Курсовая работа

Педагогические  условия формирования грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение...........................................................................3

Глава 1. Теоретические основы овладения грамматическим

                строем речи..........................................................7

1.1.  Закономерности развития грамматических навыков у детей

                     старшего дошкольного возраста.................................7

1.2.     Место грамматического строя в развитии связной

           речи…………................................................................18

1.3.  Анализ подходов к формированию грамматического строя

                      речи………....................................................................28

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию

                               грамматическим строем речи...............................39

2.1.  Диагностика грамматического строя речи у детей старше-

                      го дошкольного возраста…..........................................39

2.2.  Педагогические условия развития грамматического строя

                        речи.............................................................................50

Заключение..............................................................................66

Список литературы.................................................................70

Приложения

 

Введение

Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности [А.Г.Арушанова, 1999, с.З].

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем [О.С.Ушакова, 2001, с.6].

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, строящегося по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью. Формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольников [О.С.Ушакова, 2001, с.7].

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем речевого развития детей дошкольного возраста. У старших дошкольников возникают трудности в использовании в своем повседневном общении грамматически правильных форм речи, а самое главное - пропадает интерес использовать в своей речи новые слова. Это зависит от многих причин: снижающийся уровень бытовой культуры, бедный словарный запас, безграмотная речь, звучащая с экранов наших телевизоров, агрессивно- примитивная речь взрослых, и, конечно, слабая речевая среда. Все это создает предпосылки и прямую угрозу формированию речи, обучению родному языку подрастающего поколения.

Вопросам речевого развития уделяется внимание еще в трудах древнегреческих философов - Платона, Аристотеля, Сократа. В современной педагогике решение этой проблемы осуществляется с учетом закономерностей речевого развития детей в норме на этапе онтогенеза.

А.Н.Гвоздев в своих исследованиях, посвященных этому вопросу, выделил два этапа формирования грамматического строя речи:

1. Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье.

2. На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков [А.Г.Арушанова, 1999, с. 19].

Характерные черты речевого развития раскрыты в исследованиях
К.Г.Коровина, где определены особенности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста. На основе его трудов было разработано методическое обоснование системы практического овладения грамматическим строем языка, нашедшее свое отражение в практических пособиях К.Г.Коровина [О.С.Ушакова, 2001, с. 12].

Большой вклад в разработку проблемы развития связной речи внесла
А.М.Леушина, которая предлагала «вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того, чтобы, опираясь на них, развивая то, что уже имеется в детской речи как прогрессивные тенденции ее развития, обеспечить планомерное движение вперед - в тесной и неразрывной связи с развитием личности ребенка
в целом». [А.М.Леушина, 1941, с.21].

Леушиной были разработаны методические рекомендации, непосредственно касающиеся обучения детей творческому рассказыванию.

В специальном исследовании, посвященном рассказыванию как средству обучения связной речи, Л.А.Пеньевская подчеркивала важность и необходимость применения образца, однако при этом обращалось внимание на активизацию творческого начала в детских рассказах [О.С.Ушакова, 2001, с.50].

В диссертации А.Г.Тамбовцевой «Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду» (1983) подчеркнуто, что широкая ориентировка ребенка в языковых явлениях, приобретение опыта творческого применения словообразовательных умений оказывают влияние на активизацию этих способностей в связной речи.

Г.А.Тумакова в исследовании «Работа над звуковой стороной слова в процессе развития речи дошкольников в детском саду» (1985) доказала, что формирование ориентировки в звуковой стороне слова влияет на общеречевое развитие - способствует обогащению словаря, совершенствованию грамматического строя и развитию навыков связной монологической речи [О.С.Ушакова, 2001, с.55].

Подводя итог вышесказанному, отметим, что проблема развития связной речи издавна интересовала многих исследователей. У каждого из них мы находим свое понимание проблемы обучения связной речи, свои позиции в разработке содержания и методов развития грамматической стороны речи.

Вместе с тем, все исследователи единодушно подчеркивают роль специального воспитания в становлении и развитии монологической речи детей дошкольного возраста. Этой проблеме посвящены работы таких известных педагогов, психологов, лингвистов, как Д.Б.Эльконин, А.Н.Гвоздев, Л.С.Выготский, Ф.А.Сохин, А.В.Запорожец, С.Н.Цейтлин, А.Г.Арушанова, О.С.Ушакова, К.Г.Коровин, В.В.Гербова и др.

Актуальность данной темы как теоретическая, так и практическая весьма велика, так как проблематика формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста носит сугубо прикладной характер. Чтобы учить и воспитывать, чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на детей, надо обладать объективными научными знаниями о педагогических условиях для полноценного формирования у детей грамматического строя языка в процессе развития речи.

Актуальной задачей оказывается более углубленное педагогическое просвещение педагогов (воспитателей) в данной области. Проблема
заключается в затруднениях, возникающих у воспитателей и связанных как с
недостаточной изученностью педагогических условий полноценного формирования у детей грамматического строя языка в процессе развития речи, так и сложностью самого предмета - онтогенеза грамотного компонента языковой способности ребенка. Проблема формирования грамматического строя речи у детей, а именно роль речевой среды в развитии речи у дошкольников, на наш взгляд, требует дальнейшего исследования в данном направлении.

Таким образом, цель нашего исследования - определить оптимальные
педагогические условия, способствующие успешному формированию грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет    исследования    -    педагогические    условия  формирования грамматического строя речи.

Задачи исследования:

1.  Изучить закономерности развития грамматических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

2.  Проанализировать подходы к формированию грамматического строя речи.

3.   Определить уровень грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

4.  Выявить и экспериментально доказать педагогические условия, способствующие формированию грамматического строя речи.

 

Заключение

Анализ педагогической, психологической, лингвистической литературы, проведенный в исследованиях, показал важность и необходимость речевого воспитания в дошкольном детстве. Именно в этот  период у ребенка происходит активное усвоение разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи - фонетической, грамматической, лексической.

Упущенные возможности этого развития в последующем не восполняются, поэтому необходимо своевременное речевое воспитание, которое включает в себя развитие интереса, чуткости и любви к родному слову, стремления к точному его употреблению в зависимости от контекста и ситуации общения.

К моменту перехода ребенка в подготовительную группу при определенных педагогических условиях он имеет определенный словарный запас, строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе и падеже, спрягает часто употребляемые глаголы; овладевает правильным звуковым оформлением слов, пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описывать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности.

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей среды, на всех остальных занятиях, а также вне
их - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Однако развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста является главной задачей. Результаты проведенных исследований позволили обосновать систему работы по развитию грамматического строя дошкольников. В основе этой системы лежит комплексный подход, который направлен на решение разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих все стороны речевого развития детей старшего дошкольного возраста - грамматическую, фонетическую, лексическую и на их основе - развитие связной речи.

Нами были изучены такие подходы к формированию грамматического
строя речи, как:

Ø  исправление ошибок, которые свойственны детям;

Ø  выявление существенных звеньев механизма овладения грамматическим строем;

Ø  поиск общего и различного в сфере освоения детьми синтаксиса и словообразования;

Ø обучение детей связной речи и рассказыванию;

Ø организация развивающей речевой среды.

В совершенствовании грамматического строя речи центральной становится задача формирования языковых обобщений, которое строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, пониманию смысловых оттенков слова, а также на использовании в связном высказывании разнообразных грамматических конструкций и способов связи между предложениямисознание словесного состава предложения является основой усвоения грамоты и сознательного оперирования языком в любом связном высказывании.

В центре развития связности речевого высказывания находится формирование у дошкольников представлений о структуре разных типов текстов (повествование, описание, рассуждение), обучение умению использовать разнообразные средства связи (между словами, предложениями и частями текста), а также семантический отбор необходимых лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление.

Важной составной частью развития связной речи является воспитание образности речи, которое составляет основу культуры речи в широком смысле этого слова.

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую стороны языка. Постигая тайны языка, ребенок проделывает колоссальную работу по анализу и обобщению явлений окружающего мира, фактов слышимой речи, по установлению существенных для языка взаимоотношений языковой и неязыковой действительности. Вместе с тем в основе детского речетворчества лежат выработанные обществом формы взаимодействия ребенка и взрослого, формы организации детской действительности по овладению связной речью. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня,
поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.

Развитие речи в старшем дошкольном возрасте - процесс, многоаспектный по своей природе. Прежде всего, этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку интеллектуально-языковые взаимосвязи, включенные в овладение родным языком, активно влияют на педагогический процесс обучения родному языку, формированию речи.

Обучение дошкольников родному языку предоставляет богатые возможности решения задач нравственного и эстетического воспитания. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию), но и к частным (структурным) аспектам обучения родному языку: формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе.

Формирование грамматического строя речи основывается на
принципе обеспечения речевого общения (коммуникативный принцип) и обеспечивается речевой деятельностью детей в процессе обучения. Занятия по формированию грамматического строя речи являются важнейшими методическими условиями, способствующими развитию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Ведущим принципом разработанной системы является взаимосвязь речевых задач. От занятия к занятию идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируется и сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь.

Систематическая работа по развитию речи в единстве всех ее сторон,
прежде всего связной речи, рассказывания, позволяет решать задачи формирования связной речи, основываясь на развитии грамматического строя языка ребенка. Последовательное осуществление преемственности в обучении позволяет не только опираться на прошлое, но и строить обучение с широкой ориентировкой на будущее - последующее развитие речевых умений и навыков. Необходимо помнить, что речевые игры и упражнения с грамматическим содержанием, организуемые в детском саду, принесут пользу только в том случае, если будут опираться на опыт детей, их знания и представления об окружающем мире.

Упражнения в словообразовании опираются на достигнутый высокий
уровень речевого развития детей, позволяют им осознать те формальные и
смысловые связи слов, которые уже были интуитивно обобщены в процессе речетворчества. Это положительно отражается на качестве речи - она становится осознанной, произвольной. Вместе с тем дети приобретают и опыт сознательного анализа языкового материала. Овладение всеми сторонами речи рассматривается как стержень полноценного формирования личности дошкольника и предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Таким образом, при создании педагогических условий (создание речевой среды, подбор и проведение словесно-дидактических игр) повышается эффективность процесса формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста» - М., 1999г.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. «изучение грамматической стороны речи детей дошкольного возраста» - М., 1999г., с. 139

3. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада» - М., 1999г.

4. Балобанова В.П. и др. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения» - СПб., 2002г.

5. Бельтюков В.И. «Об усвоении детьми звуков речи» - М., 1964г.

6. Блонский П.П. «Педология» - М., 2000г.

7. Бородич А.М. «Методика развития речи детей» - М., 1981г.

8. Ворошнина Л.В. «Мир речи и общения»/пособие по развитию речи дошкольников - Пермь, 2002г.

9. Гербова В.В., Максаков А.И. «Занятия по развитию речи» - М., 1986г.

10.   Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» - М., 1984г.

11.   Гербова В.В. 2Учусь говорить» - М., 2002г.

12.   Гвоздев А.Н. «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка» - М., 1961г.

13.   «Дошкольное воспитание», 1997г., № 2, с.58

14.   «Дошкольная педагогика», 2003г., № 3, с.33

15.   Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников» - М., 1985г.

16. Жукова С., Мастюкова Е. «Логопедия» - Екатеринбург, 1998г.

17. Жукова С. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» - М., 1990г.

18.  Комаров К.В. «Методика обучения русскому языку» - М., 1988г.

19.  Короткова Э.П. 2обучение рассказыванию в детском саду» - М., 1978г.

20.  Лалаева Р.И. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи» - СПб., 2001г.

21.  Люблинская А.А. «Воспитателю о развитии ребенка» - М., 1972г.

22.  Леушина А.М. «Логопедия» - М., 1941, с.21

23.  Львов М.Р. «Словарь-справочник по методике русского языка» - М., 1988г.

24.  Ляпидевский С.С. «Воспитание и обучение детей с расстройствами речи» - М., 1968г.

25.  Маскаков А.И. «Развитие речи детей школьного возраста» - М., 1984г.

26.  Маскаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок» - М-П., 1982г., с.29-35

         27.  Методическое пособие «Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» - М., 1999г.

28.  «Обучение русскому языку, чтению, произношению: книга для воспитателя старших групп детского сада»/ под ред. К.Г.Коровина - М., 1995г.

29.  Петрова В.А. «Занятия по развитию речи с детьми дошкольного возраста» - М., 1970г.

30.  «Радуга: Прогр. и метод, руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детаду», сост. Т.Н.Доронова - М., 1996г., с. 146-167

31.  «Развитие речи детей дошкольного возраста»/ Под ред. Ф.аохина - М., 1979г.

32.  Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. «Обучение дошкольников творческому  рассказыванию» - М., 1979г.

33.  Сохин Ф.А., Тарунтаева Т.Р. «Подготовка детей к школе в детском саду» - М., 1977г.

34.  Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» - М., 1995г.

35.  ТихееваЕ.И. «Развитие речи детей» - М., 1981г., с.100-113

36.  Тихеева Е.И. «Развитие речи у дошкольников» - М., 1982г.

37.  Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений»  - СПб, 1999г.

38.  Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников» - М., 2001г.

39.  Федоренко Л.П. и др. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» - М., 1977г.

40.  Филичева Т.Б. и др. «Основы логопедии» - М., 1989г.

41.  Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» - М., 1981г.

42.  Хватцев М.Е. «Логопедия: работа с дошкольниками» - М., 1996г.

43.  Цейтлин С.Н. «Речевые ошибки и их предупреждение» - М., 1982г., с.15-16

44.  Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» - М., 1983г.

45.  Ддешко В.И. «Развитие речи детей» - М., 1966г.