Дипломная работа

Педагогическая поддержка самовоспитания подростков в образовательном процессе

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………….……………………3

Глава 1. Теоретические основы самовоспитания подростков

1.1.   Сущность и задачи самовоспитания……………………………….…….7

1.2.   Педагогическая  поддержка самовоспитания подростков в образовательном процессе…….18

1.3.   Система самовоспитания подростков ………………………….….……25

Выводы по главе 1………………………………………………..…………..….30

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации  педагогической поддержке

самовоспитания подростков в образовательном процессе

2.1. Диагностика уровня воспитанности подростков………………………….32

2.2. Организация педагогической поддержки самовоспитания подростков в образовательном процессе……56

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы……………………..…..66

Выводы по главе 2……………………………………………………………….69

Заключение…...………………………………………………………………….70

Библиография……………………………………………………………………73

Приложения

 

 

 

Введение

 

Важнейшей задачей воспитания является стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием. Необходимо отметить, что ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, физической и эстетической культуры. Положение о том, что ученик - это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств учащихся. Вот почему в воспитании всесторонне развитой личности важнейшее значение имеют собственные усилия человека, направ­ленные на совершенствование своих качеств и способностей.

Выдающиеся педагоги всегда уделяли боль­шое внимание вопросам самовоспита­ния.

  В работах Ю. А. Самарина, Е. И. Селиванова, А. И. Высоцкого, С. Б. Елканова, И. И. Купцова, Л. С. Сапожниковой и других рассматриваются особен­ности использования средств самовоздействия в подро­стковом возрасте. В трудах П. М. Якобсона анализиру­ется проблема самовоспитания чувств, психологические особенности саморегулирования в сфере эмоций. Т. И. Агафонов исследовал возможности самоприказа в процессе самовоспитания воли. Особенности самовоспи­тания в юношеском возрасте характеризуются в исследованиях М. М. Ковалевой, В. А. Полетаевой и А. Е. Соловьевой.

Некоторые вопросы самовоспитания анализируются в ряде работ зарубежных авторов: осознание своей лично­сти (Р. Габас, Л. Кронбах, Б. Матурин, Ф. Шлейермехер, Ф. Ферстер); стремление к самосовершенствованию (Д. Карлсон, С. Смайлс, Ф. Ферстер); способность к во­левому поведению (А. Дюбуа, Ж. Маритен, Э. Кей, К. Радо, М. Фасбендер). Рассматриваются также спосо­бы и приемы выработки воли (Г. Диайл, К. Радо, Ж. Ма­ритен), воспитания самообладания, самоконтроля (И. Либман, М. Фасбендер, С. Паршмент), умственного самовоспитания и самообразования (С. Смайлс, М. Мон-тесоори, Д. Блекки), выработки практических умений и навыков (А. Абенхеймер, X. Брюс, К. Радо, Д. Карнеги), приемы самоубеждения, самовнушения (И. Либман, Н. Пиль, К. Радо, Ф. Ферстер).

Однако следует отметить, что до настоящего времени оста­ются слабо исследованными такие проблемы самовоспи­тания, как процесс развития самовоспитания, система средств самовоспитания и основа педагогической поддержки этого процесса у школьников.  Наряду с достаточной теоретической разработкой вопроса самовоспитания в практике учителей общеобразовательных учреждений, как правило, отсутствует целенаправленная и систематическая работа по осуществлению педагогической поддержки  самовоспитания школьников.  Данное противоречие обусловило выбор темы нашего  исследования: «Педагогическая поддержка самовоспитания подростков в образовательном процессе».

Решение  проблемы организации педагогической поддержки подростков, направленной на стимулирование самовоспитания подростков является   целью   нашего   исследования.

Объектом исследования является процесс самовоспитания детей подросткового возраста в образовательном процессе.

Предметом исследования является содержание и способы педагогической поддержки самовоспитания подростков.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу и педагогическую практику по теме исследования.

2.   Определить  сущность понятия «самовоспитание» и  его задачи.

3.  Проанализировать содержание и  способы  организации педагогической поддержки самовоспитания подростков.

4. Разработать и экспериментально доказать эффективность программы педагогической поддержки  самовоспитания подростков.

Методологическую основу исследования составили работы по теоретическим вопросам педагогики А.Н. Алексеева, характеризующие роль одного из видов активности личности — самовоспитания; работы Т.И. Агафонова,  А.А. Бодалева и др., в которых подчеркивается зависимость самовоспитания от общественных отношений, воспитания, рассматриваются отдельные виды самовоспитания, указываются средства и приемы самовоспитания, показывается роль коллектива в организации самовоспитания детей и т. д.; исследования  зарубежных авторов (Д. Карнеги, Г. Кнеллер, С. Крейнс, Р. Мэй, С. Паршмент, Н. Пиль, К. Радо, Ф. Ферстер и др.), в которых  анализируются некоторые условия самовоспитания, рекомендуются способы выработки воли, характеризуются приемы самопринуждения, самовнушения и т. д.

В    процессе    данного    исследования    было    выдвинуто    гипотетическое предположение о том, что самовоспитание подростков будет осуществляться наиболее эффективно, если в образовательном процессе   целенаправленно реализовать программу  педагогической  поддержки  в форме системы занятий по стимулированию процесса  самовоспитания.

Для реализации цели и задач исследования использовался комплекс методов:  

·        теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по данной теме;

·        эмпирические:  беседы, анкетирование, консультации по самовоспитанию подростков;  педагогический эксперимент, наблюдение, методы статистической обработки результатов.

Исследование осуществлялось на базе СОШ №31 г. Ишима с включением 58 подростков: 29 учащихся 8»А» класса (контрольная группа) и 29 учащихся 8 «Б» класса (экспериментальная группа).

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, определена проблема, цель, задачи исследования,  сформулировано гипотетическое предположение.    Был   проведен   констатирующий   эксперимент,   с   целью  определения  уровня  воспитанности учащихся контрольного и экспериментального  класса.

На втором этапе нами была организованна опытно-педагогическая работа. Проведена серия занятий, направленных на стимулирование процесса самовоспитания.

На третьем этапе были систематизированы и обобщены данные опытно-педагогической работы.  Оформлена выпускная квалификационная работа.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем актуализирован современный уровень педагогического знания о становлении и реализации самовоспитания подростка; выявлены особенности педагогической поддержки процесса самовоспитания подростков.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические выводы и практические материалы могут служить основой для проведения спецкурсов и спецсеминаров в педагогических вузах, на занятиях по педагогическим дисциплинам, а также могут использоваться в практической работе учителей средних школ при организации учебно-воспитательного  процесса.

Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиография.

 

 

 

Заключение

 

 Самовоспитание — это направленный и осознанный процесс, в котором подросток или взрослый человек ставит цель изменить самого себя в соответствии с требованиями окружающих условий или теми притязаниями, которые выражают его стремления к достижению личных или общественных перспектив. В том и другом случае оно связано с противоречиями и осознанием их самой личностью.

Самовоспитание в какой-то степени можно соотносить с теми функциями, которые выполняет индивид или стремится к их осуществлению. Здесь имеются в виду такие функции, как потребление материальных и духовных ценностей, создание ценностей путем репродукции уже известных способов и средств, охраны ценностей, созидание (творчество) или стремление к исследованиям, новым открытиям, воспроизводство человеческого рода (половые отношения).

     Каждая из названных функций может быть условием самовоспитания, если с ними связывается и осознается необходимость изменять свои качества и свойства. Приспособление же к условиям и условий к своим нуждам и даже их изменение предполагает сохранение стабильности сложившихся психологических структур. В этом плане подражание можно рассматривать и как простое приспособление, и как изменение себя в соответствии с предметом, который вызвал те или иные переживания.

Самовоспитание - относительно позднее приобретение онтогенеза -находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Поэтому очевидна многогранность самой проблемы самовоспитания не только в педагогике, но и в философии, психологии.

Воспитание и самовоспитание - две неразрывно связанные между собой стороны единого педагогического процесса. Воспитание определяет направленность и содержание самовоспитания. Процесс воспитания создает подростку необходимые нравственно - психологичнские, познавательные и волевые предпосылки самовоспитания. Воспитание и самовоспитание определяются общественными условиями. Воспитание и самовоспитание имеют свои различия. Так, воспитание - фактор внешнего воздействия, руководство развитием ребенка. Воспитание призвано вскрыть резервы человеческой психики, поднять интеллект, сознание и направить на развитие личности без внешнего стимулирования, чтобы процесс работы над собой стал жизненной потребностью. Самовоспитание строится на внутренних усилиях самой личности, направлено оно не только на приобретение знаний, расширение кругозора, физическое совершенствование, но и на усвоение многообразного социального опыта и утверждения себя как личности, на формирование нравственных качеств, а так же на осуществление жизненных целей.

Цель и задачи самовоспитания зависят от того идеала личности, который представляется человеку.

Основные принципы самовоспитания: деловитости, осознанности, настойчивости, регулярности, детального учета использования времени.

Изучение опыта работы педагогов   убеждает, в том, чем полнее и лучше включены учащиеся в разнообразную деятельность, чем больше они берут на себя инициативу ее планирования, подготовки и осуществления, подведения итогов, контроля, коррекции, тем выше эффективность самовоспитания. Если учащийся выступает в роли активного организатора и участника деятельности, то в результате формируется активная, деятельная личность.

Эффективность педагогической поддержки самовоспитания зависит от разнообразия используемых средств и, от адекватности реакции на них учащихся.

Изучив теоретический и экспериментальный материал, мы пришли к выводу, что сознание ребёнка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни. Педагогом должно учитываться содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей. Поэтому педагогам необходимо овладение методами и приемами педагогического руководства процессом самовоспитания школьников.

В ходе работы подтвердилась актуальность темы исследования.

В процессе работы мы выполнили поставленные в начале исследования задачи. Гипотеза, выдвинутая нами, в результате экспериментального исследования была подтверждена.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее при организации педагогического процесса учителями средней общеобразовательной школы.


Библиография

 

1.Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед-ий. [Текст] / Л.И. Аксенова. –М.: Академия, 2001.–192 с.

2.Андреева, Г.М. Социальная психология. [Текст] / Г.М. Андреева. –М., 1988. – 144с.

3.           Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] /В.И.Андреев.- Казань, 2000. -247 с.

4.Бабанский, Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников. [Текст] / Ю.К. Бабанский.– М., 1980 . – 247 с.

5.Блонский, П.П. Избранные сочинения. [Текст] / П.П.  Блонский, -  М.: Психология, 1979. – 479 с.

6.Воспитательная работа в школе [Текст] /М.И. Кондакова.–2-е изд., испр. и доп.–М.: Просвещение, 1997.–351 с.

7.Вульфов, Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы (Содержание и методика деятельности). [Текст] / Б.З. Вульфов, М.М. Поташник. –М.: Просвещение, 1998. – 17с.

8.Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / Л.С. Выготский, – М., 1996. .–357 с.

9.Высоцкий, А. И. Анализ приемов, применяемых подростками при самовоспитании [Текст] / А. И. Высоцкий. - Рязань, 1987. -96 с.

10.                     Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. [Текст] / К.М. Гуревич. //Педагогика.–2000.–№5.- с. 59 – 62.

11.           Гликман,  И.З.   Самовоспитание   школьников [Текст] /   И.З.   Гликман  // Инновации в образовании. - 2007, №9.С. 4-25.

12.           Гришин, Д.М. Руководство самовоспитанием школьников. [Текст] / Д.М. Гришин. - М., 1975.- 236 с.

13.           Гришин, Д. М.. Процесс нравственного воспитания и его движущие силы. В сб.: Нравственное воспитание личности школьника[Текст] / Д.М. Гришин. - Калуга, 1979.

14.    Закатова,   И.Н.    Организация   внеурочной   деятельности
школьников по самосовершенствованию [Текст] /  И.Н. Закатова // Школьные технологии, 2001, №6. С.77-101.

15.  Иващенко, А.В. . Самовоспитание старшеклассников: методология,
теория, практика [Текст] // А. В. Иващенко, А. Я. Совиньски. - Рос. ун-т дружбы народов. - М.,2004.

16.  Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. [Текст] / Т.Н. Калечиц. –М.: Просвещение, 1980. – 223 с.

17.  Каптерев, П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании [Текст] / П.Ф.Каптерев // Педагогика, 1999, №7.С 73-75.

18.  Ковалев, А.Г. Личность воспитывает себя. [Текст] / А.Г. Ковалев. - М., 1983.- 217 с.

19.  Ковалев, А.Г. Самовоспитание школьников [Текст] /  А.Г.Ковалев. - М, 1986. – 217 с.

20.  Коломинский, Я.Л. Воспитай себя. [Текст] / Я.Л. Коломинский. - М., 1981.- 28 с.

21.  Кочетов, А.И. Педагогические основы самовоспитания. [Текст] / А.И. Кочетов. - М., 1974.- 147 с.

22.  Кочетов, А.И. Как заниматься самовоспитанием [Текст] / А.И.Кочетов.- М, 1986. – 238 с.

23.  Ковалев А. Г. О потребности в самовоспитании у школьников. [Текст] / А. Г. Ковалев. - Л., 1977. – 106 с.

24.  Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников: Пособ. для кл. руководителей. [Текст] / В.О. Кутьев. –М.: Просвещение, 1983.–223 с.

25.  Куликова, Л.Н. Воспитать себя [Текст] /  Л.Н.Куликова. - М., 1998. – 124 с.

26.  Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / В.Г. Максимов. –М.: Академия, 2002.–142 с.

27.  Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб.пособ. [Текст] /  Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество, 2002.–480 с.

28.  Методика воспитательной работы в школе. Очерки. [Текст] /Сост.: Э.С. Кузнецова, А.М. Бардиан.–М.: Просвещение, 1967 – 97 с.

29.  Методика воспитательной работы: Учеб. пособ. для студ. высших. пед. учеб. заведеий [Текст] /Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина; Под ред. В.А. Сластенина.–М.: Академия, 2002.–144 с.

30.  Меркулова,   Л.П.   Педагогическое   руководство   самовоспитанием
школьников : учеб. пособие к спецкурсу [Текст] / Л. П. Меркулова. - Свердловск, 1990. – 112 с.

31.  Михалков, С.А. Все начинается с детства. [Текст] / С.А. Михалков. –М., 1980 - 41 с.

32.  Наш  проблемный  подросток: учебное пособие [Текст] / под      ред Л.А.Реуш. -СПб,:1999. -378 с.

33.  Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание[Текст] /  Ю.М.Орлов.- М.,1997. – 247 с.

34.  Осипов,    П.Н.     Стимулирование     самовоспитания     учащихся   [Текст] / П.Н.Осипов. - Казань, 1997.- 293 с.

35.  Осницкий    А.К.    Саморегуляция    деятельности    школьников    и
формирование активной личности \ А.К.Осницкий.- М., 1998.

36.  Педагогическое руководство самовоспитанием школьников : учеб.-
метод. пособие для преподавателей каф. педагогики и психологии пед. вузов и ун-тов / АПН СССР, НИИ общ. Педагогики. [Текст] / X. Ибрагимов, С. И. Хохлов. ., 1988. – 342 с.

37.  Раклевская, Л.К. Самовоспитание: культура мышления и развитие
интеллекта учащихся. [Текст] / Л.К. Раклевская - Томск, 1994. – 362 с.

38.  Рувинский, Л.И. Самовоспитание личности. М., [Текст] / Л. И. Рувинский. – М., 1984.-67с.

39.  Рувинский, Л. И., Соловьева, А. К. Самооценка как фактор самовоспитания. В сб.: Проблема управления процес­сом воспитания личности. [Текст] / Л. И. Рувинский,  А. К. Соловьева. - М„ 1972.-237 с.

40.  Санникова А.И. Формирование у подростков готовности к развитию
своего творческого потенциала в процессе организации самообразовательной   деятельности:   учеб.-метод,   пособие [Текст] / А.   И. Санникова, О. Л. Калинина; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь: ПГПУ, 2001.- 216 с.

41.  Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа. [Текст] / В.А. Сухомлинский. –М., 1969. – 44 с.

42.  Селевко, Г.К.        Воспитательная технология «Самосовершенствование   школьника»  [Текст] / Г.К. Селевко//       Народное образование, 2000, №1. С.144-165.

43.  Селевко,    Г.К.    Руководство    по    организации    самовоспитания школьников [Текст] / Г.К. Селевко  // Школьные технологии, 2000, №6. С1-137.

44.  Селевко,  Г.К.   Технология  саморазвития  личности  школьника [Текст] / Г.К. Селевко  //Образование в современной школе.-2002, №2. С.29-37.

45.  Селиванов, В.И. Воспитание воли школьника [Текст]/ В.И.Селиванов. М., 1987. – 109 с.

46.  Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе [Текст]/ /В.П. Созонов. - М., 2002. – 252 с.

47.  Тайчинов   М.Г.    Воспитание    и   самовоспитание   школьников [Текст]/ М.Г.Тайчинов. - М., 1982.- 263 с.

48.  Ушинский, К. Д. Собр. соч. т. 11. [Текст] / К. Д. Ушинский. . — Л., 1962. -376 с.

49.                     Цукат, Л. Ю. О некоторых особенностях и функции идеалов
в школьном возрасте. В сб.:  Вопросы психологии школьника. [Текст] / Л. Ю. Цукат. - М.,1981.- 98 с.