исследований в психологии: Учебно-практическое
пособие. - 3-е изд., испр. и доп. [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.
6.
Воспитание
как часть педагогического процесса. 4-е изд., доп. [Текст]/ С.А.Смирнов.- М.: «Академия», 2001. - 280 с.
7.
Воспитателю о
работе с семьей: пособие
для воспитателя дет.
сада[Текст]/ Л.В. Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.;
Под ред. Н.Ф. Виноградовой. -
М.: Просвещение, 1989. - 192с.
8.
Выготский,
Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст]/ Л.С.
Выготский.- СПб.: СОЮЗ, 1997.- 224с.
9.
Диалоги
о воспитании. [Текст]/ Сост. О.Г.Свердлова
/ Под ред. В.Н.Столетова. - 3-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1985. - 228
с.
10.
Галигузова,
Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. [Текст]/ Л.Н. Галигузова,
Е.О. Смирнова. - М.1992.- 472 с.
11.
Гамезо,
М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция
развития. [Текст]/ М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова.-
М., 1998,- 463 с.
12.
Запорожец, А.В., Лисина, М.И.
Развитие общения у дошкольников.
[Текст]/ А.В. Запорожец, М.И. Лисина.- М.1974. – 321 с.
13.
Захаров, А.И. Предупреждение
отклонений в поведении ребенка. [Текст]/ А.И.
Захаров. - СПб., 1997. – 368 с.
14.
Исаев, Д.Н. Психическое недоразвитие
у детей. [Текст]/ Д.Н. Исаев.–Л.:
Медицина, 1982.-224с.,ил.
15.
Кащенко,
В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков
характера у детей и подростков: Кн. для учителя. - 2-е изд. [Текст]/ В.П. Кащенко. - М.: Просвещение, 1994. -223с.
16.
Кочетков,
А.И. Педагогика отношений [Текст]/ А.И. Кочетков. - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.
17.
Карабанова, О. А. Игра в
коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие. [Текст]/ О. А. Карабанова,
- М.: Российское пед. Агенство, 1997. - 192с.
18.
Левитов,
Н. Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. [Текст]/ Н. Д. Левитов.- М.: Издательство АПН РСФСР. 1961. -210
с.
19.
Леви,
В. Нестандартный ребёнок. [Текст]/ В. Леви. - М.: Прометей, 1992. - 97 с.
20.
Лисина, М.И., Галигузова,
Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками //
Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии [Текст]/ М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова. -
М.1980 г. -146 с.
21. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых:
Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными
и аутичными детьми [Текст]/ Е.К.Лютова, Г.Б.
Монина.- М.: Генезис, 2000. - 192
с.
22.
Марковская,
И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст]/
И.М. Марковская. – СПб.:Речь.. 2005.-149 с.
23.
Махов,
Ф.С. Кого мы растим. Беседы о воспитании. [Текст]/
Ф.С. Махов. - Профиздат, 1989.- 217
с.
24. Медведев, Г.П. Педагогический перекрёсток. [Текст]/ Г.П. Медведев. -М.: Сфера. - 1992 - 51с.
25.
Мухина, В.С. Психологические особенности
детей преддошкольного и дошкольного возраста ||
Возрастная и педагогическая психология [Текст]/ В.С. Мухина. Под редакцией А.В.
Петровского.- М.1973.- 386 с.
26.
Невский, В.А. Трудный
успех. [Текст]/ В.А. Невский.- М.: Профиздат.
- 1981. - 211 с.
27.
Овчарова, Р.В. Взаимодействие семьи,
детского сада и
школы в предупреждении педагогической запущенности детей. [Текст]/ Р.В. Овчарова. - М.:
Сфера. - 1999. - 226с.
28.
Овчарова, Р.В. Методы работы с
проблемными детьми. [Текст]/ Р.В. Овчарова. - М.:
Факел, 1998. -150с.
29.
Ослон, В. Н.
Жизнеустройство детей-сирот [Текст]/ В.
Н. Ослон.- М.2006.- 326 с.
30.
Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Коррекционные игры./ Под ред. И.В.Дубровиной. - 5-е изд. [Текст]/ М.А. Панфилова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 128 с.
31.
Педагогика. Учебник
для студентов ВУЗОВ [Текст]/ И.П. Подласый. - М.:
Просвещение. - ВЛАДОС,
1996.-347 с.
32.
Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как
психотерапевт. [Текст]/ Н.Пезешкиан. – М.: Изд МГУ,1998. –
112 с.
33.
Психология и
педагогика. Учеб. пособие
для вузов. [Текст]/ Составитель
и ответственный редактор А.А.
Радугин. Научный редактор Е.А. Кротков. – М., 1996.- 336 с.
34.
Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они,
дети с отклонениями в развитии?
[Текст]/ В.Г. Петрова, И.В. Белякова.–М.: Флинта: Московский
психолого-социальный институт, 1998.- 104с.
35.
Психиатрия детского возраста
(руководство для врачей). [Текст]/
В.В. Ковалев.-М.: Медицина, 1979ю - 608с.
36.
Петровский, А.В., Ярошевский М.Г., Психологический словарь, [Текст]/ А.В. Петровский,
М.Г. Ярошевский.
– М., 1990.- 674 с.
37.
Психологическая диагностика. [Текст]/ под ред. Гуревича
К.М., Борисовой Е.М. - М., 1997.- 469 с.
38.
Платонов, К.К. Психологический
практикум. [Текст]/ К.К. Платонов. - М., 1980. – 472 с.
39.
Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по
психиатрии детского возраста (клиника олигофрении) [Текст]/ Г.Е. Сухарева.-М.: Медицина, 1965. -337с.
40.
Учимся
общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет.
сада [Текст]/ В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М.Кларина
и др. - М.: Просвещение, 1993.-191
с.
41.
Ушинский,
К.Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. Т.8. [Текст]/ К.Д. Ушинский. - М., 1969.-223 с.
42.
Фадеева, Е.И. Лабиринты
общения: Учебно-методическое пособие. [Текст]/
Е.И. Фадеева.
- М.: ЦГЛ,2003.-96с.
43.
Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве - времени
Детства. [Текст]/ Д.И. Фельдштейн. -М.: Московский психолого-социальный институт Флинта,
1997. - 160 с.
44.
Фопель, К. Как научить
детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2. 2-е изд., стер. [Текст]/ К.Фопель- М.: Генезис, 2001. - 160 с.
45.
Фридман,
И.К. Лабиринты общения: Учебно-метод. пособие. [Текст]/
И.К. Фридман. - М.: ЦГЛ, 2003.-116 с.
46.
Хрестоматия. Дети
с нарушениями развития.
Учебное пособие для студентов и слушателей
спецфакультетов: [Текст]/ Сост. В.Астапов. -
М.: Международная
педагогическая академия, 1995. - 264 с.
47.
Флейк-Хобсон,
К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. [Текст]/ К.Флейк-Хобсон.- М., 1993.- 105 с.
48.
Хрипкова, А.
Г., Запорожец, А.В.
Мир детства. Дошкольник [Текст]/ А. Г.
Хрипкова, А.В. Запорожец.
- М.: Педагогика. - 1979. - 19с.
49.
Шевандрин,
Н.Н. Психология, коррекция и развитие личности [Текст]/ Н.Н. Шевандрин.-
М., 1988.- 328 с.
50.
Шилова,
Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонении в поведении:
[Текст]/ Т.А. Шилова. - М.:
Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995. -167 с.
51.
Эльконин, Д.Б. О психологии [Текст]/ Д.Б.
Эльконин. // Вестник Моск.
Унив. Серия 14.2000. №2. С 9.
52.
Эльконин, Д.Б. Психология игры. -
2-е изд. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-360с.
53.
Эльконин,
Д.Б. Детская психология. [Текст]/ Д.Б. Эльконин.
М.1960 г. – 457 с.
54.
Эльконин, Д.Б.
Избранные психологические труды [Текст]/
Д.Б. Эльконин.
Под редакцией В.В.Давыдова, В.П. Зинченко, М.1989 г. – 476 с.
55.
Эльконин, Д.Б.
Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - Воронеж.1995 г. - 458
с.
56.
Язмир, Р.М. Развитие и коррекция произвольности у детей 6-7
лет. - Учеб.-практ. пособие [Текст]/ Р.М. Язмир. - Волгоград: Перемена. - 1995. - 153 с.