Дипломная работа

Внеклассная работа как средство стимулирования самовоспитания подростков

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы  самовоспитания подростков

1.1. Сущность понятия «самовоспитание» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..7

1.2.Особенности педагогического стимулирования процесса самовоспитания подростков……………………………………………………………………...18

1.3.Содержание и  принципы  организации внеклассной работы…………..28

 Выводы по главе 1…………………………………………………………….38

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по стимулированию самовоспитания подростков посредством организации  внеклассной работы 

2.1. Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы………………………………………………………………………..41

2.2. Педагогический эксперимент по стимулированию   самовоспитания подростков средствами внеклассной работы и его результаты………...52

Выводы по главе 2………………………………………………………….63

Заключение….………………………………………………………………64

Библиография……………………………………………………………….66

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В воспитании всесторонне развитой личности важнейшее значение имеют собственные усилия человека, направ­ленные на совершенствование своих качеств и способностей.

Выдающиеся педагоги всегда уделяли боль­шое внимание вопросам связи воспитания и самовоспита­ния.

  В работах Ю. А. Самарина, Е. И. Селиванова, А. И. Высоцкого, С. Б. Елканова, И. И. Купцова, Л. С. Сапожниковой и других рассматриваются особен­ности использования средств самовоздействия в подро­стковом возрасте. В трудах П. М. Якобсона анализиру­ется проблема самовоспитания чувств, психологические особенности саморегулирования в сфере эмоций. Т. И. Агафонов исследовал возможности самоприказа в процессе самовоспитания воли. Особенности самовоспи­тания в юношеском возрасте характеризуются в исследованиях М. М. Ковалевой, В. А. Полетаевой и А. Е. Соловьевой.

Некоторые вопросы самовоспитания анализируются в ряде работ зарубежных авторов: осознание своей лично­сти (Р. Габас, Л. Кронбах, Б. Матурин, Ф. Шлейермехер, Ф. Ферстер); стремление к самосовершенствованию (Д. Карлсон, С. Смайлс, Ф. Ферстер); способность к во­левому поведению (А. Дюбуа, Ж. Маритен, Э. Кей, К. Радо, М. Фасбендер). Рассматриваются также спосо­бы и приемы выработки воли (Г. Диайл, К. Радо, Ж. Ма­ритен), воспитания самообладания, самоконтроля (И. Либман, М. Фасбендер, С. Паршмент), умственного самовоспитания и самообразования (С. Смайлс, М. Мон-тесоори, Д. Блекки), выработки практических умений и навыков (А. Абенхеймер, X. Брюс, К. Радо, Д. Карнеги), приемы самоубеждения, самовнушения (И. Либман, Н. Пиль, К. Радо, Ф. Ферстер).

Однако следует отметить, что до настоящего времени оста­ются слабо исследованными такие проблемы самовоспи­тания, как процесс развития самовоспитания, система средств самовоспитания и основа педагогического руко­водства этим процессом у школьников. Вместе с тем не подлежит сомнению, что внеклассная работа с детьми является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и важнейшим средством всестороннего развития ребенка.

Но наряду с достаточной теоретической разработкой вопроса самовоспитания в практике учителей общеобразовательных учреждений, как правило, отсутствует целенаправленная и систематическая работа по осуществлению педагогического руководства самовоспитания школьников посредством организации внеклассной работы.  Данное противоречие обусловило выбор темы нашего  исследования: «Внеклассная работа как средство стимулирования самовоспитания подростков».

Решение  проблемы организации внеклассной работы, направленной на стимулирование самовоспитания подростков является   целью   нашего   исследования.

Объектом исследования является процесс самовоспитания детей подросткового возраста.

Предметом исследования является внеклассная работа по стимулированию  самовоспитания подростков.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2.   Определить  сущность понятия «самовоспитание» и особенности его у подростков.

3.  Проанализировать содержание и  принципы  организации внеклассной работы.

4. Выявить и экспериментально доказать эффективность влияния внеклассной работы на процесс самовоспитания подростков.

В    процессе    данного    исследования    было    выдвинуто    гипотетическое предположение о том, что самовоспитание подростков будет осуществляться наиболее эффективно при условии  целенаправленно организованной внеклассной работы в форме бесед и консультаций.

Для реализации цели и задач исследования использовался комплекс методов:  

 теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по данной теме;

эмпирические:  проведение коллективных  и индивидуальных бесед  и консультаций по самовоспитанию подростков;  педагогический эксперимент, методы статической обработки.

Исследование осуществлялось на базе СОШ №…г. Ишима с включением 29 учащихся 8 «А» класса (контрольная группа) и 29 учащихся 8 «Б» класса (экспериментальная группа).

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, определена проблема, цель, задачи исследования,  сформулировано гипотетическое предположение.    Был   проведен   констатирующий   эксперимент,   с   целью  определения  уровня  воспитанности учащихся экспериментального  класса.

На втором этапе нами была организованна опытно-педагогическая работа. Проведены беседы и консультации по самовоспитанию учащихся.

На третьем этапе были систематизированы и обобщены данные опытно-педагогической работы.  Оформлена выпускная квалификационная работа.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем актуализирован современный уровень педагогического знания о становлении и реализации самовоспитания подростка; выявлены особенности педагогического стимулирования процесса самовоспитания подростков посредством внеклассной работы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические выводы и практические материалы могут служить основой для проведения спецкурсов и спецсеминаров в педагогических вузах, на занятиях по педагогическим дисциплинам, а также могут использоваться в практической работе учителей средних школ при организации учебно-воспитательного  процесса.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Самовоспитание — это направленный и осознанный процесс, в котором подросток или взрослый человек ставит цель изменить самого себя в соответствии с требованиями окружающих условий или теми притязаниями, которые выражают его стремления к достижению личных или общественных перспектив. В том и другом случае оно связано с противоречиями и осознанием их самой личностью.

Самовоспитание в какой-то степени можно соотносить с теми функциями, которые выполняет индивид или стремится к их осуществлению. Здесь имеются в виду такие функции, как потребление материальных и духовных ценностей, создание ценностей путем репродукции уже известных способов и средств, охраны ценностей, созидание (творчество) или стремление к исследованиям, новым открытиям, воспроизводство человеческого рода (половые отношения).

     Каждая из названных функций может быть условием самовоспитания, если с ними связывается и осознается необходимость изменять свои качества и свойства. Приспособление же к условиям и условий к своим нуждам и даже их изменение предполагает сохранение стабильности сложившихся психологических структур. В этом плане подражание можно рассматривать и как простое приспособление, и как изменение себя в соответствии с предметом, который вызвал те или иные переживания.

Самовоспитание - относительно позднее приобретение онтогенеза -находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Поэтому очевидна многогранность самой проблемы самовоспитания не только в педагогике, но и в философии, психологии.

Воспитание и самовоспитание - две неразрывно связанные между собой стороны единого педагогического процесса. Воспитание определяет направленность и содержание самовоспитания. Процесс воспитания создает подростку необходимые нравственно - психологичнские, познавательные и волевые предпосылки самовоспитания. Воспитание и самовоспитание определяются общественными условиями. Воспитание и самовоспитание имеют свои различия. Так, воспитание - фактор внешнего воздействия, руководство развитием ребенка. Воспитание призвано вскрыть резервы человеческой психики, поднять интеллект, сознание и направить на развитие личности без внешнего стимулирования, чтобы процесс работы над собой стал жизненной потребностью. Самовоспитание

строится на внутренних усилиях самой личности, направлено оно не только на приобретение знаний, расширение кругозора, физическое совершенствование, но и на усвоение многообразного социального опыта и утверждения себя как личности, на формирование нравственных качеств, а так же на осуществление жизненных целей.

Цель и задачи самовоспитания зависят от того идеала личности, который представляется человеку.

Основные принципы самовоспитания: деловитости, осознанности, настойчивости, регулярности, детального учета использования времени.

Изучение опыта работы педагогов   убеждает, в том, чем полнее и

лучше включены учащиеся в разнообразную деятельность, чем больше они берут на себя инициативу ее планирования, подготовки и осуществления, подведения итогов, контроля, коррекции, тем выше эффективность самовоспитания. Если учащийся выступает в роли активного организатора и участника деятельности, то в результате формируется активная, деятельная личность.

Эффективность стимулирования самовоспитания зависит от разнообразия используемых средств и, от адекватности реакции на них учащихся.

Изучив теоретический и экспериментальный материал, мы пришли к выводу, что сознание ребёнка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни. Педагогом должно учитываться содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей. Поэтому педагогам необходимо овладение методами и приемами педагогического руководства процессом самовоспитания школьников.

В ходе работы подтвердилась актуальность темы исследования.

В процессе работы мы выполнили поставленные в начале исследования задачи. Гипотеза, выдвинутая нами, в результате экспериментального исследования была подтверждена.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее при организации педагогического процесса учителями средней общеобразовательной школы.


Библиография

 

1.   Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед-ий. [Текст] / Л.И. Аксенова. –М.: Академия, 2001.–192 с.

2.   Алпатов, Н.И. Внеклассная работа в средней школе. Пособие для учителей. [Текст] / Н.И. Алпатов. –М., Учпедгиз, 1949. – 17с.

3.   Андреева, Г.М. Социальная психология. [Текст] / Г.М. Андреева. –М., 1988. – 144с.

4.   Бабанский, Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников. [Текст] / Ю.К. Бабанский.– М., 1980 . – 247 с.

5.   Бизенков, Г. И. О формировании и развитии критичности и  самокритичности у учащихся    старших   классов    средней    школы.  [Текст] / Г. И. Бизенков.- М., 1953. -156 с..

6.   Воспитательная работа в школе[Текст] /М.И. Кондакова.–2-е изд., испр. и доп.–М.: Просвещение, 1997.–351 с.

7.   Вульфов, Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы (Содержание и методика деятельности). [Текст] / Б.З. Вульфов, М.М. Поташник. –М.: Просвещение, 1998. – 17с.

8.   Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / Л.С. Выготский, – М., 1996. .–357 с.

9.   Высоцкий, А. И. Анализ приемов, применяемых подростками при самовоспитании [Текст] / А. И. Высоцкий. - Рязань, 1987. -96 с.

10.                     Гавакова, Т. В. Формирование самоконтроля у учащихся
VIII классов в учебной деятельности. [Текст] / Т. В. Гавакова. - Киев, 1975.- 146 с.

11.                     Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. [Текст] / К.М. Гуревич. //Педагогика.–2000.–№5.- с. 59 – 62.

12.        Гликман,  И.З.   Самовоспитание   школьников [Текст] /   И.З.   Гликман  // Инновации в образовании. - 2007, №9.С. 4-25.

13.                     Гришин, Д.М. Руководство самовоспитанием школьников. [Текст] / Д.М. Гришин. - М., 1975.- 236 с.

14.                     Гришин, Д. М.. Процесс нравственного воспитания и его движущие силы. В сб.: Нравственное воспитание личности школьника[Текст] / Д.М. Гришин. - Калуга, 1979.

15.                       Гришин, Д. М.   Учись самовоспитанию   [Текст] / Д.М. Гришин. – М., 1969. – 31 с.

16.        Закатова,   И.Н.    Организация   внеурочной   деятельности
школьников по самосовершенствованию [Текст] /  И.Н. Закатова // Школьные технологии, 2001, №6. С.77-101.

17.                       Иващенко А.В. . Самовоспитание старшеклассников: методология,
теория, практика [Текст] // А. В. Иващенко, А. Я. Совиньски. - Рос. ун-т дружбы народов. - М.,2004.

18.                     Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. [Текст] / Т.Н. Калечиц. –М.: Просвещение, 1980. – 223 с.

19.                       Каптерев, П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании [Текст] / П.Ф.Каптерев // Педагогика, 1999, №7.С 73-75.

20.                     Ковалев, А.Г. Личность воспитывает себя. [Текст] / А.Г. Ковалев. - М., 1983.- 217 с.

  1. Ковалев, А.Г. Самовоспитание школьников [Текст] /  А.Г.Ковалев. - М, 1986. – 217 с.

22.                     Коломинский, Я.Л. Воспитай себя. [Текст] / Я.Л. Коломинский. - М., 1981.- 28 с.

23.                     Кочетов, А.И. Педагогические основы самовоспитания. [Текст] / А.И. Кочетов. - М., 1974.- 147 с.

  1. Кочетов, А.И. Как заниматься самовоспитанием [Текст] / А.И.Кочетов.- М, 1986. – 238 с.

25.                     Краснобаев, Б.И. Педагогическая энциклопедия. [Текст] / Б.И.Краснобаев. –М.: Советская энциклопедия, 1964.- 367 с.

26.                     Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников: Пособ. для кл. руководителей. [Текст] / В.О. Кутьев. –М.: Просвещение, 1983.–223 с.

27.                     Ковалев А. Г. О потребности в самовоспитании у школьников. [Текст] / А. Г. Ковалев. - Л., 1977. – 106 с.

28.                     Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики, [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М., 1974. – 263 с.

29.                     Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / В.Г. Максимов. –М.: Академия, 2002.–142 с.

30.                     Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб.пособ. [Текст] /  Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество, 2002.–480 с.

31.                         Матлин, Е.  К.  О критичности и самокритичности учащихся V—X классов. [Текст] /    Е.  К. Матлин.  - Минск, 1977. -225 с.

32.                     Методика воспитательной работы в школе. Очерки. [Текст] /Сост.: Э.С. Кузнецова, А.М. Бардиан.–М.: Просвещение, 1967 – 97 с.

33.                     Методика воспитательной работы: Учеб. пособ. для вузов по спец. «Педагогика» [Текст] /Под. ред. В.А. Сластеника.–М.: Академия, 2002.–144 c.

34.                     Методика воспитательной работы: Учеб. пособ. для студ. высших. пед. учеб. заведеий [Текст] /Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина; Под ред. В.А. Сластенина.–М.: Академия, 2002.–144 с.

  1. Меркулова,   Л.П.   Педагогическое   руководство   самовоспитанием
    школьников : учеб. пособие к спецкурсу [Текст] / Л. П. Меркулова. - Свердловск, 1990. – 112 с.

36.                     Михалков, С.А. Все начинается с детства. [Текст] / С.А. Михалков. –М., 1980 - 41 с.

37.                     Морозов, В.В. Вопросы внеклассной и внешкольной работы с детьми. [Текст] / В.В. Морозов. –М.: Учпедгиз, 1975. – 27 с.

  1. Педагогическое руководство самовоспитанием школьников : учеб.-
    метод. пособие для преподавателей каф. педагогики и психологии пед. вузов и ун-тов / АПН СССР, НИИ общ. Педагогики. [Текст] / X. Ибрагимов, С. И. Хохлов. ., 1988. – 342 с.

39.                     Плеханов А. Развивать потребность в самовоспитании. [Текст] / Плеханов А. //На­родное образование. 1975, №3, с. 91.

40.                     Рувинский, Л.И. Самовоспитание личности. М., [Текст] / Л. И. Рувинский. – М., 1984.-67с.

41.                     Рувинский, Л. И., Соловьева, А. К. Самооценка как фактор самовоспитания. В сб.: Проблема управления процес­сом воспитания личности. [Текст] / Л. И. Рувинский,  А. К. Соловьева. - М„ 1972.-237 с.

42.                     Рыковский, В. В. Литература в самовоспитании школьников. [Текст] / В. В. Рыковский. -  Тамбов, 1967. – 42 с.

43.                     Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа. [Текст] / В.А. Сухомлинский. –М., 1969. – 44 с.

44.                     Теплов, Б.  М. Об объективном методе   в психологии,   [Текст] / Б.  М. Теплов. //Советская педагогика, 1972, №7, с 84—85.

45.                     Ушинский, К. Д. Собр. соч. т. 11. [Текст] / К. Д. Ушинский. . — Л., 1962. -376 с.

46.                     Цукат, Л. Ю. О некоторых особенностях и функции идеалов
в школьном возрасте. В сб.:  Вопросы психологии школьника. [Текст] / Л. Ю. Цукат. - М.,1981.- 98 с.

47.                     Чернышева,  И.М.  Педагогическое руководство самовоспита­нием учащихся вечерней школы. [Текст] / И.М.Чернышева. -  М, 1965. -207 с.

48.                     Щелкова, Н. Самовыражение и самовоспитание в процессе литературного    творчества    старшеклассников.    [Текст] / Н. Щелкова. расноярск, 1970.- 32с.