Дипломная работа
Сочетание методов
контроля на уроках биологии как условие повышения эффективности учебной деятельности учащихся
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Контроль и
его значение в учебно-воспитательном процессе
1.1. Значение и
функции контроля…………………………………………..7
1.2. Формы
контроля…………………………………………………………13
1.3. Виды и методы контроля……………………………………………….25
Глава 2.
Опытно-экспериментальная проверка применения методов контроля на уроках биологии
2.1. Характеристика когнитивных и аффективных качеств
учащихся на констатирующем этапе эксперимента……………………………………….38
2.2. Опытно-педагогическая работа по применению методов
контроля на уроках биологии……………………………………………………………….47
2.3. Результаты применения методов контроля на уроках
биологии………55
Заключение……………………………………………………………………..60
Библиография………………………………………………………………….63
Введение
Главной целью образования считается развитие умственных,
интеллектуальных задатков ребёнка.
В связи с этим перед школой возникает важная задача,
значимость которой заключается в правильной организации учебной деятельности.
Сущность обучения основана на создании условий, при которых
в процессе обучения ребёнок становиться её субъектом, т.е. обучения ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у
учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи; планировать
учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её
реализации, осуществить контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить
полученные результаты.
В целостной структуре учебного процесса контроль занимает
особо важное место. Появление действий контроля означает, что структура учения
наполняется всеми компонентами и происходит обобщение способов осуществления
отдельных систем учебных действий в целостное образование, обеспечивающее то,
что обычно называют умением учиться.
Многие педагоги, психологи и методисты в своих работах
уделяли большое внимание вопросу организации контроля в процессе обучения.
Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует
понимать прежде всего контроль за правильностью и
полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.
Данному вопросу посвящены работы Н.Ф. Талызиной, К.Н. Поливановой, Т.А. Матис, П.Я.
Гальперина, Л.В. Берцфаи, В.Г. Гомонок и др.
Необходимо отметить, что в
обычной практике работы, как правило, преобладает контроль по результату, где
проверяется не правильность
проведения отдельных операций и их последовательность,
умение контролировать каждый свой шаг, а полученный результат.
Учитывая научные знания и исследования по данной проблеме,
основываясь на современных требованиях к учебному процессу, мы считаем, что
сочетание методов контроля в процессе
обучения – является актуальной проблемой, стоящей перед современной школой.
Несмотря на достаточную теоретическую разработанность
данного вопроса, разработанность, сожалением
приходится констатировать, что в практике работы школ наблюдается тот факт, что
учителя уделяют недостаточное внимание
вопросам эффективного применения и сочетания традиционных и нетрадиционных
методов контроля с целью повышения эффективности учебного процесса. Это
объясняется недостаточностью педагогического опыта, методических рекомендаций,
пособий, справочников, направленных на внедрение методических приёмов
применения контроля, отсутствием в
программах указаний на необходимость его совершенствование. Необходимо
отметить, что в обычной практике работы, как правило, преобладает контроль по
результату, где проверяется не правильность проведения отдельных операций и их
последовательность, умение контролировать каждый свой шаг, а полученный результат.
Таким образом, возникает противоречие между достаточной разработанностью
теоретического аспекта данного вопроса и отсутствием разработанной методики его применения в
практической деятельности учителей в процессе обучения.
Данное
противоречие обусловило выбор темы нашей выпускной квалификационной работы: «Сочетание методов контроля на уроках
биологии как условие повышения
эффективности учебной деятельности учащихся».
Решение данной проблемы
является целью исследования.
Объект исследования: формы и методы контроля в образовательном процессе.
Предмет исследования:
работа учителя по организации сочетания методов контроля на уроке биологии.
При работе над вопросом нашего
исследования мы руководствовались гипотетическим предположением, согласно
которому применение сочетания
методов контроля будет способствовать
повышению эффективности учебной деятельности учащихся на уроках
биологии.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами
были поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по теме исследования.
2) Выявить функции и особенности методов контроля в
образовательном процессе.
3) Организовать
опытно-педагогическую работу по
применению методов контроля с целью повышения эффективности учебного
процесса.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов
исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы;
наблюдения за участниками
эксперимента; анкетирование,
тестирование; эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.
Исследование
проводилось на базе средней школы с. Лебяжье Называевского
района Омской области с участием 12 учащихся.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап - подготовительный
включал в себя определение целей, задач исследования, изучение
психолого-педагогической литературы по теме
исследования,
создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта
первой главы);
2
этап - собственно экспериментальный – проведение эксперимента, анализ и обработка
полученных данных, формулировка выводов;
3
этап заключался в оформлении выпускной
квалификационной работы в соответствии с
требованиями ГОСТа.
Методологической
основой являются научные труды по теме исследования психологов и педагогов: Г.С.Калинова, Д.Б.
Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина,
Н.Ф. Талызиной, Л.Я. Гальперина, В.С.Конюшко, Ю.А. Чуваевой и
др.
Теоретическая
значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов,
существующих в педагогике,
психологии и методике по вопросам
организации контроля учебной деятельности.
Практическая значимость представляется возможностью
использовать данную работу в практике
учителей и методистов при
организации образовательного процесса.
Структура работы: введение,
глава 1, глава 2, заключение, список литературы, приложения.
База
исследования: средняя общеобразовательная школа №\\\ г. Называевска с включением 12 учащихся 9-го класса.
Заключение
Таким образом, контроль знаний имеет большое значение для ученика и для учителя. В связи с этим дидактика
рассматривает информацию, получаемую в
результате контроля за учебной деятельностью, выполняемого учителем, как внешнюю
обратную связь, а информацию от самоконтроля
ученика, от осознания своих познавательных действий
и их результатов - как внутреннюю обратную связь.
Главным условием контроля является его систематичность. Систематичность контроля знаний и умений учащихся -
важная составная часть обучения.
Систематическая проверка знаний вырабатывает у учеников навык готовить домашнее задание к каждому уроку, привычку к систематическому труду, воспитывает чувство
ответственности за добросовестное выполнение
работы в определенные сроки, волю в преодолении трудностей.
Планомерное осуществление контроля позволяет учителю
привести в систему знания, усвоенные школьниками за определенный период времени,
выявить успехи в учении, пробелы и недостатки у отдельных учеников и у всего класса в целом. Контроль знаний является
также средством самопроверки учителя, а значит, и
средством для улучшения качества его работы.
Информация о достижениях учащихся важна и для родителей,
чтобы участвовать в контроле за
успеваемостью своего ребенка, помогать ему преодолевать
трудности в учении.
Контроль за качеством достижений учащихся в образовательном процессе является одним из важных средств повышения
эффективности обучения биологии.
Систематическая информация о состоянии знаний и умений учащихся позволяет учителю оперативно использовать
рациональные способы и средства обучения, точно и
правильно управлять учебным процессом, предвидеть его
логику, прогнозировать результаты усвоения знаний.
Контроль помогает учителю глубоко анализировать результаты своей работы и
принимать меры к устранению имеющихся недостатков. Она требует от учителя специальной подготовительной работы
-планирования всех этапов проверки, заблаговременной
подготовки средств контроля: вопросов, дидактических карточек, задач для
контрольных работ, средств программированного
контроля. Основное требование к контролю успеваемости
- регулярность.
Контроль знаний и умений учащихся требует от учителя биологии прежде всего совершенно отчетливого представления о том, какие именно знания и умения должны получить учащиеся в результате
обучения в каждом классе. Объем
учебного материала определяется действующей программой
и более конкретно очерчивается стабильным учебником, но учителю необходимо знать какие сведения и умения
подлежат учету, поскольку твердые
знания учащихся должны иметь об основных вопросах курса, о менее важных допускается иметь лишь представление. Лишь опорные знания должны сохраняться в памяти
учащихся навсегда, или, во всяком случае,
надолго, тогда как всякое остальное неизбежно
забудется, если человек не станет специализироваться в данной области. И
ничего страшного в этом нет. Напротив, то, что к опорным знаниям не относится
можно спросить разве что на следующем уроке или после специального повторения. Осуществлению единого подхода может способствовать ориентация на рубрику программы
"Основные требования к знаниям
и умениям учащихся". Здесь сосредоточено то главное, что должны усвоить ученики на уроках биологии.
Полученные в ходе
нашего исследования данные убеждают в
необходимости проведения специально
организованной педагогической
работы по организации контроля в образовательном процессе. В процессе
работы подтвердилась актуальность и практическая значимость нашего
исследования. В процессе работы было проанализировано 37 источников литературы
по теме исследования. Цели и задачи,
поставленные в ходе работы, были выполнены. Гипотеза исследования была
подтверждена.
Библиография
1.
Абрамова, Г. С. Возрастная психология.
Учебное пособие для студент. вузов
[Текст] / Г.С. Абрамова - М.: Академия, 1997 – 638 с.
2.
Анастасова, Л. П., Кучменко В. С. Биология.
Сборник заданий для проведения устного
экзамена по биологии за курс средней школы. 11 кл.
[Текст] / Л.П. Анастасова, В.С.
Кучменко. — М., 2000.- 278 с.
3.
Бабанский,
Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический
аспект [Текст] / Ю.К. Бабанский – М.: Педагогика, 1977. – 254 с.
4.
Берцфаи,
Л. В. Специфика учебного действия контроля [Текст] / Л.В. Берцфаи
//Вопросы психологии– 1987. - №4. – С. 55 – 60.
5.
Берцфаи,
Л. В. Диагностика действия контроля [Текст] / Л.В. Берцфаи,
К.Н. Поливанова // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального
развития детей. – М., 1981 – С. 29 - 40
6.
Берцфаи,
Л. В., Исследование особенностей
рефлексивного контроля. Сообщение 1[Текст] / Л.В. Берцфаи,
В. Г. Романко // Новые исследования в психологии – 1981, - №2 – С. 68 – 72
7.
Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии [Текст] /Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская.— М., 1983. – 306 с.
8.
Воронцов, А. Б. Некоторые подходы к
вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся [Текст] / А.Б. Воронцов
// Начальная школа – 1999 - №7 – С.61 – 71.
9.
Давыдов, В. В. Содержание и строение
учебной деятельности школьников [Текст] / В.В. Давыдов – М., 1978 – 321 с.
10.
Захарова, А.В. Развитие контроля и
оценки в процессе формирования учебной деятельности [Текст] / А.В.
Захарова //Формирование учебной
деятельности школьников.– М., 1982. – 234 с.
11.
Зимняя, И. А. Педагогическая
психология. [Текст] / И.А. Зимняя – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 476 с.
12.
Зверев, И. Д. Общая методика преподавания биологии. [Текст]
/
И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова. — М.,
1985.- 351 с.
13.
Каджаспирова, Г.М. и др. "Педагогический словарь" [Текст] / Г.М. Каджаспирова - М., 2000. - С.103-104.
14.
Калинова, Г.С. "Контроль знаний и умений
учащихся с учетом требований
к их биологической подготовке" [Текст] / Г.С. Калинова //
Биология в школе, 2000. № 6. -
С.27-32.
15.
Калинова, Г.С. Система
контроля знаний и умений учащихся [Текст] / Г.С. Калинова //
Биология в школе. 2000. № 3. -С. 19.
16.
Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] / А.К. Колеченко С.-Пб., 2002. - С. 183-200.
17.
Конюшко, В.С. Методика обучения биологии [Текст]/В.С.
Конюшко Минск. 2004.
-С.156-168.
18.
Кучменко,
В.С. Проблемы модернизации биологического
образования [Текст]
/ В.С. Кучменко
// Биология в школе, 2003. № 5. – С.48-53.
19.
Кучменко, В. С. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по
биологии [Текст] / В.С. Кучменко — М., 2000. – 347 с.
20.
Леонтьев, Л. Н. Деятельность.
Сознание. Личность – 2 – е изд. [Текст] /
Л.Н. Леонтьев – М., 1977. – 364 с.
21.
Максимова, Т.П. Влияние формы
кооперации младших школьников на развитие контрольно - оценочных действий
[Текст] / Т.П. Максимова // Развитие мотивационно – познавательной сферы
школьника в условиях учебной деятельности.– Волгоград, 1985. – 276 с.
22.
Марина А.В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения. [Текст]
/ А.В.
Марина, В.П. Соломин, П.В. Станкевич— СПб., 2000. – 341 с.
23.
Майоров, А.Н.
Тесты и их
виды [Текст] / А.Н. Майоров //Школьные технологии,
1998., №4. - С. 176-178.
24.
Мор, Г.Я. Формирование навыков
самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся [Текст] / Г.Я. Мор //Начальная школа –
1993. - №11. – С.38 – 43
25.
Никифоров, Г.С. Самоконтроль
человека. [Текст] / Г.С. Никифоров – М., - С. 90 – 94.
26.
Орлова,
Л. Н. Теоретико-методологические основы преподавания биологии. [Текст] /Л.Н. Орлова — Омск, 2001.- 276 с.
27.
Петровский, В.А., Черепанова, Е.М.
Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания [Текст] / В.А.
Петровский, Е.М.Черепанова
//Вопросы психологии. – 1987. - №5. – С.48 – 51.
28.
Познавательные процессы и
способности в обучении [Текст] / Под
ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1996 – 168 с.
29.
Поливанова, К.Н. Психологические
формирования действия контроля в учебной деятельности. [Текст] / К.Н. Поливанова // Новые исследования в
психологии. – 1983, - №1 – с. 65 – 68.
30.
Понамарева, И.Н. и др. Общая методика обучения биологии [Текст] / И.Н. Понамарева. - М.,2003. - С.240-244.
31.
Репкина,
Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. [Текст] / Г.В.Репкина, Е.В. Заика.- Томск: Пеленг, 1993. – 62 с.
32.
Романко, В.Г. Особенности
рефлексивного контроля как учебного действия[Текст]
/В.Г. Романко //Новые исследования в психологии – 1985, - №1. – С.65 – 71.
33.
Российский
и зарубежный опыт построения систем образовательного тестирования.
[Текст] / МО РФ. — М., 2000.- 209 с.
34.
Талызина, Н.Ф. Педагогическая
психология [Текст] / Н.Ф.Талызина – М.: Академия,
1998. – 497 с.
35.
Фридман, Л.М. Психологический
справочник учителя [Текст] / Л.М. Фридман, М.Ю.
Кулагина– М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
36.
Эльконин,
Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин – М., 1995. - 342 с.
37. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии – 1971. - №4. – С. 57 – 61.